Исчезновение человека о катастрофе А320

Вадим Слуцкий
Исчезновение человека

В последние годы своей жизни Мераб Мамардашвили много говорил об «антропологической катастрофе»: утрате массовым человеком человеческого облика. Одна из причин этой – самой страшной за всю историю человечества – катастрофы – полное господство в современном мире ценностей и норм т.н. «Общества Потребления» (Западной цивилизации).
Я вспомнил об этом в связи с омерзительным поступком пилота германской авиакомпании А. Любитца, намеренно направившего в землю пассажирский самолёт, которым управлял, и убившего и себя, и всех, кто находился на борту. В том числе 16 детей.
С момента катастрофы прошло уже достаточно времени.
Естественно, эту необычную катастрофу обсуждают все, по всему миру.
Я, набравшись терпения, прочёл всё, что только мог найти. В основном, это переводные статьи из крупнейших мировых СМИ.
О чём они пишут?
1) О том, какие административные нововведения (изменение полётных правил и т.п.) необходимы, чтобы подобное не повторилось. О том, нужно ли менять критерии отбора в пилоты гражданской авиации.
2) О том, был ли убийца психически болен или нет (он одно время лечился от депрессии и склонности к суициду).
3) Принимал ли он психотропные препараты или нет.
4) Какие психологические и пр. личные проблемы (расстался с девушкой, мог лишиться лётной лицензии из-за проблем со зрением) были у убийцы. Т.е.: интересуют причины его поступка.
Вот и всё.
Ни один из написавших об этом гнусном преступлении не заметил, что:
1) Убийцу совершенно не интересовало то, что он несёт ответственность за жизнь 150 человек, в том числе детей. Ценность чужой жизни для него равнялась нулю. Он преследовал сугубо личные цели, а жизнь пассажиров самолёта для него была либо только средством (если он действительно намеревался таким образом прославиться, о чём говорил своей девушке незадолго до расставания с ней), либо вообще не принималась в расчёт.
2) Убийце было 28 лет. Однако судя по тому, что стало о нём известно после трагедии, его личностный возраст находился в лучшем случае на уровне 14-15 лет. Его эгоизм, жажда самоутверждения любой ценой и многое другое – типично подростковые черты.
3) Убийца – очень типичный немец и очень типичный современный европеец. Т.е. – очень типичный член Общества Потребления. Он был чрезвычайно благополучным человеком. Его родители, как сообщили СМИ, живут в собственном доме стоимостью не менее полумиллиона евро. Сам Любитц закончил престижную лётную школу, работал в «Люфтганзе», одном из крупнейших авиаперевозчиков. Жил в большом городе, Дюссельдорфе. Т.е., по меркам Общества Потребления, всё у него было хорошо.
4) Ни один человек из тех, кто знал этого ублюдка, не сказал, что в нём было что-то настораживающее, что какие-то его качества вызывали беспокойство. Никто не смог вообще ничего о нём сказать как о человеке, кроме того, что он был тихий и вполне обычный парень.
Всё это, вроде бы, бросается в глаза. Но никто этого не заметил.
Почему?
Дело в том, что, заметив всё это, можно усомниться в фундаментальных ценностях Общества Потребления. Именно этого и боятся журналисты, пишущие о катастрофе аэробуса А320. Страх этот неосознанный, но очень сильный. Поэтому они так умело не замечают того, что замечать неудобно, нежелательно.
На самом деле Андреас Любитц – убийца 150 человек – это обычный современный европеец, как я уже сказал. Образцово нормальный, то есть совершенно утративший человеческий облик.
Для него характерно всё то, что и для всех благополучных бюргеров и вообще всех успешных членов Общества Потребления.
А именно.
1. Он преследовал в жизни исключительно свои личные, эгоистические цели, и совершенно искренне не представлял себе ничего иного. Принимать в расчёт других людей, их интересы, их жизнь – иначе как в том смысле, в каком они необходимы, опять же, для достижения личных целей, он не умел, ему просто это не могло придти в голову. Такое поведение, такая личностная, психологическая особенность считаются нормой в Обществе Потребления. И не только нормой – но и ценностью.
Однако на самом деле такая психологическая особенность в норме характерна ДЛЯ ЖИВОТНЫХ, а вот для людей – является глубочайшей патологией.
2. В 28 лет этот выродок личностно, психологически мало чем отличался от 14-летнего мальчишки. Он жаждал самоутвердиться, причём, максимально лёгким и простым путём. Он не был женат – и расставался со всеми своими девушками. Он не имел никаких обязанностей, никаких целей в жизни – кроме карьерных. Это тоже совершенно обычно для успешных членов Общества Потребления.
Но именно потому, что это считается нормой, об этом нельзя говорить и даже нежелательно это вообще замечать, осознавать.
3. Он совершенно никого не интересовал как человек, и никто из его знакомых не может сказать о нём ровным счётом ничего как о человеке. Хотя он, будучи пилотом,  проходил многочисленные психологические и психиатрические тесты, никто не догадывался, что он способен на подобный поступок. Т.е. никто его не знал, не понимал по-настоящему.
