Тангейзер по-демократически

Дуглас-22
Тангейзер - это одна из классических опер XIX века - золотого века мирового оперного искусства, пятая из опер Вагнера. Практически вся мировая оперная классика была создана в это время.
Либретто - Рихарда Вагнера.  Написано в 1843 году.
Время и время действия: Вартбург, Тюрингия, XIII век.

Пересказывать содержание оперы не будем. Это совершенно ни к чему, потому что проблема, о которой пойдёт речь, не имеет к этому содержанию ни малейшего отношения. Это не проблема либретто и тем более  не автора, - Рихарда Вагнера.
Отметим только, что как и все произведения мировой классики, посвящённые тому периоду, сюжет обыгрывает древние религиозные предания и мифы и упоминает Марию - мать Иисуса Христа.

Как известно, премьера этой оперы в Новосибирском оперном театре вызвала небывалый скандал, итогом которого стали и снятие с должности директора театра, и самой оперы из репертуара уже новым директором Кехманом.
Инициатором скандала явилась РПЦ, действовавшая по требованию или по поручению оскорблённых верующих, или даже по своей воле. Это опять-таки не важно.
Важно то, что при всём моём отрицательном отношении к церкви, как общественному институту, встроенному в современную российскую власть, здесь имеет место быть тот самый редкий случай, когда я на стороне попов, хотя и по другим причинам.

Я - самый обыкновенный атеист. Таких, как я, миллионы. И в России, и по всему свету. Поэтому, думаю, что и реакции мои на явления, подобные нашему сибирскому Тангейзеру, тоже самые обыкновенные. Типичные. Должны быть, во всяком случае.

Это означает, что мне, безбожнику, вполне допустимо любоваться, например, аппетитной дамской попкой. Ничего тут такого особенного нет.
Скажу вам больше! Это даже не противоречит коммуническим убеждениям.
Как человеку вполне взрослому, мне не претит вид не только попок, но и других, скажем так, некоторых частей женского тела.

Это означает, что в определённых ситуациях эти самые попки и "другие места" не только допустимы, но и крайне желательны, вообще-то.
Осталось уточнить, где именно и в каких ситуациях, верно?
А вот и неверно! Потому что гораздо легче уточнить, где они неуместны, несмотря на всю свою аппетитность.

Так вот, на сцене академического оперного театра, одного из крупнейших в стране, в спектакле, написанном 170 лет назад, они, извиняюсь, - ну никак!
Почему?
Потому что даже в первой половине изящного XIX века вообразить на сцене голую задницу любой степени аппетитности было невозможно даже теоретически. Мораль, понимаете ли... Отсталые люди были. Не то, что мы, продвинутые.
А уж во времена действия этой оперы - 800 лет назад, в период раннего средневековья, тем более.И даже не потому, что первые оперные театры в Европе появились спустя несколько столетий. И не потому, что в Европе тех давних лет процветало повальное целомудрие! Наоборот! Разврат и обыкновенная пошлость было делом вполне обычным, вспомните "Декамерон" Бокаччо.
Но этого НЕ БЫЛО ни в королевских покоях, где иногда устраивали любительские театральные спектакли с участием  бродячих артистов, ни на уличных площадях. Церковь тех лет была необычайно зубастой, и за любые попытки такого рода артистам грозили самые страшные кары.
А за голые задницы в сюжете, хотя бы косвенно затрагивающем основы Христианства,  - костёр! На той самой площади!
История знает примеры, когда даже изображение Спасителя на иконе или фреске немедленно забраковывалось Католической церковью за малейшее отклонение от канонизированого образа. И не кто нибудь, а сам Эль Греко страдал за это 400 лет спустя после приключений Вагнеровского Тангейзера.

Наивно было бы думать, что Рихард Вагнер не знал этого! Знал, конечно, как и любой просвещённый человек своего времени. Поэтому он, описывая в своём либретто любовные утехи пылкого юноши, никак не мог предполагать буквального переноса этой темы на оперную сцену во всём натурализме процесса! Да и зачем бы это? В арсенале профессионального театра в лице опытного грамотного режиссёра есть немало средств "показать непоказываемое".

Но в Новосибирске решили иначе. Резонно подумали, что без голой задницы Тангейзера не будет. Не поймут-с!  И показали голые задницы!
Но почему-то попки не получились. Получилась жопа.
 
Всё это было объявлено "режиссёрским прочтением".  Мол, именно так увидел либретто Вагнера талантливый режиссёр Клим Чугункин (Ой, извините, перепутал! Тимофей Кулябин, конечно!).

Надо полагать, талантливый мастер, будучи с головой погружённым в творчество, не находил свободной минутки для, так сказать, ну вы поняли, о чём я. И выплеснул на сцену свою нереализованную энергию пополам с юношескими мечтаниями.

Прочитал классику по-новому!

Действительно! Теперь те немногие счастливчики из Новосибирска, кто успел попасть на эту "мировую премьеру", будут точно знать, что такое опера "Тангейзер", и кто такой был композитор Вагнер.
 - Вагнера знаешь?
- А , это тот, где много жоп и ещё кой-чего на сцене? Знаю! Клёвый был чувак!

Самое интересное, что этот же самый Тимофей Чугункин в кулуарах, с бокалом гламурного вина и большим куском дармового Пармезана будет со страдальческим лицом, тщательно пережёвывая пищу, жаловаться критикам и журналистам на "зажим" и непонимание его творчества отсталой, тёмной публикой, не умеющей увидеть в классике ничего, кроме голого натурализма. О своей роли в воспитании такой публики наш Чугункин скромно умолчит по обыкновению. Как и о том, что сей смелый творческий экскремент (простите, перепутал!  Эксперимент, конечно!) он реализовал за чужой счёт. Как и всегда. За государственный, то есть.

Не унывайте, "маэстро". Спектакь, конечно, полная жопа. И Вагнер, узнав об этом, убил бы вас какой-нибудь увесистой скрипкой одним ударом.  Но ведь вам всего 31 год! Вы живы, всё ещё впереди. Классики, требующей вашего незамутнённого взгляда, - море!

Вот, например, "Евгений Онегин". Почему бы не прочитать его по-современному? Например, так:
Онегин - молодой, талантливый брокер, хозяин компании, торгующей акциями Газпрома. На это у него уходят все силы, поэтому на Татьяну их уже не остаётся! Но признаться в этом он не может. А его напарник - Ленский - зная об импотентности Онегина, шантажирует его, требуя продать ему контрольный пакет акций. И тогда Онегин убивает Ленского. А потом проходит курс лечения виагрой и решает возвратиться к Татьяне. Но она уже давно работает в борделе, поэтому очень занята. и ей не до Онегина.

Уверен, что с таким прочтением вы найдёте место для нескольких задниц на любой сцене. И не только задниц.

А после этого можно будет взяться и за Достоевского. Например, "Преступление и наказание". Чем не повесть о несчастной проститутке?
Не сомневайтесь, народ поймёт. Главное, чтобы попки выглядели аппетитно.
И очередная полная жопа вам будет обеспечена.