Возмездие или воздаяние книга вторая 1

Раиса Безродная
               
               
 
                ОЛЬГА - ВНУЧКА ЗИНОВИИ

       Мартовским весенним утром  1918 года Зиновия уехала в

Петроград, когда Оленька спала. Девочка проснувшись, не открывая глаз, протянула

 ручки, чтобы обнять бабушку Зиновию, как всегда это делала. Открыв глаза, она

 не увидела около своей кроватки Зиновию.   В  комнате стояла  Евфра. Она – то и

 поведала со злорадством Оленьке, что Зиновия укатила, что её на коляске,

запряжённой двумя лошадьми,  куда-то  отвёз приехавший Лёва. Зайдя в конюшню,

Оля, действительно,  не обнаружила лошадей. В конюшне одиноко стояла её

маленькая, любимая  лошадка Зоренька. Увидев Олю, она радостно заржала и

бархатными губами ткнулась в лицо девочки.  В это время Иустина  советовалась со

  своей старшей дочерью Василиссой, как рассказать Оленьке об отъезде бабушки

Зиновии. Решили тихонько зайти в комнату и ждать пробуждения девочки. Открылась

 дверь,  вошла Евфра и сказала, что их ненаглядная Оленька куда-то  уехала без

разрешения взрослых.  Иустина выбежала во двор. К дому подходил лесник  Яша,

 неся на руках Оленьку, а за ним, низко опустив голову, следовала Зоренька. По

словам лесника, он услышал тревожное ржание лошади, похожее на визг и стук

копыт. Именно этот звук и помог ему найти лежащую без признаков жизни девочку.

 Что же случилось – эту тайну никто и никогда не узнает.  Ясно одно: в это

весеннее утро Оленька решила догнать бабушку Зиновию.

  Любовь к прекрасному Божиему созданию, лошади,  поселилась в сердцах всех

детей Иустины. Сама она была прекрасной наездницей. Впервые Иустина увидела

белогривых лошадей у тётушки Софии в 1898 году. 9 марта этого года сыночку

Ванечке исполнился годик и в честь такого радостного события она  с мужем

 Савелием приехали в гости  к его тётушке Софии. В то  время в усадьбе  тётушки

 было несколько лошадей. Удивлению не было конца! Все лошади были белогривыми!

 Рождались, как правило, масти рыжей. Но по мере взросления становились серыми,

а с годами  почти белыми. На лошадь  Иустина клала мальчиков в двухлетнем

возрасте, девочек – в   трёхлетнем.  В марте 1898 года, то-есть, когда Ванечке

 исполнился годик, появилась на свет рыжая лошадка, которая с возрастом стала

 белогривой любимицей всей семьи. Именно на этой лошадке по кличке Мадонна

учились дети верховой езде.

    Мальчики и девочки каждый день чистили, купали, растирали копыта, ежегодно

дантист проверял зубы, кормили летом высококачественной  травой, зимой -

 пахнущим сеном. Лошади были настоящими друзьями детей, а лошади были счастливы,

 потому что рядом с ними были настоящие друзья. 

  В 1910 году Мадонна подарила семье рыжую – рыжую лошадку, ей дали кличку

Зоренька. Именно на эту лошадку посадила бабушка Зиновия трёхлетнюю Оленьку. К

пяти годам своей жизни Зоренька стала светло-серой, почти белой, поэтому девочка

 называла её белогривой лошадкой.

  Когда Оленьке исполнилось 5 лет, а Зореньке – 7, на своеобразном сельском

ипподроме Оля обгоняла не только своих сверстников, но и ребят гораздо старше

её. Для девочки лошадка была больше, чем друг. Она ласкала её, обнимала, чесала

гриву, баловала её сладостями. На заботу Зоренька отвечала нежной любовью.  Она

научилась хорошо выполнять команды: «Стой! Шагом! Рысью!».

 А Оля научилась понимать значение издаваемых лошадкой звуков. При приветствии

она гугукала, радостно тихо ржала, смешно шлёпала губами, любила бархатными

губами прикоснуться к рукам, к лицу, довольно пофыркивала, склоняла голову,

чтобы Оля погладила её. Иногда  ржание переходило в визг, Зоренька прижимала

уши, била копытом – это сигнализировало, что она чем-то встревожена.

 Оля хорошо держалась в седле, часто самостоятельно выезжала далеко в поле.

Только однажды случилось, по словам всей семьи, смешное происшествие. Подъехав к

 стогу свежевыкошенного  сена, Зоренька наклонила голову, вслед за этим девочка

  сползла по её голове и оказалась в стогу сена. Оленька громко рассмеялась,

когда ощутила на своём плече мягкое прикосновение бархатных губ Зореньки.

Лошадка смотрела на неё своими огромными, бездонными глазами.  Оле показалось,

что она  потонула в них.  Вдруг девочка увидела, как из глаз лошадки выкатилась

слеза. Оля поняла, что Зоренька опечалена происшедшим, поэтому обняла её со

словами: «Милая, любимая, ты не виновата. Всё хорошо!». Зоренька вдруг отвернула

 голову, и через минуту лежала на земле спиной к девочке. Оля схватила белую

гриву, лошадка медленно стала подниматься сама и подняла девочку.

 Что  случилось в мартовское утро 1918 года навсегда останется тайной.

