Романтика старой улицы Фантазии на тему будущего

Игорь Казанцев 3
Димитровградская картинная галерея современного искусства
имени Никаса Сафронова.

Захожу в помещение. Меня охватывает трепет от встречи с прекрасным.
В прекрасно оборудованных  залах находятся картины, (не копии), И.С. Уварова, художников из изостудии «Изограф», В. Ирзина, К. Гориной и многих димитровградских художников, а также  и  многих столичных знаменитостей, тут же установлены скульптуры, среди которых работы П.Л. Нежданова, О. Клюева,  живописный рельеф  О. и А. Юдинских, и многих других.
Во втором зале меня удивила работа Кандинского, подаренная городу Н. Сафроновым,  здесь же расположились и скульптуры З.К. Церетели, картины Никаса, И. Глазунова.
Ко мне подошла, директор нашего краеведческого музея Марина Владимировна Ивлева, (следует заметить, что данная галерея является отделом (филиалом) краеведческого музея).
Как вам нравиться у нас?
Великолепно  – отвечаю я.
А вы знаете, ведь к нам в конце лета, приезжает сам Илья Глазунов с выставкой и проведением мастер-классов. Мы так счастливы.
Я удивлен и поражен приездом такого мастера - отвечаю ей.
Слышен, голос. Марина Владимировна Вас к телефону.
Извините, но мне надо идти говорит она.
Я  сам сейчас уже ухожу  говорю ей я.
Не хочется отсюда уходить. Но….
Оставляю запись в книге посетителей с благодарностью администрации города, Совету Депутатов и лично председателю Совета Н.А. Горшенину и зам Главы города по социальным вопросам В.Г. Карауловой,  за такой великолепный подарок городу.
При картинной галереи работает молодежный экспериментальный театр «Черное и белое» и оптический театр (первый в Поволжье),  проводятся мастер - классы, проходят лекции о современном искусстве (по абонентам), встречи с признанными мастерами искусства города и России,  всевозможные конкурсы проектов и программ инновационного характера, которые включают в себя симбиоз искусств.

