Чужие глаза - 6

Виталий Странник
Глава 6

*  *  *
- Коллеги, вы можете так не галдеть, ведь все же мы не на конференции?  - Шутил ректор Лев Леонидович, – вы, уважаемые дамы и господа, у меня на юбилее.
Мы сидели в соседней аудитории, не такой светлой и просторной, как та, в которой проходила конференция, но достаточно уютной.  На  столах стояли Шампанское, вино и легкие закуски.

   На  юбилей, а ректору исполнялось 60 лет, были приглашены только особо приближенные. Однако Людмила почему-то посчитала нужным, чтобы я тоже попал на застолье, и, когда мы выходили из  светлой аудитории напротив, где только что закончился очередной семинар, в холле, она,  схватив меня под руку и шепнув о предстоящем юбилее Льва Леонидовича,  затащила в эту аудиторию.

Гости расселись за столы, и я огляделся в поисках Никиты. Наконец, увидев его в дверях, я махнул ему рукой, приглашая сесть возле меня.

- Ваш друг не отходит от вас ни на шаг, - сказала Людмила, покосившись на меня.

- Да, в последнее время, Людмила Николаевна, мы стали с ним очень дружны, - дерзко ответил я.

Мой тон, видимо, ей не понравился, и  Людмила решила задеть меня, пригласив сесть рядом с собой Вертинского, сказав при этом:
- Анатолий, вы сегодня отлично выступили на семинаре, когда разбирали дело касательно  истерического синдрома у русской переводчицы Наташи.

Когда он  присаживался, то положил свою большую ладонь на ее руку. Я заерзал на своем месте, а милая улыбка на лице Людмилы сменилась серьезностью.

- Как вы  находите сегодняшнее  выступление моего коллеги - Анатолия, Вилис? – обратилась она ко мне.

- Прекрасно, - ответил  я раздраженно, - в отличие от меня, ваш коллега — прирожденный оратор!

- Ваш тон, молодой человек, -  встрял Вертинский,  - говорит мне о том, что вы, кроме дерзостей и подколок, больше ни на что не способны. Однако, думаю, что вы прекратите это делать в моем присутствии, потому что я знаю о вас кое-что, что вам очень не понравится. И это единственное, что может остановить вас, чтобы в дальнейшем вы не вели себя подобным образом.

- Скажу вам, уважаемый психолог,  - парировал  я,  -  то, что  вы можете обо мне знать, вовсе не заставит меня измениться в корне, даже после того, как вы мне выложите то, что вы такое особенное обо мне знаете, чего бы я  сам не знал.

- Я не буду говорить - что, я только назову вам имя одного вашего тайного друга, которого Лев Леонидович сегодня не соизволил позвать на юбилей по причине его национальности, и который, как я понял, для вас является еще и  земляком.
 
  По изменившемуся лицу Никиты я понял, что  мне лучше помолчать в дальнейшем.

- Не сомневайтесь в том, молодой человек, - добавил Вертинский, - что я всегда вижу человека насквозь. И это вовсе не заслуга психологии, а врожденная способность оценивать обстановку.

- Конечно, - невозмутимо заявил я, - это одно из моих достоинств тоже.
 
  В аудитории послышался одобрительный гул – ректор решил снова обратиться к  гостям.


- Уважаемые коллеги, друзья, дамы и господа! Как вы знаете, мне сегодня исполнилось 60 лет. Но это не повод для выхода  пенсию. Я еще готов побороться и повоевать на своем поприще!

В аудитории все рассмеялись, а юбиляр, поднявшись, продолжал:
- Я хочу, чтобы вы это знали и подняли свои бокалы за Старого и Благородного Льва!

Я налил себе и Никите шампанского, отметив про себя, что Вертинский наливает Людмиле вино, сам же совершенно не пьет. Мне вовсе не хотелось смотреть в их сторону и следить за его показушными  ухаживаниями, и я предпочел послушать  подвыпившего ректора, который что-то радостно вещал, возвышаясь над срединой  импровизированного праздничного стола, составленного из парт  для студентов.