 Прибывший молодой доктор подтвердил, что Оленька находится между жизнью и

смертью: в её голове имеется огромная гематома, что, по всей видимости,

необходимо будет делать трепанацию черепа. Иустина, мама Оленьки, была

категорически против такой хирургической процедуры, потому что часто она

заканчивалась смертельным исходом.

   Девочка то приходила в себя, то опять теряла сознание. Когда открывала глаза,

лицо выражало недовольство, почти гнев. Потом наступала потеря сознания, но

выражение лица было спокойным. Вдруг прекратилось дыхание, доктор  делает всё,

чтобы  вернуть её к жизни. Прошло 5 минут, сердце перестало биться, доктор в

отчаянии опустил руки со словами: «Я не смог оживить её!» Иустина стояла в

оцепенении, с мольбой смотрела на доктора.
 
    Мгновение – Оленька открыла глаза, больше не впадала в забытье, но сердилась

 на всех, говорила, что там было ей хорошо, что не  надо было оттуда забирать

её. Доктор был, как и все, в недоумении. Но однажды сказал, что, видимо, девочка

 пережила нечто необъяснимое,   посоветовал Иустине прочитать книгу:

 «Невероятное для многих, но истинное происшествие» автора К. Икскуль. Иустина

вспомнила, что её мама Зиновия привезла книгу с таким названием, говорила, что

эту книгу ей подарила  хорошо знакомая  баронесса  Варвара  Ивановна Лутковская,

  советовала прочитать её. Конечно, Иустина, считая книги религиозного

содержания бредом, не прочитала эту книгу.

                ***

               
                СПРАВКА

          К. Икскуль фон Гильденбанд, урожденная Лутковская Варвара Ивановна, родилась 11 декабря 1850 года в Санкт-Петербурге, умерла 20 февраля 1928 года. Произведение: «Невероятное для многих, но истинное происшествие»  было напечатано в «Московских ведомостях» в 1910 году. Позднее было издано отдельной брошюрой Троице - Сергиевой лаврой:  «Троицкий листок №58. Сергиев Посад, 1910 год».  Редакция лавры имела переписку с автором, который подтвердил истинность происшествия, добавив, что лицо, от имени которого ведётся рассказ, после описанного события поступило в монастырь. Эта меленькая брошюра открывает тайны загробной жизни, тайны вечного бытия вне своего тела, убеждает, что верны и непреложны слова Господа о бессмертии человека. Смерти нет! После смерти тела личность продолжает жить!
 
 Сейчас вышло большое число книг, написанных учёными о непрекращающейся жизни личности по смерти тела. Всем, кто хоть раз задумывался о том, что его ждёт после смерти, советую прочитать некоторые из них:
   - Доктор Раймонд Моуди. «Жизнь после жизни». США, 1976. 
   - Святитель Игнатий Брянчанинов.  «Слово о смерти». 1863.
   - Доктор Элизабет Кюблер - Росс. «О смерти и умирании». США. 1969.
   - Архиепископ Лука (Войно - Ясенецкий). «Дух, душа и тело». Брюссель. 1978.
   - П. Калиновский.  «Переход».  М., 1991.
   - Г. Дьяченко. «Духовный мир». М., 1900.
   - Иеромонах Серафим (Роуз). «Душа после смерти». М., 1991.
   - Мориц Роолингз. «За порогом смерти». Санкт-Петербург. 1994.
   - Алексей Осипов.  «Из времени в вечность.  Посмертная жизнь души». М., 2006.
      - В. Джемс.  «Многообразие религиозного опыта». М., 1910.

                ***

       Болезнь изменила Оленьку: она часто часами молчала, иногда без причин

плакала, казалось, что стала старше, никого не слушала.  Доктор посоветовал ни в

 чём ей не отказывать. Только Сашенька, дочь Ивана и Евфры, благодатно влияла на

Олю. Увидев девочку, она становилась такой, какой была раньше: улыбающейся,

радостной. Сашенька тоже при встрече с Олей тянула свои ручки к ней, оживлённо

что-то лепетала на своём детском языке. Когда Оленька уходила, девочка безутешно

плакала.  И ещё,  Сашенька среди всех окружающих выделяла Василиссу. Василисса

шила девочке разнообразную одежду изумительной красоты, возвращаясь домой после

 продажи или обмена на керосин и другие продукты  своих швейных изделий,

 привозила девочке новые куклы. Казалось, что именно Оля и тётя Василисса

вызывает у девочки положительные эмоции. Такое поведение дочери приводило в

бешенство её мать Евфру.
 
     Сашенька родилась крепкой, здоровой девочкой: вес-3400, рост- 49,5. Но уже

с первых месяцев своей жизни мучилась с животиком, отказывалась от любой пищи,

 плохо спала, начались проблемы с весом.    На фоне общего истощения организма

нарушилась работа всех внутренних органов: к своим неполным двум годам она

переболела почти всеми детскими болезнями. Иустина, мама Оленьки, и Василиса

считали, что виновата в этом Евфра, мать девочки. С первого дня рождения дочери

Евфра отказалась кормить её своим материнским (грудным) молоком, хотя она была

здорова, никаких  причин для отказа не было.

