Женские судьбы. Матильда Ксешинская

Алина Алексеева-Маркезин
           Она хотела славы – и добилась своего. Сперва это была скандальная слава – как у всякой молодой артистки, которая стала бы подругой наследника трона. Потом всем стали видны ее талант и мастерство, трудолюбие и упрямство.
 
                Матильда Феликсовна Кшесинская была потомственной "балетной" - она родилась 31  августа 1872 года в театральной семье поляка, танцовщика и оперного певца Феликса Кшесинского и балерины Юлии Долинской  в Петербурге.

        Матильда  стала последним, тринадцатым ребенком в этой семье и имела ласковое имя - Маля, Малечка. Старшая дочь Феликса Кшесинского, Юлия, танцевала вместе с отцом и часто на фотографиях сегодня ее путают с Матильдой Феликсовной. Балетным стал также и брат Матильды - Иосиф.  Вот в такой атмосфере мира театра и росла юная Малечка.
        Никого не удивило ,что Матильда решила стать танцовщицей и поступила в императорское театральное  училище.
 
             На выпускном экзамене в училище в 1890 году почётными гостями была вся царская семья,после состоялся торжественный обед.Александр III усадил Кшесинскую рядом с собой,пожелал ей быть  «украшением и славой нашего балета».С другой стороны от Матильды он посадил своего сына Николая,при этом,улыбаясь,сказал: «Смотрите только,не флиртуйте слишком».

             После экзамена был ужин, взаимный флирт двух молодых людей и спустя годы запись в мемуарах Кшесинской: "Когда я прощалась с Наследником, в его душу, как и в мою, уже вкралось чувство влечения друг к другу".

   Однажды Кшесинская с сестрой прогуливалась по городу.Недалеко от Дворцовой площади мимо них проехал в коляске наследник Ники. «Он узнал меня,обернулся и долго смотрел мне вслед.Какая это была неожиданная и счастливая встреча!».А вот запись из дневника великого князя Николая Романова: «Кшесинская мне положительно очень нравится».

      Вскоре наследника отправили в кругосветное путешествие,а когда он вернулся осенью 1891 года,стал ухаживать за Матильдой.Ники дарил ей подарки.Первым из них был золотой браслет с крупным сапфиром и 2-мя бриллиантами.Следующим стал прелестный особняк на Английском проспекте,№ 18,построенный великим князем Константином Николаевичем для балерины Кузнецовой,с которой он раньше жил.

     Кшесинская вспоминала: «…Ники меня поразил.Передо мною сидел не влюблённый в меня ,а какой-то нерешительный ,не понимающий блаженства любви.»
Надо заметить,что этот роман был заранее срежиссирован в царском  дворце.Наследник рос вялым и аппатичным.

           По общему мнению,юная Матильда Кшесинская оказалась лучшей кандидатурой.Свести их вместе не составило никакого труда.Для обольщения балерины наследнику выделили большую сумму денег.Аппетиты Кшесинской постоянно возрастали-подарки,лошади,особняк…

    Однако у этой любви не было перспектив.Наследник понимал,что для трона нужен династический брак с особой королевских кровей.
« Хотя я знала уже давно,что это неизбежно,что рано или поздно наследник должен будет жениться на какой-либо иностранной принцессе,тем не менее моему горю не было границ»,-вспоминала Кшесинская.

    Пути Матильды и Николая II разошлись.Но он не забыл о своей бывшей пассии,часто посещал спектакли с её участием .В 1914 году она в последний раз исполнила в присутствии императора свой знаменитый «Русский танец».   « Я танцевала отлично,я это чувствовала,а чувство никогда не обманывало меня,и уверена,что должна была произвести на Него хорошее впечатление…»

      Матильда очень переживала расставание с Николаем. Не желая, чтобы кто-нибудь видел ее страдания, она заперлась дома и почти не выходила. Из-за траура спектаклей в Мариинке практически не было, и Кшесинская приняла приглашение антрепренера Рауля Гюнцбурга уехать на гастроли в Монте-Карло. Она выступала вместе с братом Иосифом, Ольгой Преображенской, Альфредом Бекефи и Георгием Кякштом. Гастроли прошли с большим успехом. В апреле Матильда с отцом выступали в Варшаве. Здесь прекрасно помнили Феликса Кшесинского, и на выступлениях семейного дуэта публика буквально неистовствовала.

