Обьект 303

Нина Володченко Член Союза Русск
ОБЪЕКТ 303
 

Биография Юрия Борисовича созвучна с биографией многих  офицеров , но и она так же и  расхожа и своеобразна, ведь более 40 лет своей жизни  человек находился в рядах Вооруженных сил. Ему довелось сменить в разных частях света места много  дислокаций флотских подразделений и кораблей. Он служил  на Северном, Балтийском и Черноморском флотах, выполнял воинский долг в Польше, Гвинеи, на Кубе.      

Война 1941 года обрушилась на Юру Морозова, когда ему  было всего 12  лет и жил  он с родителями на  всем нам известной красавице- Волге. С самого детства он носил « тельник», сшитый руками его мамы  из  старого отцовского.
 Две  навигации  плавал  Юра юнгой на пароходе « Серго Орджоникидзе « Шли жестокие  бои на фронте…»Юнкерсы» по одному  и группами обстреливали пароход, который перевозил  военные  грузы- боеприпасы. А обратно – раненых бойцов. Вдоль и поперек исплавал  Юра эту акваторию и что только не случалось в это военное лихолетье…
Терпением и сноровкой побеждал  страх .Учился  четко  выполнять приказ, осваивал «на лету» другие флотские профессии. Дети-подростки во время войны были опорой у старших, как могли помогали старшим. Они защищали свою мам , своих  братьев и сестер, свою родную землю. С ними рядом «шагали» такие понятия, как Честь, Совесть, Геройство  и Любовь.

 Волга- любимейший уголок на земле Юрия Борисовича до сих пор ,хотя, за плечами множество других красивейших мест, но это все не то…  Как каждый мальчишка военного времени, Юра мечтал стать летчиком! В небе над Волгой часто видел он воздушные бои «наших» истребителей с немецкими «черными крестами», как хотелось тогда быть там, в небе…и победить обязательно. В небо рвалось сердце юнги! В 1944 году, прибавив себе год,Юра Морозов поступил в школу летчиков в Куйбышеве, окончил  ее в1947 году, но летную комиссию не прошел…Однако, мой рассказ о капитане 1 ранга в отставке, Юрии Борисовиче Морозове, откроет еще новую грань его службы на флоте. Он- интернационалист, участник « Карибского кризиса» в 1962 году. Это время,наверное, пострашнее, чем ужасы 2ой Мировой. Ракетно- ядерное оружие…новые стратегические возможности…Юрию Борисовичу тогда было 32 года .Приказ о выполнении операции » Анадырь» четко определял полномочия Юрия Борисовича Морозова, как   командира первой группы торпедных катеров с другой «начинкой» торпедирования.
 С Северного флота, где еще с 1961 года дислоцировались «катерники», 14 человек начали выполнять интернациональный долг. На трех транспортах типа «Либерти», которые были закомуфлированы  фанерой,  12 торпедных катеров прибыли в порт Мариель, на Кубу. Капитан 3 ранга Морозов Ю. Б. приступил выполнять приказ под руководством генерала А. А. Дементьего .Эти военные  специалисты  заложили основу  военно- морского флота Кубы.
 Главная задача   была ясна - надо оказать помощь Кубе в создании кубинского  военно-морского  флота. Ведь Куба не  имела своей военной техники, военно- промышленный комплекс отсутствовал, специалистов надо было учить. Требовалось заложить основу военно- морского  флота с ее традициями, который мог бы успешно вести  боевые действия по отражению  возможного  нападения со стороны США. Акватория у берегов Кубы позволяла базироваться крупным  контингентам  войск. Флотом Кубы в т о время командовал  капитан Кальдерон.    

А  морской переход «катерников» в 26-28 суток был сложным. Море штормило на 6-7 баллов. Частая  «качка» утомляла во время ночных  и дневных наблюдений. Даже при открытых иллюминаторах не хватало воздуха легким. Шторм вздымал огромные волны и бросал транспорты то вниз, то вверх. За бортом кипело и пенилось море
 В конце января 1962 года все катера прибыли в Гавану. Началась  усиленная подготовка , многочасовые тренировки по обучению  морской профессии молодых кубинских парней. Для лучшего исполнения приказов   Морозов Ю. Б. выучил еще один язык, испанский. Знание этого языка помогало командиру в общении как с  младшими офицерами, так и с командованием   Кубы.
 По 4 дня в неделю» катерники» выходили в море для патрулирования кубинских  границ.   Требовалась осторожность и бдительность, умение принимать решение  «на себя».

