Нечто о гибели Лжедмитрия I

Константин Берёзин
Этот текст продолжают читать, хотя я его писал довольно давно. Так вот. Предупреждаю - текст не очень-то учитывает историческую методологию. Сейчас я его написал бы иначе.

* * *

     В конце августа 1939 г., за несколько дней до Глейвицкой провокации, Гитлер сказал: «Я дам пропагандистский повод для развязывания войны, а будет ли он правдоподобен, значения не имеет. Победителя потом не спросят, говорил ли он правду или нет». <прим. 1>

     Нечто подобное произошло во время убийства Лжедмитрия I. В наше время, наверное, было бы странно оправдывать Самозванца; я его и не оправдываю. Но стоит рассмотреть, при каких обстоятельствах произошло его убийство? Вот что об этом говорит Н. И. Костомаров:

     «На рассвете Шуйский приказал отворить тюрьмы, выпустить преступников и раздать им топоры и мечи. Как только начало всходить солнце, ударили в набат на Ильинке, а потом во всех других московских церквах стали также звонить, не зная, в чем дело. Главные руководители заговора: Шуйские, Голицын, Татищев, выехали на Красную площадь верхом с толпой около двухсот человек. Народ, услышавши набат, сбегался со всех сторон, а Шуйский кричал ему: «Литва собирается убить царя и перебить бояр, идите бить Литву!» Народ с яростными криками бросился бить поляков, многие с мыслью, что в самом деле защищают царя; другие — из ненависти к полякам за своевольство; иные просто из страсти к грабежу. Василий Шуйский, освободившись такой хитростью от народной толпы, въехал в Кремль: в одной руке у него был меч, в другой — крест. За ним следовали заговорщики, вооруженные топорами, бердышами, копьями, мечами и рогатинами.

     Набатный звон разбудил царя. Он бежал в свой дворец и встретил там Димитрия Шуйского, который сказал ему, что в городе пожар. Димитрий отравился к жене, чтоб успокоить её, а потом ехать на пожар, как вдруг неистовые крики раздались у самого дворца».

«Русская история в жизнеописаниях её главнейших деятелей». Глава XXIV, «Названый Димитрий».


     Об этом рассказывает и Википедия.

     Конечно, это неправильно — проецировать современные понятия на какое-то событие далёкого прошлого. Но если всё же применить современные понятия, то это была настоящая провокация. Народ возбудили не против «царя Димитрия», а, наоборот, в его защиту; народ начал волноваться, и Самозванца под шумок убили. После этого оказалось, что победителей не судят. Народу пришлось смириться с тем, что «Димитрий убит», «он был плохой» и «теперь будет править Шуйский». (Тем более что против Самозванца всё-таки были аргументы.)

     Если бы подобное событие произошло в наше время, то, наверное, нашлось бы немало людей, осуждающих такое убийство.

     Тело Лжедмитрия было похоронено в «убогом доме», где хоронили упившихся и безродных. Несколько позже его останки были эксгумированы и сожжены. Этим пеплом зарядили пушку и выстрелили в сторону Запада. Об этом часто в последние годы (и, может быть, в последние десятилетия) вспоминают. В этих рассказах очевиден подтекст: «Самозванец — лжец и изменник, и пришёл он именно с Запада, а народ сплотился, сверг его и потом даже символически из пушки выстрелил в западную сторону. Это показывает, насколько народ был сплочён в противодействии враждебному Западу».

     Но что предшествовало этой эксгумации останков? Прошёл слух, что на месте погребения Самозванца происходят какие-то сверхъестественные явления. По одной версии, в народе стали поговаривать, что «убитый царь — святой», и Бог свидетельствует об этом посредством чудес <прим. 2>; по другой версии, в народе стали говорить, что «здесь какая-то чертовщина, какое-то колдовство». Вероятно, были и те, кто высказывал ту точку зрения, и те, кто — другую. Вот после этого-то останки Лжедмитрия и извлекли из земли. Это нужно было для того, чтобы ликвидировать могилу. Таким образом, оказывается, что и в этом вопросе не всё так просто, и в этот момент тоже не было единодушного согласия в народе.


ПРИМЕЧАНИЯ

1. Цит. по: Богданов В. П. «От Геродота до Интернета: очерки занимательного источниковедения». М.: Весь мир, 2014. С. 123.

2. Бердышев С. Н. «Смутное время». М.: Мир книги, 2007. С. 41.







.