Прозарушный дневник

Арнольд Салмин
Прозарушный дневник:
     «Литературный дневник» на страницах авторов «Проза.ру» хорош для записи актуальных мыслей, и, пожалуй, правильно, что с потерей актуальности эти записи исчезают. Однако с их исчезновением они становятся совсем не доступными для читателя, и даже труднодоступными для самого автора. Есть у этих записей и еще один, на мой взгляд, недостаток – на них не может откликнуться  читатель, оставив свой комментарий. Учитывая всё это, я решил выборочно задублировать свой прозарушный дневник среди своих “произведений”. Надеюсь, что это не нарушает никаких правил портала «Проза.ру».

 Юбилейная запись.    
     Исполнилось десять лет моему пребыванию на "Проза.ру". И хотя успехом я здесь не пользуюсь, всего 2-3 клика за день, а читателей и того меньше, всё равно мне здесь уютно. Остается поблагодарить создателей и руководителей сайта за их труд и пожелать ему процветания (Арнольд Салмин, 31 января 2013).

 “Солнечный удар” в жанре “Кубанские казаки”.
Вчера отдал вечер телевизионному просмотру кинофильма "Солнечный удар". Сразу предупреждаю, что я поклонник Никиты Сергеевича Михалкова, почти все его фильмы мне нравятся. К сожалению, этот фильм не оправдал моих ожиданий. Причиной тому скорее всего сам рассказ Бунина - к этому шедевру, наверное, не стоило прикасаться кинорукой. Но и сугубо в рамках кино фильм не ответил моему главному критерию - во время просмотра забыть, что ты смотришь кино. Я же увидел набор мастерски сделанных эпизодов, не отвлекших меня от ощущения, что я смотрю кино. Только-только забудешься, а тут тебе покажут, как поручик сигает с откоса в Волгу. Это уж точно кино! Из ярких эпизодов, из красивых сцен целого не получилось, потому что за целое выдается идеологический посыл - грубый новый мир превратил в небытие не только отдельную любовь, а весь прекрасный Белый мир. Тут я и подумал: так это тот самый жанр, в котором другой выдающийся кинорежиссер, тоже подлинный киномастер, стряпал своих "Кубанских казаков" (Арнольд Салмин, 5 ноября 2014).

 Впечатления сами находят нас.
Не перестаю удивляться. Вот опять луна заглядывает в окно. День проходит,
весь-весь чем-то занятый. Сплошная рутина, только отсчитываешь: вот опять бреюсь, вот опять зубы чищу. "А чего тебе надо-то?" - спрашиваю себя. Знаю чего. Мечтаю о том, как я продолжу писать свои тексты в "Проза.ру"... И опять ни с места! В дневник что ли чего нибудь записать? Так для этого нужны новые впечатления, а я целыми днями смотрю лишь в себя, а не наружу.
Вот что записать за этот день? Нет ничего. Хотя стоп, был один "фурор".
Но его не опишешь, его надо видеть. Встретился мне кривоногий мужчина, но такой кривоногий, будто я до этого вообще не видел кривоногих. И не урод, нормальный мужик. Только вот ноги буквально, повторяю - буквально, две дуги одной окружности. И ничего - идет, переставляет эти дуги, словно так у всех. И никто внимания не обращает, никто не останавливается посмотреть. Один я рот разинул (Николай Изгорь, 6 ноября 2014).

 Младший друг.
Позвонил друг, позвал к себе. Я отозвался, согласовали время. Потом  то да сё, смотрю, опаздываю. Я поторопился, вышел на улицу, спешу как на работу. Тут мысль мелькнула: если у него появилась тяга к общению, почему бы ему не придти ко мне, а не мне следовать к нему. Отогнал эту мысль: какие могут быть счеты между друзьями. Друг встретил радостно, накрыл стол, предложил выпить. Началось общение. Оно заключалось в том, что он говорил, а я слушал. Едва я открывал рот, чтобы сказать что-либо по теме, как он тут же перебивал меня и продолжал своё. Ладно, думаю, накопилось у него, пусть облегчится. Часа два сидели. В конце разговора он напомнил, что у него через месяц юбилей. "Знаю", – сказал я и хотел напомнить ему анекдот про монахов, где один сказал: "Завтра, брат, по грибы пойдем", а другой ответил: "Эк, брат, как ты далеко заглянул!" Но не успел, друг опять перебил и стал рассказывать, где и как будет справляться юбилей. Оказывается, это будет общественное чествование, ведь он заслуженный профессор, почетный член научного общества, ему Областной архив сам предложил создать именной фонд, - это вам не дневник в Интернет писать. Правда, сам он в Интернет не заглядывает, вообще, компьютера боится, как черт ладана. В общем, хорошо мы посидели, честно говорю, я остался доволен встречей, много интересного я услышал от друга. Только вот возвращаясь домой, я вдруг вновь подумал: друзья-то мы друзья, однако я в этой дружбе не младший ли друг? (Арнольд Салмин, 6 декабря 2014)

