Все в памяти... Гл. 47. В новой старой стране

Светлана Компаниец
   
                В  Херсоне...

   Улетала  из  Барнаула , -  мороз  был  за  тридцать.  В  Москве,- сообщали  по  телевизору,-  оттепель,  даже  дождь.  Надела  осеннее  пальто  (правда,  изнутри  оно  было  подшито  тонким  искусственным, «рыбьим», мехом). Хватило  ума  влезть  в  теплые   колготки,   джинсы,  толстый   свитер  и  зимние  сапоги.  Завершали  экипировку  белый  пуховый  берет (его  можно  было  натянуть  на  уши) и  такой  же  шарф  полукилометровой  длины, -  он  меня  очень  выручал  потом.
       
  …И «потянула»  за  собой  морозный  шлейф  через  всю страну! Москва  встретила  морозом  тридцать  градусов!  Автобусом  и  метро  довольно  быстро  добралась  в  Тушино  к  Наде, двоюродной  сестре.  Последние  двадцать  лет  мы  с  ней  стали  очень  близкими.  Дважды   в   году   я  приезжала  в  Москву  (в  командировки),  останавливалась  у  нее, и  мы  не  могли  наговориться. И всегда было  ощущение,  будто   я   никогда   не   покидала  этот  дом:   вот   только  вышла  по  делам  ненадолго,  и  снова  тут.   Такое  чувство  возникало  от  голоса  и  поведения  Нади.  Я  всегда  здесь  была  своей,  не  гостьей. И  Гена,  муж  ее, был  очень  своим, родным, с первого    нашего  знакомства.   Надя   работала   в   Госплане,  экономистом,  а  Гена  на  заводе  авиамоторов,  здесь,  в  Тушино.  Десять  лет  они,  с  маленькой  дочкой  Таней,  прожили  в  Семипалатинске,   где   Гена  был  объектовщиком,  то  есть  был  на  объекте,  где  испытывали  двигатели с  их  завода.   Пережили  здесь  и  выбитые   стекла   после   взрывов,  и  облучение,  после  которого  Таня  получила  целый  букет  болезней…

   Я  любила  бывать  в  этом  доме. Помню, в  первый  свой  приезд  в  семьдесят  шестом  году,  (дядя   Миша  дал  маме  их  московский  адрес,)  гадала:  узнаю  Надю  или  нет?  Виделись-то   еще   в   Одессе,  в  студенческие   годы,   Надя  заканчивала  там   мукомольный  институт. Дома  была  одна  Таня.  Ребенок,  ей  было десять  лет,  доверчиво  впустил  меня  в  квартиру.   А  Надя,  сняв  шубу,  прошла  в  комнату, подошла  ко  мне  и  как-то  так  сказала: - Привет! - словно
виделись  мы  сегодня  утром...   Все  такая   же  красивая, ( очень  похожа  на  дядю  Мишу), - строгий  взгляд  из-за  очков,  нахмуренные  брови, -  но секунда, - и  она  звонко  хохочет,  шутит, смешно  рассказывает  о  себе,  о  муже...

   Это  были  мои  первые  вояжи  в  Москву.   В  МОСКВУ!  В  столицу!  Хотелось  "показаться",  не  выглядеть   провинциалкой.  Потом  все  это  слетело  с  меня,  как  мишура,  и  уже  было  наплевать,  как  и  какой  меня  увидят, - лишь  бы  сделать  дело.   А  тогда,  приехав  как-то  в  мае,  я   нарядилась  в  платье  из  ярко-синего  трикотажа,  сшитого  на  заказ  в  Доме  моды,   напялила   новые!   босоножки  на   высоком  каблуке,  накинула  на   плечи  пушистую  белую  шальку  из  ангорки  (утро  было  прохладным)  и  с  легкой  сумкой  в  руках   отправилась  в  Главк   и   в  наш  институт  на  Калининском...