Сквер.
Выхожу из галереи, напротив, в сквере (где расположен  киоск «Союзпечать») установлен памятный знак букве «Ё», в окружении лавочек, на которых отдыхает молодежь, близлежащих учебных заведений. Они попивают пиво «Мелекесский разгуляй» и ведут неприхотливые разговоры.
Несколько лавочек пустует. Сажусь на одну из них.
Рядом с моей лавочкой благоухает черемуха. Ее крепкий аромат просто одурманивает. Перевожу взгляд на только пройденные кварталы. Отсюда они выглядят еще интереснее. На зданиях висят штандарты, около входа в каждое помещение стоят кадки с можжевельником,  туей, которые в этот весенний день источают тонкий, едва уловимый аромат.
На фасаде  бывшего магазина «Ласточка» висит большая бутылка выполненная, кузнечным способом, на магазине «Канцлер» висит большой карандаш. 
По всему периметру улицы идет бойкая торговля, как современных товаров, так и сувениров, копии мелекесских соборов,  храмов и предметов под старину.
Вот  молодая мама  купила у коробейника своему карапузу  маленькую карету и сувенирного шарманщика. Малыш идет и сияет от радости.
А молодой парень взял для своей возлюбленной коробку конфет «Мелекесская  лакомка» с видами п. Мелекесс и газированную воду «Посадская с малиной».
Обращаю внимание еще раз на стилизованные под старину вывески магазинов. Интересные и непривычные для нас современников названия магазинов: «Колониальные товары», «Мелекесское подворье», «Шпалеры», «Мастеровой», «Посадский подвальчик» и более известные: Торговые ряды «Пассаж», «Торговая лавка», «Рейнский подвальчик», «Купец Марков» и другие.
Сегодня выходной день.
Дорога для транспорта перекрыта на два дня (суббота и воскресенье), проезд только для спецмашин и машин, обслуживающих культурные мероприятия.
В выходные и праздничные дни актеры местных театров изображают сцены из жизни посада. Около фонтана, что находиться рядом с бывш. магазином «Ласточка», развернут балаган, где только что закончился утренний кукольный спектакль для детей. Показывали сказку «Аленький цветочек» нашего земляка  Аксакова.
На торце дома (одноэтажный дом, рядом с фонтаном) выходящей на улицу, расположен стенд о культурной и общественной жизни п. Мелекесс на начало ХХ века.
Проехал на коне городовой, одетый в костюм того времени.
Рядом со мною, остановилась карета, из нее выскакивают ребятишки. Они с удовольствием  делятся впечатлениями с друг – другом об этой удивительной для них поездке.
Прошел детский автобус, оборудованный под кафе-мороженое «Мелекессец», который в выходные и праздничные дни проводит экскурсии не только по историко-этнографическому  комплексу, но и по городу в целом – что естественно служит делу воспитания любви к своему прошлому и настоящему, любви к своему городу, области и если хотите стране. По будням он работает как рейсовое такси.
Обращаю внимание на магазин № 20 «Современник», где висит динамик. Оттуда не громко  раздается французская речь, затем звуки духового оркестра. Далее еще интереснее:  крики и реклама торговцев:
«Продается  в парфюмерном магазине Гельда  одеколон «Царица лугов и полей» выпуска 1913 года. Спешите приобрести».
- «Коньяк Шустова, Коньяк Шустова в рейнском погребке г-на Маркова». Затем все умолкает. Через несколько минут стали слышны звуки карет по мостовой, колокольный звон и т.п.
Затем идет современная реклама магазинов, расположенных на этой улице.
Спрашиваю у сидящих рядом студентов. Что это за трансляция такая?
Они мне отвечают:
Чтобы улица жила полнокровной жизнью, что бы передать быт той поры, поэтому вместе с современной рекламой идут и звуки, как бы, из того времени – времени начала ХХ века.
Благодарю  их за ответ.
Встаю и иду дальше.
В этом же сквере, чуть далее, расположилась художники со своими картинами. Вот подошла молодая девушка. Садится на стул. Подходит молодой художник и начинает карандашом выводит различные па.  После нескольких минут девушка уйдет с портретом написанным карандашом.
Здесь же расположились две тематические  выставки, одна «Посад Мелекесс в фотографиях», вторая – «Реклама на начало ХХ века», подготовленная милыми и очаровательными сотрудницами Димитровградского краеведческого музея.
Около них собралась толпа людей. Экскурсовод им что-то рассказывает и показывает.
Около магазина № 20 «Современник» раскинулись торговые ряды, продавцы в красных, цветастых платках бойко выкладывают товар на лотки. Выходит директор магазина Н.И. Скоробогатова, которая помогает им. Подхожу к ней.
- Здравствуйте Нина Ивановна, как у Вас дела? – говорю я.
- Хорошо. Как открылся музей на этой улице, так сразу же и торговля пошла лучше. Вот скоро будем менять рекламу на фасаде. Надо оформить витрины еще лучше, чем сейчас. Да и подсветка здания нужна, более оригинальная.
- Нина Ивановна, да у Вас и так самое лучшее, и самое красивое оформление на этой улице – говорю я ей.
- Нет, мы решили сделать  еще лучше. Раз городская администрация идет нам  навстречу, то и мы готовы помогать. Вы знаете, какая программа подготовлена ими, спрашивает меня Нина Ивановна.
Нет, – говорю я.
В этой программе:
Освобождение от налога на рекламу, уменьшение арендной платы,  упрощенная схема - разрешения торговли на улице, добавляет нам город и определенный процент за патриотическую работу с населением, уменьшил  процент от тарифа социального найма, освободили нас и  от уборки улицы, теперь за уборку платит администрация.
Да, говорю я, теперь  понятно,  почему Вы так стали помогать городу, чтобы сделать его еще интереснее, красивее. У вас появился интерес. Ну не буду Вам мешать. Удачи.
                Около здания СГУ расположен стенд – раскладушка о зарождении фотографии в нашем городе и его родоначальниках И.Г. Букине и А.Н. Гордяеве.
Я приведу некоторые цитаты из стенда, посвященного А.Н. Гордяеву, так как он наименее известен нашим горожанам.
Гордяев Александр Николаевич (1883 – 1941 г.г.)
В 1909 году был назначен в Мелекесскую низшую ремесленную школу.
Талантливый педагог.
Увлечение: фотография.
Он фотографировал Мелекесс и его живописные окрестности, делал панорамные снимки, снимки отдельных объектов. К сожалению, большая часть его фотоархива утрачена.
Рядом со стендом-раскладушкой стоит фотограф в клетчатых бриджах, в коричневой курточке и гольфах, на голове кепка. Он приглашает желающих с фотографироваться на память. Ассистент фотографа стоит рядом с небольшой будкой, в которой в одном отделении примерочная, в другом находятся  одежда платья, и костюмы на начало ХХ века. К ним подъехали молодожены. После  переодевания и фотографирования они уезжают.
Напротив, вижу толпу ребятни, живо обсуждающих механического манекена, стоящего у магазина «Минимаркет» (угол ул. Гагарина и 111 Интернационала).
Прохожу дальше.
На торце здания «Минимаркет» висит огромная карта посада Мелекесс, с указанием административного, торгового и культурного центра. На ней размещены самые красивые здания посада, старые названия улиц.
Под картой  идет небольшая информация.
В посаде Мелекесс насчитывалась 21 улица. Численность посада составляло – около 15 тыс. 252  человек (данные на 1915 год).
                Дом технического творчества поразил и порадовал своим размахом, музеем образования, который разместился на втором этаже.
Прекрасно оформлены стенды о развитии народного образования.
Я хочу остановиться на нескольких  стендах, которые будут интересны  всем димитровградцам.

Музей: “Образование в посаде”.