 Принадлежность факта.
Во время информационных войн использование двойных стандартов превращают политику в простую говорильню. Факты становятся первыми жертвами борьбы интересов. Их просто не видят или черное называют белым, а белое черным.
Но ведь и в обыденной жизни люди всегда использовали отбор фактов в свою пользу. Это понятно, однако до сих пор я полагал, что манипуляции с фактами человек совершает намеренно. А если и бессознательно? На этот вопрос меня навел свежий «факт». Недавно я был в гостях у друга. Одной из тем, которую мы затронули, была и такая всё более актуальная для нас в силу нашего возраста как: поведение в последние минуты жизни перед смертью человека, находящегося в сознании. Друг притащил из другой комнаты целую пачку бумаги формата А4 сплошь исписанную выдержками из разных источников с примерами
на эту тему. Я слушал как завороженный. Чего там только не было! Примеры были и хрестоматийные и малодостоверные, но все довольно интересные. Например, вот наш академик Павлов, умирая, позвал своих учеников, рассадил их вокруг себя и велел записывать то, что он скажет об ощущениях умирающего человека. Далее последовали другие примеры, а мне показалось, что выписки становятся однообразными, и мне захотелось их оживить. Я заикнулся, что у меня тоже есть пример, но друг отмахнулся и продолжил чтение своих записок. Я ему свой пример все-таки привел, совершив маневр. Пришел домой и позвонил ему, и он волей-неволей меня выслушал. «Слушай, Вовк, - сказал я, - Я теперь могу тебе не по памяти, а прямо по первоисточнику зачитать пример». И я прочитал: «Смерть госпожи де Верселис была смертью мудреца… Она оставалась в постели только последние два дня, не переставая все время спокойно беседовать со всеми окружающими. Наконец, уже умолкнув и находясь в агонии, она издала громкий звук. «Отлично! – сказала она, обернувшись, - Женщина, способная на это, еще не умерла». Это были её последние слова». Выслушав меня, друг спросил: «Это откуда?» – «У Руссо в «Исповеди», - ответил я. «Нет, - резюмировал друг, - Не подойдет. Я Руссо не люблю». Я обомлел. Обдумывая потом, я пришел к выводу, что ведь у факта оказалось еще одно порою бескорыстное свойство сильнее объективности – принадлежность (Николай Изгорь, 7 декабря 2014).

