Нить жизни, или Как все на тоненького!

Сергей Полянский
               

   Много раз слышал, читал, смотрел по телевизору, что в состоянии клинической смерти, люди проходят через своеобразный туннель, видят себя как бы сверху. Может быть, не спорю, видимо так и есть у многих, но я, ни чего не видел…
   Не задался день на работе с самого утра, невесть откуда взявшееся раздражение привело к тому, что ближе к обеду стало давить сердце. Несколько телефонных звонков на повышенных тонах усугубили ситуацию, боль не отпускала, и, не доработав до конца, я поехал домой отлежаться. Дома были какие-то там капли, толку от них не было ни какого, и Наталья предложила вызвать скорую, боль не отпускала уже более 6ти часов.
  Айболиты, в виде реанимационной бригады,  приехали достаточно быстро и подключили меня к кардиографу, попутно расспрашивали что и, как и где беспокоит. Расспрашивал  мужчина, видимо он был старший в команде, а кардиограмму снимала женщина в возрасте. В итоге что-то им не понравилось на этой бумаге, они задали еще несколько вопросов, и молоденькая медсестра поставила мне укол. Женщина держала руку на моем пульсе и еще раз запустила запись кардиограммы.
--Сейчас, после укола Вам лучше, боль отпускает?  женщина внимательно смотрела мне в глаза. -  -Только честно говорите, знаем мы Вас храбрецов, не тот случай!
  Я и сказал ей честно, что как давило, так и давит!
  Они переглянулись с мужчиной, их взгляд не сулил мне ни чего хорошего, на душе сразу стало гадко и тревожно, животный страх неотвратимо начал входить в мое сознание.
  --Все нормально, сейчас поставим другой укол, он должен Вам помочь - женщина посмотрела на медсестру, и та стала набирать второй шприц.
  В глазах постепенно темнело, но сознание работало и через пяток минут мне стало легче, я с огромным удовольствием сообщил об этом врачам, но…боль тут же появилась опять.
  Я посмотрел на Наталью, она смотрела на меня, в ее глазах был страх.
  Мужчина быстро уступил место возле меня женщине, видимо у нее опыт был больше и, спросив меня, переношу ли я препараты на основе опия, женщина сказала: «Мы сейчас поставим другой препарат, и Вам  обязательно станет лучше, но мы это делаем только потому, что только тогда мы сможем Вас гарантированно довести  до больницы.
   До меня не сразу дошел истинный смысл сказанного, медсестра успела поставить свой укол, и только тогда я все понял.  Но стало действительно сразу легче, тиски, которые давили сердце, разжались, стало хватать кислорода.
 --Ну, вот и хорошо - сказал мужчина, послушав мне пульс - теперь точно должны довезти, и сказал уже Наталье, что на меня нужно одеть пальто.
  Буквально несколько секунд понадобилось Наташе принести пальто, а врач за руку поднимал меня с дивана. Я успел сесть на пятую точку, Наталья стояла рядом держала куртку, но  лицо ее стало стремительно темнеть в моих глаза, и все исчезло, как будто выключили основной рубильник. Произошла  остановка сердца…
  Со слов Натальи, врач немедленно стал делать закрытый массаж сердца, делал это он достаточно энергично, некоторое время потом болели ребра грудины. Но на тот момент сердце не хотело запускаться, и врач крикнул водителю, чтоб из машины немедленно принесли электрокардиостимулятор. Прошло уже около 2х минут и водитель, путаясь в проводах, забежал в комнату с этим электрошокером. Прошло еще несколько секунд, мужчина врач уже взял в руки электроды, но женщина его становила, появился пульс!
   Открываю глаза, что-то там  начинаю соображать, и вижу лицо Наташи, в ее глазах ужас,   
  Но меня нужно немедленно в больничку, только там все есть для моей жизнедеятельности. Пришли соседи и, не поднимая меня в вертикальное положение, замотали в одеяло и понесли из дома.
  --Головой вперед только, не перепутайте - скомандовала женщина!
  Медсестра села со мной рядом и постоянно держала руку у меня на пульсе. Но видимо морфий, свежий воздух в машине сыграли свою положительную роль, мне стремительно становилось лучше. Девочка продолжала держать меня за руку, рука у нее была теплая и нежная.
 Ну и что с того, что 10 минут назад я был на том свете около 2х минут, мужик он и в Африке мужик, машина еще не домчалась до приемного покоя, я начал ей рассказывать… очень даже скабрезный анекдот!!!
  Я не думаю, что она внимательно слушала то, что я ей там заливал, она смотрела на меня при исполнении своих служебных обязанностей естественно, но на ее лице  было смешанная гамма чувств. Основным чувством было удивление, удивление  тем, что этот мужик, вообще- то уже достаточно почтенного возраста, очень даже  удачно отскочивший от старухи с косой буквально десяток минут назад, рассказывал анекдот о сексуальных тонкостях взаимоотношений взрослых дядек с юными девами!
  В приемном покое все прошло без сучка и задоринки, три дня пробыл в палате интенсивной терапии, а на четвертый ко мне в гости зашел мужчина, врач скорой, который меня вытащил с того света. Спросил как дела, сказал пару дежурных фраз, пожелал скорейшего  выздоровления и откланялся, при этом, правда, как-то виновато улыбался.
  Нельзя меня было поднимать сразу после укола морфия, нужно было подождать минут 15, не менее, но они спешили, понадеялись на авось, и как следствие ортостатический коллапс.. По российскому разгильдяйству чуть не угробили, но потом аналогично, по  российски, героически спасли!

