То, что раньше было мной

Владимир Курсаков
Я с детства считал, что проживу свою жизнь не так, как предыдущие поколения – родители, бабушки, дедушки, прадедушки и так далее. При всем моем к ним уважении их жизнь мне казалась скучна. Все эти школы, институты, семья, работа не находили в моей душе никакого положительного отклика. Политика, религии, праздники – все было придумано кем-то заранее, и люди веками вписывались в определенную социальную систему и варились в ней, играя заранее уготованные им роли. Нет, все это было не по мне. Я верил, что в моей жизни, а может, в жизни всего моего поколения должно произойти нечто такое, что будет кардинально отличаться от всего, что было ранее. В подростковом возрасте я двигался по различным молодежным субкультурам – всякие там панки, анархисты. Носил кожаные куртки – «косухи» с нашитыми на них надписями типа «punks not dead», «fuck the system», употреблял алкоголь в больших количествах, устраивал с такими же как я придурками различные пьяные выходки на улицах своего провинциального города и искренне полагал, что тем самым я действительно fuck эту самую system. Но со временем мы стали взрослеть, люди из субкультуры стали уходить в ту самую взрослую жизнь, против которой мы так яростно протестовали, и я пришел к выводу, что это system в итоге fuck всех нас. Во взрослую жизнь я не хотел, но и оставаться двадцатичетырехлетним маргиналом в «косухе» и с бутылкой портвейна мне тоже не хотелось. Тогда я стал затворником. Целыми днями сидел дома у компьютера – смотрел фильмы, играл в компьютерные игры, зависал в интернете. Родители были недовольны моим образом жизни, и в один прекрасный день мне дали ключи от комнаты в общаге, купленной ими специально для меня, и выселили туда с напутствием «учись жить самостоятельно, сынок». Тогда мне впервые в жизни пришлось устроиться на работу. Поскольку я ничего не умел – работа мне досталась соответствующая моим навыкам, а именно грузчик. Коллектив мне не нравился, работа тоже, но что поделаешь – надо было покупать жратву, платить за хату и инет. Так я и стал жить, пять дней в неделю вставая чуть свет и целыми днями таская всякие коробки по складу с места на место. А вечера и выходные проводил дома за компом. На меня все чаще стала нападать депрессия по поводу того, что все мои планы на непохожую и отличающуюся от других жизнь летят в одно место, и я ничем не отличаюсь ни от сверстников, ни от  коллег по работе, ни от предыдущих поколений. Разве что на социум с его порядками мне было класть болт, но ведь социум на мое мнение и видение жизни клал его аналогично. С месяцами я все глубже уходил в виртуальный мир игр – драконов, танков, эльфов и в мир кино – боевиков и сериалов. Хоть там можно было увидеть что-то необычное – красивые сюжеты, интересных  персонажей, яркие приключения. И постепенно у меня стало появляться чувство, что возможно именно здесь и зарыт тот самый клад – то, что сделает меня другим. Каким образом? Виртуальная жизнь развивается стремительными темпами – игры становятся все более реалистичными как по части сюжетов так и по части графики, для просмотра фильмов придумывают все более совершенные технологии – 3D, 48 кадров, imax. Да, да, помимо просиживания перед компом я в свободное время стал ходить в кинотеатры – ведь депрессия стала сдавать назад, и на горизонте замаячил огонек надежды. Который назывался технический прогресс. Я уверовал в технический прогресс. Благодаря ему современный человек все глубже и глубже может погружаться в виртуальный мир, и когда-нибудь (а учитывая, что прогресс движется семимильными шагами это «когда-нибудь» наступит скоро) можно будет уйти в этот самый виртуальный мир полностью, и жизнь уже никогда не станет прежней. Теперь я более тщательно стал относиться к работе – брался за все подработки, оставался в ночные смены. Все это нужно было мне для того, чтобы откладывать деньги. Я