 
                ***

                СПРАВКА 

      Материнское молоко формирует иммунитет ребёнка. Само понятие «иммунитет» в науку ввели  русский учёный И. И. Мечников и немецкий – П. Эрлих, изучавшие защитные реакции организма в борьбе против различных заболеваний, прежде всего инфекционных. Было доказано, что не будь иммунитета у людей, они просто не смогли бы существовать. Совместная работа учёных была отмечена в 1908 году Нобелевской премией.  Иммунная система особенно чувствительна к недостаткам витаминов, минералов,  различных питательных веществ. Антитела, полезные элементы, ферменты, гормоны и прочие вещества, которые находятся в организме матери,  через молоко передаются ребёнку. Они   защищают его не только от лёгких, но и серьёзных заболеваний. Матери при кормлении грудным молоком одаривают ребёнка лаской, нежностью, любовью, а малыш вместе с питанием ощущает эту нежность и материнскую любовь. Да, материнское молоко способствует нормальному становлению психологической, эмоциональной, чувственной связи между матерью и ребёнком, рождая то ощущение Любви, Защиты, Опоры, которые закладывают основы будущих здоровых отношений в  семье.     Начинать кормить грудью необходимо в первые полчаса после родов; не давать новорождённым никакой иной пищи или питья, кроме грудного молока.  Чтобы ребёнок вырос здоровым и крепким, необходимо кормить ребёнка 8 – 12 раз в сутки по его требованию, а не по графику,  не давать  сосок и успокоительных средств. Вводить любое дополнительное  питание не раннее полугода. Желательно продолжать кормление материнским молоком не менее года или дольше, если это хорошо воспринимается матерью и ребёнком.
                ***

  В очередной раз, когда Сашенька не хотела кушать, а Евфра грубо кричала на

неё, Оля сказала Евфре, что она плохая,  злая мама, потому что никогда не 

кормила маленькую девочку своим молочком. Евфра понимала, что эти слова Оля

услыхала от взрослых.  Именно это вызвало злость,  желание наказать  всех, но в

первую очередь Василиссу. Евфра попыталась уговорить соседку Настю  высыпать

принесённую  в узелке отраву в молоко, которое придёт покупать Василисса. Дело в

 том, что Настя после внезапной смерти мужа осталась одна с тремя маленькими

 детьми. Единственной кормилицей была корова. Молока хватало только для детей и

 для родителей мужа. Единственным человеком, которому Настя продавала молоко,

была Василисса. Причина простая: дети Насти носили одежду, которую за бесценок

 шила им Василисса. Настя, конечно, наотрез отказалась принять узелок с отравой.

 Душа Евфры, пропитанная злом, предпринимала всё  новые и новые способы  мщения.

 Но все они оканчивались  провалом.

       Именно в это время Евфра заболела непонятной и странной  болезнью.

 Заболевание началось внезапно: появился озноб, зачесалось верхнее  веко левого

глаза, потом немного покраснело, припухло,  появилась шишечка серого цвета с

гнойной верхушкой, которая росла. Верхнее веко покрылось мясистыми

опухолевидными наростами, очень похожими на мясо без кожи. Болячка не давала

покоя, Евфра мучительно и жестоко страдала. Вскоре наросты закрыли ей глаза.

      Несколько раз делали операции, но наросты опять появлялись,  никакие

обезболивания не помогали, поэтому врачи отказались продолжать лечение. В

отчаянии Иван, муж Евфры,  по совету Василиссы обратился к народным целителям. 

Народные целители пытались лечить  народными средствами, например мёдом,  лечили

 заговорами, но болезнь не отступала.  В народе  эту мучительную редкую болезнь

назвали  «цветной капустой» или «диким  мясом». Одна

целительница посоветовала Евфросинии родить ребёнка, уверяла, что

 во время вынашивания младенца организм её сильно изменится и 

болезнь исчезнет. Действительно  на третьем месяце беременности

Евфросиния немножко стала открывать глаза. И ещё Ивану был дан

совет: отвезти жену рожать в то место, в тот климат, где она

родилась. Евфросиния родилась в Грузии. В 1921 году Иван  решил

ехать в  Грузию, деревню Дзвели-Анаги Цителцкаройского района,
 
где жил его побратим Вано. С Иваном согласились ехать его брат

Лёва, и его сестра Василисса.

То ли  от жары, то ли от долгой дороги, то ли ещё от чего- то

другого,  но в тот день все ужасно устали, особенно Евфросиния и её

дочь Александра. Иван решил, что надо немного отдохнуть жене и

дочери. Налево от главной дороги появилась узкая тропинка, в самом

начале её на огромной доске было что-то написано на грузинском

языке и нарисована стрелка, показывающая на тропинку.

Прошёл день, Иван с женой и дочерью не появились. Лёва

вместе с грузином Вано, побратимом Ивана, пошли, чтобы при

необходимости оказать помощь Ивану.  Тропинку, по которой ушёл

Иван с женой и дочерью, Лёва узнал и  хотел тоже пойти по ней. Вано

закричал: «Остановись! Вот же написано и стрелочкой показано, что

там «долина смерти».  В это время они увидели Ивана: он шёл в одной

рубахе до колен и нёс на руках закутанного ребёнка. Позже Иван

рассказал, что они шли по тропинке и  добрались до  деревьев, чтобы

спастись от жары, к вечеру того рокового дня Евфросиния начала
 
задыхаться, упала и больше не  смогла подняться. У Александры

начался кровавый понос. К утру начались роды, при которых

Евфросиния умерла. Александра обняла мёртвую маму. Когда Иван

хотел поднять дочь, девочка была мертва. Мальчик был жив, его

 назвали Кириллом.