  Туда  я  шагала  бодро,  легким  шагом,  но...  кто  бы  видел,   как   я   в  конце  рабочего  дня  выходила  из  института!...  После  беготни   по   этажам,   по   кабинетам,  по   длиннющим   коридорам - ноги  мои,  натертые  чуть  не  до  крови  новыми  босоножками,  отказывались   идти,  а  от  каблуков  ломило  спину  и...  раскалывалась  голова.  Мое  счастье,  что  институт  был  на  Калининском  проспекте!  Я  доползла   до   первого  магазина   и   прямиком   направилась  в  обувной  отдел.   И...  оказалась  в  хвосте  огромной  очереди:   пояснили, - поступили  импортные  туфли. Какие  туфли!   Я  обогнула  очередь  и  проковыляла  к  прилавку.  На  меня  шипели,  орали  из  очереди,  а  я  шарила  глазами   по  выставленной  обуви  и  искала...   Нашла!    Вот  они,  такие   родимые,  такие  удобные,  такие  прекрасные! Домашние  тапки!   Из  синего  вельвета,  на  мягкой  войлочной  подошве!  Точь  в  точь,  как  у  бабы  Лены...

-  Девушка... - тихо  позвала  я  одну  из  продавщиц (они  еще стояли без  дела, -  импортные  туфли  еще  не  "выбросили").
 
-  Станьте  в  очередь! - рявкнули  на меня.

-  Пожалуйста,  помогите! - взмолилась  я. - Дайте  мне  вон  те  тапочки, синие, тридцать  седьмой  размер...  Есть?

   Все  три  разом  удивленно  посмотрели  на  меня,  окинули  взглядами  из-под 
радужных  век  с  головы  до  ног.  Но  тапки  подали. 

-  Будете  мерить?
   
   Я  молча  кивнула,  присаживаясь  на  мягкий  пуф. О  блаженство!  Я,  что?  Уже  в  раю?
 
   Не  снимая, рассчиталась за  тапки,  затолкала  треклятые  босоножки  в  сумку  и  уже  почти  вприпрыжку  помчалась  к  метро! 
 
   Когда  в  Тушино  выходила  из  маршрутки,  увидела  Надю.

-  Ой-ой!!  Светлана  Михайловна! Где  вы  отхватили  такие  модные  тапочки?  И  в  цвет  платья! - со  смехом  воскликнула  она.

   С  той  поры  в  Москве,  в  Ленинграде,  где  бы  я  ни  была,  -   до  места  работы  добиралась  в  каких-нибудь  спортивных  тапочках, позже - в  кроссовках,  неся  в  сумке  модельную  обувь...

   
   В  этот  раз  проговорили  почти  до  утра: о гибели  Виктора, о  маме,  (вот,  инсульт...) о  детях  и  внуках.  Гены  тоже  уже  не  было…

    Я  отметила   командировку   в  институте  и  следующим  утром  уже  ехала  в  поезде  к  маме,  в  Новомиргород,  а  вернее -  в  Златополь.  И  сюда  привезла  зиму,  и   здесь   мороз  был  уже далеко  за  двадцать, только  снега  не  было.   Голая  земля,  словно  струпьями,   была  покрыта  мерзлыми  кочками.   Ледяной  ветер  шелестел  сухим  бурьяном  по  обочинам  дороги. Ехали в  «волге»   Димы,  мужа  Оксаны,  дочери  Левки. Они встретили  меня  на  вокзале  и  сразу  повезли  в  Златополь.  В  машине  было  холодно,  печка  не  работала, одно  из  боковых  окон   было  закрыто  фанерой.  Разруха  начиналась  уже  здесь…
    
    Мама  едва  смогла  поднять голову  от  подушки,  узнала  меня,  проговорила:  « А,  Светочка…», -  и  тут  же   снова  уснула   под  воздействием  снотворного,  которым,  как  я  потом  узнала,  обильно  пичкали  ее  по  указанию  врача.
 