ведь внимательно следил за тем, что происходит в мире современных технологий, а в нем выходили в производство различные современные гаджеты с кучей функций,  сворачивающиеся дисплеи, очки google glass, все это мне было нужно, и все это стоило денег. Шли годы, я копил, брал кредиты, отдавал, снова копил, снова брал и в этой жизни меня становилось все меньше – она нужна была мне лишь для того, чтобы как раз-таки найти нужную сумму и приобрести очередную техническую новинку, все больше меня было там – в мире виртуальном. Я летал по сети с огромной скоростью, качал все обновления, мог становиться хоть эльфом, хоть танком, хоть драконом – мои возможности росли регулярно. Мой домашний кинотеатр мог показывать фильмы в любых современных форматах, хоть new imax, хоть 12 D, когда события фильма ты видишь едва ли не более реалистично, чем собственную комнату,  а специальное кресло вращает тебя в разные стороны и с потолка (который также является частью кинотеатра) на тебя то льется вода, то валит искусственный дым (в зависимости от событий, происходящих в фильме), и после просмотра ты становишься таким же потрепанным и уставшим, как будто действительно пережил с героями фильма все тяготы и невзгоды. Но прогресс должен был идти еще дальше. И он пошел. В один прекрасный вечер, зайдя на сайт, посвященный новинками в области современных  технологий, я обнаружил свежую презентацию обновления для домашнего кинотеатра – KinesteticX. Нажав кнопку «просмотр» мне предстала следующая картина: подросток лет двенадцати заходит в свою комнату, стены которой украшены различными постерами супергероя американских комиксов Spidermana. Включает домашний кинотеатр, садится в кресло, на экране также идет боевик о Spidermane. Кресло начинает активно перемещаться по комнате, симулируя фирменный стиль супергероя, летящего по улицам Нью-Йорка цепляясь паутиной за стены небоскребов. Потом начинается сражение с врагами, с потолка валит искусственный дым, происходит стандартный просмотр фильма по технологиям new imax и 12 D. Spiderman побеждает своих врагов, фильм заканчивается, однако на лице подростка видно разочарование. Закадровый голос произносит: «Роберт уже пятнадцатый раз посмотрел этот фильм, но не получил ожидаемого эффекта. Благодаря современным технологиям он мог видеть Spidermana практически вживую, но это не реализовало его мечту – ведь Роберт всегда мечтал сам стать Spidermanом. Но теперь у него появилась такая возможность!». В комнату заходит улыбающийся мужчина (судя по сюжету – отец Роберта) и ставит перед Робертом коробку, на которой написано «KinesteticX. Обновление для домашнего кинотеатра». Роберт открывает коробку, достает оттуда предмет, напоминающий обычную приставку, однако с торчащим из нее большим количеством проводов. Эти провода с помощью специальных присосок отец подключает к разным частям тела самого Роберта – к ногам, рукам и голове. Затем отец жмет кнопку «play» и вот уже мы видим тот же самый фильм глазами Spidermana, летящего по улицам Нью-Йорка и радостный крик Роберта «юхууу» из чего становится понятно, что приставка создала невиданный ранее эффект – полноценное участие в фильме в качестве одного из его персонажей. Далее вновь звучит закадровый голос: «KinesteticX с помощью специальных контактов создает телесные ощущения вашего присутствия в фильме в качестве одного из героев, при этом ваше реальное физическое тело находится дома в уютном кресле, и не несет никаких повреждений, ощущения которых вы можете испытать, находясь внутри кино». Просмотрев презентацию, сначала я издал звук, напоминающий «юхууу» Роберта, а затем принялся прыгать по своей небольшой комнате, большую часть которой занимал домашний кинотеатр. Прыгал я от радости, ведь эта новинка (которую я обязательно приобрету) сможет еще глубже унести меня в реальность ту, из реальности этой, что являлось главной целью в моей жизни.
