Поэма Храм Сердца. Часть 57

Олег Малашонок
Владимир успокаивает гневную Христину.
Он вводит в заблуждение князя Тщеслава.
Христина рассказывает Владимиру о своих приключениях.

Та(Христина) заревела, рассердилась
И стала пленного лупить.
Я оттолкнул, она ж взбесилась
И кинулась бой повторить.
Я преградил ей путь к Тщеславу
И `не дал девушке по праву
Честь и достоинство забыть,
Врага поступком оскорбить.
Я ж успокоить попытался:
"Мой друг, не стоит гнев срывать
И о прощеньи забывать!
Он выполнить приказ старался
Владыки и попался в плен.
Его ж отпустим насовсем.

Да проявим мы милосердье
К врагам, пленённым  каждый час!
Приложим должное усердье,
Чтобы забыть обиды глас;
Подарим рыцарям свободу;
Предложим им хлеба и воду;
Поскольку есть Божий Закон.-
Не может быть Дух подчинён.
А из Закона вытекает -
Всех пленных надо отпустить,
Дать кров и хлебом накормить.
Кто победил, Тот проявляет
Почёт и уваженье к ним,
Иначе  - будет он гоним.

Христина подошла; склонилась
И попросила извинить
За гнев проявленный; смутилась,
Не зная как ей поступил.
Тщеслав простил. Мою же руку
Долго потряс, чуя разлуку
С достойным рыцарем прекрасным,
Уроки жизни преподавшим.
Впервые тот врага увидел,
Который пленного не бил,
А покормил и отпустил.
Он изумился; не предвидел
Исход плененья; был готов
Прощаться с жизнью вновь и вновь.

Арсений и Артемий крепкий
Открыли в удивленьи рот;
Впе`рели взор холодный, цепкий,
Лишённый мелочных забот,
На Влади`мира; и застыли;
И слов его не пропускали.
Пришли в себя; и с глаз слеза
У них скатилась от стыда
И от былых воспоминаний.
Что же им делать? Как им быть?
Как душу им не погубить?
Как пережить огонь страданий?
На лицах - стыд, а в сердце - грех
Не дал испить побед успех.

Я прошептал на ухо деве,
Да так, чтоб смог услышать враг
И в сеть попасть, как зверь на древе,
Обратно выбраться - ни как:
"Давайте ж бег коней направим
К Земному морю; и оставим
Там след свой зыбкий; поплывём
на шхуне в град; В Стопчис найдём
Приют беспечный, безмятежный!"
Тщеслав с вниманием внимал
И шёпот мой запоминал,
Чтоб передать смысл слов прилежный.
Я повернул к нему главу
И произнёс:"Ступай к мосту!"

Мой хитрый замысел удался,-
Тщеслав Корнею передал,
Тот к побережью напрвлялся
И там с войсками поджидал;
Но мы после ночей тревожных
И дней побега осторожных,
На час могилу посетив
И слово Богу посвятив,
Помчались ближнею дорожкой
В город Сердчис, гоня коней,
И были там за восемь дней.
Ирина, сидя в доме с кошкой,
Заметила в окно гостей,
Привезших ей печаль вестей.

Денис обрадовался встрече
С гостями; в дом их проводил
И посадил их недалече
Де`вицы; за столом спросил:
"Скажи, Христина, что ж случилось
С отцом? Зачем же ты явилась
В доме моём? Зачем грустишь
И взор отводишь и молчишь?"
- Денис, отца друг вдохновенный!-
Христина молвила ему.-
Назар не угодил в тюрьму.
Свершил он подвиг незабвенный,-
Врагов тщеславье посрамил
И рода честь не уронил.

В деревню Лечияд приехал
Дозорный, вражеский отряд;
А впереди - начальник ехал,
Который к нам заехать рад
В дом постоялый подкрепиться
И отдохнуть и в путь пуститься.
Кто ж это был? Слуга Корнея -
Тщеслав, отца искавший шея.
Он в дом нагрянул; удивился,
Заметив нас; и приказал
Пойти за ним; и указал
На дверь. Владимир заступился,
Кой больше года жил у нас,
За жизнь отца в смертельный час.

Тщеслав послал бойцов с мечами
Поймать обоих и схватить;
Но те, подвинув стол плечами,
Не дали им близ подступить.
Владимир вынял меч из ножен
И был предельно осторожен;
Он поразил врага мечом,
Забрал с главы его шелом,
Из рук ослабших меч булатный
И передал в руки отца,
Стоящим сзади храбреца.
Они подняли стол наш складный;
Тараном выгнали врагов
За дверь на холод, на покров.

Я выбегла на двор широкий;
Заметила кровавый бой
Меж витязями; невысокий
Огонь, покрытый пеленой;
Дым над соломой простирался
И в нём Владимир укрывался;
Плечи его Назар стерёг,
От меч коварный оберёг.
Тщеслав на цыпочках подкрался;
Схватил меня и протянул
До двери дома; потянул
К кровати; дико засмеялся;
Связал мне руки; вышел вон,
Желая слышать битвы звон.

Я ткнулась носом в пух подушки
И задремала до утра.
Мой сон был крепче сна старушки,
Заботящейся корм ведра
Принесть корове до восхода,
До пробуждения народа.
Тщеслав мой крепкий сон прервал
И собираться приказал.
Мы выехали с Лечияда,
Но не смогли мост пересечь;
Мои друзья нас стали сечь;
Они погнали нас. Награда
Я им была, но мой отец
Раньше погиб, как удалец.-

"Где ж Вы его похоронили?"-
"У гор Святназ, у родника
Боград мы тело положили,
У Лечияда, на века."-
Ему Христина отвечала,
Заплакала и замолчала.
Ирина к деве подошла,
Побыла с ней - и боль прошла.
Христина обратилась к мужу:
"Денис! Позвольте мне пожить
У Вас и с Вами подружить!
Я не обижу, не нарушу
Ни словом, ни поступком Вас.
Я буду слушать отчий глас!"