                Нить жизни, №2…

    Весенняя рыбалка на хариуса, ловим из подо льда, устье реки Делинды. Вертолет, высадил нас втроем с зятем Володей и Сережкиным Сергеем, и улетел по заказанному маршруту на Север. В нашем распоряжении было около 4х часов, по истечении которых вертолет должен был нас забрать и привезти обратно в Туруханск. Удобная ситуация с рыбалкой такого рода, в течение дня можно было слетать в оба конца, а рыбы всегда было много, можно было даже заготовить рыбы в прок, и уж по крайней мере соседей угостить точно.
  На нерест шел хариус, шел здорово и уже через час мы все поймали по мешку. Когда спал первый ажиотаж, решили перекурить, перевести дыхание, выпить по рюмочке.
  Хариус интересная рыба, есть у нее одна странность, ребра от позвоночника отстают очень быстро, не помогает даже быстрая заморозка. И картина после этого не очень красивая, да и куда его ловить больше, ни каких холодильников не хватит!
  И вот после перерыва тактика ловли изменилась кардинально, особенно это легко было сделать при ловле из моей лунки. Толщина  льда здесь была меньше,  чем у мои приятелей, а сама лунка была больше,  и имела слегка вытянутую форму вдоль течения реки.  В связи с этим, подплывающего к наживке  хариуса было очень хорошо видно, и наживку я стал буквально выборочно давать только самым крупным экземплярам самцов, весом от 1 кг, а в конце рыбалки и вовсе только икряным самкам!
  Вытащив из лунки очередную  самку, я выдавливал из нее икру,  а саму рыбу опять отпускал в лунку! Подходящей тары для икры не было, кто бы знал, что все так будет, и я приспособил большой пластиковый пакет для этих целей. Пакет наполнился достаточно быстро, другой подходящей тары не было и взять было не где, решили прекратить это дело, перекусить, тем более, что примерно через час за нами должен был прилететь  вертолет. Быстренько почистили по одному большому хариусу и я вызвался их прополоскать в моей большой лунке. Мужики пошли соображать костер на чай, а я впервые обратил внимание на то, что размер лунки значительно увеличился с момента нашего приезда. Ну вот и хорошо, мыть рыбу будет сподручнее, я посмотрел на мужиков, которые уже переваливали через большой наметенный еще зимой бугор снега на берегу.
  Прополоскав двух хариусов, я взял третьего и опять наклонился над лункой… которая  начала стремительно увеличиваться в размерах, послышался треск льда и я очутился в воде по самые подмышки. Руки инстинктивно раздвинулись, оперлись на лед и я попытался рывком выдернуть себя на лед, но быстро намокающий  летный комбинезон не позволил, и  меня течением потащило под  лед. Сумев, кое - как,  встать опять на дно, я понял, что дергаться не нужно, и что только мужики смогут мне помочь. Из-за бугра снега была видна только труба избушки, дым из которой сулил тепло и сухость! А вот с приятелями мы не могли видеть друг друга из-за снега, тем более, что у меня торчала практически одна голова из воды.
   Я заревел во всю глотку, что еще оставалось делать!?  Вода пузырилась у меня под носом, почищенный хариус,  покрутившись перед моим носом на воде, медленно ушел под лед! Я оглянулся еще раз в сторону избушки, мужиков не было!!! Они меня просто не слышали из-за бугра, но других  вариантов не было, и мой отчаянный рев опять разнесся по излучине Делинды.
  Силы кончались, намокший комбинезон  вкупе с течением тянул под лед, ужас начинал прибирать все мое существо…
  Послышался крик сзади, я оглянулся осторожно, и увидел своих приятелей, которые бежали ко мне, что-то там кричали. Через минуту, они уже осторожно подползали ко мне по льду и протянули свои шарфы, за которые я с таким удовольствием вцепился мертвой хваткой обоими руками.
  Выдернули они меня вдвоем из полыньи, и, оставляя на льду струйки воды с моей одежды, я побежал в избушку,  Сивопляс бежал сзади и, шутя подпинывал  меня в заднее место, что-то там назидательно приговаривая.
  Испугался по настоящему я только в вертолете, да ночью просыпался в холодном поту, захлебываясь во сне в той полынье от нехватки воздуха, видимо из-за насморка после купания в ледяной воде.
  Уже летом я приехал на это место на лодке и увидел большущий камень, валун, на котором я стоял зимой и который, чуть не став причиной моей гибели, чудесным образом  меня спас. Достаточно было метра в любую сторону, и меня бы наверняка даже не нашли.
  А промоина получилась от того, что течение, упираясь в этот валун и огибая его, било в лед снизу, тем самым истончая его  в этом месте.

