Из жизни простейших. Саркомастигофоры

Елена Гвозденко
Если кто берет откат - Достоевский виноват.
Дорожает ЖКХ - довел Герцен до греха.
Дороги Пушкин нам угробил,
Булгаков медицину прОпил.
Ракеты Писарев сбивает,
Культуру Тютчев убивает!
Как безобразие пресечь?!
"Собрать бы классиков да сжечь!" (совместное авторство с Александром Терентьевым)

Из жизни простейших. Хорошую тему предложили в литературной игре Кандидыча (Сергея), не отпускает. Сначала хотела написать рассказ о саркомастигофорах. Что вы знаете о саркомастигофорах? Нет, знаете ли вы саркомастигофоры, как знаю я? При современном доступе информации выяснить значение этого загадочного слова несложно, но мое знакомство с этим типом простейших состоялось в самом конце 80-х, мракобесном «безинтернетным»  прошлом. Но позже из фрагментов настоящего стала проступать совсем иная картинка, иной сюжет.

Люблю иногда просматривать наши развлекательные ток-шоу. При всей постановочности, наивности, некой натянутости – можно даже получить некое удовольствие, если «выключить» слишком придирчивое отношение. Какие типажи, какой срез современного общества! Из просмотренных серий передачи, в которую, как заявлено, участники приходят за известными узами, сложился некий усредненный тип современной невесты.  Худенькая блондинка с прямыми длинными волосами, безупречно прямой спиной, ботоксными губами, совершенной кожей и пустым взглядом. Абсолютно пустым. И все это на неподвижном лице, будто лишенным мимических мышц. Только взмахи ресниц-бабочек (ох уж эта современная косметика), да опускающаяся нижняя челюсть, приводящая в движение отяжелевшие от искусственных вливаний, уста. А речь, только вслушайтесь.

-НУУУУ, - обязательная протяжка гласных. Дальше непременно многозначительная пауза, - мы были КАК БЫ в отношениях.

И все это с флером прононса, с выделением, «мычанием» ударных. А уж эти «как бы» и «строить отношения». Поколение, «как бы живущее», «как бы любящее», «как бы женатое», «как бы становящееся родителями». «Как бы» - наше все! Эпоха инфантильных созданий, убегающих в оболочку выбранной им внешности, как в скорлупу. Но удивительнее всего – профессии. Если отбросить условность отбора, то можно утверждать, что большинство наших девушек «трудятся» в  «шоу-бизнесе» и «индустрии красоты». Бедный-бедный классик, если красота когда-нибудь спасет мир, то ее «индустрия» обязательно погубит!

Да что там шоу, откройте любой сайт, предлагающий трудоустройство. Много ли вакансий в реальном секторе экономики? То-то. Сфера различных услуг, торговля во всем ее многообразии, включая мошеннические сети.

«Лохов на бабки крутим, как и все». И это РАБОТА, которую выполняют большинство. От героев – производственников, героев – ученых мы как-то сползли в мир, где очень сузилось место для героизма. Но такое положение требует оправдания, требует мотивации, требует мишурной иллюзии значимости.

Помню свой спор с братом несколько лет назад. Он пытался меня убедить в том, что мы вступили в эпоху постиндустриального общества. Эта иллюзия «постиндустриализма». Да, ее сторонники приводили весомые аргументы о «встроенности» в мировую экономическую систему, о трудностях этого процесса, о реальной альтернативе - жизни без наукоемкого производства.  Но вся наша «встроенность» - обмен природных ресурсов на блага, которые растут в геометрической прогрессии в условиях общества потребления. Фиаско этой иллюзии не только экономическое, но и моральное. Человек, вынужденный постоянно «глушить совесть» выдуманными «необходимостями», лишенный возможности видеть результат своего труда, гордиться им. Сам процесс этой деятельности не стимулирует мыслительных процессов созидания, а зачатую просто нейтрализует эти самые процессы, сводя к шаблонному исполнению выдвинутых требований.  И непритязательное мышление требует своего языка, своей «культуры».

Ширма стандартов перекошенного времени. Подслушала как-то разговор - молодой мужчина довольно громко кричал в трубку: «Меня ржало. Нет, в натуре, эти лохи и правда, думали, что я буду пахать в школе. Нет, завтра не могу, у меня уроки. Да, давай забьемся на вечер, перетрем».

И это – УЧИТЕЛЬ!!!