   В  доме  было  тепло,   натопила  Таня,  старшая  сестра  Оксаны.
   
   Я  была  в  ужасе,  когда  мне  рассказали,  что  за  три  дня  к  маме  никто  из  врачей   не   приехал, - теперь   в   Златополе  не  было  своей  поликлиники  и  больницы, только  в  Новомиргороде, куда  автобус  уже  не  ходил! А  "скорую"  надо  было  оплатить  (бензин!),  и  далеко  не  дешево.  Не   придумали   ничего  лучше,  как  везти  маму   (ей  было  уже  восемьдесят  три!)  с   инсультом   в  коляске  мотоцикла!! Зимой,  в  мороз!  Счастье, что  не  застудили...
   
   Теперь  мама  лежала  дома,  где  жила  уже  давно  одна.   Хотя   и  Лев,  и  Оксана с  Татьяной  часто  были  у  нее, ухаживали.   Помогала  и  соседка,  Аня.  Поили   ее,  как   велел   врач,   таблетками,   после  которых  она  все  время  спала.
 
   Прежде  всего  надо  было  обменять  деньги: российские  рубли  на  украинские  «тугрики» – купоны. Этим  занялась Оксана. Вскоре  она  принесла  и  торжественно  положила  передо  мной  на  стол  небольшой  рюкзак.

-  Что  это? – не  поняла  я.
 
-  Деньги!  – смеясь,  ответила  она.  -  Вы,  тетя  Света,  теперь  миллионерша!  Там  миллион  купонов…
 
   С  ума  сойти! Российские  пятьдесят  тысяч - миллион  купонов!  Какие  цифры!  И  не  снилось…
 
   Половину  оставила  себе, - половину  отдала Оксане: вызвать  врача,  выкупить  лекарства,  на  продукты.

   Сделав  пока  все  необходимое,  вечером  следующего  дня  уехала  в  Херсон.
 
   Эта  поездка  напоминала  фильмы  о  временах  революции  семнадцатого  года и  разрухи  после  нее, - эдакий   временной  ремейк.
 
    В  Херсон   поезд  прибыл   рано  утром,  еще  не  было  шести.  Здесь  было  тепло,  мягко   падал   и   тут  же  таял  на  асфальте   мокрый  снег.  На мой  вопрос, как  добраться  до гостиницы, пожилая  дежурная  в  «Справочном»  усталым  голосом  ответила:
 
-  Проедете  две  остановки  трамваем  (назвала  номер)   и   сойдете   прямо  у  гостиницы.

   Старый, дребезжащий  трамвай, пустой  в  этот  ранний час  и  холодный,  довез  меня  до  гостиницы.   Похоже,   это    была   центральная   гостиница, -  «лицо»  города:  новое,  современное  здание,  просторный  холл,  мрамор,  бар. У  стойки  администратора   двое  молодых  людей  заполняли  анкеты.   Я   пристроилась   в  очередь  за  ними.
 
-  На  сколько  суток? – спросила у  них  девушка  за стойкой  и, услыхав  ответ:  на  одни  сутки, - произнесла: - девятнадцать  купонов  с  каждого.
 
-  Мне  на  два  дня, - сказала  я,  когда  мужчины  отошли,   и  протянула  свой  паспорт.

   Она  развернула  его,  полистала:
 
-  Вам  придется  платить  четыреста  тысяч  за  сутки!  Вы   гражданка   России  и  должны  платить,  как  иностранка...
 
   Я  была  в  шоке... У  меня  всего-то  купонов  около пятисот   тысяч!  Хватит  только  на  одни  сутки! А  обратный  билет?  А  жить  на  что? Остальные  деньги  я  оставила  у  мамы  и  часть,  еще  раньше,  в  Москве,  у  Надежды,  чтобы  не  таскать  всю  сумму  с  собой,  знала,  что  еще  придется  поездить.
 
