Заветная тетрадь или рукописи не горят. Ч. 3

Таисья
Заветная тетрадь или "рукописи не горят."

Часть 3.

Бабушке Мане посвящается...

Предисловие.

31 марта исполнилось 45 лет со дня смерти моей любимой бабушки Мани (Рабинович (Карась) 1892 - 31.03.1970.).

Мне в наследство от бабушки досталась тетрадь её среднего сына Боруха Рабиновича, 1923 года рождения, в 1940 году окончившего школу N 3 г. Житомира.

В первые дни Великой Отечественой войны 1941-1945 годов Борис (Борух) ушёл добровольцем на фронт и пропал без вести.

Бабушка ждала пропавшего сына всю свою жизнь, но так и не дождалась...

Бабушке чудом удалось сохранить эту тетрадь при эвакуации под фашистскими бомбёжками из горящего Житомира в сибирский город Омск.

Бабушка хранила эту тетрадь всю свою жизнь и очень ею дорожила.

Тетрадь в хорошем состоянии, несмотря на то, что ей почти 75 лет...

Я привезла эту заветную тетрадь моего родного дяди с собой в Израиль.

В этом году ему исполнилось бы 92 года...

Текст тетради передаю в подлиннике: четырнадцать листов.

Даты в тетради отсутствуют, но автор пишет, что ему восемнадцать лет, значит, это сорок первый год...

Передо мной лежат рукописи Бориса... Ему восемнадцать лет... Планов громадьё...

***

Собственное творчество Бориса Рабиновича.

***

Часть 3.

***

Последняя встреча или выход из положения.

***

(Рассказ студента).

***

Прав был писатель (как его?.. мм... но не важно...), который сказал, что от великого до смешного, от любви до ненависти - расстояние в один шаг. Я с ним согласен вполне. Я хотел бы только это изменить немножко. У меня это выйдет так: "От великого до смешного, от любви до ненависти - расстояние в десять рублей."

Что вы смеётесь? Странно, почему - расстояние, и, вдруг, - десять рублей? Нет, я не ошибся; не метров или сантиметров, а, именно, рублей. Как ни странно, но это - факт. Послушайте мою историю и вы сами убедитесь в этом.

Эта история случилась со мной, так сказать, давно, но она врезалась мне глубоко
в память, так что я ещё помню её до сих пор.

Наташу Заславскую вы, наверное, знаете?

Так вот, история эта о нас обоих.

Наташу Заславскую люблю я уже давным-давно, почти два года. Девушка она довольно хорошая, красивая, умная - ну и влюбился я в неё.

Живёт она со мной в одном дворе. Как-то раз играли мы с товарищем в волейбол во дворе. Играем, бегаем, кричим - в общем, балуемся на все сто. И вдруг выходит она, Наташа. Я, как только увидел её, сильно покраснел, смутился; но потом взял себя в руки и, мужественно подойдя к ней, позвал её играть... Так началась наша дружба.

Прошли два года. Оба мы выросли, окрепли, похорошели. Я хвастаться не люблю, но скромно могу заявить, что я довольно-таки красив. Факт. Когда я хожу по улице и раскачиваюсь своей стройной походкой, девушки украдкой поглядывают на меня и даже смеются. Факт. Но я скромный и не люблю хвастаться... Ах, извините, где я остановился?.. Да, значит, похорошели мы оба. Дружба наша сильно окрепла. И кто бы подумал, что один злополучный случай, чёрт бы его побрал, может расшатать нашу сильную любовь.

Было это к концу лета. Каникулы были на исходе. Наташа готовилась к отъезду в ВУЗ. Приближалось время отъезда. Она обещала мне, что никогда не забудет, что всегда будет любить меня. (Скажите пожалуйста, большое одолжение... Как можно меня не любить?)

Ну, пошли мы раз с ней гулять. Гуляли долго, разговаривали, сжимали друг другу руки; взгляды наши ежеминутно встречались, и я сильно краснел.

Хотя я по натуре не очень робкий, но с ней я не мог говорить, не краснея. Кстати я должен сказать, что краска эта мне очень шла. Это Наташа мне сказала. Ну вот, сели мы на скамейку, и я решил объясниться ей в любви. Я должен добавить, что тогда было уже довольно темно, иначе я бы себе не позволил этот поступок... Я взял её за руку и сказал шёпотом (так, что я еле услыхал свой собственный голос).

- Дорогая Наташа!.. Нет, извините, "дорогая" я ещё не смел говорить... Так вот я сказал: - Наташа, ах, (и приложил руку к сердцу), неужели ты ничего не замечаешь?

Она посмотрела на меня, улыбнулась и, оглядываясь по сторонам, лукаво сказала: - Нет, ничего не вижу. Что случилось?

- Нет, - сказал я, - я пошутил, и искусственно рассмеялся.

Она непонимающе посмотрела на меня, но всё ж-таки, тоже рассмеялась, ещё сильнее меня и, кажется, тоже искусственно.

Ну, не надоело ещё слушать рассказ, а, нет?.. Так слушайте дальше. Здесь лишь начинается самое главное.

Просидели мы несколько минут молча. Как ни старался я начать разговор, я не мог, не клеилось что-то. Она вывела меня из затруднительного положения и сказала мне:
- Знаешь что, милый, что мы сидеть тут будем? Пойдем лучше в кино.

Денег у меня не было ни копейки, но признаваться я стеснялся. Ну вот начал я говорить, что сегодня хорошая погода, что хорошо сидеть под открытым небом и что мне с ней очень хорошо.

Но она, наверно, поняла меня и сказала: - Пойдем в кино, денег у меня хватит. - И показала на свой ридикюль. Я сказал, что деньги тут не при чём, что деньги у меня тоже есть, но просто хочется подышать свежим воздухом. Она обиженно отвернулась.

Ридикюль лежал возле меня на скамейке. Тут я, не долго думая, открыл ридикюль и вытащил десять рублей. Она ничего не заметила. Мне стало хорошо и весело. Я
придвинулся к ней и сказал: - Наташа, ну не сердись. Раз ты хочешь пойти в кино, то я непрочь. Ну и пошли мы в кино. Я угощал её мороженым; смотрели мы хорошую картину и счастливыми пошли домой. Но была это наша последняя встреча. Через несколько дней она уехала, даже не простившись.

Некоторое время я мучился, страдал и только думал о ней. Но постепенно всё прошло. Всё рассеялось, как дым, как утренний туман.

Недавно я видел её. Она шла рука об руку с другим. Я прошёл, стараясь, чтоб она меня заметила. Но она прошла мимо, даже не взглянув на меня, как бы ничего не замечая, хотя я уверен, что она хорошо видела меня. Вот какие бывают девушки!

Так злополучно окончилась моя первая любовь. И с тех пор я стараюсь сильно не влюбляться и с пустым кошельком с бабами не ходить.

- - - - - - -
            
Житомир (Украина) - 1941 г.

Явне (Израиль) - 03.04.15.