Солнечный круг, танки вокруг

Сергей Никулинъ
      Взрослый! Я обращаюсь к тебе: вглядись повнимательней в будущее поколение своё, ибо грядущее твоё в нём!
      Кому, как не им — детям твоим — сменить тебя. И всё, что ты им дашь или отнимешь у них сегодня, с тем или без того придут они в жизнь. Так не отнимай же того, что есть у них доброго, и не передавай им от себя того, что есть в тебе злого. Сохрани в них душу сегодня, ибо завтра будет уже поздно.

      Задумывался ли ты, читатель, что собой представляет та или иная игрушка, что держит твой ребёнок в своих ручонках? Мир игрушек — это мир маленьких людей: мир, научающий их думать, мыслить; мир, воспитывающий вкус, эстетичность; мир, формирующий нового человека. Любая игрушка — это маленькая модель её настоящих, существующих в жизни вещей, которая в детской игре выполняет ту же функцию, что и её реальный прототип в жизни взрослых. Если девочка играет в «дочки-матери» — это прекрасно. Если она играет в войну — это уже плохо; так же плохо, как если бы она участвовала в игре, изображающей публичный дом. Но почему же тогда играющий в войну мальчик — хорошо? Ты скажешь, что я мешаю воедино разные вещи, что первое развращает (растлевает) детскую душу, тогда как второе призвано растить в ребёнке чувство героизма, воспитывает защитником…
     Но защищать может только одухотворённый добром, ибо одна лишь грубая сила есть, не что иное, как проявление варварства. А разве модель оружия, предназначенного для уничтожения людей, может воспитать в ребёнке любовь к тем же самым людям?! Ты часто видишь, читатель, как твой или чей-либо малыш, для которого не существует иной боли, кроме своей собственной, с азартом «стреляет» в маму, в папу, в прохожих… Сколько радости доставляет ему это занятие! Ты думаешь, он не понимает, что делает? Ошибаешься. Он убивает мысленно. Убийство, как и любое другое преступление, прежде чем свершиться на деле, совершается мысленно.

     В руках у ребёнка оружие, назначение которого убивать людей, пока не настоящее, но пройдёт время… и бить тревогу будет уже поздно. Семена «невинных» игр, посеянные взрослыми на благодатной почве детских душ, дадут роковые всходы жестокости и бездушия.
     Я говорю с тобой, Взрослый Человек, ибо ребёнок не в силах сам отличить добро от зла и во всём полагается на тебя. Ты в ответе за него, за будущее.
     Я пытался рассуждать ясно, и, думаю, ты меня понял. А теперь, дорогой читатель, спустимся с облаков назиданий и окунёмся в повседневную твою жизнь, вернее, жизнь твоего любимого чада. Я не стану рассказывать тебе о твоих детях, ты знаешь о них куда больше, чем я, но встретимся с теми, кому доверяешь ты их воспитание.

     Детсад-ясли № 54 Раменского приборостроительного завода. Я беседую с заведующей садом Эльзой Георгиевной Кабановой.

     — Оружие мы не покупаем, — говорит, Эльза Георгиевна, — но есть сады, где оно составляет большую часть среди прочих игрушек. У детей дошкольного возраста игры в войну особенно популярны. И если нет у них под рукой пистолета или автомата, они используют в качестве таковых палки. Тогда воспитателям приходится следить, чтобы дети не проявляли в игре особой жестокости друг к другу. Иногда передаётся перевести игру в охотников. Но и эта ига не из лучших, ведь объектом удовлетворения зверских инстинктов детей становятся животные. Сегодня пострадает животное, а завтра его место займёт человек.
     — Если девочки в основном предпочитают играть с куклами, то мальчишки обожают «технику», — продолжает разговор воспитатель детского сада «Тополёк» комбината «Красное знамя» Ираида Фёдоровна Смирнова. — Да и какой мальчуган устоит перед жужжащей, бегущей, сверкающей игрушкой! Разве могут соперничать однообразные кубики, молчаливые конструкторы, блёклые мячики с тем же автоматом, имитирующим огонь и звук выстрелов? Наш сад также не приобретает оружия, но дети приносят его из дома. Многим родителям всё равно, чем играют дети — «чем бы дитя ни тешилось, лишь бы не плакало».
     Ираида Фёдоровна работает с детьми двадцать лет. Эльза Георгиевна — более тридцати. На их памяти сохранились игры, называемые теперь народными. Со временем эти игры были вытеснены другими, их забыли. А ведь несли они в себе элементы культуры, традиций.

     Взрослый человек мыслит понятиями и выражает свой внутренний мир через слово. Дети же мыслят образами. И эти образы воплощаются в детских рисунках. Рисунки детей суть их чувства, их виденье мира. Все дети рисуют то, что им дорого — рисуют маму, папу, солнце и… танки, ракеты, взрывы. Дети рисуют войну. Для них она забава, что приносит им удовольствие. Чудовищнейшее из зол, когда-либо придуманное человеком — уничтожение себе подобных!
     Помнишь, Взрослый, слова старой и доброй песни? «Солнечный круг, небо вокруг — это рисунок мальчишки. Нарисовал и подписал в уголке: "Пусть всегда будет солнце, пусть всегда будет небо, пусть всегда будет мама, пусть всегда буду я"». Это его пожелание! А какое пожелание выведет твой малыш под своим рисунком со взрывами и убитым солдатом? Не напишет ли: «Пусть всегда будет смерть»?
     Война не должна быть предметом игр и забав, ибо только жестокость и бездушие способна воспитать в детях игра в смерть.

     Не проходи безучастно, прохожий, мимо детей, в руках которых оружие, задумайся, беспечный родитель, ибо от тебя зависит, с чем придут в век двадцать первый твои дети.
________
     Опубликовано: газета «За коммунистический труд» (орган Раменского ГК КПСС и городского Совета народных депутатов Московской области) № 140 (14417) 31 августа 1989 г.

     Коллаж автора.