                ***
Три месяца плюс кредит – именно столько мне понадобилось, чтобы накопить на KinesteticX. Но вот наконец приставка стояла у меня дома – и каждый вечер я погружался в шедевры мирового кинематографа в виде различных  персонажей. Пробирался в центр Мордора будучи Фродо Бэггинсом, был одним из трехста спартанцев, принявших неравный бой у Фермопил, занял место Ди Каприо на Титанике, и пережил красивейшую романтическую историю с красавицей Кейт Уинслетт, после чего отправился на дно Атлантического океана вместе с легендарным судном. KinesteticX позволял ощущать все то, что ощущали персонажи фильма, а уровень ощущений зритель мог отрегулировать сам в настройках. В любой момент можно было сказать слово «меню», и перед тобой появлялась таблица, на которой голосовыми командами ты мог совершить перемотку, изменить уровень ощущений или покинуть фильм и оказаться в своей комнате, опутанный проводами. Уровень ощущений довольно важная вещь. Если ты участвовал в сражении и твоему персонажу, к примеру, отрубали руку – ты мог испытать очень сильные болевые ощущения, подобные тем, что испытывает человек в реальной аналогичной ситуации. А мог эти ощущения снизить. Для разных фильмов разработчики устанавливали разные рекомендации – например, если герой фильма, в которого вживлялся зритель, находился на природе, наслаждаясь красивыми пейзажами и звуками леса или шума морского прибоя, то бесспорно нужно было ставить 100%, чтобы максимально насладиться видами и звуками вместе с персонажем. Если же герой воевал или дрался – вполне хватало и 15-20%. Но самые безбашенные пользователи   Kinesteticа типа меня всегда ставили сотку. Максимальное погружение в виртуальный мир! – вот наш девиз. Еще разработчики KinesteticX категорически запрещали погружаться в фильмы без постороннего наблюдения. Если вдруг возникнут какие-то неполадки, голосовые команды дают сбой, и зритель может как бы застрять в фильме. В таком случае человек, находящийся рядом со зрителем, отключает KinesteticX вручную. Но поскольку я был одиночкой, правило это мною никогда не соблюдалось. Я понимал, что рискую, но, во-первых, я тщательно следил за тем, чтобы мой KinesteticX всегда находился в идеальном состоянии, а во-вторых, веру в «авось» для русского человека еще никто не отменял.
***
В тот вечер я пришел домой с большой сумкой продуктов. Это был последний рабочий день – впереди меня ждал отпуск! Много продуктов позволят мне целых 30 дней не выходить из дома, и все время путешествовать по различным фильмам. Я плотно поужинал, уселся в кресло, подключил к себе все необходимые провода и нажал «play». Комната исчезла, а я оказался в нелепом белом костюме и черной шляпе, сидящем в окружении троих одинаково одетых в такие же белые костюмы парней. Мы сидели в странном заведении, сплошь уставленном белыми фигурами обнаженных женщин в разноцветных париках, и держали в руках стаканы с напитком, напоминающем молоко. Я сделал глоток (какая же гадость это молоко с ножами!). В воздухе звучала  музыка Уолтера Карлоса. Уже через минуту наша компания избивала ногами и палками лежащего на дороге пьянчужку. Многие наверное уже догадались, что я попал в культовый фильм Стэнли Кубрика «Заводной апельсин», снятому по одноименному роману Энтони Берджесса. И был я, конечно же, главным героем Алексом. О, это была чудесная роль. Мы гнали на украденной машине по трассе на огромной скорости, врывались в чужие дома, избивая и насилуя их обитателей, в одной сцене я развлекался в постели с двумя kiskami, получая при этом те же ощущения, если бы я делал это в реальной жизни (вы догадываетесь, к какой части моего тела был подключен один из проводов). Представьте, мог я проделывать такие штуки в реальной жизни, устраивать старое доброе ультранасилие? То есть делать я бы конечно при желании мог, но последствия были бы очень печальными (в реальной жизни за такие чудачества полагался пожизненный тюремный срок). А здесь, в виртуальной реальности, я все это мог. Слава техническому прогрессу! Слава разработчикам современной техники! Слава KinestetikХ! В какой то момент, согласно сюжету, дела у моего персонажа (а по сути у меня, ведь я полностью вжился в роль, я был Алексом) пошли не очень хорошо. Лидерство в нашей четверке решил перехватить Джорджи. И вот настал тот самый известный момент фильма. Наша четверка идет по набережной, звучит закадровый голос: «Когда мы шли по набережной, я держался спокойно, но я не переставал думать. Значит, Джорджи будет лидером, будет говорить, что