Ласточка

Валентина Телухова
Она была похожа на ласточку. Чем? Трудно сказать! Может быть тем, что носила спортивную форму синего цвета? Или тем, что была стремительной в своих движениях, и когда шла мимо, то всегда казалось, что у неё крылышки за спиной, и они трепещут и посвистывают, разрезая воздух? А может быть тем, что она была сероглазой? Все поэты, не сговариваясь, называют ласточек сероглазыми.
«О вернись! Сероглазая певунья, зорька, ласточка моя!» – пел когда-то знаменитый тенор, а строчки другой песни звучали тоже очень хорошо.
       До чего же ты хороша, сероглазая!
       Как нежна твоя душа, понял сразу я.
       Люблю твой взгляд, улыбку, звонкий смех,
       В мире ты, клянусь, лучше всех!
Она была «леди». Именно так называют дам с изысканным вкусом. Никогда она не делала вычурных причесок, никогда не носила пеструю одежду, а всегда выглядела элегантно.
- Воспитанная девушка! – говорила о ней старейшая учительница школы, - накопит опыта и будет замечательным педагогом!
С ней было очень приятно общаться. Она не заискивала ни перед кем, не роняла никогда своего достоинства, и в свои двадцать с небольшим лет имела твердые убеждения, свой взгляд на жизнь и отстаивала свою точку зрения немного категорично. Говорила твердо.
- Нет! Вы не правы. Ситуация не безнадежная! Выход есть! Все ещё можно исправить!
В первый же год работы, во время массовых осенних соревнований, она так «болела» за своих подопечных, что со стороны было приятно смотреть.
- Ты можешь и должен пройти дистанцию хорошо! – говорила она каждому участнику перед стартом. А если видела, что у школьника не хватает силенок, она бежала рядом с ним последние метры дистанции, подбадривая бегущего своим голосом.
- Давай-давай! Немного осталось. У тебя силы еще есть! Ты дойдешь до финиша! Ты сильный!
И ребенок не сходил с дистанции, и она делила с ним радость его победы.
Педагогический стаж у неё был уже почти четыре месяца, когда она преподала мне урок, который я запомнила навсегда.
Все началось в столовой, куда я отправилась обедать после того, как выдала пять уроков подряд. Я сидела за обеденным столом никакая. Темы были настолько трудными, я настолько напрягалась, чтобы добиться у детей полной ясности в их понимании, что от напряжения на спине выступил соленый пот. Так что я совсем, как в писании, «в поте лица» добывала свой хлеб. Это только со стороны кажется, что учительский труд не требует напряжения сил. Но кто знает этот труд изнутри, тот поймет и мое состояние, и мою усталость. Я была в подавленном состоянии не только от сильной усталости, у меня была грусть в глазах от того, что в классе, где я была классным руководителем, были неприятности. В школе проводились спортивные соревнования по волейболу, в каждом классе формировались команды. Мальчики моего класса отказывались брать в команду Гену, потому что он был немного нерасторопным мальчиком.
- Ты нам всю игру испортишь! – говорили они ему.
А он переживал очень сильно, а мне его было жалко, но я ничем помочь не могла. Я пожаловалась за столом на своих своенравных мальчиков всем присутствовавшим.
- Они говорят, что если возьмут Гену в команду, то проиграют. А по мне, так пусть лучше проиграют, чем так поступят со своим одноклассником. Вот так люди и теряют свои позиции в жизни. Сегодня в команду не возьмут, завтра ещё куда-нибудь. И пошел готовый неудачник в жизнь прямо со школьной скамьи. Они уже приняли решение. Изменить я его не могу, а мальчишка просто впал в депрессию. А я ничем помочь ему не могу!
За рассказом я не заметила, как Наташа подсела к моему столу и прислушалась к разговору.
- Сколько дней осталось до соревнований? Когда выступает ваша команда?
- Пять дней всего осталось, включая сегодняшний.
- Ну, и как Вы хотите изменить положение дел?
- Никак! Я думаю, класс прав. Гена действительно неуклюжий, долговязый, нелепый какой-то. Да и мяча он боится. Приседает, когда мяч летит на него, и голову руками закрывает. Какой тут волейбол? И смех, и горе! Чем тут можно помочь?
- Можно помочь, еще не поздно! Я попытаюсь исправить ситуацию.
- Полно Вам! Станете Вы возиться с мальчиком из чужого класса? Вы считаете, что можно все преодолеть упорством и тренировкой? Но, простите, если природа-матушка обделила человека, то тут уж ничем не поможешь!
- Удивляете Вы меня! Спорт может многое, он может даже помочь человеку подрасти. Существует такой комплекс упражнений, который помогает увеличить рост на 3-4 сантиметра.
- Где-то я это уже слышала! Один мальчик пользовался советами такими. Может, и подрос, только это мало помогло ему в жизни.
- Можно изменить походку человека, сделать её летящей. Вот в вашем классе Соня, такая милая, стройная девушка, а как тяжело ходит, как грузчик с пудовой ношей. А если бы она занималась гимнастикой, у неё походка была бы легкой. Зря Вы не верите в то, что спорт может многое изменить. Я – за спортивную жизнь! Спорт – это здоровье и радость!
Я пробормотала что-то насчет того, что в силу спорта я очень верю, что спорт может многое и так далее, а в душе я соглашалась не с каждым её словом.