Среди экспонатов  музея:  цветные иллюстрации из жизни гимназии и гимназистов, здесь же представлены фотографии начало ХХ века, среди которых здания женской гимназии и мужской гимназии, последний выпуск гимназистов (1917 г.), ручки, карандаши, чернильницы, тетради, учебники на начало века.
Стенд 4. (в сокращении)
Одним из важнейших и неотложных дел в п. Мелекесс было дело школьного строительства.
В 1917 году в посаде имелись:
- женская гимназия, (открыта в 1909 году. Директор - О.Г. Сироткина).
- мужская гимназии, (открыта 16 августа 1913 г. Директор- Н.Н. Калинин).
- городское высшее начальное училище,
- низшая ремесленная школа,
- 9 приходских и церковно-приходских училищ и школ.
В 1912 году Министерство народного просвещения утвердило постановление о введении всеобщего начального обучения, а в 1915 г. открылась мужская учительская семинария.
За  всеми этими впечатляющими достижениями стоит большая работа думы, управы, головы: бесчисленные за свой счет поездки в Ставрополь, Самару, Петербург с ходатайством об открытии очередного учебного заведения, хлопотами о выдаче пособия на их содержание и т.п. Оказанием помощи нуждающимся занималось специально созданное “ Общество вспомоществования учащимся и учившим  в учебных заведениях посада Мелекесс”. Членом этого общества был голова К.Г. Марков.
Из учебных заведений той поры вышло много известных людей, внесших весомый вклад в науку, просвещение, здравоохранение.
В 1897 году окончил двухклассное пятигодичное имени Александра Второго начальное училище сын крупчатника мельницы А. Таратина. Яичников И. С. (1883-1986 г.г.). Затем - учительская семинария г. Вольска, Казанский и Московский университеты. В 1937 г. ему была присуждена ученая степень доктора химических наук - за научные открытия в области белковых соединений.
В 1897 г. в  Мелекессе открылась низшая ремесленная школа, которую строили на средства города и казны. В 1901 г. был первый ее выпуск слесарей по металлу и столяров. Многие выпускники стали специалистами высокого класса, такие как:
Сиваков И. К. - главный механик мельниц фирмы Марковых,
Федоров А. И. - главный механик мельницы А. Таратина,
Наумов К. М. - лучший токарь льнопрядильной ткацкой мануфактуры,
Братья Плисовы Семен Андреевич и Василий Андреевич - преподаватели этой же школы.
В 1915 г. ее закончил Барсуков И. А. (1898-1957г. г.) в последствии генерал-майор инженерных войск и артиллерии, в 1939-1952г.г. - заместитель наркома вооружения, затем замминистра обороны СССР.
В 1909 году в п. Мелекесс  открылась женская гимназия. Для нее построили красивое, в строгом неоклассическом стиле двухэтажное здание по проекту симбирского архитектора Ф. Ливчака. Обучение сначала было семилетним, а в 1911 г. ввели дополнительный 8-й класс, по окончании которого барышни могли быть домашними учительницами или преподавать в начальных школах.
Выпускниками гимназии были:
Наумова Е. М.. - дочь прачки, красавица, из первых женщин Мелекесса вступившая в партию большевиков и жизнь, отдавшая за идеалы революции.
 (Ее именем названа одна из улиц города).
Заслуженные учителя РСФСР: 
Нестерова А. Г.- кавалер орденов Красного Знамени, Ленина,
Цибисова А. М.- кавалер ордена "Знак почета ",
Заслуженные врачи РСФСР:
Обрезкова Л. В.
Кузнецова Л. Н.

Стенд 5.
С 1913  года начала действовать мужская гимназия. Основную часть средств на ее строительство и содержание затратили голова Марков К.Г. и его брат Марков Ф.Г.
Из первых выпускников нам известны фамилии:
Цель В.Ф. – (1898 года рождения), - поволжский немец из с. Кошки - доктор медицинских наук, профессор кафедры госпитальной хирургии Архангельского медицинского института. Он снимал квартиру в семье одноклассника Хмельницкого А. И. (1898-1918 г.г.) - поэта, революционера, погибшего при защите власти Советов.
Кухарский А. Ф.- окончил гимназию с золотой медалью, крупный специалист и пропагандист библиотечного дела в 20-30 г.г., преподаватель общественных наук учебных заведений Ленинграда.
Кухарский П. Ф. - ученый, занимался наукой, преподаватель Ленинградского Государственного Университета.
 Мишулин А.Н.  (1901 – 1948 г.г.) - сын мелекесского булочника, ставший доктором исторических наук, профессором МГУ. Он основатель и редактор журнала “Вестник древней истории”, составитель первого советского школьного учебника по древней истории, специалист по античной Испании, Риму. Его монография  “ Спартак ”переведена на многие языки мира, (кстати сказать, Спартак Мишулин - Заслуженный артист РСФСР, долгое время жил в семье Мишулина А. Н. - так как приходится  ему двоюродным племянником).
В 1913 г. поступили в гимназию и закончили (в 1919 г.) - как школу второй ступени;
Ананьев М. Г. - врач-хирург, ученый, Заслуженный врач РСФСР, директор Всесоюзного НИИ по созданию современной медицинской аппаратуры и инструментов (1954 - 1965г.г.), первый заместитель министра здравоохранения СССР, один из создателей многих хирургических инструментов, в том числе и уникальных, таких, как аппарат для сшивания тканей.
Мочалов А.К. - полковник медицинской службы, преподаватель военно-медицинского училища,
Комисаров М. И. - главный врач курортной поликлиники г. Железноводска,
Яхтенфельд П. А. - доктор сельскохозяйственных наук, профессор Волгоградского с/х института,
Колущинский Е. П. - председатель Красноярского крайисполкома.