нам делать. А Дин - его верный бульдог. Но вдруг я понял, что это для глупых, а умные действуют по вдохновению, как бог пошлет. И снова мне на помощь пришла музыка. Из какого-то окна доносилась чудесная классическая музыка, и я вдруг понял, что делать». В этот момент я кинулся на своих приятелей – сначала влетело Джорджи, я ударил его палкой и пинком спихнул в воду, следом в воду отправился Дин, и вдруг в самый разгар mahacha все остановилось. Что за черт? Я мог шевелиться, также, как и раньше, а вот остальные события встали, как будто кто-то нажал на паузу, и музыка смолкла. Я решил, что это глюк в Kinestetike, и сказал вслух слово «меню». Меню не появилось. Я произнес еще раз, громче и четче. Но перед глазами по прежнему стояла картина – Джорджи и Дин в воде, наш четвертый товарищ в ужасе шарахается в сторону, и никто из них не шевелится, и вокруг тишина. Меня охватила паника, я стал кричать: «Меню! Меню! Меню!» Но оно не появлялось. Я понял, что застрял. Производители предупреждали о такой возможности. В инструкции черным по белому было написано – никогда не смотрите KinesteticX одни, рядом всегда должен находиться наблюдающий за вами человек. Но я  не послушал, и вот я здесь. Старина Алекс застрял. Что делать я не знал. По идее меня должны были отключить внешне, но кто это сделает, если живу я один, в гости ко мне никто не приходит, я ни с кем не общаюсь, и даже на работе меня не хватятся раньше чем через 30 дней, ведь сегодня первый день моего отпуска. Я обречен умереть с голода. Пока я буду здесь, в «заводном апельсине», мое реальное тело будет сидеть на кресле. Без еды и воды. Это был конец.
***
Прошло, по-моим подсчетам, дня два. Я лежал на набережной. Мои товарищи все также были рядом, в тех же позах, в которых они замерли два (может больше? Или меньше? Часов у меня не было) дня назад. Там, снаружи, меня никто, естественно, не отключил. Кому я был нужен, затворник? Воду из реки я пить не мог, она также замерла, как и все остальное в этой реальности, в которую я попал. Меня мучили голод и жажда. Сухими губами я изредка шептал «меню, меню» в надежде что оно все-таки появится. Больше мне надеяться было не на что. А ведь сбылась все-таки моя мечта, подумал я, смог-таки полностью уйти в виртуальную реальность. Но если бы я знал, что это будет такая пытка, я бы вообще никогда не включал этот чертов KinesteticX! Время шло, и ничего не происходило… я готовился принять смерть. По-большому счету, я даже хотел чтобы она пришла побыстрее, ведь испытывать такую пытку врагу не пожелаешь. Наверное, подобные ощущения испытывал Иисус, вися на кресте. Но он знал, на что и зачем он шел! А я? Я просто хотел жить иначе, только и всего. Так я и продолжал лежать, периодически впадая в беспамятство, и думая что вот сейчас наверное уже умру, но через какое-то время вновь приходя в чувство… И внезапно мой маленький виртуальный остановившийся мирок озарила яркая вспышка, и воздухе над набережной появилось существо! Внешне оно походило на молодого человека, моего примерно возраста, но было синего цвета, как на индуистских картинах, из одежды на нем была только набедренная повязка, а ноги были скрещены в позу лотоса. В этой позе оно висело в воздухе и с интересом оглядывало все вокруг. Наверное, это предсмертные глюки, подумал я, но все же прошептал (говорить нормальным голосом сил у меня не было): «кто ты?». Существо внимательно посмотрело на меня и промолвило:
- Можешь называть меня Брахман. А кто ты?
- Я Алекс, - почему то сказал я не то имя, которое принадлежало мне, сидящему в реальном мире в кресле, а имя героя, коим я являлся здесь. Видимо, на подсознательном уровне с тем, сидящем в кресле, я уже окончательно распрощался.
- Что ты здесь делаешь, Алекс? – спросило существо.
- Черт побери, ты реален, Брахман, это не глюки?
Брахман на какое-то время задумался, после чего ответил:
- Я прибыл сюда из другого мира, прибыл в гости, как турист. Тебе не стоит меня бояться. Я просто побуду здесь какое-то время, и исчезну. Что же касается твоего вопроса, я не могу идентифицировать слово «глюки», у нас нет такого понятия. В нашем мире мы научились разговаривать с существами из других миров путем специальной практики. Но на самом деле мы не разговариваем. Мы передаем сигналы, которые трансформируются в ту систему коммуникации, которая используется существом, входящим с нами в контакт. Вообще-то мы предпочитаем путешествовать инкогнито, но твой мир такой маленький, Алекс, что здесь по истине сложно остаться незамеченным.