Вернулся домой в Оситняжки Иван с маленьким сыном Кириллом.

Оля с радостью нянчила его.

Когда мальчику исполнилось два годика, ходила с ним в храм.
 
Иван часто брал Олю на полевые работы:

учил садить, пропалывать, собирать урожай.

В 1926 году Ольге исполнилось 14 лет. В этот год семья

вынуждена была уехать из села Оситняжки, где жили, в

город Кировоград из-за голода.

В Оситняжки  советская власть установилась только в феврале 1918

года. К этому времени мой брат Иван, имел маслобойню и

мельницы, которые хорошо работали. Местный сельский Совет

доброжелательно относились к Ивану. Почему? В селе были семьи

которые не могли свести концы с концами, то-есть бедствовали. Иван

помогал таким семьям: он почти всю доставшуюся ему за работу муку

отдавал нуждающимся односельчанам по едокам. Сначала на каждого

едока давал муку по кружке. Когда все получили по кружке, а мука

оставалась, тогда  каждому давал ещё по щепотке муки. Люди,

получив муку по кружке, как правило, становились вновь в очередь,

чтобы получить ещё щепотку муки.

В мае 1918 года советской властью был принят декрет

«О продовольственной диктатуре». Эта социально-экономическая

политика большевиков, получившая название «военный коммунизм»,

 была прямым продолжением атаки на частную собственность.

Важной мерой продовольственной диктатуры стала организация

комитетов бедноты (комбедов). Комбеды фактически превратились в

органы власти, оттеснив сельские Советы. В селе под различными

предлогами они изымали хлеб, конфисковывали инвентарь, скот,
 
семена и другое имущество. Бурное  развитие так называемой
 
демократии привело к безумству черни. На гребне революции под

лозунгом свободы порождалась диктатура. Началась массированная

атака на Православную Церковь: разграбление православных

святынь, расстрелы священников. В стране восторжествовало

царство антихриста.

Происходящие события в стране затронули и нашу семью. Комитеты

бедноты конфисковали у моего брата Ивана маслобойню и мельницы

под предлогом, что он эксплуатирует наёмных рабочих. На самом

никаких наёмных рабочих у Ивана не было. В это тяжёлое время вся

семья собралась вместе: мой брат Лёва отвечал за

исправность маслобойки и мельниц; моя сестра Василисса свои

швейные изделия меняла в округе на керосин; в обязанность

сестры Матроны  - поиск соли; Лена, жена Лёвы, и моя сестра

Акилина отвечали за приготовление еды для всей семьи.

После конфискации мельниц у Ивана для многих семей наступило

царство голода. Рано утром около мельниц выстраивались голодные

односельчане в надежде, что заработают мельницы и Иван даст им

хоть по щепотке муки. Но мельницы молчали.

Так из-за голода в 1926 году семья  переехала жить из села

Оситняжки в город Кировоград.

В городе Ольга с братом Иваном устроились работать подённо в коммуне.

В коммуне насчитывалось 50 коммунаров. Жили в бывшем

двухэтажном помещичьем доме. Цели и задачи сельскохозяйственных

коммун, открывшихся в первые годы советской власти,
 
восстановить сельское хозяйство на базе конфискованных

помещичьих имений. Все средства производства были обобщевлены.
 
Я познакомилась с Марусей, у которой был ребёнок, но родителям не

понравился её муж, и они развели их. Для подёнщиков выделялись
 
грядки, на которых надо посадить, прополоть, собрать и сдать

урожай. Когда я была в конце своей грядки, появлялись коммунары,

чему я очень удивлялась.

Некоторые из них приходили под вечер, а некоторые члены

вообще не выходили на работу. В коммуне существовала уравниловка

в распределении доходов. Именно уравниловка, низкий уровень

техники и производительности труда не способствовало успешному

развитию сельскохозяйственных коммун, поэтому они одна за другой

закрывались. Питались коммунары очень хорошо: каждый день в

коммуну привозились разнообразные продукты. В конце рабочего дня
 
я брала любые понравившиеся мне продукты для всех членов моей

семьи.

 Осенью, после сдачи урожая, я пришла получить оплату за труд.

 Оказалось, я набрала продуктов гораздо больше, чем заработала.
 
Такое же  положение было во всей коммуне: коммунары проели

больше, чем заработали. Коммуну закрыли. Над нашей семьёй вновь
 
навис страшный вопрос: «Как жить дальше?». Решили не

возвращаться в село Оситняжки, где по-прежнему царил голод.


                ПОТОМСТВО ЗИНОВИИ – ПЕРЕКАТИ – ПОЛЕ
 
 «Безумно искать справедливость
  в революции, ибо революция дышит
  ненавистью и местью, она слепа,
  она разрушительна…»
                И.А. Ильин
               
     В июле 1927 года Оля вместе со своими старшими братьями и

сёстрами приехала в город Красный  Луч. Да, именно в этот город

шахт и терриконов забросила судьба оставшееся потомство Зиновии.
 