Но, что меня больше всего поразило, так это уголок гимназиста.
В  углу в холле, на невысоком подиуме, расположена  парта (передовой по тем временам системы Ф.Ф. Эрисмана), перекидная  доска, этажерка для книг, стул “венский”, географические и исторические карты, старинные учебники, письменные принадлежности, икона, керосиновая лампа, настенные часы, чернильница, на столешнице  книга и учебник того периода, рядом с партой, на стене,  находится карта “Российской империи”.
Справка  “Домашний уголок Мелекесского гимназиста  начало ХХ века.
Да, управление образования  города может поразить, подумал я выходя из здания.
                В магазине  “Центральный”  расположен мини-музей

Конный парад.
(выставка электронных копий картин посвященных лошади).

       Иллюстрации картин.
- Н.Е. Сверчков. Кобылица Волна (кличка Лихая), 1851г.
- Г. Н. Степанов, Ахалтекинский жеребец Мелеке, 1955г.
- Портрет Сметанки.
- И. Е. Сверчков. А.Г. Орлов-Чесменский в санках на Барсе. 1871 год.
- С.С. Ворошилов, тройка лошадей, 1911 год.
- Е.И. Цыпулина-Турчина. Голова серой арабской лошади. Фарфор.
- Е.А. Лансере. Скульптурная композиция “Киргиз с беркутом”
- А.Н. Глухарев, Жеребец Флагман.

2.Текст.
Портрет кобылицы Волна написан Н.Е. Сверчковым в 1851 году. Эта лошадь орловской рысистой породы родилась в Хреновском конном заводе в 1842 году. Была куплена коннозаводчиком К.К. Толем. Дала девять жеребят.

3. Текст.
Г.Н. Степанов. Ахалтекинский жеребец Мелеке, чемпион ВСХВ 1954 года. Ахалтекинцы – наиболее древняя порода верховых лошадей. Создавалась эта порода неустанным трудом небольшого туркменского племени теке. Текинцы не держали больших табунов, воспитывали каждого коня отдельно. Ахалтекинские лошади имеют своеобразное телосложение – они сухи, узкотелы, но величественны и считаются одними из самых красивых в мире. Особую красоту им придает благородная форма головы и шея, исключительно высокая и тонкая. Чтобы увеличить гибкость передних ног и шеи, лошадей кормили зерном, рассыпанным кошме: животные вынуждены были подгибать передние ноги и тянуть шею.

4. Текст.
Портрет Сметанки выполнен крепостным художником графа А.Г. Орлова - Чесменского во второй половине ХVIII века. Это хотя и несовершенное, но единственное изображение замечательного арабского жеребца, вошедшего в историю рысистого конезаводства.

5. Текст.
Н.Е. Сверчков, А.Г. Орлов - Чесменский в санках на Барсе. Картина написана в 1871 году. Барс 1 – внук Сметанки – родился в 1784 году, родоначальник орловской рысистой породы.

6. Текст.
С.С. Ворошилов Тройка лошадей Московского общества поощрения рысистого коннозаводства, получившая в 1911 году на Всемирной выставке в Лондоне золотую медаль.

7. Текст.
Голова серой арабской лошади, написанная на фарфоре художницей Екатериной Ивановной Цыпулиной - Турчиной (1885-1962). Художница с детства любила лошадей, хорошо ездила верхом, была членом московского общества любителей верховой езды, принимала участие в конных охотах.

8. Текст.
А.Н. Глухарев. Жеребец Флагман рождения 1983 г.
Победитель 1986 г. Большого Всесоюзного  приза для чистокровных верховых лошадей.

9.Цифры и факты.
Зоологи считают что предок лошади эогиппиус, живший 50 миллионов лет назад, был ростом с лисицу, у него была маленькая голова, короткая шея, горбатая спина, задние лапы трехпалые, а передние - четырехпалые.
Обитал он в сырых лесах Северной Америки и питался листьями.

Дмитрий Донской первым завел на Руси конные полки на манер татарских и стал разводить легких и быстрых породистых лошадей.

Больше тридцати лет работал граф Орлов над созданием лошади, Орловской породы.

Римляне чтобы защитить копыта лошадей, надевали на них так называемые гиппосандалии; металлические подошвы, которые привязывались к копытам ременными застежками.

Первые подковы с отверстиями для гвоздей нашли в кельтских погребениях в I тыс. до н.э.

В ХVI веке появились подковы, не просто защищающие копыта, а способные вылечить или исправить болезни и недостатки.

Форма подковы со временем изменилась мало, но делают ее теперь не только из железа. Скаковые лошади имеют очень легкие  алюминиевые подковы.
 
В 1981 году на международном аукционе гнедой жеребец Песняр чистокровной арабской породы, был продан за 1миллионов долларов.

Сейчас на земном шаре насчитывается около 300 различных пород лошадей, в России – свыше 30.

