История Риты

Виталий Странник
Рита никогда не признавалась себе, в своем равнодушии. Это я увидел в ней то, что у нее нет глубокой, настоящей, эмоциональной привязанности ни к кому и ни к чему. Ничто для нее не имело никакого значения.

Женщины, как правило, к чему-то стремятся. Кто-то к различного рода достижениям, кто-то к мужчинам, кто-то к женщинам. Рита не стремилась ни к чему. Она умышленно заглушала свои чувства ко всему.
 
— Рита, есть ли что-то такое в жизни, что могло бы тебя по-настоящему заинтересовать? —  Я надеялся на что угодно, лишь бы понять, неужели такое вообще возможно.
— Нет ничего такого.

Еще в Университете я узнал такую вещь, что многие девушки испытывают неуверенность в себе. Неуверенность в себе, как в женщине. А это ведёт к проблемным отношениям с мужской половиной, и появляется в неспособности любить. Университетская теория была такая. Если человек никого не любит и не влюбляется, то он становится несчастным. Ведь чувство любви раскрывает саму суть женщины и делает ее жизнь и выражение самости полноценной. Не умеющая любить женщина —  всегда несчастна.

Но почему многие представительницы пола не способны любить?

Я уже говорил, что все начинается с неуверенности в себе. Постепенно перерастает в отказ от женской роли. Девушка начинает бунтовать против своей роли в обществе или высмеивать ее и критиковать. Постепенно многие начинают чувствовать вражду практически ко всем людям, так как в каждом они находят непонимание по отношению к себе. Отрицание женской роли, перекидывается и на других женщин.

— Рита, ты ненавидишь женщин? — спросил я.
— С чего вы взяли? Я скорее ненавижу мужчин,  —  улыбнулась она.
— Значит, все-таки есть что-то, что тебя интересует в жизни. Ведь ненависть это тоже проявление чувств.
— Это было раньше. Я уже давно поняла, что мне наплевать на всех.
Что я мог сказать, она действительно была равнодушна ко всему.

— Но зачем ты тогда пришла в психологический центр «Родная душа»?
— Я, как и вы, уважаемый психолог, хочу найти в себе хоть что-то, что могло бы заинтересовать меня в этой жизни. Думаю, ты сможешь помочь мне.
— А мне кажется, что ты должна научиться любить, прежде всего, — сказал я, обдумывая свою университетскую теорию. — Ведь сделать по-настоящему женщину счастливой может сделать только любовь, нужно научиться любить как женщина, по-женски.
— А если я не хочу по-женски?

Я замолчал, не зная, что  ответить.


Вторая встреча прошла более конструктивно. Я был уверен, что поступаю верно, ведь у меня уже была одна клиентка, для которой я делал подобное.

— Рита, я принес тебе книжку. Это любовный роман. Я хочу, чтобы ты его прочитала.
— Зачем? Я не читаю белеберду для девочек.
— Это самый обыкновенный любовный роман. Я настаиваю, чтобы ты его прочитала. А на следующей встрече мне пересказала.
— Но зачем?
— Так нужно.

Дело было не в романе, и я вовсе не за этим заставлял ее прочесть это, я хотел вовлечь ее в любовный мир. Пересказывая мне книжку, она начала бы втягиваться в какие-то связи. Я хотел пробудить ее интерес к отношениям.

Затем, я дал ей задание написать свой любовный роман, подобно этому. Только настоял, чтобы она писала от первого лица, писала о себе в главной роли.

Несколько листов А4 были исписаны мелким почерком и Рита, увлеченно зачитывала мне свои зарисовки. Любовный рассказик получался короткий, но достаточно жаркий, чтобы я понял, что она не утратила свою сексуальность. Оставалось только выяснить, куда же это все исчезло в реальной жизни?

— Есть ли кто-то из твоего окружения, похожий на героя твоего романа?
— Нет никого.
— О ком же ты писала?
— Выдумала героя. И вообще, я не могу писать от себя, не могу, у меня не получается.
— Что тебе мешает? Ты же написала.
— Я как будто играю, и это вовсе не мое. Я выполняю твои наставления, но чувствую, что это полный бред.

Я почувствовал себя идиотом.

— Вы хотите сделать из меня писательницу?  — неожиданно спросила Рита, увидев мое унылое лицо.
— Да,  — ответил я. — Может хоть это пробудит какой-нибудь интерес в твоей жизни.

И, чтобы, не ударить в грязь лицом, я решил не отходить от намеченного плана.
— Напиши завтра еще один любовный рассказ. Можешь писать не от себя. Пиши, как подсказывает твое сердце.
— Зачем?
— Я чувствую, что из тебя получится прекрасная писательница, — улыбнулся я.
— Правда? – она смотрела на меня удивленно.
Я не знал, что мне делать с этим неординарном случаем, клубок никак не распутывался, и Рита уже откровенно не верила в мои психологические способности.
— Может вам самому написать любовный роман?  — спросила она.
— Надо попробовать, — задумался я.

Со следующей встречи я решил менять все конструктивно.

— Рита, я хочу послушать историю твоей жизни, —  заявил я сходу, когда она только пришла ко мне на следующую консультацию.
— Реальной?
— Да.
— Это значит, что мы прекращаем писать рассказы о любви?  —  она хихикнула, а я невольно опустил глаза.
— Я только в раж вошла, принесла вам небольшой романчик. Хотите почитать, мое новое излияние?
— Да.