 Годовой отчет.
Годовой отчет можно начать сразу с главного итога: был дурак, стал старый дурак. Исполнилось 80 лет, прошло 161 полугодие и даже 81 год, если считать возраст по-японски со дня зачатия. Наступила последняя жизнь. Летом как-то пристала цыганка: “Милый, давай предскажу будущее”. Пришлось ей ответить: “Ошиблась, милая, – у меня нет будущего”. На этот счет народ учит: умирать готовься, а жито сей. Однако я забежал вперед, а что было в прошедшем году-то? Что? Маразм крепчал. Башка не работает – вот в чем проблема! Мозги работают лишь на бытовом уровне. Всё идет прахом из-за погружения в мелочёвку. Стоящие дела подменяются ерундой. Целое соревнование разных видов работоподобного безделья. Зациклены и эмоции. Происходит бюрократизация чувств. Например, знаешь, что надо любить людей, понукаешь себя любить людей, а самой любви не хватает. Жалко, конечно, их, особенно детей, из которых вырастут взрослые. Но сочувствие ко всем есть. Иной раз
в непогоду рано утром выглянешь в окно, увидишь, как из домов выходят в темноту люди, идут под дождем или в пургу, чтобы где-то трудиться, и сам чувствуешь себя дезертиром, хотя ты давно уже пенсионер, оставивший свой безымянный след в истории, и даже покусившийся на писательство. Только вот за прошедший год не написал ничего стоящего. Не пишется. Да с такими в голове куцыми мыслями ничего и не напишешь. Нечего и сказать людям такого, чего бы они без меня не знали. Правда, существует шанс сказать об известном лучше других. Вон, весь стол, все полки завалены заготовками и выписками, – ищи! А вместо этого тебя всё чаще посещает мысль: а не пора ли чистить за собой эти бумажные авгиевы конюшни, выбросив все свои записи, как макулатуру, на помойку? Прошло мое время, нет моего читателя, у нового поколения другие интересы, они смотрят на мир в формате 3D. За ними не угнаться, потому что мои 3D – это: доживаю, донашиваю, домовничаю. Им мы желаем счастливого Нового года, любви и успехов в новом году, а мне любой новый год сойдет, лишь бы он был (Арнольд Салмин, 8 января 2015).

 Начало русской женщины.
Как-то тут в отвратительную погоду возвращался я домой со своей обязательной прогулки,а вокруг зимняя круговерть, неба не видать, ветрено, впереди позёмка вьется, как бесы, холодно, быстрее бы в тепло. Поднимаюсь по бугру
к дому и вдруг вижу недалеко маленькую девочку дошкольного возраста, а рядом ни души.  Одета по-зимнему, руки в варежках, присела, одной рукой собирает
с сугроба голые сучочки, в другой руке – “букетик” из этих сучочков. Первые мысль: заблудилась! Потерялась! Надо спасать! Поднял голову и только тут разглядел, что наверху прохаживается запрошенный снегом мужчина. Папа! Гуляют! Успокоился. Зато мысли свернули на философский лад. Ведь не может быть, что бы такие прогулки не остались в памяти у девочки, не подействовали
на формирование её характера и мировосприятия. Не из таких ли начал рождается особый феномен русской женщины. Или я преувеличиваю? Почему именно русской, а не северной? Сейчас, например, где-то в тундре гуляет девочка-чукча, собирает себе какой-нибудь ягель, а вырастит из неё чукча-женщина, которая потом оленя на ходу остановит, в горящий чум войдет. Не знаю. Я видел русскую девочку (Николай Изгорь, 9 января 2015).

 К убийству Бориса Немцова.
 Наглость преступления заставляет меня заявить, по примеру лозунга "Я - Шарли", во всеуслышание: "Я - Немцов!" Я просто чувствую, что целились
в меня тоже и даже попали. Борис Ефимович меня много раз разочаровывал
в последнее время, но я всегда симпатизировал этому незаурядному человеку. Тем более что я его знал не только понаслышке, но и воочию. За ручку я с ним не здоровался, но несколько раз был вблизи от него, раз даже перекинувшись парой фраз, когда он, уже будучи москвичем, вдруг появился у нас в Нижнем
на Большой Покровке у Драмтеатра, когда там собирали подписи под протестом против бомбардировок Югославии Америкой. Это был контактный человек. С ним можно было обсуждать и решать любой вопрос на равных. Таких людей нельзя убивать. Сейчас лучшей бы памятью о Борисе Немцове было бы сочувственное объединение власти и оппозиции хотя бы на время, назло тем кто хочет органеизовать Майдан у нас (Арнольд Салмин, февраль 2015).
   PS. Чем больше проходит времени, тем больше Немцов превращается в символ, в объект политических спекуляций, и тем меньше остается от человека, которого я знал. Но для меня он останется еще одним симпатичным Дон Кихотом, который повстречался мне на жизненном пути. А 9 октября 2015 ему бы исполнилось всег-то 56 лет.