Ознакомившись с интереснейшей экспозицией, я вышел на улицу.
На уровне второго этажа бывшего комбината бытовых услуг я увидел стенд здравоохранение в посаде.
Из него я узнал, что в 1914 году в Мелекесской земской больнице вели амбулаторный прием, лечили в стационаре на 37 коек – 2 земских врача, 9 фельдшеров, 16 лиц обслуживающего персонала.
Для борьбы с эпидемиями холеры, чумы, тифа создана эпидемслужба, которой отведены, были помещения.
В журналах 46-го очередного Ставропольского уездного земского собрания Самарской губернии за 1910 год значатся фамилии врачей, которые были достойны поощрения, в этом списке есть и наши врачи.
Врачи:
Сатрапинский Александр  Николаевич  - саратовский дворянин, получивший образование в Германии, Венгрии, работал в Мелекессе  1886-1905 годы, затем в Самаре, где имел репутацию безупречного врача.
Чебуркин Николай Викторович - (1884 -1920г.г.) - выходец из смоленской купеческой семьи. Закончив  Московский университет уехал работать в Белебей, а затем в Мелекесс. Здесь он заведовал больницей и был одновременно врачом-хирургом.
В 1910  г. получил вознаграждение за труды в борьбе с холерой. Многим спас жизни Н.В.Чебуркин, проработав более десяти лет в п. Мелекесс. За это время, благодаря его энергии,  удалось развить хирургическую деятельность, на должный уровень поставить работу хирургического отделения.  Погиб, заразившись тифом во время эпидемии 1920 г.
Чоколовский Ефимий Николаевич - (1885 -1958г.г.) - врач-хирург. Жил и работал в Мелекессе в 1913-1930 г.г., одним из первых получил звание “Заслуженный врач РСФСР» (в 1940г.). Он прошел большой и тяжелый жизненный путь. Разнообразны были интересы этого человека. Чоколовский вел большую общественную работу, был скульптором-любителем. Многие его работы стали экспонатами в музеях Казани, Мелекесса. Труд врача Чоколовского высоко оценен. Он был награжден орденами Ленина, “ Знак почета”, медалями “ За трудовое отличие”, “За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 г.г., многими почетными грамотами.
Кроме земских врачей в Мелекессе работали вольнопрактикующие врачи:
Яблонский Ф. В. - (добровольно ушел на фронт первой мировой войны),
Равенский В. И,
Сироткин В. Г.  и другие.
Трудный путь прошло народное здравоохранение в нашем крае. Но благодаря энтузиастам, бескорыстно преданным своему делу земским врачам, в тяжелых условиях удалось все же кое-что сделать для народа, для его здоровья
Но я не буду дальше рассказывать об этом. Лучше подойдите к стенду и поинтересуйтесь сами.
                В Марков саду установлена «больших  размеров афиша» приглашающая гостей и димитровградцев на Аксаковские чтения.
Проводят данное мероприятие Управление по делам культуры и искусства г. Димитровграда,  Литературный музей и одна из городских газет.
Теперь я понял, что конкретно обсуждали в саду Литературного музея, молодые литераторы. Жаль, что не смогу попасть на это мероприятие, т.к. оно состоится только через неделю.
А, сегодня в Марков саду большой праздник.
Захожу в сад.
В самом саде - парке (ближе к улице Гагарина) установлены витрины - стаканы, в которых выставлены 4 манекена в национальных костюмах, образуя тем самым мини-площадь Дружбы народов (площадка, где раньше находилась летнее кафе). Под каждым манекеном находиться историческая справка о конкретном этносе.
Иду дальше. Везде народ.
Народу столько, что не протолкнуться. Оказывается, сегодня проходит Сабантуй и фестиваль татарской   национальной культуры.

Сабантуй.

Странно, но всегда самое неблагодарное дело – пытаться донести до читателя атмосферу праздника. Как ни пиши, но все равно получается сухо, сухо и сухо.
И действительно, какие найти слова, чтоб передать прозрачную, ветреную синь неба, шум говорливой, возбужденной публики? Нетерпеливое ожидание. Звуки оркестра. Запахи национальных блюд…
Впрочем, попробуем?
Горожан и гостей города поздравляли:  Глава города А.А. Молочков, представитель республики Татарстан,  зам. Главы города В.Г. Караулова,  Председатель Совета депутатов Н.А. Горшенин, руководители различных диаспор,  делегация из Татарстана и Башкортостана.
После, так сказать, официальной части, началась сама праздничная программа.
На открытой эстраде началось выступление татарского   национального детского коллектива. Ребята одеты в праздничные национальные костюмы: камзолы, калфаки, ичиги. Очень интересные нагрудные украшения «кукрачи».
Лично мне очень нравиться сдержанность и простота в одежде и украшениях татар. Коллективы, сменяются солистами, солисты, танцевальными коллективами. И закружилось.
Особенно довольна молодежь. Эмоции, гормоны, адреналин – все через край.
Недалеко, от фонтана, на площадке около центральной аллеи проходят соревнования батыров, бег в мешках и много, много различных спортивных соревнований, конкурсов и т.п. Но мне плохо видно их, так как народу столько, что думаешь, как этот Марков сад всех уместил.
Иду дальше.
Повсюду идет торговля национальными блюдами, напитками.
Чего здесь только нет: кабартма (лепешки), коймак (блины), сдоба из пресного темта была широко представлена в виде бавырсака, кош теле, чэк-чэк, здесь же продавался  айран (смесь катыка с водой), ширбэт (напиток из фруктов и растворенного в воде меда)  и чай, разных сортов и др.
Дети с особым удовольствием пьют  катык, эремчек.
Здесь не далеко, установлена печка, на которой готовиться самое национальное блюдо татар – бэлеш.
Чуть-чуть далее, продавалась вяленая колбаса из конины (казылык).
Я решил попробовать самые национальные продукты.
Очень понравился бэлеш (кушанье с разнообразной начинкой, чаще из мяса, нарезанного кусочками и смешанного с пшеном, рисом или картофелем). На самом деле вкуснотища необыкновенная.
Шутки, смех. Все слилось в едином порыве.
Сабантуй, одним словом.
Постепенно пробираюсь к выходу.
Как и на ул. Гагарина, так и на Самарской, в близлежащих магазинах размещаются магазины или уголки в магазинах, с национальным уклоном и с написанием названия магазина на русском и языке данного эпоса.