        Осенью 1927 года в степях, раскинувшихся вокруг города Красный

Луч, Оля наблюдала  как по степи, гонимые ветром, перекатываются

шарообразные клубки высушенных солнцем степных растений. От

жителей города узнала, что народ издавна окрестил их своеобразным,

загадочным выражением «перекати – поле».

        До переезда в этот город Оле понравилось стихотворение

любимого поэта – лирика Афанасия Афанасьевича Фета

«Осенние стихи»:

 «Выйдешь – поневоле!

Тяжело, хоть плач! 

Смотришь – через поле

 Перекати-поле

 Прыгает, как мяч…».

     Оля не знала, что это за растение. Там, в селе Оситняжки,  где её

родина, где она родилась,  ей не встречались такие  растения. Село

находилось в ложбинке и тянулось вдоль речки Ташлык. К северу от

села раскинулся дремучий лес с его вековыми деревьями: 400-х летними

дубами, каштанами, белыми акациями.   Весной Оля в своём селе
 
собирала в лесу лесные тюльпаны, в ложбинке  -  белоснежные

подснежники, летом – васильки, вьюнки, осенью – сон-траву….

       Красный Луч расположен на волнистой равнине вдоль реки Миус.

Местность удивительно живописная. Территория была заселена ещё в

глубокой древности. В окрестностях города -  курганные захоронения

эпохи поздней бронзы. Вокруг города раскинулись необъятные степные

просторы. Именно здесь в степи Оля увидела удивительные  растения:

серебристую полынь, голубые цветы (в народе названные «свинячьей

цыбулькой), жёлтую сурену и это диковинное  растение под названием

«перекати – поле».

      В выходные дни Оля, как правило, приходила в библиотеку. От

приветливой Елены Ивановны, старейшего работника библиотеки, она

узнала, что людей, которые на долго не задерживаются на одном

месте и постоянно кочуют, называют «перекати – поле». Такое

сравнение поразило Олю: ведь её семья за прошедшие 10 лет,

действительно, где только не побывала.
 
      Она не могла понять, почему в 1926 году  семья оставила Отчий

дом,  с корнем вырвала то, что было дорого её сердцу, почему подобно
 
перекати-полю переезжала с одного места в другое.  Разве могла она

понять, что не по собственному желанию семья слонялась по свету!
 
Разве могла она понять, что это происходящие события в стране

отражаются на их жизни и на жизни всех людей.  Жизнь человека

формирует эпоха, время, а главное, законы, издаваемые власть имущих!

Меньшинство,  стоящее  у власти, даже имеющее в своём составе

тысячи, подчиняет себе миллионы и миллионы людей, устанавливает

правила, по которым живут эти миллионы.
    
Вместе с семьёй Ольги в Красный Луч переехала и Маруся,

 с которой Ольга подружилась в коммуне.
 
В городе Ольга и Маруся работали

выборщиками породы на шахте «Штеровка».

Когда Ольге исполнилось 16 лет, её приняли работать официанткой
 
в закрытую столовую. Численность обслуживающего персонала в

этой столовой была невелика и постоянна. В столовой был

неограниченный ассортимент блюд. Вход осуществлялся по

пропускам. Оклад у работников был выше, чем в Нарпите – столовой

общего пользования. Нарпит был организован советской властью в

1923 году для борьбы с голодом, впоследствии его переименовали в

Всенародпит. В столовой народного питания был ограниченный
 
ассортимент блюд, оклады у работников очень низкие.

Почти с первых дней работы в  столовой Ольга подружилась с заведующей

производством Марией Ивановной, которая отвечала за качество

пищи, следила, чтобы меню состояло из разнообразных блюд; следила

за работой поваров. Однажды Мария Ивановна ходила по всем

помещениям столовой и то ли про себя то ли вслух говорила: «Всё

пропала я…где же они делись…». За день до этого я в туалете для

сотрудников обнаружила какой-то свёрток, открывать его не стала.

Когда Ольга услыхала слова Марии Ивановны, подошла и протянула ей

свёрток  со словами: «Не ваш ли свёрток?». Что дальше было? Она со

слезами целовала Олю,благодарила. Оказывается, в свёртке

деньги. Так, Оля стала самым близким другом для заведующей

производством, хотя она была намного старше.  В столовой Оля 

познакомилась с Анатолием, постоянным посетителем столовой.

Обычно он приходил на ужин, после ужина ждал Олю на скамейке

около столовой. Иногда ходили в кино, но чаще шли по

просёлочной дороге, которая начиналась почти около столовой

и тянулась вдоль степи с её необыкновенными полевыми цветами. На

некотором отдалении от нас постоянно видели одного и того же

человека. На вопрос Анатолия знает ли Оля, кто это.

Оля рассказала Анатолию странную историю:

 "Я редко заходила на квартиру своей сестры Матроны: жила вместе со своей

старшей сестрой Василиссой в другом доме.  Событие, происшедшее на моих глазах

на рынке, привело к дому Матроны, потому что  Василисса приходила  домой после

работы  поздно вечером, а мне необходимо было немедленно рассказать о страшном

происшествии, случившемся на рынке.  Как только я подошла к дому Матроны, ко мне

 навстречу двинулся незнакомый человек, и вдруг -  упал перед мной на колени со

 словами: "Дашенька,прости меня". Я в ужасе выскочила на улицу, мне запомнилась

только его рука в чёрной перчатке. Добежав до раскидистого дуба, я,прислонилась

 к нему и лихорадочно повторяла: «Чёрная перчатка, чёрная перчатка!" 