 О богостроительстве.
Арнольд Салмин: литературный дневник, весна 2015.
В научном богостроительстве экспериментов не поставишь.
На сегодняшний день здесь в распоряжении лишь метафизические упражнения. Зато по ним можно продвигаться вперед до бесконечности. На этот счет у меня в "Похвале собственной глупости" и в "Каламазоо-плюс" кое-что написано,
но главным “достижением” явился мой следующий шаг в этом направлении.
До сих пор научный бог трактовался как сознание, удержавшееся в Большом Космосе после гибели где-то возникшего локального сознания, успевшего передать в Мегакосмос информацию о себе. Привязывая это событие
к человеческому миру, я даже записал, что бог, таким образом, произошел тоже от обезьяны. Но это глупая шутка, и было бы лучше, если бы я так не шутил. Тем более что бытие землян лишь жалкий эпизод в бесконечном и безграничном во времени и в пространстве настоящем Космосе. Однако если шутку записать
в виде формулы "Бог - венец эволюции", то она в принципе остается верной, хотя и порождающей дальнейшие размышления. Первое о чем я подумал, исходя
из постулата, что у мира не было начала и не будет конца, это то, что Бог, как мировое сознание тоже, возникнув, неминуемо погибнет и так же неминуемо со временем возродится. Успокоится бы, но мысль двинулась дальше, подвергнув сомнению догмат, что бог - един. Если Космос не имеет ни начала ни конца
не только во времени, но и в пространстве, то значит возможно одновременное существование нескольких мировых сознаний в разных частях Космоса. Если опять шутить, то в Мире есть место и для Бога и для Аллаха. Рассуждения невольно заставляют думать о том, что же такое Высшее Сознание. Я пришел
к выводу, что это такая форма сознания, которая лишена понятия "Я", или,
по крайней мере, "Я" не находится в центре сознания. Перенос "Я" в центр сознания это уже не мои шутки, а шутки аналогичного научного мирового Дьявола, если он тоже каким-то образом возникает. Чем черт не шутит!

   Праздники.
Вчера праздник был. У нас в микрорайоне я его что-то не заметил. Да еще
с утра заволокло всё каким-то туманом – в окно смотришь, как в иллюминатор со дна моря. А когда подводная лодка всплыла, всё было буднично: бродит народ, местный рынок работает, магазины и киоски все открыты, только
в школах тишина, но в них тишина каждое воскресенье. Народ не хочет единения что ли? Да и как мне объединится, например, с главой города, если его поблизости нет - он уединился на своей вилле
на Лазурном берегу около Ниццы. Объединюсь-ка я с теми, кто будет отмечать
7 ноября. Только это тоже не праздник. Седьмое ноября - это праздник СССР. СССР нет, значит, и праздника быть не может. Но помянуть можно.
      (Николай Изгорь, 5 ноября 2015).

   Сновидения.
 Иногда сновидения просто ошарашивают. Откуда что берется! Вот смотрю. Вдоль каменной стены, держась за неё руками, пробирается пьяный тореро. Вот он припал лицом к стене отдохнуть. А мимо идет бык. Бык остановился, посмотрел на тореро со спины, примерился и одним рогом пригвоздил его к стене, после чего спокойно ушел. Зато со всех сторон набежали кошки, уселись полукругом  и стали внимательно наблюдать, как тореро медленно сползает по стене в лужу крови. Тут я проснулся, удивился сновидению так, что запомнил его, и, повернувшись на другой бок снова заснул. Оказалось, что то были цветочки,
а ягодками оказался второй сон. Вижу: за столом сидит милиционер и пишет.
Я будто присутствую при этом и знаю, что он пишет. А он пишет следующее:
“По Вашему заявлению Ваш пропавший муж был обнаружен, но он оказал вооруженное сопротивление, и был застрелен. Однако нам попался другой бездомный. Мы его почистим, приоденем, покормим – и отправим Вам. Таким образом считаем, что нами Ваше заявление исполнено”. Проснувшись, я еще хлеще удивился: это ж надо такое придумать! И это придумал мой мозг, который наяву днем дурак дураком и пуст. В этой связи я подумал, что мне, скептику,
всё-таки придется признать существование одного параллельного нашему мира.
Мы контактируем с ним во время обыкновенного сна. Некоторые сновидения просто поражают своей изощренностью, сложностью фабулы, подлинностью переживаний, а ведь мы их видим только в щелку перед пробуждением, чтобы
тут же забыть. То есть по существу мир сновидений нам недоступен, а мозг ими занят постоянно. Чем не параллельный мир? (Арнольд Салмин, 5 декабря 2015).