Младенцы-полиглоты мифы и реальность

Светана
Миф 1. Младенцы глупы.

Мы привыкли ум связывать с объемом мозга. У новорожденного ребенка соотношение массы мозга к массе тела в 5 раз больше, чем у взрослого. Впечатляющий показатель! А уже в годовалом возрасте вес головного мозга достигает 2/3 от веса мозга взрослого человека. Не такая уж большая разница!

Долгое время никому не приходило в голову изучать речь младенцев. Да и как можно изучать звуки, которые невозможно записать при помощи обычного алфавита, да и к тому же явно не имеющие смысла с точки зрения взрослого человека?! Нужно было дождаться появления на свет высокотехнологичной звукозаписывающей аппаратуры, современных компьютеров, специализированных компьютерных программ для обработки звуков и специализированной аппаратуры для регистрации работы головного мозга.
В результате исследований в США, Италии и Японии выяснилось, что младенцы способны воспринимать звуки в более широком диапазоне, чем взрослые.  Фактически они слышать все частоты одновременно и воспроизводят зачастую то, что недоступно слуху взрослого человека.  Неплохо для глупышки!

Миф 2. Младенцы не умеют говорить.

Разнообразие звуков, издаваемых маленькими детьми, поражает: этот набор в несколько тысяч раз больше, что может выдать среднестатистический взрослый.

Ученые установили, что младенцы способны слышать и воспроизводить звуки практически любого языка планеты, а их более 3 000. Причем, оказалось, что способность воспринимать речь и говорить у детей врожденная, а не приобретенная с возрастом и опытом. Совместные исследования ученых из Международного института СИССА (Италия) и Северо-Восточного Университета (г. Бостон, США) доказали: дети рождаются с базовым знанием языка.

Миф 3. Взрослые учат ребенка говорить.

В истории Древнего Египта упоминается такой факт. Фараон Псамметих (ок. 663-610 до н.э.) приказал отобрать двух младенцев и растить их в недоступном для людей месте так, чтобы они даже случайно не услышали человеческую речь. Немой пастух делал все необходимое для детей. Идея фараона заключалась в том, что если лишить детей возможности слышать речь и подражать ей, то они либо вообще не смогут говорить, либо начнут произносить слова того языка, со знанием которого родились, базового языка, который и можно будет назвать самым древним.

И вот как-то раз один из детей встретил пастуха-кормильца, протягивая руку и повторяя слово «бекос». Пастух незамедлительно доложил об этом своему повелителю. Псамметих выяснил, что «бекос»  означает «хлеб» на фригийском языке. Из этого фараон сделал вывод, что язык фригийцев древнее египетского.

Современные исследования показывают, что начиная общаться со взрослыми, слыша звуки языка родителей, ребенок начинает подражать этим звукам, сужая грань восприятия. Он подстраивается под звуковой диапазон взрослых, «урезая» все остальное многообразие звуков. Его лингвистическая чуткость притупляется. Мало того, в мозге ребенка происходит потеря ненужных синапсов, которые у него были активны в первые месяцы жизни, а теперь оказались ненужными. Мозг ребенка фактически программирует себя на процесс восприятия только звуков родного языка и игнорирования звуков чужого языка. Приблизительно в шестимесячном возрасте младенцы уже не различают гласные звуки чужого языка, хотя пару месяцев назад для них это не составляло труда.

Способность к подобному сложнейшему анализу языка ребенок получает от природы и теряет ее, как только научится говорить со взрослыми. Вот и получается, что родители, уча малыша говорить, блокируют его природные способности.

_____________________________________

Фото из интернета