А нашумевшие скандалы последних дней – злополучная опера «Тангейзер» и откровенные фото Наташи Королевой. Мы привыкаем к подобному, оно не кажется нам возмутительным. Эта злополучная опера не стоила резонанса, который возник. Общество детей, забывшее о достоинстве, реагирует только на провокации, инструменте воздействия на незрелых. А скандал с приватными фото известной певицы показался мне знаменательным. Пожалуй, впервые, я бы поддержала Милонова в его требовании лишить званий артистку, порнографические снимки которых размножены в Интернете. Даже если снимки попали «случайно»,  даже если это «семейные фото». Героиня многих секс-скандалов, супруга известного стриптизера, за какие заслуги эта певица получила звание Заслуженной артистки России? Какой особый вклад привнесла она в нашу духовность? Почему так дискредитировали высокие звания? Какие ориентиры формируют эти награжденные? По каким критериям сейчас «раздают заслуженных»? http://www.proza.ru/2013/02/22/1904

За всей этой шумихой, мне кажется, скрывается тонкий манипуляционный ход. Сделав акцент на вещи вопиющей, можно подводить народное сознание к необходимости цензуры. А как мешают классики, которые заставляют развиваться души! Министр культуры Мединский недавно заявил, что «такие серьёзные произведения, как «Преступление и наказание» Достоевского или роман Чернышевского «Что делать?», нужно читать уже к 60-ти годам».

Депутат Госдумы Нилов: «Школьную программу нужно кардинально пересматривать. По себе могу сказать — в 9–10-х классах сложные философские вопросы проходить рано! Изучать «Войну и мир», «Преступление и наказание», Булгакова и прочих — сложно и рано! Их изучение — это, по сути, навязывание подросткам тех мыслей и идей…»

Оно и правильно, беда, когда депутаты чувствуют собственную ущербность на фоне тех, кто «осилил».

И тогда этим большим мальчикам и девочкам можно спокойно заявить, что борьба с коррупцией может разрушить государственность, как это сделала глава комитета Госдумы по безопасности и противодействию коррупции Ирина Яровая. Задача противодействия коррупции может быть использована для разрушения национального суверенитета, заявила она на международной научно-практической конференции «Партнерство государства и бизнеса». 

Разве способны инфантильные создания к критическому восприятию?

И в заключение та самая история о саркомастигофорах. Конец 80-х, высшее учебное заведение, готовящее педагогов-психологов. Составители учебного курса руководствовались единственным постулатом – знаний много не бывает. Особенно усердствовали биологи. Курс нам читал заместитель декана.  О его одержимости всеми биологическими формами, существующими на земле, ходили легенды.  Помню историю нашего похода за какими-то редкими бабочками, обитающими исключительно на горе, возвышающейся над Волгой. Назначив единое время для всего курса, он был сильно удивлен, что во дворе его поджидают сто восемьдесят девиц, которых надо как-то вывезти за город. Представьте изумление прохожих, наблюдающих необычную картину - толпа девушек  бежит за мужчиной весьма посредственной внешности. Через два квартала преподаватель не выдержал, распустив «демонстрацию» по домам.

Напуганные его лютостью на экзаменах, мы с подругой пошли в библиотеку за рекомендованной литературой.  Узнав, что академическая зоология в двух томах, приняли решение взять по одной книге, а потом обменяться. Но когда библиотекарь вынесла первый том, я сразу же отказалась. Размеры этого учебника могли обеспечить ему достойное место в книге рекордов Гиннеса. А вот подруга все же решилась, и оказалась единственной в группе способной к такому самоотверженному поступку. На следующее утро этот ее «подвиг» стал излюбленной темой для насмешек, каждый считал своим долгом поинтересоваться, насколько обогатился интеллектуальный багаж после такой силовой нагрузки. На что девушка глубокомысленно заявляла: «Теперь я знаю о саркомастигофорах». Железный аргумент.  К концу сессии о саркомастигофорах знала вся группа. Более того, эти пресловутые саркомастигофоры стали чем-то вроде пароля в общество избранных. Стоило небрежно бросить в любом контексте название этих простейших, как в глазах оппонента зажигалось уважение.

В финал этой истории я бы не поверила, не окажись сама свидетельницей. Девушка, существенно расширившая наш кругозор, сдавала злополучный экзамен. Она бойко отвечала на вопросы, которые были в ее билете и вдруг… Преподаватель, хитро улыбнувшись, задает дополнительный вопрос: «Назовите полифилетическую группу типа свободноживущих и паразитических простейших, которые передвигаются с помощью особых выростов цитоплазмы или бичевидных выростов».

Ах, если бы я была живописцем. Только представьте, субтильная фигурка студентки неожиданно горделиво распрямляется, подбородок устремляется вверх и, смакуя каждый слог, она произносит: «Сарко-мастиго-форы!!!»