Рад бы в рай, да грехи не пускают. Глава33

Владимир Галин
                Глава 33
          РАД БЫ В РАЙ, ДА ГРЕХИ НЕ ПУСКАЮТ


                « Береги платье снову, а честь смолоду!»
                ( Из школьного альбома.)


             Уборочной страдой и жёлтым листопадом отшумел дождливый сентябрь. Я вернулся из отпуска и приступил к исполнению своих обязанностей. И пошло, и поехало, я опять завертелся , как белка в колесе. Безотлагательно следовало было подготовится к предстоящей комиссии министерства о соблюдении соц законности в деятельности колонии.

                Срочно требовалось подготовить отчёт по просьбе газеты «Трудовой путь» о работе курсов трактористов и практики направления досрочно освобождённых на работу в совхозы Целинного края. Я проявил все фотоплёнки, отпечатал фотокарточки и вместе с описанием всей истории организации работы курсов трактористов в зоне и моём участии в уборке урожая  в совхозе « Советский Казахстан» и отослал все материалы в Алма-Ата в адрес редакции.

              На основании моего отчёта редакция газеты сделала Специальный выпуск ФОТО ГАЗЕТЫ  « Трудовой путь», пропагандируя наш почин- Живёшь на целине- умей владеть техникой». Полный тираж газеты был распространён по всем колониям Казахстана с такой ремаркой: «Эта фото газета посвящается бывшим заключённым , которые отбывали срок наказания в колонии , где был начальником Аничкин, а теперь Асташёв .( Пока я убирал урожай его назначили начальником) Она посвящается  людям , которые, окончив курсы механизаторов сельского хозяйства, после освобождения поехали жить и работать в целинные совхозы. Нелегко им было учиться, одолевала после трудового дня усталость ,но они занимались , ибо знали: с профессией легче найти работу, профессия — это путёвка в большую жизнь, она принесёт им счастье»

            И снова домой возвращаться приходится поздно и это болезненно отражается на настроении и нервах самого близкого, самого дорогого мне человека, ради которого я прилагаю все свои силы и старания , чтобы она была счастлива. И тем не менее я ни как не могу обеспечить ей в полной мере покой и материальный достаток .

                Оглядываясь на весь пройденный путь в 55 лет совместной жизни, я  преклоняюсь перед её мудростью и чистотою помыслов , высокой требовательностью и нежностью , самоотверженной преданностью друга и верной женой.

            Судьбы ни одного из многих моих подопечных не занимали меня  так сильно ,как судьба Вершинина, как человека из ряда вон выходящего, одарённого поэтическим талантом, который мне хотелось сделать достоянием других  людей, а его самого элементарно благополучным человеком.

            После возвращения из отпуска я смог навестить  его только во второй половине октября. В силу моего служебного положения наши свидания носили полуофициальный характер, хотя когда он после освобождения остался жить в Павлодаре, наши отношения были вполне товарищескими. Теперь же я с ним виделся .как друг-наставник, а не дружок для подогрева.

                Я его поддерживал морально и тем самым старался сгладить все тяготы его положении, в котором он так нелепо снова оказался.

               В свою очередь  благодаря нашим откровенным и нелицеприятным разговорам . я познавал , что называется, с первых уст, обратную сторону медали нашей работы, и делаю соответствующие выводы об эффективности  проводимых администрацией мероприятий.

               Широко известная фраза Максима Горького : « Человек рождён для счастья, как птица для полёта!»  И ещё утверждается , что человек по своей природе -добрый.  Но на самом деле, человек рождается никакой, как чистый лист бумаги, на котором тот же час жизнь начинает писать свои письмена.

             Хорошим или плохим его делают обстоятельства , в которых он растёт и развивается, унаследовав  генные особенности своих пращуров. И ещё главное, что каждое яблоко от яблони не далеко падает. При этом разумеется , это ни в коей мере не снимает  с самого человека  его личную ответственность за свои поступки, за свои дела и свою судьбу. Каждый человек живёт,как может . Поэтому , если хочешь быть счастливым, бувдь им! Не можешь изменить обстоятельства, измени своё отношение к ним. Не следует рассчитывать получить от других больше, чем сам даёшь им.