Магазин татарской культуры и быта.

Мне лично очень понравилось оформление магазина «Булгар»
В одной из витрин нарисован в натуральную величину человек в татарской национальной одежде
В другой витрине представлены изделия татарской национальной культуры.
В третьей витрине я увидел экспонаты промысла данного этноса,
В других витринах представлены сцены из жизни татарского народа.
Здесь расположилось летнее кафе с национальной татарской кухней, обслуживает официанты, одетые в национальные костюмы. Много молодежи, не только татарской национальности.
Тут – же рядом с баром, расположился музыкант, который играет  народные мелодии. Несколько пар танцует.
                Напротив, (быв. кинотеатр «МИР») расположена оригинальная стела, в виде храма А. Невского (автор В. Ирзин и П. Нежданов). Установлена в память разрушенного в 50-е года ХХ века храма -  одной из жемчужин Мелекесса.
Вокруг масса разнообразных цветов, стилизованные под старину скамеечки, фонарные столбы, урны для мусора.

Хорошо смотрится и памятник Маркову. Вокруг него цветы.
Наискосок, расположен сквер (сквер администрации города), с очень красивым фонтаном. Сам сквер, полностью засажен яблонями, которые в это время стоят, как бы запорошены, снегом.
Недаром, композитор Мартынов посвятил яблоням в цвету свою песню:
«Яблони в цвету. Какое чудо.
    Яблони в цвету, я не забуду».
Да, красота необыкновенная.
Здесь же  на скамейках много народу. Подхожу. Оказывается,  собрались неформалы города и обсуждают какие-то проблемы. Не буду им мешать.
Иду дальше.
                Вместо мини-рынка  (угол ул. 111 Интернационала и Гагарина)  открыта Манежная площадь, с интересным и необычным оформлением. Много иллюминации. Говорят, здесь тусуются рокеры.
На магазине «Эльдорадо» (уровень второго этажа) установлен стенд, с подсветкой:
«В 1990 году посад Мелекесс – город Димитровград занесен в список примечательных исторических мест Российской Федерации».
Большие витрины магазина оформлены в виде диорамы, на заднике, которого, с фотографической точностью, расположены вида П. Мелекесс. Спереди сцены из жизни города.   
                Из-за зелени чуть видно памятник А.Н. Островскому, установленный  у здания Димитровградского  драматического  театра.

Сквер – дендрарий.

При подходе к площади Советов (там, где, в настоящее время, пустырь) вижу великолепный сквер, с водными каскадами, с лавочками, с фонарями стилизованными под старину. Много молодежи.
Но, что меня больше всего поразило в сквере, так это то, что не было ни одной  одинаковой  породы дерева или кустарника. Настоящий дендрарий в центре города. Здесь и сирень, и липа, каштан, акация белая, клен дланевидный, лиственница, береза, туя, можжевельник, яблоня, сосна, ель, рябина, японская айва, ирга, жасмин и т.п.
Но, молодежь пошла еще дальше. Украсив территорию насаждениями привлекательной формы с яркими цветами, они не забыли  и о душистых растениях. Благоухающие зеленые насаждения радуют буквально всех и приносят истинное наслаждение. Душистые ковровые растения пупавка и тимьян, посаженные между плитами дорожек, практически не затаптываются и приятно пахнут всякий раз, когда их задевают. Живая изгородь,  - из можжевельника, туи, калины лавролистной, барбариса и т.п. Здесь расположены и альпийские горки.
Лаванда колосковая и сантолина кипарисовидная , окаймляющая дорожки, при легком прикосновении к  ней насыщают воздух ароматом.
Здесь же висят и иллюминации, подготовленные силами Горэнергосетей, руководимой директором А. И. Бочкаревым, который много, очень много сделал  для оригинального  светового  оформления в городе.
Сам сквер рассажен силами молодежи города, под руководством ее лидера, депутата горсовета С. Зуева. Давно, не было, такого, энергичного, толкового и   активного лидера у нашей димитровградской молодежи. Молодцы ребята.
Полюбовавшись этой диковиной, перевожу взгляд на асфальтовое покрытие площади. В ней, круглый металлический знак: «Исторический центр посада Мелекесс».
Подходит девчушка и, обращаясь ко мне, говорит:
Дяденька, а я ведь в центре вселенной.
 Нет, говорю я ей. Ты в историческом центре старого города – посада Мелекесс.
Посмотрев на меня, как на ненормального, она побежала в сторону Cпасо - Преображенского храма, золотые маковки, которого, были видны из-за густой листвы сквера - дендрария.
                Оборачиваюсь и передо мною здание Управления архитектуры и градостроительства. Под официальной вывеской, висит вторая, которая гласит:
Мини - музей
архитектуры и градостроительства п. Мелекесс – г. Димитровграда.