Она протянула мне 6 листов, исписанных своим мелким почерком. Там описывалась любовная история Руслана и Миши.

— Ничего себе, —  удивился я при чтении.  — Но это же любовная история двух мужчин. Я же говорил, что писать нужно от первого лица и о себе.
— Так там от первого лица.
— Да, но…
— От лица Руслана. А Руслан —  это я.

Мои мысли спутались. Однако тут же собравшись, начал доставать из памяти наши прошлые с ней беседы. Тогда на ранних встречах я заметил, что ее сексуальное влечение к мужчинам все-таки имело место существовать. Ей действительно нравились мужчины, но она не хотела мне этого показывать, прикрывшись маской равнодушия. Сегодня, наконец, она ярко и правдиво написала о том, как ее влечет к мужчинам в своем рассказе. Рита представила себя в роли парня. Зачем?

У меня ничего не укладывалось в голове. И тут я снова вспомнил свою университетскую теорию о несчастных неуверенных женщинах, которые отрицают свою женскую роль и свое женское начало в обществе.

— Кажется, я все понял! —  воскликнул я, словно мальчишка-студент.
Пришло ее время смущаться, и это я отчетливо увидел в ее растерянных глазах.
— Расскажи мне про свою мать, прошу тебя, это очень важно,  —  настоял я, догадываясь, что «собака зарыта» именно здесь.

Конечно же, все было связано с ее матерью, как и у многих других женщин, консультирующихся у меня.

Мать, в свое время, недостаточно давала тепла, защиты, понимания. Предпочитала брата, маленькой Рите, что сыграло огромную роль, вместе с параллельными разговорами о сексуальных запретах для девушек. Рита чувствовала подозрительность, пренебрежение и ненависть к себе, судила о себе по проступкам матери. В подростковом возрасте она поняла, что дело кроется в принадлежностях к определенному полу. Именно принадлежность ее к женскому полу определяет отношение матери к ней. Поэтому она посчитала, что мать ее не любит, что на самом деле она полна злобных намерений, что она мешает ей быть счастливой и достичь успеха, и, в особенности, что она осуждает ее сексуальную жизнь и вмешивается в нее. А все потому, что она —  женщина.


— Я думаю, что если не вовлекаться эмоционально, то не будет больно, —  сказала Рита совершенно откровенно.
— Этот принцип всего лишь твоя защита от тревоги.
— Да, я хочу и люблю мужчин, но они никогда не будут меня любить, потому что я женщина.
— Все наоборот, они бы никогда тебя не полюбили, если бы ты была не женщиной,  —  я уже все понял и теперь пытался ее переубедить.

Ее влекло к мужчинам, она хотела их, но она отрицала свою женскую роль и не хотела быть женщиной, потому что мать травмировала ее психику нелестными высказываниями и плохим, пренебрежительным отношением, как к представительнице женского пола. Вмешивалась в ее сексуальность и «убивала на корню ее росточки».

— Пойми, Рита, так жить равносильно жить в пустоте. Ты не можешь так жить, нужно пробовать.
— Но я не хочу быть женщиной! Лучше бы я родилась мальчиком…

Она так сильно этого хотела, в надежде, что тогда бы отношения с матерью сложились бы по-другому. Но, увы, прошлое вернуть нельзя. Ей предстояло строить новую жизнь и вовлекаться в новые отношения, которые так пугали из-за неприятия себя такой, какой она была на самом деле.

— Вилис, спасибо вам за все. Я не хочу быть женщиной, и вообще ничего не хочу. Меня ничего не интересует. Можно только задать вам один вопрос?
— Да?
— Помните, вы сказали, что с меня бы получилась хорошая писательница, это правда?
— Да, конечно, у тебя такой талант.
— Я нашла в Интернете один сайт. Ну…и выставила свои работы…Те, что писала на наших консультациях.
— Здорово, — обрадовался я.  —  И про Руслана и Мишу тоже выставила?
— Да и про Руслана с Мишей, — улыбнулась она. — По-моему, вы были прав, судя по отзывам читателей, у меня действительно есть талант.

* * *
Рите помогло не то, что она вернулась в прошлое и прокрутила все эмоции связанные с отношениями с ее матерью. Она и так знала это все, просто глубоко запрятала все это в свое подсознание. Ей помогло то, что она стала отстраненным наблюдателем над самой собой.

Теперь Рита пишет любовные романы, где играет саму себя в разных историях, которые она придумывает. Это захлестнуло ее очень сильно, и она уже написала более 20 длинных романов и более 100 коротких рассказов, которые выставляет на литературный сайт.

Конечно же, она так и не избавилась от своего равнодушия и скрытой враждебности к людям и к реальности, и до сих пор не вовлекается ни с кем в эмоциональные отношения. Теперь все это придала ее жизни цветную окраску, потому что теперь она на полной эмоциональности пишет и живет в своих собственных творениях.
 Рита нашла себя там, где нет ничего похожего на ее прежнюю жизнь, где она сама себе режиссер и актер, где только она все решает и где находит и выражает саму себя, посредством своих героев. И она вовсе не удивляется, когда ее герои иногда начинают жить собственной жизнью, ведь так тоже бывает, если ты вложил в них свою душу и дал право на существование. Теперь она смотрит свою жизнь с экрана, с экрана собственных творений.
 
Кажется, я проделал неплохую работу психолога, открыл новый талант в литературном мире.
 

(Москва, 2010)