Через три дня в школе был день родительских собраний. Я тоже встречалась с родителями своих учеников. Как всегда, на собрание пришли одни мамы. Как всегда, я рассказывала родителям про наши успехи и неудачи, деликатно знакомила родителей с оценками своих учеников, заранее выписав их на отдельные листочки. Разговор был долгим и доброжелательным. Когда все проблемы мы обсудили, я попрощалась со всеми, а мам двоих учеников – закадычных дружков - попросила остаться. Мамы насторожились, переглянулись и молча пересели поближе. Я стала им рассказывать горестную историю о том, как их ненаглядные сыночки прогуляли недавно целых три урока. Вначале эта история воспринималась трагически, а потом одна из мам не выдержала, захихикала, сказала: «Во, Колька, дает!», а другая громко рассмеялась, я тоже стала вместе с ними смеяться над проделкой мальчишек. История была трагикомическая. Два друга решили во что бы то ни стало посмотреть очередную серию «Семнадцати мгновений весны» досрочно, в утренние часы. Для этого они и покинули гостеприимную школу и укрылись в доме одного из них, пока матери были на работе. Они придумали оправдание. Они даже в самом деле порезали палец, чтобы сказать, что ходили на перевязку в поликлинику. А не сработало. Когда девочки, отводя глаза, сказали, что мальчики ушли в поликлинику, я почти бегом помчалась туда, но их там не нашла. Тогда я пошла к ним домой, а они как раз выходили из подъезда и не видели моего приближения. Они договаривались о том, что они скажут мне в школе. У одного из них был перевязан палец. Они потом мне рассказали, как один из них зажмурившись, порезал себе палец. Чтобы было правдоподобно! Когда я предстала перед ними, была немая сцена. Как в «Ревизоре» Гоголя.
- Что? – грозно сказала я. - Про Штирлица смотрели? Ну, и как он, Штирлиц, поживает?
- Хорошо! – растерянно сказали дети.
- Марш на уроки! Палец можно было и не трогать. Можно было обойтись томатной пастой. Что? Не додумались?
Обсудив эту историю, мы решили не устраивать трагедию на ровном месте, а просто снисходительно поговорить с мальчиками. Сказать, что их поступок на уровне второго класса, и что на четырнадцать лет он просто «не тянет». От таких взрослых детей они, мамы, такого не ожидали. На том и порешили.
Наконец, сложный день завершился, и я пошла домой. Когда я спустилась на первый этаж, услышала в спортивном зале знакомый голос. Дверь в него была широко открыта. В зале я увидела своего Гену и молодую учительницу физкультуры.
- Ты не бойся мяча, - говорила она незадачливому спортсмену, - не бойся. Он тебе не причинит боли. Даже если стукнет слегка, ничего страшного не произойдет. Вот брось мяч в меня. Видишь, я от мяча не отворачиваюсь, я к нему устремляюсь, чтобы его отбить. Преодолевай свой страх.
Видно, что тренировка в зале с одним спортсменом шла уже давно. На мальчишке майка была мокрой от пота, но вид у него был радостный.
- У меня уже иногда получается.
Я взглянула на часы. Шел десятый час вечера. Да, только в эти часы зал бывает свободен. Я никак не побеспокоила ни учительницу, ни Гену. Я постояла в неосвещенном коридорчике, ведущим к залу, посмотрела, как молодая учительница кидала мальчику мяч всякий раз по-разному. Где можно было брать столько силы? Она целый день трудилась, но только выражение лица показывало её усталость. Я тихо ушла. Я не верила в результат тренировок.
- Зря она теряет время! – с досадой подумала я, - не жалеет сил своих. Что значит молодость и горячность!
В день соревнований я пришла в спортивный зал «поболеть» за своих. Каково же было мое удивление, когда я увидела в команде моего класса Гену. Он шел впереди всех, и вид у него был торжественный. Я не скажу, что он играл великолепно, но игры он не портил. Хорошо брал мячи и отбивал их. От летящего мяча не прятался, а держал удар.
- Какая молодец! – восхищенно подумала я о молодой учительнице. – Сразила меня наповал. Никогда и ни в ком нельзя разочаровываться, нужно всегда и до конца верить в детские силы! Верить и поддерживать! Будь то хоть физкультура, хоть математика, хоть литература. Не имеет значения. Ты должен, ты можешь! Стремись!
Команда нашего класса победила и получила желанную грамоту. Мои победители сияли, но Гена ослеплял всех. Он и до соревнований умел улыбаться, а здесь он улыбался так, что друг его пошутил:
- Попридержи варежку, а то зубы вывалятся!
- Не вывалятся, они у меня крепкие!
Мальчишеский хохот был слышен даже в школьном коридоре, а дремавшая на швабре уборщица тетя Рима даже вздрогнула от испуга.
На душе у меня было светло и от того, что мои ребятишки достойно выступили в соревнованиях, и от того, что Гена одержал победу над самим собой.
И еще я подумала после этих соревнований, что зря опытная учительница сказала о молодом педагоге, что из неё получится хороший учитель. Не получится, а уже есть! Есть готовый талантливый молодой педагог. Она могла и хотела вести детей к свету, она могла и хотела помочь своим ученикам, и она делала это.
Теперь, когда через много лет я вспоминаю её первые шаги в школе, а потом и последующие, я всегда сравниваю её с ласточкой, потому что «полет» её был ярким и стремительным, и очень жалею о том, что он так рано оборвался.
Звали её Наталья Евгеньевна Марчук.