Герман Берлински

Влад Ривлин
Биография американского композитора, музыканта и дирижёра Германа Берлински (Herman Berlinski, 1910-2001) интересна прежде всего тем, что в его творчестве нашло выражение гармоническое сочетание классической европейской, современной американской и литургической еврейской музыки. Его творчество стало своего рода мостом или, если можно так выразиться, музыкальным мостом между Старым и Новым Светом, между христианством и иудаизмом, между классикой и современностью.

Сын польских эмигрантов из Лодзя, Берлински родился в Лейпциге, здесь же он в возрасте семнадцати лет поступил в консерваторию, которую с отличием закончил в 1932 году. Его учителями были Отто Вайнрайх (фортепиано), Зигфрид Карг-Элерт (KARG-Elert), Гюнтер Рафаэль и Макс Хохкофлер (Hochkofler) (дирижирование). Он также обучался у норвежского композитора Гейра Твиетта(Geirr Tviett). К моменту окончания консерватории Берлински был уже известен как музыкант благодаря своим выступлениям с концертами.

С приходом к власти нацистов Берлински по настоянию отца возвращается на родину своих родителей в Лодзь, но там не находит применения своим талантам и уезжает в Париж, где учится в Высшей музыкальной школе и изучает композицию с Надей Буланже и фортепиано с Альфредом Корто. Здесь же, в Париже, Берлински изучает еврейскую литургическую музыку в школе канторов и участвует в еврейской театральной группе, известной как Парижский театр авангарда на идиш (ПИАТ), состоявшего в основном из эмигрантов еврейского театра из Вильно. Их репертуар включал как произведения еврейских драматургов, таких, как Шолом-Алейхем и Исаак Лейб Перец, так и русскую классику, представленную в переводах на идиш.

Вскоре Берлински был назначен музыкальным директором театрa и в этой должности он пробыл до 1939 года. С началом Второй мировой войны Берлински вступил во Французский Иностранный Легион. В конце года он был в числе 250 оставшихся в живых из 1250 легионеров, которые сражались на бельгийской границе.

В 1940 году, после капитуляции Франции, режим Виши объявил его «иностранцем, который не имеет права работать во Франции». В связи с угрозой ареста Берлинский и его жена обращаются в посольства США и получают визы, прибыв в эту страну в 1941 году. С собой Берлински взял только фрагменты композиций, которые он написал для театра на идиш и которые они с женой смогли спасти от разграбления в своём парижском доме. На этом материале он позднее написал новые работы – уже вскоре после того как прибыл в Нью-Йорк.

В Нью-Йорке Берлински зарабатывал на жизнь, давая частные уроки игры на фортепиано, и быстро установил контакт с многочисленной еврейской общиной города.

Значительным событием в профессиональном развитии Берлинского была его встреча с Моше Рудиновым, который в то время был кантором в одной из главных реформистских синагог города Темпл Эмануэль.

В сотрудничестве с известными музыкантами, композиторами и музыковедами, в том числе с Лазарем Вайнером, Джозефом Ясиром, Авраамом Вольфом Биндером и Лазарем Семёновичем Саминским, Берлинский изучает и создаёт еврейскую музыку.

Изменение в карьере Берлинского произошло в 1951 году, когда Ясир предложил ему уроки органа. В результате он быстро продемонстрировал высокий уровень навыков и как солиста, и как литургического органиста.

В 1954 году Берлински был назначен помощником органиста в Темпл Эмануэль, работал вместе с Самински в качестве музыкального руководителя.

Свой первый концерт Берлински дал в следующем году.

Берлински служил там в общей сложности восемь лет, в течение которых он написал много произведений, включая хоровые и другие произведения литургической музыки, а также пьесы для органа.

В 1960 году Берлински закончил аспирантуру в Еврейской теологической семинарии Америки (JTSA), и ему была присуждена степень доктора духовной музыки.

В 1963 Берлински назначается музыкальным руководителем еврейской реформистской конгрегации в Вашингтоне, округа Колумбия, где он работал под руководством раввина Нормана Герстенфельда. Здесь Берлински продолжал сочинять музыку для богослужений, а также создал много других произведений, читал лекции и писал исследования на тему еврейской музыки. Кроме того, в это время он давал органные концерты, выступая в соборе Нотр-Дам в Париже и в Томас Кирхе (Thomaskirche) Лейпцига.

Берлински оставался музыкальным руководителем Вашингтонской Конгрегации вплоть до своей отставки в 1977 году. В течение этих последних лет он также читал лекции и давал концерты в Соединённых Штатах и Европе.

После своего выхода на пенсию в 1977 году Берлински остался в Вашингтоне и основал свою собственную исполнительскую группу Шир Хадаш хорал (с ивр.-Новая песня, также название хасидского песнопения).

Берлински получил немало наград и был отмечен многими почестями.

Первой его крупной наградой была премия Мак-Дауэлла, которую он получил в 1958 году.

Затем, в 1984 году, Американская академия искусств и литературы наградила Берлинского премией Marjorie Peabody Waite отметив, что: «Герман Берлински является одним из немногих композиторов 20-го века, которые создали столь значительный объём музыки для органа ...»

В 1992 г. он был награждён Университетом и Консерваторией Шенандоа медалью за отличие, а затем, в 1995 году, получил премию Lifetime Achievement от Американской гильдии органистов.

Федеративная Республика Германия наградила его орденом «За заслуги», который он получил от президента ФРГ в 1995 году, а затем «Крестом командора» ордена «За заслуги», которого он удостоился в 2001 году. В письме по поводу награждения говорится о том, что Берлински был «строителем мостов над Атлантикой», подразумевая его роль в культурном сближении Америки и Европы.

Подробнее об этом выдающемся музыканте и композиторе можно почитать в Википедии, там же есть ссылки и на другие источники, освещающие жизнь и творчество Берлинского. Но лично меня биография Берлинского (Берлински) поразила прежде всего тем, что в годы нацистского террора и будучи тесно связанным с еврейской культурой (насколько можно судить из сведений о его жизни, идиш был для Берлинского родным языком), он никогда даже не помышлял об эмиграции в Палестину или даже о каких-либо связях с сионистами. За свою долгую и плодотворную творческую карьеру Берлински никак не был связан с государством Израиль и, что печально, государство Израиль никак не отметило творчество этого выдающегося еврейского музыканта.

Берлинского с полным основанием можно назвать еврейским музыкантом и композитором, учитывая его вклад в еврейскую литургическую музыку. Но точно с таким же основанием его можно назвать европейским или американским музыкантом.

Скорее всего, сам Берлинский никогда не делил музыку на еврейскую и не еврейскую, на европейскую и американскую, а только на искусство и не искусство, на музыку и нечто другое. Но это только моё личное предположение. Во всяком случае, именно таким подходом, таким взглядом на мир и на искусство можно объяснить гармоничное сочетание в его творчестве хасидского песнопения и органной музыки, европейской и американской классики. Почему Берлински, в годы Второй Мировой Войны сражавшийся за Францию, проигнорировал Израиль, а Израиль, в свою очередь, проигнорировал Берлинского (в Википедии о нём нет статьи на иврите, как и на русском. Впрочем, и на немецком статьи о нём я тоже не нашёл), я думаю, можно найти достаточно объяснений.