 Из воспоминаний современников:

    "У нее не было многих качеств, присущих ее современницам и соперницам по сцене: ни красоты Тамары Карсавиной и Веры Трефиловой, ни утонченности и легкости гениальной Анны Павловой. Кшесинская была небольшого роста, крепкая, темноволосая, с узкой, затянутой в корсет талией и мускулистыми, почти атлетическими ногами.
       Но она обладала неисчерпаемой энергией, пикантностью, затмевающим всех блеском, шиком, несомненной женственностью и непреодолимым обаянием. У нее были превосходные, очень красивые зубы, которые Матильда постоянно демонстрировала в сияющей улыбке. Несомненными козырями были и врожденный практицизм, сила воли, удачливость и фантастическая работоспособность."

      Все письма Николая к ней Кшесинская хранила в заветной шкатулке.Но во имя безопасности во время революции одна из её преданных подруг сожгла эти письма.Об этом Кшесинская узнала лишь через 10 лет…

    Количество поклонников Кшесинской  постоянно росло.В список её камер-пажей входили князь Никита Трубецкой,князь Джамбакуриани-Орбелиани,офицер лейб-гвардии конного полка Борис  Гартман,красавец  гусар Николай Скалон и многие другие.
 
     Однажды вечером после спектакля Кшесинская давала у себя  торжественный обед.Присутствовали сплошь великие князья.Здесь она впервые познакомилась с Андреем Владимировичем,кузеном императора.

    « Великий Князь Андрей Владимирович произвёл на меня сразу в этот первый вечер,что я с ним познакомилась ,громадное впечатление:он был удивительно красив и очень застенчив,что его вовсе не портило,напротив.Во время обеда нечаянно он задел своим рукавом стакан с красным вином,который опрокинулся в мою сторону и облил моё платье.Я не огорчилась тем,что чудное платье погибло,я сразу увидела в этом предзнаменование,что это принесёт мне много счастья в жизни…»

    Великий князь был на 6 лет моложе Кшесинской.С ним она отправилась в Европу.Он был мил,трогателен и ,главное, предан.Может быть, поэтому Матильда Кшесинская Решилась  на отчаянный шаг : 18 июня 1902 года родила сына.Мальчика назвали Владимиром в честь отца князя Андрея.

    В годы революции Кшесинской пришлось перенести серьезные душевные муки: она потеряла людей, с которыми тесно была связана раньше, - Николая II и великого князя Сергея Михайловича.
 
     В начале 1920 года Кшесинская навсегда покинула измученную политическими потрясениями Россию и обосновалась в Венеции. Несколько позже, во Франции, она вновь встретила великого князя Андрея, и влюбленные воссоединились. «Мы часто обсуждали с Андреем вопрос о нашем браке, - писала она. - Мы думали не только о собственном счастье, но и главным образом о положении Вовы… Ведь до сих пор оно было неопределенным».

     Согласовав вопрос о женитьбе с братом Андрея, Кириллом Владимировичем, влюбленные обвенчались в Русской церкви в Каннах 30 января 1921 года. В дневнике Андрей записал: «Наконец сбылась моя мечта - я очень счастлив». Матильда тоже была безмерно счастлива. Ведь она получила титул княгини.

         В 1929 году Ксешинская открыла в Париже свою балетную студию, где у нее брали уроки ученики даже из Англии, США, Испании.

            "В 1958 году балетная труппа Большого театра приехала в Париж. Хотя я не хожу больше никуда, деля свое время между домом и танцевальной студией, где зарабатываю, чтобы жить, я сделала исключение и пошла в Оперу посмотреть русских. Я плакала от счастья. Это был тот же балет, который я видела более сорока лет назад, обладатель того же духа и тех же традиций…" - так она написала в своих мемуарах.


           Матильда Феликсовна Кшесинская скончалась в возрасте 99 лет в 1971году .Она пережила свою страну, свой балет, мужа, любовников, друзей и врагов. Исчезла империя, растаяло богатство. Вместе с ней ушла эпоха: люди, собравшиеся у ее гроба, провожали в последний путь блестящий и легкомысленный Санкт-Петербургский свет, украшением которого она когда-то была.

   Есть женщины, к которым неприменимо слово "грех": мужчины прощают им все. Они ухитряются сохранить достоинство, репутацию и флер непорочности в самых невероятных ситуациях, улыбаясь, переступают через общественное мнение, - и Маля Кшесинская была из их числа.

    Подруга наследника российского престола и любовница его дяди, бессменная хозяйка Императорского балета, менявшая директоров театров как перчатки, Маля добилась всего, чего хотела: она стала законной женой одного из великих князей и превратилась в светлейшую княгиню Романову-Красинскую. В Париже пятидесятых годов это уже мало что значило, но Матильда Феликсовна отчаянно цеплялась за свой титул: на то, чтобы породниться с домом Романовых, она потратила жизнь.

Текст с иллюстрациями.http://maxpark.com/community/6782/content/1503495