                Нить жизни №3… 

  Охотничаем на утку с приятелем Самуйловым, страстным любителем этого дела. Уж очень он азартен был на любой охоте, ну а уж на утку, это вообще особая статья, любо дорого было наблюдать за этим процессом!! В эти моменты, мне,  служившему в ПВО в свое время, он всегда представлялся как высотомер на боевом дежурстве;  он буквально сканировал все воздушное пространство вокруг себя, широко расставленные ноги, добавляли устойчивости его наклоненной фигуре. И  действительно как высотомер, его тело в пояснице поворачивалось вокруг своей оси, тогда как головой он менял высоту обзора! И вот тогда, редкая утка, залетев в зону поражения его ружья, могла уйти безнаказанной!  Казалось, что в эти моменты он изменялся даже внутренне, становился жестким, все сантименты отбрасывались прочь, и вся  его натура, вся сущность в тот момент концентрировалась на процессе.  И отвлекать его в этот момент посторонними разговорами было совсем не желательно.
  Обладая  внушительной коллекции различного оружия, предпочтение отдавал всегда достаточно  простенькому, проверенному ружью, которое ни разу его не подводило, да он и повода ему не давал, ухаживал за ним как за маленьким дитем.
  Но, наряду с обычным МА-58, приятель всегда брал с собой  что-то новенькое, из своей постоянно пополняющейся коллекции. Вот и на этот раз, по приезду на место, он достал из чехлов совершенно новую штуковину, диковинную даже и сейчас МЦ 125-25. Эта комбинированное ружье, имеющее аж три ствола разных калибров, одно из которых было нарезным под патрон 5,6.
  Ну что Вам сказать про ощущения, когда держишь в своих руках такую штуку!? Ну,  может чуть послабее, чем  полет за штурвалом Ан-2, когда довелось лететь самому от Игарки до Горошихи. Хорошая штука, просто мечта всех промысловиков! Усиленный патрон позволял значительно увеличивать полет пули, которая прошивала до 150 метров все, что шевелилось, летало, бегало и прыгало!
  Отстояли утреннюю зорьку, что-то там добыли, уж и не помню, перекусили малосольной рыбой и начали собираться домой. Когда уже все загрузили в лодку, я вспомнил, что неплохо было бы  почистить контакты в замечательном моторе Вихрь-30. Дело нужное, а напарник, посмотрев на мое занятие, решил почистить свое оружие.
  Болотные сапоги позволили зайти в воду и, сняв колпак, я начал ковыряться в моторе. А приятель тем временем, находясь на береге слева и выше меня по горизонту на пару метров, разложил весь свой арсенал на одеяле.
  Денек разыгрывался прекрасный, солнышко тепло и ласково светило нам в лица, лепота!!!
 Прочищая контакты и регулируя их зазоры, я время от времени наклонялся к мотору, и выпрямлялся, когда начинала уставать спина. В это время мы успевали перебрасываться с ним  несколькими словами.
  Я обратил внимание, что он, вопреки всем прописным истинам  техники безопасности, держа оружие в руках, постоянно направлял его на меня. Пусть даже оно было и разобранным, но нельзя этого делать никогда, мало ли что!? Я пару раз ему сказал об этом, но мне было заявлено, что он сам с усами, что все в порядке, и тем более, все разряжено.
  «Ты давай заканчивай скорее лучше, а то я уже собираю свою красавицу!» - приятель уже  начал вставлять в оружие, вытащенный и почищенный затвор от своего МЦ.  Я наклонился еще раз к мотору, про себя отметив, что оружие было опять направлено фактически на меня, спорить было сложно…
   Послышался характерный звук закрывающегося затвора, сейчас будет контрольный спуск, успел подумать я, …но вместо этого раздался  контрольный… выстрел!!! Фонтанчик воды от входа пули, взметнулся справа от меня, обдав брызгами. Я разогнулся и встал на линию огня, которую проложил Самуйлов своим преступным разгильдяйством!
  Вот здорово, что я именно сейчас наклонился, ни раньше и не позже.
  Рас****яй ты Самуйлов!!!!!!! Отсутствие затвора в казенной части, не значит, что в патроннике отсутствует забытый ранее патрон!