   Увидев  мое  замешательство,  девушка,  понизив  голос,  проговорила:
 
-  Проедете  еще  пару  остановок  трамваем,  там  увидите  старое    здание:  в  нем  гостиница,  туда  обычно  приезжают  командированные  и  заочники.   К  ним  еще  не  дошел  этот  приказ  и  цены  там  прежние,  для  всех.
 
   Как  же  я  была  ей  благодарна!
 
   Здание,   и   правда,   было   очень   старым,   вернее,  старинным,  почти  в  готическом  стиле.  Гостиница  располагалась  на  втором  этаже.   В   маленьком  закутке,   уставленном   шкафами,   столом  и   стульями,   прямо  на  лестничной  площадке,  у  высокого  окна,   за  стойкой  сидели  две  молодые  особы,  бойко   обсуждающие  какие-то  события  местного  значения.   Они   не   сразу  обратили  свое  внимание  на  меня,  но  без  лишних  расспросов   и  условий  предоставили  в  мое  распоряжение  одноместный  номер,  назвав  его  «люкс»,   за  очень,  по  нынешним   меркам,   низкую   цену:   шестнадцать   купонов  за   сутки.  Честно  предупредили,   что   телевизор   и  телефон  там  не  работают,  дверь  немного  поломана,  но  вот-вот  придет  мастер  и  починит  ее.  Все  остальные  удобства  в  конце  коридора.

-  Девочки,  а  можно  где-нибудь  помыться?  У  вас  есть  душ? - спросила  я.

   После  ночи  в  плацкартном,  переполненном  вагоне, где  не то, что  умыться,  в  туалет  невозможно  было  попасть,  я  сама  себе  казалась  грязной,  липкой,  словом, - противной.
 
-  Конечно,  есть,  но  он закрыт  и  там  нет  горячей  воды!
               
-  О-ой…  -  простонала  я.

-  А  хотите,  мы  вам  согреем  воду  в  чайнике,  там  есть  тазик,  только  вы  его  вымойте,  и  хоть  как-то  помоетесь? – предложили  они  мне.
   
   Пришлось  использовать  и  чайник,  и  тазик…  Спасибо  и  на  том.
 
   Номер был  просторным, с  высоченным  потолком, со старой, скрипучей  мебелью.  Окно -  от  пола  и  до  потолка.  Резная,  массивная  дверь.    Внизу  под  ней  зияла  широкая  щель.   Пока   я,  оставив  у  дежурных  свои   вещи,  мылась  в  «душе»,  дверь,  а  вернее,  замок  в  ней  починили.   Мне   вручили   огромный,  как  от  собора,  ключ  с  большой  деревянной  грушей  и,  наконец,  я  осталась  одна  в  своей  «опочивальне».  Можно  было  еще  немного  поспать.
 
   В  тот  день  я  очень быстро  и  удачно  решила  все  свои  дела  на  заводе,  получила  большую,  как  средних  размеров  чемодан,  коробку  (с  изделиями  на  драгметаллах!), -   мне   ее  хорошо  упаковали,  обернули  толстой   бумагой   и  обвязали  шпагатом.  Сверху  я  перетянула  ее  багажными  ремнями  с  ручкой  и  получился   солидный,  но   довольно   удобный,   картонный   саквояж.   Молодые    женщины,  оформлявшие   на   заводе  все  документы,  поинтересовались,  где  я  остановилась,  и  вынесли  своё  заключение:

-  Может,  и  лучше,  что  вы  не  поселились  в  заводской  гостинице, -  у  нас  тут  у  одного  командированного украли  чемодан  с  такими  вот  комплектующими,  там   же  дорогие  металлы...  Да  ладно  бы,  только  это, -  так  его  чуть  не  убили!  Свои,  заводские,  -  знали,  что  он  получил!
 