- Дамы и господа, - Лев Леонидович опять поднялся из-за стола, но уже не один: рядом с ним привстала и секретарь-организатор Марина Александровна, - минуточку вашего внимания! Пользуясь случаем, я хочу вам объявить, что моя замечательная коллега и идеальная помощница Мариночка, которую вы уже все знаете как честного секретаря-организатора и которая уже второй год устраивает конференции для гостей из стран зарубежья и СНГ, хочу вам кое-что торжественно объявить!  И я вам объявляю, что теперь Мариночка, а точнее - Марина Александровна, будет считаться моей преемницей!

Все на минуту замолчали, удивленные этой странной новостью.

- Да, Марина Александровна Шандрюк - теперь моя преемница, и все дела я передаю ей. Но, дамы и господа и замечательные коллеги, это не значит, что Старый Благородный Лев уходит на заслуженный отдых! Я остаюсь с вами! Но мне нужно держать возле себя доверенное лицо, - он кивнул на секретаря-организатора, - которое всегда сможет перенять мои дела! Назначаю ее проректором Института!

- Что!? – Вдруг выкрикнула Людмила,  - Лев Леонидович, вы не перепили шампанского?!

Звонкий, дрожащий голос Людмилы заставил меня отвлечься от речи ректора и, невольно взглянув на Людмилу, я залюбовался ее правильно очерченным, красивым профилем.

- Лев Леонидович, вы не имеете право передавать дела Института любому человеку, пока не согласуете  с Николаем Ивановичем Липинчук  -  вашим коллегой, который сейчас находится в больнице и по вашей, между прочим, вине!
 
Ректор смотрел на Людмилу,  его веки разбухли, а глаза стали  наполняться  яростью. Марина съежилась и присела на свое место. Гул в аудитории прекратился, и все уставились на ректора.

- Людмила Николаевна, вы говорите вздор! Ваш отец уже давно отошел от дел, и не принимал в них ни какого участия. И это не моя вина, что его здоровье того не позволяло, а  потом ему стало еще хуже. Он ведь уволился, вы забыли? И, как вы понимаете, нам нужны новые молодые кадры, поэтому   я выбрал себе преемницу. Пусть она не так умна и блистательно образована  как вы, уважаемая Людмила Николаевна, но, по крайней мере, она не является мне дочерью, а это значит, что я оценил ее способности  совсем по другим заслугам!
Людмила в гневе поднялась со своего места.

-  Вы точно не в своем уме! О каких способностях  вы говорите, уважаемый Лев Леонидович? Вы всегда притесняли моего отца, а теперь, когда он совершенно не способен дать вам отпор и вернуться к делам Института. Вы,  не переставая шутить  на своем юбилее, объявляете нам этот вздор!  Ах, какой великий праздник, дающий вам право поставить на место моего отца женщину вроде Марины Александровны!

- Конечно, вы бы предпочли на этом месте увидеть себя, - ответил он, присаживаясь и надевая очки, - вам бы лучше к отцу в больницу съездить, а не позориться перед коллегами.

- Позорюсь не я, Лев Леонидович, а вы  - уже все коллеги знают, по каким причинам Марина Александровна вступает в должность! И это причины  очень весомые,  и то, что я - дочь Николая Ивановича Липинчука, вашего коллеги, проректора, которого вы так нагло сбросили со счетов, здесь совершенно не причем!

- Мне не нравится ваш тон! И это разговор личный, а не для всех. Думаю, что мы должны сейчас выйти и объясниться с вами.

Людмила встала и, кивнув Вертинскому, гордо пошла к двери. В это время профессор Лев Леонидович  возился с Мариной, уговаривая ее выйти с ним, а Вертинский медленно направился к двери, вытирая со лба пот. Очевидно, он волновался.
Когда все четверо  скрылись за дверью, гости уже не скрывали своего недоумения и продолжали галдеть.
 