            Работники ИТК-24 высказывают мне своё возмущение поведением и политическими выпадами Вершинина , не признавая его равным себе, всё потому же римскому праву, что дозволено Юпитеру, то нельзя простому смертному. Но разве они сами без греха и не слышат подобные суждения в своей среде? Я не встречал ни одного, кто бы был доволен всем.

                Понятно , год трудный, не урожайный. Целина за 10 лет  освоения не превратилась в цветущий край: «  Песни пели -веселились, подсчитали_ прослезились». Ну что из того?  Мы понимаем  больше и у нас вера в лучшее будущее, а у него? Поэтому  вместо возмущения  и негодования , нужно спокойное и доказательное убеждение.
              Худший вид воспитания — ориентация на животный страх перед наказанием , которое только ожесточает сердце бедолаги.

                Пока я в сентябре старался внести свою лепту в «хлебные закрома» Родины,Вершинин нарушал режим и писал стихи. У него, как в своё время у Пушкина, получилась «Болдинская осень». Он написал целый цикл стихов :

                Чужая, чужая дорога?
                Зачем по тебе я брожу?
                Уж больно ты груба и долга,
                И я до конца не дойду.
                Да, да , убедила.
                Сегодня сверну на луга,
                Так лучше. Пока есть силы,
                Вперёд, пусть путь будет дуга!
                Не жаль мне утраченной жизни,
                Не жаль слёз искрящихся глаз.
                Я нужен, я дорог отчизне,
                И ей лишь все силы в запас.
3. 9. 63.

                Я рождён был быть артистом,
                -или же поэтом.
                Но меня рецидивистом
                сделал мир вот этот!
                Ненавижу это племя,
                современных монстров!
                И готов в любое время
                убежать на остров!
                Где ты есть моя свобода?!
                Протяни мне руку!
                Я на будущие годы
                людям буду другом!
10. 9. 63.

               
                МАКАРОВУ В.А.

                Явилось всё. И ясность  мысли
                И темп секундного стиха.
                И бодрость деятельной жизни.
                Зовёт, как поле, мозг пахать.
                Перо, как плуг, блестит, наладил,
                Как трактор мысли. Хорошо!
                А мозг! Как свеженький оладий,
                Включаю скорость и пошёл!
                И первый ряд борозд глубоких
                Готов. И просит семена.
                Куда ты, жадным и жестоким,
                Кидай! И под возьмёт страна.
11. 9. 63.
      
                Х          Х         Х


                Я не сам бреду летом босой.
                От жары кровь кипит в русле вен.
                А проклятые жирные осы
                Словно видят во мне эту лень.
                Так и липнут. Жужжаньем дразнят,
                Будто это хотят говорить,
                Мол, Вершинин, гони эту праздность,
                И бери-ка перо и твори!
                Я не сам бреду летом босой
                За находкой к сгоревшим мозгам.
                О, любимая, светлая осень,
                Ну скорей!Ты как жизнь дорога!
                15. 9. 63.
               
              В результате  осмыслении своей практики взаимопонимания между воспитателями и воспитуемыми, что сказывается и на дальнейших взаимоотношениях, я осознал , что у многих начальников отрядов нет педагогического образования и специальной юридической подготовки. , которой, к стати сказать, мне очень и даже очень не хватало, И меня следовало прежде чем допустить к работе, надо было бы пройти хоть трёх недельные курсы.

              Начальниками отрядов назначаются кого не попади и каждый из них  выстраивает свою работу с доверенным ему контингентом, кто во что горазд и как Бог на душу положил, в силу своего характера, имеющего образования и общего уровня культуры.

                Справедливое отношение начальника отряда к заключённому в основном зависят от  его добросовестности., тем более,когда « до начальника- далеко, а до Бога-высоко, поэтому, куда хочу, туда и волочу».