    Ничего  себе  новость…  И  что  теперь,  дрожать  от  страха?  А,  будь,  что  будет!  Заводской  машиной  меня  довезли  до  гостиницы,  и  я, оставив  коробку  возле  дежурной  (камеры  хранения  здесь  не  было,   а  бросить  ее  в  номере  с   дверью,   которую   можно   открыть  одним   пинком  ноги,  я  не  решилась),  отправилась  на  вокзал  за  билетом  на  московский  поезд:  лучше  такой  груз  прямиком,  без  пересадок,   увезти   в   Москву  и  оставить  там  до  вылета  в  Барнаул.

     На  вокзале  творилось  то  же  самое,  что  и  в  Москве:   толпы   народу,  длинные  очереди  в  кассы,  бомжи,   цыгане,   нищие.   Билетов  не  было.
 
    Я  вспомнила  о  драгоценной  бумаге,  которую  на  всякий  случай  подписал  мне  в  первом,  особом,  отделе,  Саша.   С  такой   бумагой   я   уже  однажды  летала  во  Владивосток.   Это  был  документ  минобороны   с  широкой   красной  полосой  по  диагонали,  открывающий  любые  двери…  но …  в  бывшей  стране,  в  Союзе,  которого  уже  не  было...

    Сработало!  Увидев  эту  бумагу,   даже  не  читая  ее,  начальник   вокзала  (как  всякий  бывший  советский  человек!  по  инерции!)   тут  же  распорядился  по   телефону   и   билет  я   получила  почти   что   «на  блюдечке  с  голубой  каемочкой»!  И  ехала  одна! в  купе рядом  с  проводником,  под  ее  присмотром!
 
    Но  билет  был  на  завтра, - предстояло  провести  ночь в гостинице,  одной,  в  номере  с  расхлябанной  дверью…
 
   Баррикаду  соорудить  не  могла:  мебель  оказалась  очень  тяжелой.

   Дежурная  девушка,  когда  я  забирала  у  нее  свою  коробку,  предупредила:

-  Вы  не  пугайтесь ночью. Сегодня  пятница, заочники  сдали последний  экзамен,  пошумят  немного…  Ну,  и  гости  к  ним  приходят,  студенты-очники…  Дискотеку  хотят  устроить…
 
   Значит,  будет  весело.  Зато  не  так  страшно…
 
   А  устала -  дико!   Ведь  почти  сутки  не  спала.   Драгоценную   коробку  поставила  у  изголовья  кровати. Под  подушку  положила  нож!  Маленький  ножик,  которым  дома  чищу  картошку!   Сбросила   все   с   себя,  водой   из   графина  намочила  полотенце  и  растерлась  им, - весь  день толклась  полностью  одетая,  в  сапогах  и  пальто…   А  температура   на  улице  – почти  двадцать  градусов  тепла!  Юг,  Херсон!  И  с  таким  наслаждением  растянулась  в  чистой  постели!  Еще  не  стемнело,  а  я  уже  спала.
 
    Проснулась  от  осторожного  стука  в  дверь.   Было  совсем  темно,  только  из  щели  под  дверью  проникал  слабый  свет.  На  его  фоне  видны  были  тени  от  чьих-то  ног.  В  коридоре    было  тихо.  Наверное,  уже  ночь, -  подумала  я, - никакого  шума  уже  не  слышно.  Значит,  я  проспала  долго.
 
   В  дверь  снова   постучали,  более  настойчиво.  И  тогда  я, грозным  басом, - мне  казалось, это  обязательно испугает ночного  гостя, -  громко,  как  можно  строже,  произнесла:

-  Кто  там  еще!  Что  надо? – при  этом  я  крепко  зажала  в  руке  ножик  для  картошки.
      
   Ноги  за  щелью,  словно  в  раздумье,  постояли  немного,  затем    неслышно  пошагали  прочь… Некоторое  время  я просидела, завернувшись  в  одеяло, с  ножом  в  руке.  Было  тихо.  Усталость  взяла  свое, -  так,  зажав  в  руке  ножик,  и  проспала  до  рассвета.