- Брахман, мне нужна твоя помощь. Это не мой мир. Я тут случайно, я здесь… застрял. Помоги мне выбраться отсюда, помоги вернуться домой.
И я поведал Брахману свою историю, поведал ему про то, что не хотел жить как все, про то, что хотел уйти в виртуальный мир, про свое затворничество, про KinesteticX. Сначала он слушал очень внимательно, однако в конце громко рассмеялся.
- Вот черт, тебе смешно? – возмущенно прошептал я.
- Конечно. А ты думал, я расплачусь?
- А в вашем мире нет такого понятия, как сочувствие?
- Я много путешествую, Алекс, и не раз видел тех, кому действительно нужно сочувствие, но ты, а точнее вы все, как вы там себя именуете, человечество – просто очередная тупиковая ветвь эволюции. Кроме улыбки вы не вызываете у нас ничего.
И Брахман снова засмеялся.
- Хорошо, Брахман, расскажи мне про себя, и про ваш мир, раз уж вы все там такие умные.
- Многого я тебе рассказать не могу, у нас это не принято, да многого ты и не поймешь. Я путешественник, перемещаюсь между мирами. Как вы путешествуете по своей планете, лишь изредка выбираясь в, как вы это называете, космос, так и мы путешествуем по мирам.
- А по своему миру вам не интересно?
- Не в этом дело, Алекс, просто мы давно уже достигли со своим миром единства, и путешествовать по нему для нас смысла не имеет, мы и так видим его целиком и одновременно. 
- Он такой маленький?
Лицо Брахмана в очередной раз озарила улыбка.
- Уж больше вашего, поверь. Но мы поняли его законы, стали соблюдать их, и он открылся нам. Теперь мы путешествуем по мирам, исследуем и познаем что-то новое, доселе неизведанное. Мы пионеры этой Вселенной, первооткрыватели ее глубин!
- А ты можешь забрать меня отсюда, Брахман?
- Нет, Алекс, я не могу вмешиваться в дела других миров, влиять на ход их событий.
- Почему?
- Есть определенный кодекс, который пионеры Вселенной должны соблюдать. И вмешательство в дела других миров противоречит данному кодексу.
- То есть ты так и оставишь меня здесь умирать?
- Ты можешь уйти отсюда сам, Алекс. Кроме тебя самого тебе никто не поможет.
- Но как?
- Я попытаюсь тебе объяснить, я ведь все-таки Брахман, да и кодекс в некоторых случаях допускает подобное. Но дальше все зависит лишь от тебя. Смотри, Алекс, во Вселенной огромное количество миров и цивилизаций, но все они идут двумя основными путями – первые путем осознания себя и своего места во Вселенной, вторые путем так называемого технического прогресса. Жизни как первых, так и вторых, по своей сути, являются лишь временными иллюзорными состояниями, однако если первые стремятся осознать этот факт и иллюзии разрушить, то вторые придумывают различные приспособления, которые эти иллюзии только приумножают. Но это путь в никуда, тупик. Ты, Алекс, как раз-таки яркий тому пример. Ты хотел жить не так как все, а в итоге смог лишь убежать из одной иллюзии в другую, которая к тому же захлопнулась вместе с тобой, как мышеловка.
- Но как отбросить эти иллюзии? Как научиться путешествовать между мирами?
- Сначала ты должен абстрагироваться. У тебя в голове идет непрерывный поток мыслей, которые дают различные описания тому, что вы называете реальностью, а на самом деле иллюзии. Ты должен остановить этот поток мыслей. Сосредоточиться. И в этот момент понять, что тебя нет. Это первый этап. Перестань воспринимать себя как «я». Как ребенок. Ребенок, научившись говорить, первое время называет себя в третьем лице. В этот период он еще осознает истинную суть вещей. Как только он произносит «я» - он впадает в иллюзию. Забудь что ты «я». Тебя нет.
- Но как это сделать, Брахман?
- Повторяю – сядь, закрой глаза, абстрагируйся, сосредоточься.
- Что-то вроде медитации?
