Тени оживают в полночь

Виталий Шахов
1 апреля 2015, 00:07
Виталий Шахов

ТЕНИ ОЖИВАЮТ В ПОЛНОЧЬ (маленькая весенняя тайна из сердца столицы Коми)

Недавно меня сильно озадачила одна знакомая бабушка. Вернее, не она сама (мы знакомы лет 300 и вряд ли эта милая эксцентричная женщина может меня ещё чем-то удивить). Очень смутила её пятилетняя внучка: в мирной жизни - умница, красавица, бегло читает и даже сочиняет стишки. При этом она может есть мороженное, ковыряться в носу и откуда-то падать одновременно.
 
Нормальный ребёнок, но его слишком много. Вполне  понимаю родителей, не спешащих со вторым таким же. Да, они по полной используют любую возможность спихнуть дитя на бабушку. Но это вовсе не свидетельствует о недостатке любви... Тем более что между внучкой и бабушкой даже я нахожу много общего.
Не буду называть фамилий, поскольку люди они довольно известные, да и девочку не хочется сглазить.

Началось всё банально. Как обычно, совершенно неожиданно и раньше времени пришла весна. Её первые приметы в нашей столице - жертвы сосулек.

На шуструю Дашу (назову её так для удобства) свалился с крыши не слишком большой кусок льда со снегом. Не слишком большой для серьёзной травмы, но вполне достаточный, чтобы смотревшая за внучкой бабуля слегка упала в обморок.

Дашутка очнулась раньше и даже почти не плакала. То есть, она всплакнула, конечно, над неожиданно павшей надсмотрщицей. Совсем чуть-чуть.
 
«Скорая» констатировала лёгкое сотрясение. Для Даши - привычное состояние. Если один день в году ребёнка можно было увидеть без каких-то видимых повреждений, значит - на календаре 29 февраля.
Милицию не вызывали постольку, поскольку дом свой и винить некого. Врач прописал покой и какие-то таблетки. Ничто ничего не предвещало.

Только… дня через три девочка заговорила.  От её болтовни и раньше трещали головы у мамы, папы, бабушки и воспитательницы в детском саду. Теперь она стала  говорить ещё и во сне. Примерно в одно и тоже время, а именно – в полночь.
 
Дашуля не кричит, не плачет, а просто что-то тихо бормочет на непонятном языке. Расскажет за  15-20 минут свою странную историю и дальше спит спокойно.  Врач не увидел ничего предосудительного – обычное дело. Бывает и хуже.
- Само пройдёт. Почему не понятно говорит? А вы своих детей, вообще-то, и наяву всегда хорошо понимаете? Я - нет.
- Так она днём очень правильно говорит и даже стишки сочиняет.
- Видите- ли… Это, вообще то – не ко мне. Может, к логопеду?

Показались и логопеду, и психологу. Но ведь днём девочка совершенно нормальная. Возникло подозрение на особую форму лунатизма.

Родители – люди не бедные и близкие к телевидению. А тут как раз в Сыктывкаре гостил экстрасенс из финалистов знаменитой битвы. Выступил по местному ТВ и обслужил по случаю подвернувшихся вип-клиентов. Принял и Дашу с бабушкой,  покурил, обжегся свечкой и огорчился:
- Дашуля, а ты хоть минуточку помолчать можешь? И перестань, пожалуйста, выковыривать воск из сосуда. Он волшебный.... Мама, а у вас есть знакомые Екатерины?
- Я  - бабушка – счастливо улыбнулась приятельница. -  Есть, наверное... Да, конечно, есть. Тоже мне - редкость. И Лены есть, и даже Музы. Этих особенно много.
- Ладно… Это бывает… А в роду, из предков такие были? Катя… Екатерина...Иван… Горин… Только это вот вертится и всё. Ночью бы послушать, но - сегодня уезжаю. А Вы на диктофон её запишите. Так ничего сказать не могу... Не мой профиль. Вот потеряется - обращайтесь.

Взял задаток и умчался вдаль.

Всё это и рассказала мне бабуля при очередной случайной встрече. С выражением, вздохами и даже чуть ли не слезами. Пуговица от дублёнки твёрдо держалась в её нежных пальчиках и уйти от странной темы не было никакой возможности:
- Ну и что, записала?
- Конечно! Слушай, может, ты послушаешь? У тебя же брат – экстрасенс.
- Двоюродный.

Но, как тут откажешь? Взял я этот диктофончик. Включил, но с ходу ничего не понял: бормочет и бормочет. Машины ещё шумят, да и сама вечно весенняя бабуля щебечет, как стая воробьёв. Фон, хоть и привычный, но отвлекает.

И вот,   ровно в полночь (а для меня это самое плодотворное время суток) что-то толкнуло включить ещё раз. Тишина. И детский голос лепечет что-то совсем странное, но до боли знакомое: шог, гаж, муса… кымор… Вырубил комп для полной ясности. Взял ручку и расшифровал то, что понял (а то, что малышка лепечет что-то по-коми я уже догадался).

Получилось как-то так:

Эз ко шог вов, гаж эг  тэди,
Шогтэг гажыс дзугыльмэди:
Мича енвевт, кор и кымэр
Югыд шондiсэ тай кусэ!
Кор и сьэкыд шогыд суас,
Пыр на лоас олэм муса!

Сказать, что удивился - не могу. Возраст не тот. Но - возбудился больше, чем от сбитого Боинга, и уснул только под утро. Телефон неугомонной мамы-бабушки поспать, конечно, не дал:
- Ладно. Через часик буду. С тебя кофе, коньяк и вообще - должна будешь.

Бабушка, хоть и коми по матери, но моя ровесница (пардон! - на 15 лет моложе!), попросила перевести.

В достаточно вольном варианте это прозвучало так:

Не бывает туч без солнца
Не бывает дня без ночи
Радость с горем и печалью
Рядом и ничто отдельно
Если ты сегодня в горе
Будешь счастлив непременно…

Подруга юности пришла в ужас:
- Откуда это всё?! Не знает никто в доме коми языка! А девчушка ещё и горя то не видела.
-  А ты вспомни экстрасенса и покопайся в предках. Стихи то хорошие ведь. Иван… Но он – Куратов… Екатерина ни о чём не говорит?
- Да мало ли их было? Откуда я знаю?
- А Горин?
- Горин… Не Горин, а – Горинов… Есть у нас такая фамилия в роду по маме.
- А родом они откуда?
- Кебра…
- Это ведь теперь – Куратово? А маму Ивана Куратова, кажется, Катей звали. Ну вот, старуха, и ещё подарочек тебе от внучки... Что бы не так скучала. Я такого стихотворения у основоположника не знаю, но ведь я – не специалист. Походи по музеям. Может, и узнаешь кого из родни. Да... и про гонорар, надеюсь, не надо напоминать?
*** Иван Куратов - Ива;н Алексе;евич Кура;тов (коми Куратов ;ль;ш Вань; 6 (18) июля 1839 — 17 (29) ноября 1875) — основоположник литературы коми, лингвист, переводчик, поэт коми.