Поднимаюсь по широкой, добротной лестнице,  на второй этаж. Здесь меня встречает Тамара Николаевна Чекмазова главный инженер МУП архитектура. Вместе с ней мы начинаем рассматривать стенд с разделами экспозиций мини-музея.
Предлагаю его Вам:
Посад Мелекесс;
Архитекторы посада;
Список зданий и сооружений, представляющих историко-художественную ценность.
Архитектура 20 – 60 годов.
Тематическая выставка наиболее значимых современных зданий г. Димитровграда.
Архитекторы города Димитровграда.
Выставка проектов.
Начинаем осмотр экспозиций.  Моим гидом выступила Тамара Николаевна. Особо привлекает взор карта посада за 1910 год с нанесением старых названий улиц и указанием исторических зданий.
Понравилась мне и подборка фотографий таких как:
Общий вид посада Мелекесс Самарской губернии,1912 год; Пожарное депо с каланчой; Льно - прядильной ткацкой мануфактуры; Механических мельниц:
семьи Марковых;
А. Таратина;
И. Владимирцева,
Ф. Бечина;
Трехсосенского пивоваренного завода.
Вызвал у меня интерес стенд со строительными  материалами и инструментами: кирпичи  (производства начало ХХ века); мастерок; изразцы  каминные;  гвозди 4-х угольные; скобы и многое другое.
Около очередного стенда стоят две девочки из средней школы №10 и старательно переписывают в тетрадку информацию. Я приведу небольшой отрывок из данного стенда.
«Русское градостроительство изобилует примерами возведения городов на живописных излучинах рек, на  прудах. Посад Мелекесс – яркая иллюстрация этому.
Для архитектуры многих городов России, и Мелекесса в том, числе, характерны величавость, праздничность, большой оптимизм. Это в частности, проявляется в общем, колорите застройки.
Общий светлый колорит застройки подчеркивается цветными вкраплениями зданий из красного кирпича (собор Александра Невского, народный Дом с театром), различными деталями, золотом куполов, живописными объемами отдельных зданий и архитектурных комплексов. Характерно для русского градостроительства контрастное сочетание незначительной по высоте городской застройки с вкомпонованными крупномасштабными архитектурными массами соборов, колоколен. Их крупные яркие объемы как бы плыли по волнам городской застройки и служили ясными композиционными доминантами. Русские зодчие всегда отдавали предпочтение ансамблевой застройке».
Да такое ощущение, что это точно написано про наш старый, добрый посад Мелекесс.
Но всех больше мне лично понравилась экспозиция:
Архитекторы посада.

Архитектор, художник, скульптор, академик
В.О. Шервуд.
(1833 - 1895)
В 1883 году в Москве на северной стороне Красной площади воздвигнуто  здание Исторического музея, заменившего собой старинное здание Земского приказа.
Из газет того времени: «Исторический музей подобен грандиозному дому – городу, дому – храму. Своим замыслом и воплощением он обязан отцам музея – архитектору академику Шервуду, археологу графу Уварову и историку Забелину. Архитектура здания – высокий образец русского стиля, его фасады включают фрагменты декора многих русских памятников, перекликаясь с Храмом Василия Блаженного».
Не менее интересен был проект храма во имя Святого Благоверного Александра Невского в посаде  Мелекесс. Архитектура собора необычна. Зрителя поражали взметнувшиеся ввысь краснокирпичные стены, украшенные изящным и причудливым декором и выступами,  затейливой обработкой стен и окон. На своде храма, в его основании, сложено пять прямоугольных переходящих в многоярусные и шестигранные шатры барабанов. На них покоятся купола под белой оцинкованной жестью. Колокольня состоит из шести ярусов прямоугольных многогранников, с основаниями одно меньше другого по вертикали вверх. Заканчивается великолепное сооружение шатровым куполом с пятиметровым крестом. Колокольню украшают выложенные декоративные элементы, полукруглые и фигурные арки, округлые окна, ажурная кладка из кирпича.
Общее впечатление: легкость и устремленность вверх.
Здание построено в так называемом «ложнорусском стиле», получившем распространение в последнее десятилетие ХIХ века.