Мне не терпелось узнать, о чем они там разговаривали. Ведь, узнав о том, что  Людмила была во враждебных отношениях с Львом Леонидовичем, я очень удивился. Но правила приличия не позволяли мне выйти за дверь, и я мучительно ерзал на своем стуле, выжидая, когда смогу выскочить, не привлекая к себе внимания.

- Вилли, ты чем-то обеспокоен? – спросил меня Никита, - Тебя окончательно добила  та информация, которую ты узнал?

- Да, я был удивлен. Знаешь, я не рассказывал тебе о Людмиле.

- Не рассказывал, но я все и так понял. И даже то, что ты  неровно дышишь  к этому борцу за справедливость в юбке, - он опустил светлые ресницы и уставился в  свой бокал.

- Вижу, что это почему-то наводит на тебя грусть.

- Наводит! – взорвался он, - Потому что я тебя не понимаю. Что ты в ней нашел? Это - бессердечная баба, не способная понять других. Мне кажется, у нее внутри нет ничего, кроме терминов и правил. Она ненавидит мужчин! А мужчины презирают ее, женщину, которая сама, как мужик!

- Никита, ты не справедлив к своей коллеге, - сказал я мягко, успокаивая его.

- Вилли, ты совершенно из другого теста, у тебя хорошие манеры и ты вежливый, зачем тебе эта мужланка, которая всех от себя отталкивает?

- Меня она, наоборот, притягивает.

Он странно уставился на меня.
 
Улучив момент, пока все галдели и выпивали, он взял мою руку под столом и тихо произнес:
- Я понимаю, чем она могла тебя так привлечь, но тебе ее никогда не добиться. Обрати внимание на тех, кто по-настоящему привязан к тебе.

- Мне нужно выйти, - сказал я, отдернув свою руку, - ты рассуждаешь, как мальчик.

- А мне кажется, что это ты ведешь себя как мальчик, - сказал он мне вслед.

В двери я столкнулся с ректором и Мариной Александровной, она исподлобья взглянула на меня  и состроила  недовольную мину. Я подумал:  «Что она могла делать тем поздним вечером у Людмилы, если они соперницы?»

Размышляя на ходу, я увидел в холле возле окна фигуру Вертинского, и  поспешно подошел к нему.
- Где Людмила?

Он повернулся и смерил меня высокомерным взглядом.

- Ты, я смотрю, совершенно обнаглел, мало того, что тебя пригласили в круг избранных,  и ты поневоле оказался в  центре интриг,  которые тебя вовсе не касаются, так ты еще  набрался  наглости интересоваться у меня, где Людмила?

- Во-первых, мы не переходили с вами на «ты», а, во-вторых, хочу вас заверить, уважаемый психолог, что все дела Людмилы теперь касаются и меня, так как после того, что я сегодня невольно узнал,  думаю, что она нуждается в моей помощи, и, если бы это было не так, вряд ли вы бы стояли здесь сейчас один.

С этими словами я развернулся и пошел к лестнице, ведущей  к выходу из Института. Пройдя в сквер, я  нашел Людмилу, в глубокой задумчивости сидевшую на скамейке. Такой печальной я еще ее не видел…

- Людмила! – окликнул я ее.

Она взглянула на меня, и  печаль на ее лице сменилась тревогой.
 
- Я хотел спросить, все ли у тебя в порядке?
 
- Вил, мне сейчас не хочется сочувствия, у меня ужасное настроение.

- Я вовсе не сочувствую, я хочу во всем разобраться и, как настоящий друг, помочь тебе.

- Как друг? – Она взволнованно посмотрела мне в глаза, - ты понимаешь, во что этот негодяй и пьяница превратил жизнь и микроклимат в Институте?! Он просто сгноил моего отца! Довел его до инфаркта! А потом устроил этот показушный юбилей, где радостно поведал, что его любовница теперь будет занимать место моего отца! Ты понимаешь, что это значит, Вил?

- Догадываюсь, - ответил задумчиво я.

- Во главе Института будет женщина с педагогическим образованием, и, в придачу, из Львова! «Западэнка» и невежа!
 
