Человек как фактор Любви. Рецензия на роман Свечка

Олег Крюков
   Больше месяца я сопереживал Евгению Алексеевичу Золоторотову, герою романа «Свечка». Роман объёмный, целых два тома, каждый под тысячу страниц. Да и писался автором 12 лет. За это время ребёнок вырастает и получает начальное образование.
  Скажу сразу, такой литературы я не читал давно, очень давно. Не в смысле качества, а по влиянию на меня, как на читателя. И с большим сожалением воспринял весть о том, что в начале февраля этого года Автор - Валерий Александрович Залотуха покинул наш суетный мир.
  Чувства при чтении «Свечки» мной овладевали разные. От неприятия (это по глупости), до отождествления себя с главным героем. Такова волшебная сила настоящей литературы!
 Герой романа – Евгений Алексеевич Золоторотов. Московский интеллигент, работает ветеринаром, этакий доктор Айболит. Имеет жену и дочь, друга бизнесмена. Его «внутреннее я» полно рефлексий, прекраснодушия, что так свойственно русской интеллигенции. Воспитывался матерью, школьной учительницей. Отец, по её словам, был геологом и сгорел в палатке. Маленький Женя очень хотел живого отца. Любого. Даже, если отец его был бы лягушонком, он готов  держать его на груди, гладить по холодной влажной спинке. И, когда спустя много лет старый прожжённый зек признаётся, что он отец ГГ, тот испугался.
«- Не узнаёшь? – спросил он, заискивающе улыбаясь, с неумелым притворством в глухом хриплом голосе.
- Нет! – торопливо отозвался ты и даже замотал головой по-лошадиному.
И вот – перед тобой не лягушка, а человек, любопытный по-своему человек, представивший доказательства своего отцовства, а ты – нет, нет…».
 И, когда даже родная мать поверила, что её сын маньяк, чудовище и отказалась от него, отец, не принимавший никакого участия в воспитании сына, не сомневался в его невиновности ни секунды.
« - Ты мне это даже не говори! Мой сын… Чтоб мой сын по сто семнадцатой…».
   А вообще роман этот о поиске Бога. Любой человек ищет Бога, даже если не верит в Его существование. Один для того, чтобы жить с Ним и уйти  в вечность, другой, чтобы убивать Его. День за днём. Как настоящий маньяк Космачёв в романе.
« - А я вам так скажу: Без бога не было бы церкви, а без церкви бога. Уж вы поверьте мне, я с самого детства и его и её убиваю. Знаете как? Забегу в храм во время причастия, да и причащусь без очереди! Просто так, чтобы в своей правоте убедиться: убил, убил! А потом выйду на улицу и выплюну».
  И Золоторотов ищет Бога. Какой Бог может быть в его представлении? Несомненно, у интеллигентного человека и бог – мягкий интеллигентный. Но, когда жизнь обрушивается на героя каменной глыбой, готовой раздавить в лепёшку, он, поднимая глаза к серому небу, восклицает: « - Ты – маньяк, и мы Тебе нужны, чтобы мучать нас. Мучать, мучать, мучать всю человеческую жизнь, а в самом её конце наказывать мучительной смертью».
 Герой потерял всё – семью, мать, друга. Но семья оказалась ненастоящей, мать никогда не любила его, завела, чтобы соответствовать имиджу настоящей советской женщины. А настоящие друзья не теряются.
  Сидя в камере предварительного заключения, он пишет ненаучно-теоретический труд «Кошки и собаки, как фактор любви». Домашние животные любят нас настоящей любовью, бескорыстной, самоотверженной. Так и человек должен любить Бога.
 Достаётся в романе и нашей Православной церкви. Не выстоит она без Любви! Без той самой бескорыстной, до самоотвержения. Нет больше той любви, как если кто положит душу за други своя! А тут: «Наша церковь – организация, в одностороннем порядке заключившая договор с Богом, что даёт ей право этот договор не исполнять». А Христа надо заслужить. Иначе так и останемся со своим богом – наполовину ветхозаветным, наполовину языческим.
 Со всем у нас плохо. Вера – слаба, любовь – корыстна. Но остаётся Надежда.
 Думается, об этом роман Валерия Залотухи.