   Утром,  возвращая  дежурной  ключ,  поведала  ей  о  ночных  страхах.
 
-  Да  это  какой-то  кавалер  перепутал  дверь! А  вы  его  напугали  до смерти! – рассмеялась  она. 
   
   В  Москве,  как   и   решила,   коробку   оставила   у   Нади.   Позвонила   в  Харьков,  узнала,  что  нужный  мне  прибор  будет  готов  только  через  неделю.    Ночь   провела  у   Нади   и  утром  следующего  дня   уехала  в  Новомиргород,  к  маме.
 
   Здесь  уже  была  настоящая  зима, - метель, резкий  ветер  и  мороз  двадцать  девять  градусов.  Всю  неделю  наводила  порядок  в доме. Перестирала,  (руками!  стиральной  машины  у  мамы  не  было),  все,  что  только  можно  было  стирать.  Даже  половые  тканые  дорожки.   Аня,   соседка,   только   качала   головой  и  цокала  языком:

-  Ну,  Света…
 
  Выморозила  все  на  веревках  и  на  заборе  во  дворе, -  и  даже  воздух  в  доме  стал  другим.     Как   когда-то  в   юности, -  колола  на  морозе  дрова,  разбивала  закоченевшие  комки  угля,   чистила  от  золы  и  растапливала  печь,   ведрами  таскала  воду  от  колонки.

  Маме  уже  было  лучше.  Она  вставала  к  столу, сама  ела.  Долгими  вечерами  мы  разговаривали  с  ней,  вспоминали.  Говорила  все больше  она,   я  слушала. Изредка  приезжал  автобусом  Лев.  Привозила   продукты   Оксана.

  В  конце  недели  надо  было  ехать  в  Харьков.  Благо, - у Левки  сохранялись  хорошие  отношения  с  работниками,  а лучше  сказать:  с  работницами   станции  Новомиргород,   иначе  я  не  смогла  бы  в  то  время так   свободно  разъезжать  в  поездах.  Хоть  и  выговаривая:  как  было  трудно  это  сделать, -   он  все  же  добывал  мне  билет  для  очередного  вояжа.
 
    В  этот  раз  предстояла  пересадка  на  станции  Помошная.  Мало  того,  что  я   перемерзла  в   нетопленом   общем   вагоне  в   пути  от   Новомиргорода  до  Помошной,  -  на   этой   узловой  станции, похоже, вообще забыли, что  радиаторы  под  большими  окнами  зала  ожидания   существуют   для  отопления,  а  не  для  интерьера.  И  это   при  температуре  за  окнами  минус  (все  те  же!) двадцать  девять!
    
   Поезд  на  Харьков  опаздывал.  Съела  бутерброд,  что  в   последнюю   минуту  сунула  мне  в  сумку  Оксана,   когда  я  уже  выбегала  из  дому  к   автобусу,  стоявшему  перед  окнами  на  шоссе,   и  Левка   отчаянно   махал   мне   рукой,  придерживая  его  дверь.

   В  буфете у  стойки  попила чуть теплую,  мутную  бурду,  вкусом  напоминавшую  кофе.   Устроилась  с  книгой  в  холодном    кресле  из  пластика, – авось,  не  совсем  закоченею…
 
   Рядом  в  кресло  втиснулась  грузная  женщина,  моложе  меня  (отметила  про  себя),  смуглая,  красивая,  хоть  и  очень  полная. И  сразу  у нее на  коленях,  на  плечах  и  на  руках  буквально  повисли  дети,  мал-мала  меньше!  Старшему  было,  наверное,  лет  двенадцать, а  младший  еще  сидел на  ее руке  с  большой  пустышкой  в  пухлых  губах. Остальные  были  где-то  между…  Всего,-  посчитала, - шестеро!
 
