По родной земле...

Нина Володченко Член Союза Русск
ПО РОДНОЙ ЗЕМЛЕ…

Дом егеря стоял на пологом склоне горы, как говорят, на её подоле. За изгородью этой усадьбы шумел гулко густой тёмный лес. Стройные лиственницы своими верхушками упирались в бездонное чистое небо. А горы, взявшие этот лес в кольцо, горели малиновым заревом. Ранней весной, когда нет ни одного листика на кустарниках этого удивительного дальневосточного растения, он зацветает.
 Этот низкорослый кустарник тёмно – коричневого цвета, а в цветении его ветвей, розовый свет озаряет всю округу. Раскидистая черёмуха у ворот дома егеря, говорливая речка за изгородью усадьбы окутываются розовой пеленой. И  багульник укутался в складки лёгкого бального платья и густым розовым туманом спустился с гор. « Пожар» этот горит сутками по склонам гор, вытянувшейся в правильный круг Сихотэ – Алинской гряды Дальневосточного края. Этот удивительный край весной просыпается так…
Хрустальные своей чистотой горные речки спускаются с гор шумно, многоводно и стремительно несутся по перекатам, впадая в объятья «батюшки», главной реки заповедного края – Амур. А Амур разлёгся внизу, у «подола», иссиня – серебристым удавом. С птичьего полёта виден его каждый важный поворот на фоне сочно – зелёной земле. Тут нет его « головы, и не видно его «хвоста», только вьёт он свои петли и взблёскивает серебром. Замечательные заповедные места Дальнего Востока!
В прозрачной воде горной речки виден каждый камушек, так и хочется взять их на память. Этим я и занималась, приехав с отцом к егерю.
Добрая чета егеря, картошка жаренная с белыми грибами, чай на травах с мёдом и …лошади остались в памяти пятилетней девочки.  И к этой чистоте и высоте я стремлюсь всю жизнь.
Лошади! Их у егеря было две. Рабочий, «тягловый» – гнедой Буран и кобылица саврасой масти -  Аргунь. Вот на этой красавице – Аргунь мне разрешили прокатиться до соседней пасеки. И я, ухватившись за поводок, гордо восседала на спине лошади , хотя, ноги мои не доставали до стремян. Я была так высоко от земли!  Аргунь пошла по тропинке не спеша… По обе стороны от меня стеной стоял высокий камыш с прошлогодними веничками.  От этой «защиты» я ликовала и пела, как настоящая хозяйка этих мест.
«Мчались танки, ветер поднимая,
Наступала грозная броня
И летели наземь самураи
Под напором стали и огня».

А Аргунь, опустив голову, ровным и спокойным шагом шла по лесной знакомой тропинке и думала о своём:
« Когда наступит время пахоты земли, её жеребёнок будет бежать рядом по вспаханному полю и ни на шаг не отстанет от неё».
 В памяти матери остаётся на всю жизнь младенческий возраст ребёнка…Закон, написанный природой.
А мне казалось, что я самая смелая на свете девочка, любой мальчишка сейчас позавидовал бы мне.  Продолжая ехать на лошади верхом, я представляла, что «мчусь стрелой» и на скаку преодолеваю этот путь. До соседней пасеки было не далеко. И песня вновь подбадривала меня:
«Но разведка доложила точно:
И пошёл, командою взметён,
По родной земле дальневосточной
Броневой ударный батальон!»

