Чужие глаза - 5

Виталий Странник
Глава 5

*  *  *
Когда я пришел в номер, то застал своего друга Никиту в весьма взбудораженном виде, несмотря на то, что была уже  полночь.

-  Ты давно вернулся? Почему не спишь?

- Да, что-то не спится, я все еще надеюсь, что сегодня мы поговорим с тобой по душам, - он вопросительно  взглянул на меня.

- Вот как?

- Вилли, я хотел поговорить с тобой   именно о том, что ты так  стремишься отложить до лучших времен. – С какой-то непонятной уверенностью заявил Никита.

Все мои мысли были забиты Людмилой и нашей вздорной встречей у нее дома,  и  поэтому я не придавал его словам особого значения. Снова и снова  прокручивая в голове ее холодное и безразличное обращение со мной,  я злился.  Все это очень огорчало и даже, в какой-то степени,   оскорбляло меня - ведь я был слишком самолюбивым.  Особенно ранила бесчувственность  Людмилы - ведь я не скрывал свое особое отношение  и  неравнодушие к ней.

Никита,  заметив странное выражение моего лица, подумал, что я в замешательстве от предстоящего разговора с ним, и тут же поспешил   успокоить. Подойдя поближе, он положил руку мне плечо и произнес:

- Вилли, я понимаю, что тебе нелегко иметь отношения с украинцами, будучи  россиянином, потому что отношения, которые сейчас сложились меду двумя государствами, не совсем дружеские. Украинцы  отличаются  национализмом и патриотизмом, это совершенно не так выражено у людей,  живущих в России… Может, преимущественно от того, что там уже совсем мало коренных русских, и очень много людей, которые стали гражданами России относительно недавно.

Я встрепенулся и внимательно посмотрел на Никиту. Вспомнив, что он уже не раз задевал  эту тему, особенно после нашего знакомства с  Янисом, я вдруг понял, что от  разговора, так или иначе,  мне не отвертеться.

- Да, - сказал я, выпрямившись, - давай поговорим об этом, я слушаю тебя внимательно.

- Ты тогда не хотел говорить мне, - начал он, - что вы сидели с Янисом на скамейке  ночью в воскресенье, но я заметил вас в окно. Я понимаю, что тебе тяжело говорить об этом…
«Оказывается парень  очень внимательный человек»,  - подумал я.

- Вилли, ты помнишь, мы до этого были в «Голубой устрице»? Ты тогда совершенно замкнулся, и Янис  стал каким-то образом оказывать на тебя влияние. Я замечал,  как потом, на кафедре и в аудитории на лекциях,   вы перекидывались с ним колючими  взглядами,  и ты сразу сбивался с мысли, забывая подготовленную речь.

Я понял, к чему он клонит, и решил сам все рассказать, видя, как ему трудно перейти от второстепенного к главному.

- Да, Никита, я был знаком с Янисом, но я не хотел посвящать тебя в это! – Я встал и направился к окну.

- Я знаю, Вилли, но ты зря думаешь, что я чего-то не понял бы, - сказал он тихо.

- Янис Ечке приехал сюда из Латвии. И он из того самого города, где я родился и жил, - сказал я, не поворачиваясь.

Никита  молчал.

- Он знал моего дядю А. Б., который был когда-то известным психологом в Риге. Янис был его учеником. Сейчас моего дядю лишили лицензии на право заниматься психологической деятельностью по некоторым причинам, и он временно отошел от дел. Здесь Янис   поддерживает   с ним связь через Интернет. Он написал дяде, что случайно встретился со мной, и что я приехал представлять на конференции  Россию.

- Я не вижу повода для беспокойства.

- Дело в том, что я никогда никому об этом не рассказывал, но раз уж Янис так дался тебе, и ты заподозрил, что между нами есть какие-то особые отношения, то я расскажу тебе все, как единственному другу, способному  меня понять, - сказал я и, наконец,  повернулся к нему лицом.

- Да, конечно, но... – Никита опустил глаза в смущении.