                Нить жизни № 4. Лестница на небеса… 
  Старые сталинские дома всегда оборудовались пожарными лестницами, по которым, по замыслу проектировщиков, должны были спускаться люди при пожаре, если нет возможности покинуть здание из подъезда. Соответственно, на последнем этаже нашей пятиэтажки, была коротенькая лестница,  по которой можно было сначала попасть  на чердак,  ну а потом уже через отверстие в крыше. собственно на саму крышу, и спуститься по длинной пожарной лестницы на землю.
  Лет 7 или 8 мне было и мы с мальчишками частенько залазили на чердак ради интереса, хотя интересного там было мало, приходилось сильно нагибаться из-за многочисленных балок и стропил, было там всегда темно и пыльно. Но каждый из нас мог там спрятать что-то свое в шлаке, которым был засыпан весь пол в качестве утеплителя.
  По существующим правилам, ход на чердак должен быть всегда закрыт на замок, и ключ всегда находился у старшего подъезда. Но мы регулярно бывали на чердаке, то ли замков не хватало, а может взрослые, по халатности забывали его весить. Особенных шалостей мы себе там не позволяли, костры не жгли, упаси Господи, а потому нас и не гоняли по большому счету.
  Но вот в наш подъезд вселились новые жильцы, фамилия их была Липских, муж с женой и два мальчика, младший из них был моего возраста, и был он моим тезкой. Он разительно отличался своей активностью в плане проказ, нашкодничать хлебом не корми, ему обязательно нужно было где-то набедокурить. Сейчас бы его назвали гиперактивным  ребенком, на месте не сидел, его просто переполняли идеи, был на выдумки скор.
  Мы как-то инстинктивно сторонились его, да и родители остерегали от близкого контакта с ним. Но его это мало волновало, его фонтана идей хватало и на проказы в одиночку. Рискую предположить, что сложись у него все на тот момент по-другому, то он наверняка со временем первым бы начал курить и выпивать, первым и еще по малолетки сходил за высокий забор. А при определенном воспитании, его неуемную энергию, можно было направить  в нужное русло и тогда не факт, что американцы первыми бы высадились на Луну!
  Зима, играем  во дворе с друзьями, подходит Сергей и, отозвав меня в сторону, как эксклюзив, предлагает только мне по подъезду залазить на чердак, а уже от туда спускаться по пожарной лестнице на землю по стене дома с крыши.
  Ну что сказать, идея просто грандиозная с точки зрения пацана, просто дух захватило! Но вспомнив наставление матери, не особенно слушать Сергея, я что-то там возразил, сказал, что опасно и страшно! Но Сергей сказал, что все это ерунда, что совсем даже и не страшно, и что он уже один раз только что это сделал, и ему второй раз ни чего не стоит, но просто скучно одному!
  Аргумент был весомый, убедил с первого раза, и мы действительно без особых проблем проделали это мероприятие. Я спускался по лестнице сразу за Сергеем, поскольку было страшно не столько стоять на ветру на крыше пятиэтажки, сколько ступить на первые ступеньки этой высокой лестницы.  И стараясь не смотреть вниз, я  как можно аккуратнее наступал ногами на металлические  поперечины.
  Натерпевшись страха по полной программе, мы благополучно спустились на заснеженный асфальт. Нам бы остановиться, дело то сделано, и меня просто распирало немедленно похвастаться перед остальными мальчишками содеянным,  но на улице уже ни кого не было. Но Сергей уверенно потянул меня опять на крышу, ему видимо было мало полученного адреналина.
  Я не хотел второго витка этого очень рискованного мероприятия, но приятель, сказал, что это будет последний раз, и что я, должен буду уже первым ступить на лестницу, спускаясь, что я, трус разве!?
   …преодолевая страх, ветер и обледеневшие на тот момент поручни, я стал осторожно спускаться, земля казалась далекой и желанной, кружилось голова.  Я был на уровне 4го этажа, когда посмотрел наверх и увидел,  как Сергей,  разворачиваясь  спиной,  ступил ногой на первую ступеньку.  И не успел я еще спуститься до 3го этажа, как что-то сильно стукнуло меня по голове, посмотрев на верх, я не увидел Сергея, а посмотрев в низ, вижу, как он падал. Встречный поток воздуха развевал полы его пальто, все случилось очень быстро, и он как бы прилип к заледеневшему асфальту…
  Все закончилось в одно мгновение, намерзла рукавичка, соскользнула!
  Было видно, как к нему стали подбегать люди, поглядывали наверх, что-то кричали мне. Какой-то мужчина в итоге принял меня на вытянутые руки, бережно поставил на ноги.
  P.S. Около года Сергей провалялся по больницам, сумел выздороветь, начал учиться, но еще через год на велосипеде попал под поезд; что-то даже смогли и собрать, хоронили в закрытом гробу. Видать что-то у него было на роду написано….