На пасеке, у ворот, меня встречал пасечник. Это был средних лет мужчина с рыжей бородой и добрым весёлым взглядом. Белозубая улыбка не сходила с его лица. Жена, пухленькая и вся такая светлая женщина, с радостью стала меня угощать мёдом в сотах. Целый тазик выставила на стол - не так часто на пасеку заезжают такие гости, да, ещё и девочка. Радость, да и только!
В обратный путь меня пасечник проводил до половины пути и вернулся домой. А моя лошадь Аргунь, фыркнув и, тряхнув густой гривой, пошла тем же спокойным шагом по знакомой ей тропинке. Был уже полдень, а седок на спине лошади хотел уже спать…
Тайга – угодья егеря в несколько десятков километров. И когда егерь объезжал свой «дом», запрягал по всем правилам гнедого Бурана. Приходится и ночевать в лесу, когда наступает весной подкормка сохатых, диких свиней и козуль .На место подкормки могут прийти и медведи, которым уже не спиться. Могут полакомиться жмыхом и тигры со своими малышами. Они знают эти места, которые им устраивают егерь. И доверчиво приходят сюда после зимней стужи. На спину лошади добавляется груз - мешок соли. Егерь берёт своё  ружьё и охотничью собаку - «лайку». В зависимости от времени года  груз на спине у лошади  меняется и путь, не близкий, тоже. По лесам, болотам, марям, проверенным тропам лежит их путь.
В это время, когда Буран находиться в тяжёлой дороге, лошадь Аргунь отдыхает. Пасётся вблизи загона, отмахиваясь пышным хвостом от гнуса летом, а в дождливое лето – от мошки. Солнечными морозными прогулками дышит чистым воздухом и в тишине своего обитания вынашивает своё потомство.
Обратный путь с соседней пасеки мне показался длинным. Как только лошадь увидела свой дом, то шаг у неё прибавился и мы, под радостный лай и визг собак, подошли к изгороди усадьбы. Держась за верхнюю планку её, я пушинкой спрыгнула на землю. Нас встречал егерь, его широкополая шляпа с накомарником для лица, не смогла скрыть радости. Ко мне подошёл мой отец. Чёрные его глаза светились искрами. Я поняла, что свою работу по просмотру ульев они закончили и можно готовиться к медогону. А это трудная работа, она требует тишины, солнца и дыма. Отец во мне  всегда воспитывал черты смелости и отваги, хоть, я  была девочкой.  Похлопав Аргунь по её округлым бокам, отец, улыбаясь, сказал:
«Вот и прогулялись, мои девочки! А теперь надо отдыхать. Аргунь пойдёт к Бурану на луг, а ты - в кровать».
Мне уже расхотелось  идти спать. Я не хотела расставаться с красавицей Аргунь. Все четыре её копыта были, как бы, в белых носочках, а на лбу светилась белая звёздочка. Одним взмахом своего хвоста она отгоняла от меня тучи комаров и мошек…
От этого любования лошадью меня отвлёк звук приближающихся шагов. Я обернулась и увидела мальчика лет десяти. Это был сын егеря.
Круглолицый крепыш с чёрными, как смородина, глазами и чубом, цвета соломы, стоял и смотрел на меня с любопытством. Вежливо поздоровавшись, он протянул мне свою руку, показывая, что он здесь хозяин положения. Сейчас каникулы в школе и он на пасеке нужный человек.
Он спокойно предложил мне:
« Давай познакомимся, ты, видно, смелая девочка. Верхом на лошади, да на другую пасеку…Меня звать Гриша».
« А меня, Нина. Я ещё в школе не учусь, но умею читать» - сказала я не в тему, смущаясь.
Мы с Гришей  стояли и глядели на лошадей, мирно пощипывающих на лугу травку. Буран и Аргунь отмахивались от гнуса и не расходились в разные стороны, рядышком -  оно спокойнее…
Григорий всем видом своим показывал:
« Вот, видишь, этих лошадей  мне доверяют и я за них в ответе».
Озабоченный  Гришин взгляд потеплел и я поняла, что он очень любит этих лошадей.  Я тоже старалась своим видом показать, что одобряю его любовь к лошадям. Я ласково и тихо произнесла:
«Гнедой, видно, тоже тебя любит!»
« А как же, это же мой конь» – утвердительно сказал Гриша мне в ответ. Сказано это было с такой убедительностью, что я чуть не рассмеялась. «Хохотушкой» всегда звала меня моя мама.
« Да, конь Буран очень красивый, окрас тёмно – коричневый, а грива и хвост – чёрные» - подметила я.
« Так он же ещё и умница! Он такой заботливый, никого не подпустит к Аргунь, не боится даже волков. Слушается только меня, да моего отца» - в голосе Гриши слышалось воодушевление и гордость.
Пока мы говорили, саврасая Аргунь хотела уйти в лес. По её бокам пробежала дрожь. Но гнедой Буран настиг её, мотнув гривой, вернул обратно. Мы, дети, мало понимали происходящее на наших глазах и пошли, весело болтая, к реке.
Речка здесь была раздольной, но течение её ещё было сильным. Вода горной речки мало прогревается, но в заводи Гриша решил искупаться. А на лице его сияла улыбка, он прыгал и плескался этой водой. Серебряным колокольчиком отдавался его смех в лесу за рекой  и он всем своим видом мне показывал, что вода прогрелась. А в следующий приезд меня сюда, мы будем купаться вместе. Ух, какие у нас заповедные места!
Накупавшись, он лёг на прибрежный песок, сжал кулачки и, подперев ими щёки, стал мечтать. Он разглядывал на небе облака. Я тоже стала смотреть на облака, присев на камушек и прижав свои коленки руками. Эта игра облаков нас увлекла. Так было интересно смотреть на быстро меняющуюся картину на синем небе.
Белые кони плавно скользили в небе, вскинув передние копыта и отталкиваясь от горы задними ногами. Вот от табуна отделился белый конь. Он был п очень похож на нашего Бурана, виделось нам. Потом, на его спине появился всадник. И всё это - устремилось в голубую высь…
« Вот, окончу среднюю школу и в институт поступлю. Буду учиться рисовать всю эту красоту» - вдруг сообщил мне Гриша.
А на поляне, где были наши лошади, всё изменилось тоже…
Саврасая Аргунь и гнедой Буран куда – то ушли. Нет их на лугу…
 Гриша побежал вдоль речки, к её верховью. Я еле – еле поспевала за ним. Я бежала по узкой тропочке, а на ней могла лежать и греется на солнышке змея. Камыши захлёстывали моё лицо. Мне показалось, что мы бежали целую вечность...
У берега, в стремнине, стоял гнедой Буран и поддерживал грудью только что родившегося жеребёнка. Он мог свалиться в воду и погибнуть. Крутые волны толкали гнедого в бок, конь изо всех сил упирался в каменистое дно реки.
Гриша первым выскочил на помощь коню. Он помог жеребёнку и вывел гнедого из холодной воды. Буран устал и дрожал от холода. Как только мы хотели  подойти к жеребёнку, Буран сердито  фыркал и даже мог меня укусить. А новорождённый жеребёнок бы похож, как две капли воды, на своего отца, гнедого Бурана. Мы не отходили от жеребёнка некоторое время. А он уже силился вставать и тыкал свою мордочку в бок к маме. Саврасая красавица Аргунь стала мамой! И я подумала:
« Какой счастливый этот Гриша, у него появился ещё один любимец!»
Раскрасневшиеся не то от жары, не то от увиденного чуда, мы пулей влетели в дом и сообщили родителям приятную весть. Нас похвалили!
Мы с отцом стали собираться в обратную дорогу. 
Подарками нас не обидели – корзина с ядреными белыми грибами  и мёдом была полной, сметана и творог еле уместились на заднем сидении мотоцикла. Мне пришлось сесть вперёд отца, на бачёк с бензином. Заботливая хозяйка пасеки постелила мне свою вышитую крестиком мягкую подушечку. Эта память сохранилась у меня до сих пор. С Гришей мы расстались так же неожиданно, как и встретились. Друзьями, конечно.
С тех пор прошло много лет. Мне трудно представить, кем стал Гриша? Художником или зоотехником? Но человеком он вырос настоящим. Есть ли должность благородней и выше?
« Я женщина из милого мне детства.
Я вся в воспоминаниях прежних.
Живу без зависти и без кокетства,
Ведь детство было нежным.
Я вскормлена в тиши лесной,
Спала на травку скошенной,
Умытая была хрустальною водой
И голова, цветным венком украшена.
По тропке бегала я босыми ногами,
И ветер развевал мне смоляные кудри.
 Тогда я так была мала годами.
Лесные обитатели, вы – мои куклы.
Над головой шумел камыш
И он шептал: «Куда бежишь?»
Ждёт конь меня гнедой,
Припав к земле одной ногой.
Взлечу на спину моего коня,
За гриву обниму – моя родня.
А если, вдруг, случись -  погоня,
Он  вскачь пойдёт – спасёт меня.
Красивый конь – окрас гнедой,
Глаза с пушистыми ресницами,
А пыль из – под копыт – фейерверк!
Туманит  травы, колосившиеся.
Я женщина из детства яркого,
Незабываемой природы – красота
Осталась в поступи прекрасного
Коня гнедого – жизни полнота!