Я продолжил:
- Я не хочу рассказывать тебе о некоторых событиях из прошлой жизни, пусть они останутся  при мне, открою лишь  основные моменты, чтобы ты понял, что со мной случилось. В  Латвии шли очень сильные распри между русскими и  латышами. Произошло разделение страны на лица, одних из которых по правам и особенностям считали гражданами Латвии, остальных приравняли к не гражданами Латвии. Все это подтверждалось в паспортах,  отличавшихся не только цветом обложки, но и правами, которые тебе давали или не давали вовсе.  Моя мать была из России.  Отец – латыш.  Однако,   долгое время он не проживал на территории Латвии   из-за политических убеждений, не совпадавших с теми, что ему навязывало государство.  Поэтому родители были признаны не гражданами Латвии,  и мне еще повезло, что я родился до 1991 года, и считался гражданином. Отец  был владельцем огромной строительной компании, и после его смерти отыскалось множество «друзей», которые тут же перегрызлись почуяв, что фирму можно разорвать на части.   Я был единственным сыном у  покойных родителей, и сей факт  закрутил меня в огромный ураган. Из России приехала моя тетушка - сестра матери, чтобы взять надо мной опекунство. Она знала, что материальные блага,  которыми я был окружен, - очень лакомый кусочек. Тетка вскоре вышла замуж за А.Б. — того самого уважаемого в Риге психолога, который, благодаря женитьбе, впоследствии тоже вступил в право считаться моим опекуном, и стал приходиться мне дядей.  У А.Б. не было своих детей, а моя тетка вела в молодости беспорядочный образ жизни и тоже была бездетна. Полному счастью « молодоженов» мешал только я, попавший под колеса Судьбы, и окружавшие меня «родственнички» мечтали только об одном: чтобы меня придавило…
 
Никита посмотрел на меня с огромным сочувствием, что я невольно опустил глаза, прежде чем продолжил свои откровения:
- Я не буду тебе рассказывать, по какой причине А.Б. лишили лицензии  на психологическую деятельность, пусть это останется на его совести.   Но надо отдать должное: А.Б в некоторой степени помог мне справиться с теми душевными муками, которые в ту пору сильно терзали меня. Однако он был достаточно хитер:  воспользовался моей наивностью и  удалил меня  подальше  от  наследства моего отца, посовещавшись с женой.   «Молодые» просто отправили меня к бабушке – матери тетки,  живущей в России, вроде бы  на короткое время. Бабушка подняла свои старые связи и договорилась о зачислении меня в университет. Родственники пообещали  оплатить  мое образование. Но для поступления  мне нужна была банальная прописка. Я  выписался из отчего дома в Риге, чтобы прописаться у бабушки. Прописываться по месту учебы   полагалось всем студентам, приезжим из стран СНГ.   Родственники предсказывали  мне блестящее будущее в области психологии, пели дифирамбы, уговаривая  остаться  в  России  — большой стране, где я мог реализоваться и найти работу по специальности. Они убедили меня подать документы на получение гражданства в России…  Так, через несколько лет,  я стал гражданином России и получил паспорт в бордовой обложке. Латвия не признает двойного гражданства, и  А.Б. с  теткой это прекрасно знали, а я даже не поинтересовался всеми тонкостями – настолько яркая студенческая жизнь затянула меня.  Родственники тем временем наложили лапу на все имущество и частью доли компании моего отца.

- Ну и ну, Вилли! – Воскликнул Никита,  - я не думал, что все так лихо могло закрутиться вокруг тебя. Умеют же твои родственники плести интриги!  Но только я вовсе не думал, что ты мне это расскажешь и совершенно к другому разговору тебя склонял.

- К какому же? – Спросил я,  недоумевая, что же его так интересовало, если не это.

- О ваших с Янисом отношениях.

- Наших отношениях? - не понимал я, к чему он клонит, - наши отношения с Янисом - самые негативные, если к ним присмотреться. Парень, хоть и был учеником А.Б., но никогда не понимал меня. И сейчас он считает, что это было моей идеей: отказаться от гражданства Латвии и перейти на русскую сторону. Он ненавидит русских еще больше, чем западные украинцы.  Он упрям и узколоб. Разве он может поверить в то, что А.Б. все подстроил ради своих корыстных целей? Янис глубоко уважает своего наставника, а меня, «полукровку», всегда считал  недостойным учеником своего обожаемого учителя.  Думая обо мне, как о коллаборационисте,  всеми своими действиями Янис  демонстрирует презрение ко мне. Но мне нет до него дела. Самое большое, что он может себе позволить, это мило улыбаться мне, не задевая моих чувств.
 
- Вили, я, просто удивлен, я-то думал, что у вас все обстоит совершенно иначе.