- Ну если у вас это называется так, то пусть будет медитация.
- А потом?
- Потом ты, а точнее уже не ты, а то, кем ты являлся, столкнется с новыми ощущениями, эмоциями, чувствами. Ключевым моментом станет нечто, что встретит тебя там. Оно попытается доказать тебе, что оно реально. Но это тоже иллюзия. Последняя иллюзия. Убей ее.
- Это сильно сложно, Брахман, боюсь, что я не справлюсь.
- Тогда ты не выберешься отсюда.
- Хорошо… допустим, я это сделаю.
- Тогда ты станешь «никем» в «нигде». Это ключевая точка – из нее все появляется и в нее все исчезает. Чтобы попасть в другой мир, останется только появиться из нее.
- Каким образом можно это сделать?
- Ты должен будешь произнести код. Это может быть каким-то словом, или фразой, или образом, который нужно будет проецировать вовне.
- Но какой код моего мира, Брахман, какой код мира, в котором я сижу в кресле, увешанный проводами?
- Я не знаю, Алекс, я не был в том мире. Но, уверяю тебя, не стоит на нем зацикливаться. Попытайся догадаться, а может быть, вспомнить тот самый, необходимый тебе код, и ты обязательно появишься там, где нужно, где ты  и должен появиться
- Постой, Брахман, но кто будет произносить код или проецировать его вовне, если не будет никого и ничего не будет?
- Интересный вопрос, Алекс. На самом деле, став «никем» в «нигде» - ты как раз-таки станешь всем. Но тебе это сложно понять. У вас ведь технический прогресс. Ну чтож, мне пора.
- Брахман, я благодарю тебя. Благодарю тебя, пионер Вселенной, первооткрыватель ее глубин! Прошу, ответь мне на последний вопрос - как ты попал сюда, какой код этого маленького остановившегося мира, моего проклятия?
- На самом деле, Алекс, я не собирался сюда. Пионеру Вселенной нечего делать в этой дыре. Я собирался посетить прекрасную Долину Священного Лотоса… но забыл ее код, и став «никем» в «нигде» я просто воскликнул в сердцах: «ну, что же теперь, а?». И оказался здесь. Вот так, Алекс, банальные коды ведут в банальные миры, также как и иллюзорные жизни впоследствии ведут в новые иллюзии, помни это, когда окажешься в точке откуда все появляется и куда все исчезает. А теперь прощай!
На месте, в котором висел Брахман, появилась яркая вспышка, и вскоре исчезла. А я так и остался лежать на мостовой, в окружении застывших товарищей. Но теперь у меня было Знание. И я прошептал:
- Ну, что же теперь, а?
***
Взяв пример с Брахмана, а также воспоминания о том, что у нас принято называть медитацией, я сидел в позе лотоса. Счет времени был потерян окончательно, а я все сидел и сидел, пытаясь потерять свое «я» и стать «никем». О, как сложно было абстрагироваться и сосредоточиться! Эти мысли все лезли и лезли, и не было им конца и края. Как только я заглушал их, иногда разом все вместе, иногда отлавливая по очереди, и казалось, что вот теперь то наступит полный покой, несколько новых, подло подкравшись сзади или незаметно атаковавших откуда-то сбоку заново захватывали мое сознание. Часто это были плохие мысли «у тебя ничего не получится» и «ты умрешь», но попадались и хорошие. Хорошие, в основном, касались воспоминаний – о моей панковской юности или жизни в затворничестве, когда я еще не знал, до чего доведет меня увлечение новейшими технологиями. Один раз мне вспомнилась прочитанная мною книга, я вообще довольно редко читал, до двадцати четырех лет мое свободное время занимали алкоголь и тусовки, а после двадцати четырех игры и фильмы, но все же иногда, по тем или иным обстоятельствам, мне попадала в руки книга. В этот раз мне вспомнилась книга, забытая соседом по больничной палате после выписки, которую читал я, по сути, от скуки, так как в палате (в которой я лежал с гайморитом), не было ни компьютера, ни телевизора. Книга была про странствия одного человека, которого звали, кажется Сиддхартха. Он странствовал в поисках себя, искал просветления. Прямо как учил Брахман, подумал я. В одном месте книги Сиддхартха, пройдя уже значительную часть своего жизненного пути, работал перевозчиком на переправе, а в свободное от работы время сидел у реки и слушал ее голос, и