4. Прошу повернуть! Пока гром не грянет...

Александр Парцхаладзе
        Окна нашего дома  смотрят на здание бывшего  Политеха.  На них теперь и решетки,  и ставни.  А 60 лет тому назад ни решеток, ни ставен не было.  Время, однако, было непростым, неспокойным,  особенно после Великой Амнистии.  В Городе крали  даже носовые платки из карманов  покупателей  и тут же перепродавали их  предприимчивым  кассирам  гастрономов.  Снимали кольца, резали кошельки.  Конечно,  случались и квартирные кражи.  Но взять и поставить решетку на окно,  которое и так,  без нее, просуществовало себе спокойненько  почти сто лет?  Мы что, подпольные миллионеры?  И что у нас взять?  Воры-то народ неглупый,  к бедным не полезут!               
        Короче, окна не только не запирались, но и вообще не закрывались:  днем всегда кто-нибудь был дома, а ночью - ночью от духоты тифлисской и с раскрытыми окнами едва дышишь... Поди, закрой - через час все равно растворишь настежь!               
        Родители мои только поженились. Им выделили маленькую комнату, и они спали вдвоем на кушетке как раз возле открытого в жаркую ночь окна. Мама всегда спала крепко. И тогда, в молодые свои годы, и после - я знаю точно: сколько раз мне удавалось улизнуть благодаря этому из дому... и вернуться только под утро.               
        Но у отца со сном были проблемы - он недавно вернулся с Войны.  И слух у него был чуткий.  А нервы стальные.  Так что,  когда он услышал сквозь сон скрип подоконника, а глаза различили в свете уличного фонаря готовую спрыгнуть на пол фигуру с пистолетом в руке, секунды хватило ему, чтобы выбить оружие и повалить незнакомца.  Мама проснулась от шума,  на ее крик сбежались даже соседи...               
        Грабитель, уже связанный, лежал на полу. По спине отца бежала кровь: в пылу схватки вор нащупал на столе медный чеканный портрет Бетховена и успел нанести им несколько ударов. Вскоре появилась милиция.  Вор, совсем молодой парень,  успел шепнуть отцу: "Не говори, прошу, не говори про оружие!".  И отец не сказал.  Пожалел парня?  В те годы за вооруженный грабеж могли и расстрелять. Или побоялся мести его дружков?               
        На следующий день  к нам явились незнакомцы.  Отец говорил с ними недолго.  Для начала они поблагодарили его - за то,  что не рассказал про пистолет. Откуда, от кого они успели узнать про это?  Потом попросили вернуть оружие "владельцам". Но отец уже выбросил его в реку.  Почему-то ему сразу поверили.  И, уходя, объявили:               
        - Вы - благородные люди.  Теперь Ваш дом - под нашей защитой.  Можете спать спокойно,  даже не запирать двери,  вас никто не потревожит.               
        Однако мама настояла, и на окне появилась решетка. На этом, через которое проник грабитель. Что могло помешать кому-нибудь залезть в соседнее?               
        В соседней комнате спала обычно моя бабушка. Сон у нее, как и у отца, был чуткий,  засыпала она не сразу,  подолгу читала перед сном - сколько я помню себя,  у нее на тумбочке всегда стояла настольная лампа.               
        Что произошло в эту ночь?  Какой-то "залетный" вор  соблазнился тем,  что окно не слишком высоко над улицей?  Или местная банда забыла о своем обещании?  Бабушка еще не спала,  когда на подоконнике во весь свой немалый рост появился, как на экране,  незнакомец.               
        - Так! - сказала спокойно бабушка, зажигая настольную лампу. - А теперь, молодой человек,  прыгайте поскорее обратно!   И не спеша полезла правой рукой под подушку...               
        - Я в кино видела такую сцену, - признавалась мне потом бабушка, - вор же не знал, есть ли у меня под подушкой оружие!               
        Вор, действительно, не знал и предпочел сразу же спрыгнуть на улицу. А уже через неделю и на этом нашем окне красовалась новая решетка.