- Не понял, что значит иначе?  Я же рассказал тебе, что мы узнали друг друга, но в наших же интересах лучше  не знаться вообще. Однако у тебя такой вид, что ты услышал то, что не совпало с тем, о чем ты думал?

- Так и есть. Я думал, что твое признание будет совершенно не об этом.

- Как это? А что еще может быть важнее  всего того, что я тебе рассказал? – удивился я.

- Ты помнишь, где мы в первый раз повстречали твоего земляка? – замялся Никита.

- Да, то место, где было скопище переодетых дядек, - улыбнулся я,  - а потом он потащил нас в «Голубую устрицу».

- Так вот, я думал, что именно это о себе ты  и не хотел открывать мне.

- Это?  Никита, я тебя не понимаю…

- Я думал, что Янис тогда поддел тебя вовсе не на той почве, что вы когда-то знались, и ты переменил свое гражданство и место жительства, а это вызывает его ненависть - из-за национальных убеждений, а потому что ты не хотел тогда выдать себя и  показать мне, что причастен к компании тех парней, в «Голубой устрице». Впрочем, - добавил он, - Янис наверняка знал, о чем говорил, ведь, как-никак, мы не случайно встретили его там.

- Подожди, Никита, ты хочешь сказать…, то есть, ты хочешь спросить…

- Да, я хочу спросить то, о чем ты сейчас подумал, потому что знаю, что Янис -  один из них, а знаю я это, потому что тоже принадлежу к их числу, хотя был там, как и ты, впервые.

От удивления я на мгновения онемел.   Парень покраснел и отвел глаза в сторону.
 
- Так вот что тебя так волновало все это время, милый друг, - наконец улыбнулся я, - может, тогда зря  я так разоткровенничался с тобой  не по делу?

- Я просто хотел тебе сказать… - Он поднял на меня глаза, - Вилли, мне не хочется сейчас шутить, твое откровение было не зря, мы сблизились еще больше, и теперь мое признание  совершенно ничего уже не может изменить.

- Так ты меня специально затащил туда, на импровизированный гей-парад?

- Да,  - сознался он, - но самому тоже была охота посмотреть на это чудо.

- Тогда, вот что я тебе  скажу, Никита. Я знаю и понимаю все, что с этим связано.
 
- То есть, ты хочешь сказать, - он запнулся, - ты касаешься этого, я правильно понял?

-  Не спеши пытаться видеть то, что тебе так хочется, дружище.
 
- Мои подозрения относительно тебя - это не ошибка?

- Да, - ответил я задумчиво,  -  если учесть, что мне сильно запал в душу один молодой человек, который настаивает, чтобы я относился к нему именно как к молодому человеку, хотя он таковым и не является.

- О ком ты?

- Никита, какой же ты еще ребенок!   Нас волнуют совершенно разные вещи. Рядом с тобой я чувствую себя  прожженным жизнью. Наверное, я, в отличие от тебя,  уже растерял все свои наивные мечты. Сейчас меня занимают адские машины фармакологии, мафия врачей, Черный змий, философия и прочая дребедень, которая  все больше и больше  замусоливают мое сердце, и  мы – абсолютно разные, хотя и ровесники.

-  Я рад, что мы стали друзьями, ты столько мне рассказал сегодня. Теперь  можешь рассчитывать на мою дружбу сполна. Мне кажется, я тебя понял, Вилли.

- Ты зря считаешь меня наивным, я давно все понял, когда только вернулся с тобой из «Голубой устрицы» и, возможно, это я давал тебе время, чтобы ты нашел в себе силы признаться. А оказалось, что ты все это время давал  его  мне. – Я улыбнулся.

- Как-то странно получилось, да?

- А помнишь? Как с самого первого дня  ты предложил мне перекусить в суши-баре? Это было хорошее начало для дружбы.

- Да,  - ответил он, и мы  обнялись.
 
Я почувствовал, как бьется его сердце. Ощущение было странное, и тогда я понял, что мне было это так нужно.
 
Даже мы, психологи, нуждаемся в каком-то сочувствие и понимании,  и нам тоже, как и всем, иногда хочется выговориться, чтобы  просто выслушали. Однако разве кто-то может это понять, кроме  друга и психолога, такого, как ты сам? Видимо, обретать друзей мне суждено было только среди своих коллег…