                Собственно мысль сама по себе не нова, как ни что не ново под луной. Но не плохо бы написать своего рода если и не учебник, то хотя бы методичку и список обязательной литературы для само образования. Мысль верная. Где только взять время и силы , чтобы вот так просто и доступно изложить суть нашей специфической  работы по исправлению и перевоспитанию в существующих условиях окружающей среды общества. Говорят, что не Боги  горшки обжигают. Так-то это так. Даже когда лепишь горшки, учиться надо. Мы же имеем дело с душой человека, его разумом и волей. Хочется все служебные  инструкции и наставления переложить в методичку, чтобы показать не только то, что делать, но и как это делать. В конкретных условиях того,или иного режима содержания.

              Стихотворение  Вершинина « Сорванная роза.» подтверждает правильность моей мысли:

                « Где-то сорванную розу
                Ветер бросил в пруд гнилой.
                Тот нахмурился серьёзно,
                Двинул кругом раз, другой.
                И потом взглянув на гостью,
                Стал морали ей читать:
                «Рисоваться здесь мне бросте,
                Это вам не там, не там,»
                У меня одни порядки,
                Исключений нет одной.
                Караси и лягушатники,
                Вы довольны бузиной.
                В ней калорий маловато,
                Но и я питаюсь ей.
                Слышишь запах душноватый,
                Ну, на дно, ко мне, ко мне!
                Но в ответ суровый ветер
                Розу поднял и понёс.
                Лишь в другом конце планеты
                Кинул розу средь берёз.
                И она в предсмертных  вздохах
                День рождения кляла.
                Умирая одиноко
                Без лампадного огня.
                Тигр пришёл , понюхал, колко!
                Заяц чухнул от неё.
                Только труженица пчёлка,
                Хобот впив, взяла своё.

        Чужая душа -потёмки. Да и сам человек  не всегда себя понимает. Казалось бы, какие ещё наставления нужны Вершинину, когда цель поставлена, задача определена, пути намечены. Для того, чтобы досрочно выйти на свободу досрочно, это право надо заслужить своим поведением. Но ,как говорится, воз и ныне там, -из штрафного изолятора не вылазит и этим ни чем не  отличается от других.
              Сизифов труд с злостными нарушителями режима утомителен, а главное мало полезен. Так сегодня в нашей колонии проводил собрание злостных нарушителей режима, как бы стараясь показать их друг другу, в надежде, что клин клином вышибают. На глазах у всех поднимали  каждого персонально и спрашивали, что и почему так ведёт себя. И ни кто не осудил себя и не раскаивался. Зубоскаля , вызывающая позиция и ни какого устремления в будущее. На вопрос: «Почему не работаешь, как все?»- ответ в основном один: « От работы кони дохнут...»

                Из за этого собрания вернулся домой в половине  одиннадцатого. Галя приболивает и не спит в ожидании меня.  А у меня прошёл длинный , трудный день  ,а никакого удовлетворения. Когда же тут ещё читать и тем более писать? И так из дня в день.Слабость духа? Возможно и так, но уже полночь , до подъёма осталось 7 часов, а я ещё не ложился спать. И утром «мочи мочало и начинай всё с начала»- жалобы и заявления, проверки и постановления....Окончание строительства и передислокация на кудыкины горы, потому что действительно ни кто не знает, куда именно переведут колонию .

                На какое-то время я прервал своё общение с Вершининым ,но в конце сентября я получил от него письмо на 7 страницах, вопиющих сигналами SOS !

               “...Конечно, ты имеешь гораздо больше мужества молчать, прощая другими аффективные взрывы.

                Ну что ж , рассмотри и это письмо, как подобные глупости. Да, к стати, я на большее уже не способен.

                Каждый день, когда неверный шаг приносит мне очередную зуботычину, я выпадаю из жизни и говорю себе, ну хрен с ним , завтра я начну по другому.

                И вот это завтра. Оно чем-то похоже на сегодня. В нём есть что-то отвращающее, и что-то настораживающее. Нет, нет, только строго следить за собой, ни малейшего просчёта.

                Скребущая совесть и боль в сердце.Ум должен анализировать каждое желание, ни малейшей оплошности. Да,да,да.

                Так лучше. К чему окружающее «общество»? Какие разговоры? Что от них полезного? Ничего. Только мой мир хорош, мой мир книг и стихов. Нет, я не нуждаюсь в обществе. Зачем испытывать боль стыда за непродуманный шаг товарища? Ой, Осана! Как мне сейчас больно! Эта препротивная жизнь не нужна мне. Я ей тоже.Постой я ей нужен? Нет, здесь меня не хотят.Правильно,  от сюда к себе, к своему красивому и интересному; скорей, скорей!