Это тоже обычно и считается нормальным в этом безумном обществе. Никто никому не нужен и никто никого не интересует – и это нормально. Человек – не человек вовсе. Это винтик общественной, экономической машины. Пока он исправно функционирует, он никому не интересен, никто на него не обращает внимания.
Никому из пишущих об авиакатастрофе А320 не пришло в голову, что для некоторых людей это совершенно невыносимо, и они готовы пойти на что угодно, чтобы их всё-таки заметили и начали ими интересоваться. Вот Любитц как раз и был таким.
Но нельзя это видеть и писать об этом, потому что это тоже одна из норм Общества Потребления, прямо вытекающая из его сути, его главных ценностей (особенно одной из них – комфорта, психологического удобства: ведь быть равнодушным ко всему – удобно).
4. Любитц жил в одной из благополучнейших стран современного мира – Германии. Причём, он не турок или босниец, а истинный немец, в Германии и родившийся. Вырос в благополучнейшей семье. Он прошёл всё необходимое обучение, сдал все экзамены и испытания, все тесты. Т.е. всё, что  – по понятиям этого общества – нужно было сделать, чтобы проверить его пригодность к профессии лётчика, было сделано.
 Директор «Люфтганзы», в порядке некоторого обалдения, после того, как стала известна основная версия происшедшего, прежде всего, заявил, что этот молодой пилот был прекрасно подготовлен и его лётные навыки были на отличном уровне.
Кто бы сомневался! Однако он сделал то, что сделал.
И это не было случайностью. Поступок этот совершенно закономерный, логично вытекающий из всей жизни этого… чуть не написал «человека» - этого двуногого существа.
Но нельзя это заметить. Потому что тогда нужно сделать очень страшные выводы (например: что так поступить могли бы очень многие), а делать их очень не хочется.
*  *  *
Несмотря на кажущуюся эксцентричность поступка второго пилота А320 Любитца, поступок этот весьма типичный.
По числу самоубийств среди молодёжи Германия – на одном из первых мест в мире (а соседняя Швейцария, также населённая, в основном, этническими немцами, но даже ещё более богатая и благополучная, - вообще на первом месте; разумеется, речь идёт о проценте самоубийц по отношению к общему числу жителей, а не об абсолютных цифрах).
Любитц совершил то, что делают очень многие молодые люди в Германии, Швейцарии и других благополучнейших странах. Он только сделал это оригинальным способом. Но это форма. А содержание его поступка – обычное.
Но нельзя это замечать. Страшно.
*  *  *
Главная особенность Общества Потребления: оно делает существование своих членов на редкость пустым и бессмысленным. Первобытные люди жили намного содержательней и интересней, чем Любитц и миллионы других европейцев.
При этом, принимая ценности и нормы своего общества, они не видят никакого выхода. Отсюда желание уничтожить себя.
*  *  *
Что теперь будут делать авиаперевозчики?
Займутся косметическими процедурами. Надо же как-то реагировать, чтобы не потерять клиентов.
Введут повсеместно право «двух человек в кабине». Правда, непонятно:  зачем? Если человек решил покончить с собой, ему несложно будет сначала устранить соглядатая (просто стукнуть чем-то по голове, да и всё), а потом уже сделать всё, что он задумал.
Начнут модернизировать двери в кабину пилота (чтобы вышедший из кабины пилот мог их открыть, а любой другой – нет).
Возможно, ещё что-то придумают.
В общем, проведут сеанс психотерапии: для себя и для пассажиров. И добьются своего: и себя успокоят, и их.
И всё пойдёт по-старому.
Потому что по-настоящему, сущностно, меняться это Общество не хочет и не умеет.
А раз всё пойдёт по-старому, то будем ждать новых Любитцев. Благо, что у них перед глазами блестящий пример решения всех проблем без всякого труда. Да ещё и с бонусом в виде всемирной, пусть и посмертной, славы. Соблазнительно!
И надёжно предохранить от этого может только другое воспитание. А воспитание может измениться только тогда, когда изменятся ценности. А ценности могут измениться только тогда, когда господствующие сейчас ценности будут на уровне всего общества поставлены под сомнение.
Но, как я уже сказал, в Обществе Потребления это невозможно. Оно совершенно некритично к себе, самодовольно и не способно – и, главное, не хочет – меняться.
Так что, несмотря на все административные и технические меры, нужно ожидать роста количества катастроф. Потому что их причина не устранена; более того, её никто не видит и устранять не собирается.
Причина эта – ИСЧЕЗНОВЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА, АННИГИЛЯЦИЯ ЧЕЛОВЕКА в этом обществе. Люди превратились в животных, в биороботов. И считается, что так и должно быть. Раз биоробот хорошо обучен, правильно функционирует, раз он благополучен и накормлен – то и должен быть доволен.
Но иногда человеческое начало в человеке возмущается против этого. И чем более явна победа Общества Потребления над человеческим в человеке, тем чаще и трагичней человеческое в нас будет бунтовать.
Вот это и есть подлинная причина катастрофы А320.
А раз причина остаётся – будут и следствия.