    В  пути,  как  в  пути:   совершенно    незнакомые  люди  за  короткое  время  становятся  близкими. За  два  часа,   что  мы  провели  рядом,   узнала  о  ней  почти  все.   И   что  живут   они  в   деревне,  поезд  там  стоит  всего  одну  минуту;   и   что  была  она   у  больной   сестры,   забрала  у  той  пока  двух  малышей  (к  своим  четырем!),  так   как  та  живет  одна,  только   похоронила  мужа,  и  дети   уже  почти  голодают.   А   сама  она  живет  неплохо,  муж  на  заработках  в  Молдавии,  есть  хозяйство,  по  дому  помогает  мать…
 
   Вдруг забубнил  громкоговоритель, что-то сказали про билеты.Все  зашевелились,  зашумели,  потянулись  к  кассам.  Пошла  узнать,  в  чем  дело,  и  я.
 
   И   увидела:   в   кассовом   зале   два   парня   в  форме  железнодорожников   приклеивают  над  окошечками  касс  обьявление, по  величине  и  краскам  похожее  на  праздничный   транспарант,  в   котором   разухабистыми,  цветными   буквами  сообщалось,  что  с  сегодняшнего   дня   цена  на  железнодорожные  билеты   по  всем  направлениям  увеличивается  на  пятьдесят  процентов…
 
   Вот  это  новость!  Правда, там  было  примечание, что  транзитных  пассажиров  на  сегодняшний  день  это  не  касается.  Значит,  я  до  двенадцати  ночи  могу  быть  спокойна.  Вернулась  в  зал  и  застала  свою  соседку  в  панике:  они  с  сестрой    едва   наскребли   денег   на   билеты   ей  и  детям,  а  тут…  вот…  И   не   вернуться   уже,  до   утра   ничем   отсюда  не  уедешь.  И  холод  уже  донимает… 

   Обьявили  о  прибытии  моего  поезда,  на  Харьков. Пора было идти на  перрон.   Соседка,  всхлипывая, пересчитывала  мятые  купоны. Старший  мальчик с  серьезным  лицом  стоял  рядом. Малыш, укутанный  в  теплый  ватник, спал у него  на  руках.      Остальные,  притихнув,  стояли  тут  же.

-  Сколько  вам  не  хватает? -  спросила  я,  (боль  сжимала  сердце  при  виде  всего  этого).
 
-   Я…  я  не  знаю  точно,   наверное…

-  Тридцать  шесть  купонов, - произнес  мальчик.

   Я  достала  из  сумки  пятьдесят  купонов  и  вложила  их  в  руку  мальчику.

-  Спасибо, -   прошептала   мать,  а   я  видела  серьезные  глаза   маленького  мужчины  и  поняла:   надо  уходить,  а  то   сама  сейчас    расплачусь…
 
    Боже,  куда  мы  идем?  Куда  пришли?   Где  же  тот   гребаный   коммунизм,  которым  кормили  нас  десятилетиями?  О  чем  мелят  с  трибун  своими  погаными  языками   депутаты  всех  рангов  и  мастей?!
   
    Вагон,  в  котором  я  ехала,  был  почти  пустым.   Проходя   по   нему,  я  увидела   в   одном   купе   цыганскую   семью,  в  другом -  два  парня  и  две  девушки,  почти  девочки, и  в  моем  купе  нас  трое:  я,  молодой  мужчина  и  дед, -  с  бородой,  в  ватнике,  валенках   и   рюкзаком  за  плечами,  которым  он  прислонился  к  стенке  вагона  и  так  сидел  некоторое  время.
 
   Мое  место  было  внизу,  я  сразу  же  уложила  под  сиденье  сумку,  пальто  и  берет  с  шарфом.  Взяла  постель  и  готова  была  сразу  же  улечься  спать:  завтра  предстоял хлопотный  день в Харькове. Молодой  человек  уселся  напротив,  достал   из  маленькой  сумки  книгу  и  уткнулся  в  нее.   Дед,   как   только  поезд  тронулся,  раскрыл  рюкзак,  достал  большой  сверток  и  развернул  его.  Каким  ароматом  потянуло  от  содержимого  этого  свертка!  Сало  в  чесноке,  с  прожилками!  Огурчики  соленые, полкаравая  темного, ржаного (домашнего!)  хлеба!   И  пироги  с  капустой!  Мои  любимые!…
 
-  Чаю? – заглянула  в  дверь  женщина -  проводник.
 