- Это обстоятельство слишком накручивает твои нервы, Люда, нельзя ли что-нибудь придумать, ведь  проректором Института  до того момента, как Николай Иванович попал в больницу, никто не был? Я правильно понял?

- Вил, ты не понял, тут есть один маленький нюанс. Так как Институт коммерческий, то у нас  были две должности: проректора, которую занимал мой отец, и  президента, что, по сути, и есть ректор, отвечающий за коммерческую деятельность и все, что связанно с не учебной работой.

- Получается,  старики не поделили власть?

- Это слишком громко сказано, но не лишено основания.

- Подожди, неужели такое возможно, чтобы женщина стала проректором?

- Она будет лишь числиться на этой должности, пока пенсионер-пройдоха Савин будет тенью стоять за ее спиной и управлять. Это частный коммерческий Институт, и здесь свои правила и законы.

- По-моему, в Украине вообще нет никаких правил и законов, и каждый выдумывает себе что-то свое, - сказал я удивленно.

- Вил, ты привык в России к порядку, а у нас для достижения власти применяют совсем другие методы. Здесь страной может управлять женщина, чего никогда не позволили бы в России.

- Да, если во главе учебного учреждения могут поставить любую кухарку, то я не удивлюсь, если президентом Украины в скором времени станет Юлия Тимошенко.

- Ты недоволен тем, что Юлия Тимошенко  может прийти к власти? Ты имеешь что-то против «Батькаушчыны»? Ты из той мужской половины населения, которая ни во что не ставит женщин и не придает особого значения их заслугам и достижениям? Попахивает мужским шовинизмом, тебе так не кажется, Вил?
 
- Меня это не так сильно озадачивает - в данный момент я больше волнуюсь о твоем состоянии и собираюсь проводить тебя домой, так как вижу, что ты очень устала.  Мы должны  закрыть эту неприятную тему.

- Да, наверное, - сказала она с грустью в голосе, - оставим это. У меня ужасно разболелась голова.

- Я провожу тебя, и, может быть, покажусь тебе немного навязчивым, но напрошусь на чашку кофе.

Я рискнул - мне очень не хотелось оставлять ее одну в таком состоянии, а, тем более, это был удобный момент выяснить все, что сейчас творилось у нее на душе. Однако она поспешила разочаровать меня в моих надеждах.

- Нет, Вил. Мне сейчас хочется побыть одной. Я понимаю, что ты хочешь помочь мне, и мне очень приятно, что в тяжелый момент жизни,  я повстречала искреннего друга. Возможно, потому, что ты - не украинец, - она улыбнулась уголками рта, - не знаю, или просто потому, что ты - такой, какой есть, но сейчас у меня нет сил ни с кем общаться.  Не обижайся.

Она встала и взяла меня за руку.

-  Спасибо, Вил. Дальше я пойду  домой одна. Не надо меня провожать.
Я не отпускал ее руку, и она не спешила ее вырывать.  Мы смотрели друг другу в глаза, не отрываясь. Никому из нас не хотелось уходить, я это понимал. В груди все пылало, и я, не совладав  внезапным порывом,  потянулся к ней. Нестерпимо  захотелось  ее поцеловать, а в глазах я увидел зеленый сигнал.
 
  Едва я коснулся губами краешка ее нежной теплой кожи, как она отпрянула, и в замешательстве сказала:
- Прекрати, Вил. Это незачем.
 
- Ну почему? Разве ты не видишь, что я схожу по тебе с ума?! – воскликнул я.

- Я знаю. Но это не нужно  ни тебе, ни мне. Очень прошу тебя, попытайся вырвать из сердца  свою влюбленность, потому что она не принесет тебе ничего хорошего.

- Как ты можешь?! – взорвался я,  - Ведь я же вижу, что глаза твои говорят совсем о другом!

- Мои глаза, совершено здесь не при чем. Пока, Вил.

Она пошла по дороге медленным,  твердым шагом. Я сел на скамейку и закрыл лицо руками. Меня сжигало  чувство обиды и отчаяния.