Сборник лагерных песен. Част вторая

Владимир Галин
                СБОРНИК ЛАГЕРНЫХ ПЕСЕН

                ЧАСТЬ  ВТОРАЯ
   

             Разумеется, изначально каждая песня имеет своего автора стихов, которые в большинстве своём , очевидно, написаны на «воле» а потом имена их авторов затерялись на пересылках «этапом из Твери во Владимирский централ.»
            Лагерные песни передаются из поколения в поколение , как правило в устном пересказе , становятся плодом коллективного творчества , и поэтому утрачивают имя изначального автора.  И только одно имя , имя - Поэта Сергея Есенина сохранилось в памяти  пересказчиков на века.

         Уж больно близка поэзия Сергея Есенина разгульной и заблудшей душе  осуждённого.Его стихи стали достоянием лагерей, очевидно, уже после его ранней смерти , т. е. с конца 20 -х, начала 30-х годов.

           Любителей поэзии  много, но грамотеев мало, по этому тексты имеют искажения, или вернее своё дополнение, но имя Есенина  блюдётся с почтением и уважением.




                « СЕРГЕЙ ЕСЕНИН»

            Зачем так нежно обещала
           Ты заменить ему венец,
            Зачем ты не была сначала,
           Какою стала наконец?

                Я горд! Прости  , люби другого.
                Мечтай любовь найти в другом,
                Чего б то не было земною,
                А я не сделаюсь рабом.

             К своим горам, под небо юга,
             Я удолюся, может быть.
             Не слишком знаем мы друг друга,
            Чтобы друг друга позабыть.

                Я в тюрьме, а ты в солнечном юге,
                Но любовь между нами живёт.

              И даю тебе честное слово,
             Мой единственный жизненный друг,
             Что и в этом году
             Постораюсь тебя не забыть.



                С.  Есенин.

            « ПИСЬМО К МАТЕРИ»

               Здравствуй , мама, милая старушка,
               Шлю тебе письмо в любимый край.
              Знаю я , что ты грустишь в избушке,
               Не грусти , родная, не скучай.

                Не надо, мама, тосковать напрасно,
                Что прошло, того уж не вернуть.
                Не такой уж в жизни я несчастный,
                Хоть и выпал мне нелёгкий путь.

                Получил твоё письмо, родная,
                Вот сижу, пишу тебе ответ.
                И в ответ тебе я посылаю
               Свой горячий , пламенный привет.

                Пишешь ты мне, старенькою стала
                И грустишь частенько обо мне.
                И не слышишь песни, как бывало,
                Где-то  там в родимой стороне.
            
                Знаю, мама, часто вечерами,
                В час ночной , когда ложатся спать,
                Ты садишься с горькими слезами ,
                Чтобы сыну весточку послать.

                Знаю, мама, ходишь на дорогу
                И глядишь часами в даль с тоской.
                Ждёшь  меня, как ждут, наверно, много,
                Не идёт ли сын несчастный твой.

                Всё прошло и в даль умчались годы,
                Умчалися пыльной стороной.
                Только ты одна ведь и осталась
                Памятью для сердца дорогой.

                Пусть не вьётся в небе чёрный ворон,
                Не наводит он на сердце грусть.
                Может быть не скоро я вернуся,
                Всё равно, родная, я вернусь.

                Я вернусь и крепко поцелую,
                У порога крепко обниму,
                И твою головушку седую
                К сердцу,мама, ласково прижму.

                Знаю, мама, не был долго дома.
                Вот уже проходит много лет.
                Хоть здесь сияет солнце тоже,
                Но чужой какой-то в небе свет.

                Всё прошло и даль умчались годы.
                Улетели тёмные навек.
                Мамочка, ведь ты одна на свете
                Самый близкий сердцу человек.

   
                Х    Х     Х


                МАТЬ.

                Здравствуй, милая, родная мама,
                Обнимаю и крепко целую.
                Может быть опоздал целовать.
                Не застану тебя я живую.