   Мы  все  потянулись  к  ней  за  стаканами.   Я   и  дед  поставили  свои  на  стол.   Молодой  человек,  не  отрываясь  от  книги,   держал  стакан  в  руке,  тихонько  отпивая  из  него.

   А   дед   достал  из  рюкзака  три  полустаканчика,  по  хозяйски  протер  их  чистым  платком,  поставил  рядком  на  столике,   вытащил  из  рюкзака  зеленую  бутылку,  заткнутую   самодельной   пробкой,  налил   по    половинке  в  каждый  стакан  и  чуть  прокашлявшись,  произнес:
 
-  Ну,  молодежь,  прошу  к  столу!  Уважьте  старика…  За  хорошую  дорогу!
 
-  Спасибо, - проговорил  молодой  мужчина, -   я   не   могу,  больной  желудок…  Приятного  аппетита!
   
   Дед  как-то  беспомощно  посмотрел  на  меня:
 
-  Вот…  хотел выпить  и  поесть  в  хорошей  компании…   И   бабки  под   рукой  нет…  Дома  осталась.  Дочка,  не  откажи,  а?  А  то  одному...  не  с  руки…
   
-  Спасибо,  дорогой  дедушка! Ведь и  я  уже  бабушка!  Не  откажусь, - ответила  я.
   
   Еще  бы!   Я  была   голодная,  как   сорок разбойников!  А  тут  такой  стол!
 Чокнулись  с  дедом:
 
-  За все  хорошее! -  отпила  самогонки.

   Как  все  было  вкусно!

   Разговорились.  Познакомились.  В  разговор  вступил  и  Володя,   так  звали  молодого  человека.   Вскоре  дед  заклевал  носом  и  полез  наверх  вздремнуть.  А  Володя  рассказал  мне  много  интересного  и…  поучительного.  Оказалось, - он  работает  в  службе  безопасности   и  сейчас  сопровождает  этот  поезд  до  города  Шахты.
 
-  Светлана  Михайловна, - обращался  он  ко  мне, - за  три  версты  видно,  что  вы  человек  очень  открытый,  доверчивый.  Сейчас,  да  и  вообще,  нельзя  так!  Ну,  зачем  вы  рассказываете, что  едете  в  командировку?  Сейчас  это  опасно!  Многие  знают,  что  командированные  сейчас  везут  с  собой  деньги  наличными!
   
-  Я  не  везу, - возражала  я.

-  Ну,  и  слава  Богу!  И  нельзя  вот  так  в  пути  пить  с  незнакомыми  или  оставлять  свой  стакан,   да  и  не   только  стакан,  а   любые  свои  напитки,  без  присмотра…  Могут  подсыпать  что-  нибудь, -  снотворное…  клофелин…

-  Не  пугайте  меня  так,  Володя…

-  Да  я  не  пугаю!   Просто,  время  такое…  дурацкое.   Я  выхожу  в  Шахтах,  попрошу  проводника,   чтобы  она  присмотрела  за  вами  и  не  садила  к  вам  никого…   Дед  выходит  раньше  меня,   я  его  разбужу.   А  вы  держите  дверь  закрытой  на  замок.  Хотя…  его  тоже  открывают…  Словом,  держитесь  от  двери  подальше!
 
    Высадили  деда.  Сошел  в  Шахтах  Володя. Оставшись  в купе одна, я  закрыла  дверь  на  ключ,  забилась  в  угол,   под  самую  стенку,   подальше  от  двери  и,  несмотря  на  все  страхи,  заснула...

    А  дальше...