            О люди, настоящие люди, где вы? Объясните мне вред моих действий пользу дел! Помогите! Помогите!

             Так кричало вчера  моё сердце. А серая глухомань , глядя на споткнувшуюся хромую душу, ещё шире и выше раскрывала в улыбке рот, готовая проглотить меня со всеми потрохами.

           Но нет! Нет, я ещё имею силы быть полезным . Я уже наполовину победил себя . Люди? Люди? Помогите меня добить!»


            А дальше он рассказывал ,как зашёл на урок литературы в 10 классе . Где учительница вела урок, и он - «...не мог вытерпеть и выбрав момент спросил  её: Какие вам нравятся герои из прочитанных вами книг?» Она переспросила: «Герои или героини?» « Нет, нет, герои»- исполнительно поставил я точку.

Ну, Инсаров,- и она пустилась в оценку его достоинства...
А Базаров?- подливал я керосину . Она начала пояснять . Я понимал, куда она клонит , и что бы продолжить свою операцию плеснул ещё: ну, а Печёрин?
         
             Она улыбнулась : Глупого ничего в нём не нахожу.- Наконец, подумал я и поспешил к единству мнений , да это было бы глупо!

           Прозвенел звонок . В душе я ругал время  и жизнь за такие короткие и удивительно прекрасные подарки минуты.»



              Потом на целых две страницы Вершинин описывал ,как он на завтра «красовался» перед этой учительницей , пытаясь произвести на неё неизгладимое впечатление своим умом и эрудицией , а потом положил перед ней две тетради своих стихов.

             « Она взяла небрежно тетрадь и прошуршала страницами. Да, там были стихи. Она прочитала их и до конца урока не выпускала из рук мои тетради.»

            В конце концов у учительницы терпение лопнуло и она дала ему резкий поворот от ворот. После чего он пишет: «Что я , чёрт, делаю?  Это же натуральное рисование.! Ну и чёрт с ним! Винить мне некого. Сам виноват. Следующий день прошёл в мучениях собственной совести.... Всё, завтра начну: по другому.

           И вот это завтра. Оно нисколько не отличается от вчера. Что-то в нём отвращающее и что-то отравляющее.»

           Своё письмо он закончил: « P. S. Не обернись на задние мысли , пиши всё так , как я пишу, либо этот случай заставил меня краснеть внутренне как никогда. Я хочу, хочу бросить своё я ,растоптать и никогда не употреблять без надобности. Посоветуй с чего начинать ? И как скорее раскусить ядро , откуда освобождённый от пороков выйду я .

              Я ему ответил на все его вопросы. Особо заметил, что ученику следует учиться, а не учить  учителей , даже если это женщина , перед которой хочется выбросить  себя на орла.  И ещё, если на самом деле хочешь начать жить по новому, то это не следует докладывать на завтра, потому что будущее начинается сегодня.

               И ещё, к шефству над Вершининым я привлёк своего учителя Николая Ивановича. Между ними установилась переписка. Николай  Иванович-кандидат педагогических наук , письма к Вершинину всегда начинал : «Здравствуйте, Эдуард  Васильевич!»   А Вершинин ему писал: « Здравствуй, Коля!» и во всех своих письмах выбрасывал себя на орла.

             Николай Иванович , не жалея своего времени , присылал ему не просто добрые советы, а целые научные трактаты о практике и методике самовоспитания и самообразования, о том, что прежде цели стать поэтом, надо  ставить цель выше, полнее -стать человековедом, мастером  культуры, учителем жизни, учителем людей.  И только тогда можно стать и настоящим поэтом , а не побрякушкой.  И откровенно указывал ему на недостатки , которые можно было видеть из его писем.

             И в пример приводил строки из « Фауста» Гёте :


                ...Ясен  предо мной
                Конечный вывод мудрости земной:
                лишь тот достоин жизни и свободы ,
                кто каждый день за них идёт на бой.