  И вдруг вспомнила, как однажды Василисса рассказала о молодом человеке, с

которым давно в дружеских отношениях находится наша сестра Матрона. По словам

Василиссы, Матроне нравится этот человек, несмотря на то, что он «культя». На

вопрос, что такое «культя», Василисса объяснила, что у молодого человека на

правой руке имеется только два пальца – безымянный и мизинец, поэтому он носит

чёрную перчатку на правой руке". На вопрос  Анатолия,что случилось на рынке, Оля

рассказала:

  "Вечером накануне этого рокового дня я прочитала романтическое произведение

Максима Горького «Старуха Изергиль». Легенда о Данко, смелом и красивом юноше,

 любящим людей больше себя, которая потрясла меня. Важнейшие слова гордого

человека я вновь и вновь читала и перечитывала: «Что сделаю я для людей? Сильнее

 грома крикнул Данко. И вдруг он разорвал руками себе грудь и вынул из неё своё

сердце и высоко поднял его над головой».

Ночью мне приснился сон, похожий на явь: рядом с собой увидела Данко, ощущала

его дыхание, слышала слова: «Что сделаю я для людей?». Проснувшись, долгое время

 боялась пошевелиться, находясь под впечатлением ночного чудесного видения,

 всё ещё ощущала его присутствие: он был таким, каким я представляла его при

чтении легенды".

В те времена душой города Красный Луч  был базар, открытый в 1910 году. С

раннего утра и до позднего вечера нескончаемый поток людей сновал по базарной

площади. Одни что-то продавали, другие – что-то покупали. Но большинство ничего

не продавало и нечего не покупало. Расцвет базарной жизни пришелся на годы Нэпа,

 введённого 14 марта 1921 года  десятым съездом РКП (б). Главное содержание Нэпа

 – замена продразвёрстки продналогом. Например, в деревне при продразвёрстке

изымалось до 70% зерна, при продналоге – 30%. Торговля была бойкой и

результативной.  Что только не производили умельцы: изделия из меха и кожи,

гончарные изделия, диковинные изделия из бересты, домашнюю утварь;

изделия одежды: сарафаны, платки, пальто; женские головные уборы; свадебные

наряды гипюровые и кружевные; вышивки, рушники, куклы. 

Но со второй половины 1926 года началось осуществление политики по вытеснению

частного сектора в экономике. К 1928 году нэпманы, совбуры (советская буржуазия)

 – разговорное название предпринимателей в период Нэпа, стали подвергаться

неприкрытому давлению со стороны налоговых органов (финотделов) прежде всего

 путём резкого увеличения налогов. Но невозможно было уничтожить жилку

 творчества, изобретательности, поэтому на базаре по-прежнему можно было что

угодно продать, и что угодно купить, только «из-под полы», так народ окрестил

такие сделки. Что ещё было характерно для базарной жизни этих лет –  воровство,

 звериные драки, поножовщина.

    Пройдут дни, но Оля так и не вспомнит, что заставило её

вместо библиотеки, как обычно она делала в свой выходной день, пойти на базар.

Пройдя несколько шагов по базарной площади, она наткнулась на людей, стоящих

плотной стеной вокруг образовавшегося ими кольца. Первая мысль – уйти с площади,

но громкие голоса, доносившиеся в толпе, привлекли её внимание. 

   " Я с трудом, протиснувшись через толпу, увидела юношу посреди

огромного круга.  Он был похож на Данко, который привиделся мне во сне: на

нежное, почти девичье лицо, спускались белокурые волнистые волосы, в голубых

глазах светилась, как показалось мне, любовь к окружавшей его толпе; белоснежная

рубашка с расстёгнутым воротом на груди; руки с закатанными рукавами, руки с

тонкими длинными пальцами, пальцами музыканта.

        Невдалеке от юноши стоял в рваной одежде старик и кричал плаксивым

голосом: «Убейте вора! Убейте его!» В разных концах толпы, как по сигналу,

послышались голоса: «Убейте вора! Убейте его!» Оля так и не могла понять, почему

 толпа так враждебно настроена к юноше. Толпа со всех сторон двинулась на него.

 Он молчал, но на новый возглас старика о расправе над ним, поднял гордо голову

и, волнуясь, начал говорить: «Люди! Выслушайте меня! Я не убегу, выслушайте

меня!»  Сильнейшее воздействие на людей оказал его голос, казалось, что он не

говорил, а пел, настолько был прекрасен его голос – нежный тенор. Толпа вначале

находилась под впечатлением именно голоса, но через минуту на них сильнейшее

 воздействие оказали  его слова. Справившись с волнением, юноша продолжал:
 
«С рождения я не знал матери, не знал материнской любви. Вы, конечно, знаете,

 что ребёнок с детских ранних лет убеждён, что всё принадлежит ему: он будет

забирать понравившиеся игрушки у других детей, понравившиеся вещи даже у

взрослых. Он убеждён и будет так поступать, пока однажды вы ему не объясните,

что плохо, нехорошо, некрасиво брать чужое. Просто крохе надо объяснить это

вовремя. Причём не просто объяснить, а запретить брать чужое. Ребёнок не может

устоять перед соблазном и ворует. Поддавшись искушению, он нарушает все запреты.