В 1889 году в Самаре был открыт памятник Александру II – архитектор и скульптор В.О. Шервуд. Могущественная бронзовая фигура в генеральском сюртуке и фуражке, в накинутой на плечи шинели, левой рукой опирающую на саблю. Пьедестал из красного финского гранита, по углам были укреплены бронзовые венки с царскими вензелями, соединенные между собой гирляндами. На лицевой стороне под императорской короной был укреплен щит с надписью:
«Александру II, Царю – освободителю 1889». На противоположной стороне – щит с гербом Самары. На боковых сторонах пьедестала были изваяны щиты с перечислением важнейших реформ и событий царствования Александра II. Ниже щитов на пьедестале застыли четыре сидящих фигуры. Среди них выделялся русский крестьянин, осеняющий себя крестным знамением. Левой рукой он держал хартию с надписью: «19 декабря 1861г.». Хороша была и фигура восточной женщины с тонким станом, одной рукой сбрасывающей чадру, а другой подносящей корону к ногам царя. Она олицетворяла этим жестом покорное присоединение народов Средней Азии к Российской империи. О покорении Кавказа свидетельствовала фигура черкеса, переламывающего свою шашку о колено. Фигура молодой женщины, разрывающей цепи и попирающей знамя с полумесяцем, - символизировала освобождение братской Болгарии от османского ига..
В нишах водяные струи, сбегавшиеся водопадиками в резервуары – чаши и по трубам стекающие с косогора в Волгу. Рядом с постаментом столбы, на которых крепились четыре изящных канделябра из чугуна с пятью фонарями в каждом  (снесен в 1918 году).
Здания, построенные В.О. Шервудом в п. Мелекесс.
Храм во имя Святого Благоверного Александра Невского.


Архитектор
Федор Осипович Ливчак
(1939-1919)
Выпускник Петербургского института гражданских инженеров. В 1905 году  приехал в Симбирск и сразу же был утвержден городским архитектором. Одной из первых построек в Симбирске стал доходный дом на Большой саратовской улице. Трехэтажное здание представляет собой тип утверждающего в столицах доходного дома с  торговыми помещениями на первом  этаже. В последующие годы выполняет проект ряда общественных зданий, в числе которых Дом симбирского общественного собрания на Венце. Асимметричное здание в неоклассическом стиле с эффектной квадратной башней над берегом Волги сразу после постройки было признано городской думой украшением Симбирска.
Ливчак вскоре стал большим мастером, сочиняя поразительные поэмы, оставаясь при этом инженером-практиком.
В 1908 году городская дума поручает ему составление проектно-сметной документации к сооружению железнодорожного полотна через Волгу. В состав проекта входили главная набережная, съезды к реке, подъездные пути к станциям по обоим берегам и пароходные пристани. В дальнейшем проект не был осуществлен.
Заслуживает внимание его проект женской  гимназии в посаде Мелекесс. Здание в неоклассическом стиле, с гладкостью  плоскостей, с массивностью деталей, с отсутствием вычурных тяг, пилястр и прочих подчеркивающих основную идею: -  легкие фасадные украшения, состоящие из лепных вставок (к сожалению, они утрачены, совсем недавно) с балконами, с широкими парадными лестницами,  из кованого забора в обрамлении колон по своему содержанию дополняют общий мотив – как «школы», построенной по всем правилам школьной гигиены и как тип, будущих городских школ.
Последняя работа Ливчака в г. Симбирске – это своего рода творческое завещание городу. Бывший дом купца Бокоунина. Это настоящий русский терем –сказочный островок среди городской застройки. Он напоминает нам о короткой, но яркой эпохе купеческого Симбирска.
В 1918 году архитектор уезжает в Омск, где умирает от сыпного тифа 20 декабря 1919 года. 
Здания, построенные Ф.О. Ливчаком в п. Мелекесс.
Здание женской гимназии (1913);
Здание мужской гимназии.(1913).

Попрощавшись с Тамарой Николаевной Чекмазовой.  Вышел из музея и направился в сторону остановки, перед магазином «Современник» - №20.
О. Чудо!
На торце здания (выходящей на улицу Гагарина) городской администрации с 5 по 2 этаж, расположена, огромных размеров, супер – графическая композиция  с панорамой  храма во имя Святого благоверного Александра Невского.
Вы знаете, еще такой красоты я не видел. Ощущение, что я стою перед  восстановленным храмом. На бортиках лестницы ведущей в «»Россельхозбанк» установлены копии газо- калильного  фонаря (шипучка). Я стоял, как завороженный, не мог сдвинуться с места.
Такого, я еще нигде и никогда не видел. Наверное, в вечернее время, он будет выглядеть еще интереснее, так как здесь установлены около 10 подсветок.
Но…. Но надо прощаться. Мое время, в 20___ году, уже на исходе. Я прощаюсь с тобой, мой современный и любимый Димитровград. Через несколько лет, в свое время, я увижу, все то, что описывал вам. Я очень надеюсь на это.


(в фантазиях в будущее, мне помогали материалы из авторского эксклюзивного проекта: историко-этнографический комплекс (под открытом небом) «Романтика старой улицы» – автором, которого является Ваш покорный слуга).