Сложным  было  организовать питание подчиненных, не  было  хлеба, а  кубинские  « коки» готовили пищу очень острую. И только после личного обращения Морозова к Комфлоту Кубы, им  разрешили перейти на  питание « по-русски». Рыба. пойманная в море делилась и с кубинскими «коками. По  своей характеру кубинский народ  очень  доброжелательный.
  Вскоре, три торпедных  катера были переведены в порт Сеньфуэгос. С них- то и начался первый дивизион на Кубе. Передача этих катеров была торжественной и волнительной. Командир  дивизиона  Рональдо  Руссо  снял  с  первого  катера военно- морской  флаг Кубы и вручил Морозову Ю. Б. вместе с портретом- картиной Фиделя Кастро. Ранее, до  отставки, этот подарок находился  в кабинете Юрия Борисовича, а сейчас, храниться  в его домашнем кабинете.
В развернутом  виде  весит  этот флаг, а рядом, на столе, стоит портрет Фиделя Кастро -напоменание  об  оченьнапряженном времени. По всей планете тогда пели песню: «Куба- любовь моя…» В памяти у Юрия Борисовича  храняться  показательные стрельбы в Карибском море. С ними был  Рауль  Кастро…

Выполнение приказа  по «объекту 303» подходило к  завершению. Три  специалиста  из  этой группы остались еще работать на Кубе. Командиру  МорозовуЮ. Б. объявили благодарность за образцовое выполнение  специального  задания, вручили ценный подарок, но  уже  дома, на Северном  флоте.
  Самолет плавно вошел в плотные слои атмосферы…В иллюминаторе лайнера  сплошное море белого, белого…Как не привычно…Глаза закрылись , Карибское море шептало: «Тебя ждет новорожденная дочурка…nos vemos  pzonto  con la  vamilia el dochezun.»   Так американскому правительству стало ясно, что  советско- кубинская  передислокация сорвала  план вторжения на Кубу.  Шаги времени остановить нельзя…
А  дорога к армейским высотам сложна. Благодаря усилиям  талантливых  командиров совершаются многие ратные дела. Жизнь их вознаграждает по достоинству.

 Сегодня  Юрий Борисович Морозов продолжает   воспитание молодого  поколения нашего  города- героя Керчи в духе патриотизма и любви к своей стране. Ему есть что рассказать ребятам школ, вузов, тем, кто выбрал морские дороги. Свои идеи он привык внедрять в жизнь По его инициативе в Керченском заливе  установлен «буй-маяк». Это в память всем морякам не дошедшем до береговой черты во время освобождения Керчи от немецких захватчиков.  На набережной города-героя Керчи  установлен памятник»морякам- десантникам».  Юрий  Борисович  Морозов  и здесь, при всех трудностях его устройства оставался эмоционально-сдержанным, умелым, талантливым командиром.  За выполнение интернационального  долга грудь его украшают четыре награды.»

 В знак признательности за участие в работе по созданию флота Кубы, Юрию Борисовичу Морозову  вручена   медаль в 2010 году. В то далекое для нас время, на Кубе не было орденов и медалей.  Первой была  настольная медаль,   изготовлена из  гильзы.  Капитан  Кальдерон  вручил  ее  Юрию Борисовичу при убытии его  из Кубы, в 1962 году.»       В ноябре 1966 года Юрий Борисович Морозов был вторично командирован на Кубу  сроком на три года. В  качестве  Советника  командующего  флотами  ракетных и катеров. С ним  рядом  были жена  и дочурка.    

  У меня в руках книга »У  края ядерной бездны» с грифом « редкая книга» Она издана в  1998 году и посвящается воинам- интернационалистам, участникам  Карибского  кризиса 1962 года.  На первой странице читаю: «Активному участнику  военно- стратегической  операции «Анадырь»  Морозову Юрию  Борисовичу в память и проявленном мужестве  и стойкости советских воинов в тяжелые дни Карибского  кризиса 1962 года.     Опасность мировой катастрофы  миновала… Спасибо  Вам!   Традиции  подвигов  вечны!

 Память сизым облаком возвращает Юрия Борисовича туда, где течет его любимая река Волга. Как мелы ее некрутые повороты и пологие берега ему сейчас. Берега детства, опаленные войной, дышат сейчас тишиной ...

А по походке мы издалека узнаем флотского человека ... Отсветом неба Карибского моря упали звезды на пагоны ...Они такие же большие, как над Черным морем ...