слышался ему звук «Ом», звук совершенства. Я вот также сидел у реки, правда застывшей, и был не обретшим себя Сиддхартхой, а потерявшим себя Алексом, героем другой книги и другой истории, тем не менее я также попытался представить ее голос… В какой-то момент мне, по-видимому, все же удалось сосредоточиться, и я спросил себя – могу ли я утверждать, что «я» - это Алекс, сидящий на берегу реки в позе лотоса? Или «я» – это человек, который сидит сейчас в кресле в комнате общежития, обвешанный проводами? «я», который читал книгу в больничной палате и «я», пивший портвейн перед входом в клуб – это был один и тот же «я»? и кто такой «я», задающий сам себе эти вопросы? И постепенно стало приходить осознание, что нет какого-то определенного конкретного «я», а есть нечто большее, то, из чего состоит и тот,что в кресле, и Алекс, и читающий, и пьющий, и задающий вопросы, и то самое большее периодически в разных своих частях познает себя же, путем вспышек этих самых «я». И когда я познал это большее, «я» стало пропадать. Сначала медленно, потом все быстрее и быстрее, оно оставалось где-то внизу, а то, что когда-то было мной, наоборот, взлетало куда-то вверх. Первое время его охватила паника, оно хотело вернуться в свое «я», такое маленькое, уютненькое и привычное, и только мысль о том, что его «я» сейчас страдает от голода и жажды заставило его остановиться, оставить «я» и лететь все выше и выше. То, что когда-то было мной, испытывало ощущение, который испытывает человек, прыгающий с вышки в воду. После медленного погружения следует небольшая пауза, а потом человека выталкивает на поверхность. Именно ощущение выталкивания из глубин на поверхность и испытывало то, что когда-то было мной. Из глубин иллюзий на поверхность чистого сознания. А вокруг по-прежнему слышался голос реки, на котором то, что когда-то было мной, сосредоточилось, прежде чем пройти первый этап осознания. И через какое-то время то, что когда-то было мной, увидело эту самую реку, чей голос сопровождал его на первом этапе. Она была сверху того, что когда-то было мной, и они неизбежно должны были встретиться. Река походила не столько на реку в привычном нам понимании этого слова, скорее это был некий огромный поток, переливающийся яркими огнями, походившими на звезды, и голос его, казавшийся до этого приятной спокойно песней, стал казаться ужасными раскатами грома. То, что когда-то было мной, вновь охватил ужас – попадание в этот поток означало мгновенный конец, но остановиться было невозможно, неведомая сила медленно, но верно направляла вверх, в поток, вскоре стало казаться, что до него остаются считанные метры... И тут то, что когда-то было мной, вспомнило слова Брахмана. Ты встретишь нечто, что будет убеждать тебя в том, что оно реально. Убей его. И последняя иллюзия была убита – ведь ее попросту не существовало, также, как и всех прочих иллюзий, и в том самом месте, где то, что когда-то было мной, должно было встретиться с потоком, оно встретилось ни с чем.
***
Состояние «никто» в «нигде» испытывало полную гамму ощущений, переживаний и эмоций. Оно было хранилищем всех опытов, когда-либо и где-либо имевших место быть. Оно было самодостаточно, совершенно и могущественно, а границы его уходили в бесконечность, которая также была им самим, поскольку не было ничего, что бы им не являлось. Из него выходило все, и все же в него возвращалось. И длилось оно всегда и всегда будет длиться, поскольку нет ничего такого, что могло бы быть ему концом, а если бы и было, то являлось бы им самим же.
И миллиарды маленьких огоньков, переливающиеся всеми возможными цветами замигали с разных сторон, и раздался протяжный звук:
- ОМ…
Миллиарды огоньков начали гаснуть, остался только один, который становился все ярче и ярче, как будто засасывая своим ярким светом к себе внутрь, а потом раздалась вспышка, огонек исчез, а оно появилось.
                ***
Когда я открыл глаза, то увидел красивейшую долину, полную ярких розовых цветов и где-то неподалеку раздался до боли знакомый голос: «Добро пожаловать, Алекс».