                Может, мама, ты ищешь меня?
                По задворкам заброшенных улиц.
                И не знаешь по которой статье
                Дали мне целый червонец.

                Правда, климат суровый у нас.
                И весна нас не очень ласкает.
                Только плохо старушка одна
                по сыну дома скучает.


                Может , мама, ты спишь уже давно,
                И давно на земном погосте,
                И в сырой молчаливой земле
                Отдыхают усталые кости.

                Может , мама, мы встретимся вновь
                Грязь, обиду и стон я  упоячу,
                И прижавшись к материнской груди,
                И от счастья я ,мама, заплачу.

                Х
                Х                Х


                МАТЬ

                Здравствуй,мать, навернуй,  ты не узнала
                Своего любимого сынка?
                Юношей меня ты провожала,
                А теперь встречаешь старика.

                Здравствуй , мать, навернуй , ты не ждала
                Ты меня живого увидать.
                И старушка с горькими слезами
                Обняла и стала целовать .

                Мне сказали, что землёй зарытой,
                А с землёй я крепко подружил,
                В лагере на севере далёком
                Много мук и горя пережил.

                Так пойми же, мамка, крепче водки,
                Водкой своё горюшко залью,
                И забуду тот суровый лагерь
                И от счастья песенку спою.

                Счастье в жизни выпадает ,
                Счастье выпадает раз.
                Счастье и опять за ним несчастье,
                Говорила мне старушка мать.

                Где же ты мой сын скрывался ,
                И в каких краях ты побывал,
                Почему домой не возвратился
                Жив ты был, я писем не писал

                ОТВЕТ  МАТЕРИ.

                Прошёл вот год и сын пишет мамаше:
                Ох , мам, мамочка, нем жди меня домой.
                Суд лагерный судил меня по новой,
                И значит нам не встретиться с тобой.

                Мне дали срок очень огроменный,
                Как служили солдаты при  Петре.
                Пусть снова рябина корни пустит ,
                А невеста имеет жениха.

                Скажи цыганке, пусть больше не годает,
                Я знаю сам судьбу без ваших карт.
                И что, родная, меня город не увидит,
                Я остаюсь в далёких лагерях.

                В конце письма давай ,мама, простимся.
                Привет отцу, привет моим друзьям.
                И поцелуй ту с русою косою,
                Не в силах я проделать это сам.


                Х
                Х                Х



                ОГНИ  ПРИТОНА.


        Огни притона заманчиво мигают.
        Мотив фокстрота так жалобно поёт.
        Там за столом мужчины совесть пропивают,
        Девицы пивом заливают свою честь.

                Там за столом сидит один огромный,
                Одет в костюме, в кожаном пальто.
                Он молодой, но жизнь его разбита.
                Попал в беду, заброшенный судьбой.

                Они был дитя, и мать его вскормила,
                Сама не ела, для сына берегла.
                С рукой протянутой над фабрикой стояла,
                Дрожа от холода, в лохмотьях , без пальто.

                Вот вырос сын. С ворами он познался.
                Стал пить, курить, ночами дома не бывал.
                И что вы думали про этого мальчишку,
                Забыл старушку, свою родную мать.

                Вот скрип дверей и двери отварились,
                Зашёл в костюме, в кожаном пальто,
                Встал на порог, сказал: «Мамаша, здравствуй!»
                И больше вымолвить не мог он ничего.

                А бедна мать на локти приподнялась,
                Глаза опухшие на сына подняла.
                Ты сын пришёл проведать свою маму,
                Не мучь меня, останимся  вдвоём.

                Ох, мама, мама, остаться я не в силах.
                Мотив гитары так жалобно поёт.
                Я вор, бандит, чужой забрызган кровью,
                Я атаман среди разбойничай семьи.

                А утром рано из-за тёмного подвала
                Мать старушку на кладбище везут.
                А её сына со стайкою бандитов
                За преступление к расстрелу повели.

          « С малых лет счастья нет»