 Представление о том, что такое «моё» и что «чужое» появляется у ребёнка не

сразу»…
   Вдруг из толпы раздался голос: «Он верно говорит. Самое малое

дитя имеет свои недостатки и пороки – печальное наследство от прародительского

греха. Родителей обязанность к чадам своим увещевать и убеждать их к непорочной

и чистой жизни. В Библии прямо сказано: «Помышление сердца человеческого – зло

от юности его…».   Толпа, услыхав слово «библия», загудела, раздался громкий

голос: «Контра, опиум для народа, выйди сюда, где ты? Люди, ловите опиум для

народа»! В конце концов, все успокоились….
 
   Юноша продолжал: «Истоки моего воровства кроются в раннем детстве.

 Однажды я принёс игрушку, которую забрал у мальчика. Отец был ко мне всегда

суров, но на этот раз он впервые в жизни погладил меня по головке. Так

начиналось моё детство. За одно,  хоть малейшее ласковое слово, за то, чтобы он

снова погладил меня по головке, я готов был из-за любви к нему, сделать всё, что

он захочет. Я искренне верил в авторитет и непогрешимость отца. Я не знал

нежности и ласки. Не чувствуя опоры, поддержки, любви, я воровал всё, что могло

 заслужить внимания моего отца.

            А потом начались мои «университеты».  Я был ещё ребёнком, когда отец

 отдал меня на обучение к очкистам или ветрянщикам. В воровском мире есть такая

«профессия» - форточник, то-есть я специализировался на проникновение в чужое
 
жилище через форточки и окна, крал то, что необходимо было моим «учителям».

Моими дальнейшими «учителями» были карманники, домушники, громилы, гопники,

угонщики, фармазонщики … Шнифера и медвежатники научили меня хорошо пользоваться

 отмычками, булавками, фомкой при краже лавок.
 
Отмычки или ключи в нашей среде называются «мальчиками». Постепенно я стал

высокопрофессиональным вором.

           Однажды меня заинтересовали книги. Я забирал те из них, которые были

в дорогих переплётах и в них были красочные картинки. Читать я не умел, но по

картинкам постепенно стал немножко вникать в смысл того или иного произведения.

 Научившись читать, я «проглатывал» одно произведение за другим, Отец не одобрял

 моё увлечение книгами, но они всё более и более манили меня. Из книг я узнавал

 о другом мире, о жизни людей не моей профессии, а главное, о любви между

юношами и девушками.  Под влиянием книг моё сердце стало томиться, я жаждал

любить и быть любимым. Наконец, я встретил её, нежную, милую девушку….

               По указанию моих «учителей» я должен был ограбить дом. Меня

уверили, что хозяев в доме нет. Для меня не составило никакого труда открыть

запертую дверь. Через прихожую зашел в комнату, и … мне навстречу вышла

приветливая, улыбающаяся девушка. Ни один художник, ни один поэт не смогут

передать её красоту. Не помню, что я говорил, как говорил, зачем пришел, кто я,

как попал в  дом. Она была доверчива, что, наверное, и не задавала такие

вопросы, на которые я бы не смог ответить.

                Встреча с Настенькой, так звали девушку, перевернула мою жизнь.

Я не  расспрашивал её о семье, боясь, что тогда и она захочет узнать о моей

семье. Но однажды при очередной нашей встрече Настенька сказала, что хочет

познакомить меня с её младшим братом и младшей сестрёнкой, что они сироты. И ещё

 она сказала, что мама их умерла при последних родах, а отец повесился после

того, как у него полученную им жалкую шахтёрскую зарплату отобрал вор. Так я

узнал, что её отец работал добытчиком (зарубщиком) непосредственно в очистном

забое (лаве).

Профессия добытчика самая тяжёлая, изнуряющая человека, поэтому оплата труда

была одна из самых высокооплачиваемых. Отец Настеньки, чтобы прокормить троих

несовершеннолетних детей, вынужден был по 14 часов в невероятно тяжёлых ,

нечеловеческих условиях  и несмотря на слабое здоровье работать добытчиком.

           Прошли годы, но я до мельчайших подробностей вспомнил тот день: это

было первое моё дело, как «карманщика», которое я совершил по заданию моих

«учителей» именно в Красном Луче.  Человек вышел из шахты. Он был небольшого

роста, тщедушен, лицо чёрное – чёрное, только глаза сверкали. Он подошел,

 видимо, к своему жилищу. Общим, я отобрал у него деньги. Я был тогда

подростком, верил в непогрешимость моего отца и моих «учителей». Оказывается,

лишившись денег, у отца Настеньки не было сил войти в комнату, не было сил

 увидеть своих троих голодных детей. А они ждали его и днём, и вечером, и утром.

           Говорят в народе, что преступников тянет обычно на то место, где он

совершил преступление. Вот поэтому я здесь. Я сказал отцу, что больше не буду

воровать, что я люблю Настеньку, что мне лучше умереть, чем жить без неё. Я

решил рассказать ей всю правду о себе, решил свою судьбу отдать в её руки. Я

готов за свои преступления получить суровое наказание: длительный тюремный срок

и даже смерть. Сегодня я назначил ей встречу именно в Красном Луче и именно

около дома, где я совершил преступление.