Оглянитесь вокруг! Может и ваш край заслуживает точно такого же восхищения. Ощущение красоты каждый человек запоминает с первых шагов познавания мира. И поднимаясь по ступенькам познания – мечтает и делает всё, чтобы родная земля была красивее.
Граф Николай Николаевич Муравьёв – Амурский(1809 – 1881) – русский государственный деятель сыграл большую роль в устройстве дальневосточной земли. Губернатору Муравьёву – Амурскому принадлежит почин в возвращении Амура, уступленного Китаю ещё в 1689 году. Ещё в 1891 году благодарные потомки воздвигли ему памятник и сейчас стоит он на самом высоком скалистом берегу Амура. Именем графа Муравьёва - Амурского названа главная улица города Хабаровска, молодого и горячо любимого жителями дальневосточной земли. Хабаровску только 155 лет!
Сихотэ – Алинь – горы, море, скалы, лагунные озёра, водопады, порожистые реки и чистые ручьи! Это горная страна, где обитает амурский тигр. Материалы экспедиций  Арсеньего и Дерсу – Узала включены в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Заповедник Сихотэ – Алинь – красивая горная « страна» Дальнего Востока России! В буквальном переводе с китайского – это хребет западных рек. Откройте эту « страну» и вы полюбите её, прошагав несколько шагов по родной земле…