Отзыв на фильм Призрак Ghost Writer

Василий Макаров
              «Мой папа всегда говорил: уничтожай архивы!»
                Дракон из к/ф «Убить дракона»

               Дом с привидениями

Мы часто воспринимаем книгу как развлечение, интеллектуальный способ убить время. Читаем из любопытства или от скуки. И при этом мы забываем, что написанное слово это прежде всего свидетельство. Книга может выступать как бессмертный свидетель, повествующий о далёких событиях, странных и страшных происшествиях, чудесах и преступлениях. А, как известно любому любителю детективов, от свидетелей принято избавляться.

Фильм «Призрак» (Ghost Writer) показывает нам как раз такую историю. Адам Ланг, бывший премьер министр Великобритании, пишет мемуары. Но он из таких людей, кто ничего не делает своими руками. Машину не водит, расписание дня не планирует, наличных денег не имеет, даже решения он принимает не сам. Публичная политическая фигура имеет одно предназначение - скрывать за собой руку настоящего игрока. И в тот момент, когда против Ланга выдвигаются обвинения в преступлениях, он искренне возмущается. Он отвергает свои связи с ЦРУ, свою предвзятость в политических решениях. Он настолько искренен, что ему хочется верить. Интрига раскрывается просто и изящно, Адам Ланг не совершал преступлений. Преступления совершались невидимым игроком, использующим Ланга как инструмент.

Призрак писатель, который согласился на работу над мемуарами Ланга, далеко не единственная «нежить» в этом фильме. Писатель попадает в настоящий «дом с привидениями». Тайны и секреты буквально наполняют стены этого супер-современного элитного жилища. Супружеская измена, некрасивые подробности биографии, ошибки молодости - всё это является как будто минным полем, и горе тому литератору, который по наивности хочет узнать подробности.

Книгу нельзя убить. Именно поэтому страдать приходится живым людям. Три человеческие жизни принесены в жертву Секрету и Тайне. На водах многих сидит Вавилонская блудница и имя её есть Тайна великая. За сохранение этой тайны прольётся немало крови. А призраку писателю просто не повезло, он встретился с демонами куда могущественнее и сильнее его самого.

                Атмосфера фильма

Особая атмосфера фильма задаётся местом, где происходят события. Это небольшой остров в атлантическом океане, соединённый с материком паромной переправой. Частые ветра и дожди задают мрачный тон всей жизни на острове. А во время нередких штормов, люди могут быть по долгу оторваны от остального мира. На берегу, среди сурового и неприветливого пейзажа стоит комфортабельный и супер-современный дом Адама Ланга. Внутри этого дома человек может наслаждаться уютом и чувствовать себя в безопасности. Но стоит выйти за порог, и мысли о человеческой слабости и непостоянстве начинают закрадываться в голову.

Противопоставление грубой стихии и тонкой плёнки «цивилизации» создаёт у зрителя впечатление ненадёжности всех человеческих достижений. Игра политиков отсюда кажется далёкой и какой-то нереальной. За что борются эти люди? За проценты на выборах, за позиции в рейтингах, за власть над такими же слабыми людьми, какими являются сами.

Режиссёр умело создаёт у зрителей таинственное и тревожное ощущение. Фильм на протяжении всего действия держит в напряжении. Сюжет развивается динамично и нешаблонно. Особенно противоречивое впечатление вызывает главный герой фильма - писатель призрак. У него нет своего имени, ничего мы не знаем и о его прошлом. По ходу фильма им манипулируют окружающие, его избивают и запугивают. Этот человек не главный «герой» фильма, а скорее главный «персонаж». До самых последних минут действия в нём не проявляется ни грамма героизма. Само представление его как безымянного неудачника выполняющего за других людей грязную и тяжёлую работу даёт нам понимание, что он просто среднестатистический винтик глобальной социальной машины.

В финальном эпизоде фильма Призрак решается на восстание, он раскрывает загадку таинственных убийц. Его желание сообщить им об этом вызвано давно затоптанным но живым ещё чувством человеческого самоуважения. Очевидно, что это неразумный шаг граничащий с самоубийственной глупостью. Но для главного безымянного персонажа это последний шанс стать «героем», пусть даже всего на пару минут.