         Отец и мои «учителя» шли по моим стопам. Заметив это, я попытался

затеряться в базарной толпе. НО! НЕ УДАЛОСЬ! Сейчас я стою в окружении не только

 вас: здесь все мои «учителя», это они по команде «дирижера» кричат: «Убейте

 его! Убейте вора!» А «дирижёр»,- голос дрогнул, как-то задрожал, что передалось

 толпе, она, казалось, замерла. Юноша продолжал: «Дирижёр», человек, который

призывает убить меня, МОЙ ОТЕЦ!» Раздался выстрел, толпа отпрянула назад и

устремила взгляд на бившегося в агонии старика. Раздался второй выстрел, толпа

оцепенела: по белоснежной рубашке юноши стекалась алая кровь, рука опустилась,

выпал револьвер, юноша медленно стал оседать на землю".

При рассказе Оля часто останавливалась, Анатолий успокаивал её, хотя волнение

Оли передалось и ему. До самого позднего вечера Оля и Анатолий гуляли по степи.

 Анатолий, как всегда, собирал полевые цветы. Ему хотелось сказать Оле о своей

любви к ней, но боялся негативного отношения к его словам со стороны Оли.

 Решил,что надо немного подождать. Это был последний вечер: рано утром

 Анатолий неожиданно уехал. Оля ждала его, как всегда, после работы

шла по просёлочной дороге, где гуляла с Анатолием. Проходили дни, недели, прошёл

 месяц Анатолий не появлялся. Ночами Оля плакала. О её переживаниях, видимо,

Василисса рассказала Матроне, а она рассказала Захару. Захар пошёл

в настоящее наступление. Постепенно убедил сестёр Ольги, что

Анатолий бросил Олю, потому что узнал о беременности.  Убедил

сестёр, что любит Ольгу, и готов жениться на ней, а ребёнка признать

своим. Сумел убедить в этом и подругу Оли Марусю. Маруся

посоветовала погадать у цыганки-варданихи. Оля пошла к варданихе,

которая подтвердила, что Захар её суженный. Гораздо позже Оля

узнала, что Маруся всё обо мне и Захаре рассказала варданихе до

 прихода Оли к ней. Наконец, Захар попросил у Василиссы

разрешения поговорить с Олей и предложить выйти за него замуж.
 
Василисса согласилась. Был март, была весна, солнышко. Василисса

ушла из дому, в это время зашёл Захар. Он говорил о любви ко мне, в

ответ Оля плакала. Вдруг, он сделал то, что привело её не любви к

нему, а жгучей ненависти на всю жизнь. Позже сёстры мои и Маруся

узнали, что я была девственницей. Захар просил у всех прощение,

Олю оставил в покое. Прошло примерно три месяца, в июне Оля

заболела, кушать не могла: преследовала тошнота до рвоты

съеденного. В больнице, куда привела её Василисса, Оля узнала о

беременности.

Ужас охватил Олю, она решает сделать аборт. Но Захар сумел

запретить. В те времена врачи могли прерывать беременность

только по согласию двух сторон. Захар перешёл жить в дом. Делал всё

по дому, к Оле ни разу не приставал, но считал себя моим мужем и

всем говорил это. Оля, как и раньше, после работы шла по тропинке, по

которой когда-то гуляла с Анатолием. Однажды вдалеке

человека, собирающего полевые цветы и приближающегося к Оле.

Это был Анатолий. Радостно улыбаясь, он протянул собранный

им букет.  И в эту секунду подошёл Захар и протянул Оле ключи от

дома. Анатолий спросил: «Кто это?» Оля ответила: «Это мой муж».

Анатолий ничего не сказал, повернулся и пошёл по тропинке. Оля с

оцепенением смотрела ему вслед: он уходил всё дальше и дальше,
 
вскоре силуэт исчез, Оля потеряла сознание. Очнулась дома: около неё
 
находились сёстры и Захар.

В декабре 1930 года Оля родила Зинаиду, в июле 1932 Лидию, в декабре

1934 Галину, Раису 23 июня 1937 года.
 
В конце июля 1937 года семья была вынуждена уехать из города

Красный Луч. К этому времени был построили большой дом, даже у

Зиночки была отдельная комната. Оля по-прежнему работали в

столовой, Захар работал на шахте. В мае 1937 был арестован

заведующий столовой Олег Петрович.  Сразу после его ареста Мария

Ивановна долго разговаривала со Олей. Разговор сводился к одному,
 
что её тоже скоро арестуют, что я должна уехать.  Оля последовала её

совету: семья уехали из города в село Чёрный Ташлык к родителелям Захара.


                Справка

В мае месяце 1937 года стартовала целая серия наиболее

массовых политических (сталинских) репрессий в СССР.  До мая

1937 года репрессиям подвергался  руководящий состав, позже  террор

шагнул в  массы. Эпоха Большого террора стала беспрецедентным

явлением в истории. Только за два года – 1937-й и 1938-й -  были

осуждены по политическим статьям около 1,3 миллиона человек, из

 них около 700 тысяч было приговорено к смертной казни. Быстрая

смена места жительства помогала спастись от ареста. Как только

человек замечал, что на его работе или в его окружении начались
 
аресты, принимал решение  экстренно уехать.