Уильям Хогарт. Будуар графини

Алина Алексеева-Маркезин
Уильям Хогарт,Будуар графини, 1743—45г.Лондон,Национальная галерея.

     Продолжаем знакомиться с серией Модный брак английского художника Уильяма Хогарта.«Модный брак», наиболее значительная по глубине замысла серия Хогарта, состоит из шести полотен. Это правдивая и поучительная история брака по расчету, своего рода живописный «роман нравов». Отдельные персонажи олицетворяют здесь, по существу, целые социальные группы и их взаимоотношения.
Мы уже познакомились из тремя работами из этой серии:

1.Брачный контракт.http://www.proza.ru/2015/03/31/1574
2 Вскоре после свадьбы.http://www.proza.ru/2015/04/01/1015
3.Визит к шарлатану.http://www.proza.ru/2015/04/02/1295

Сегодня нам предстоит рассмотреть БУДУАР ГРАФИНИ.

    Сцены в будуаре – распространенный мотив 18 века, особенно для Франции: их изображал Буше, описывал Шадерло де Лакло. Но, как мы видим «культура будуара», прижилась и в Англии. В будуаре знатные люди XVIII века проводили всю первую половину дня. Хозяйка дома принимала гостей, неторопливо совершая туалет. Благодаря этой традиции появился своеобразный стиль одежды «неглиже», откровенный и домашний в меру приличий. В интерьер «культура будуара» привнесла ширмы «шинуазри».

          «Будуар графини» описывает утренний туалет графини, во время которого она принимает гостей и кокетничает со своим любовником — тем самым Сильвертангом, с которым она заигрывала на первой картине. То, как вольготно адвокат расположился на софе, говорит о его особом положении среди гостей. Он показывает графине приглашение на бал-маскарад.

       За спиной леди Сквандер стоит парикмахер, проверяющей температуру щипцов для завивки на листе бумаги. Характерный нос, напудренное лицо и заплетенные в косичку волосы – таким изображает Хогарт парикмахера-француза.

        Слева от графини сидит её подруга, увлечённая оперным певцом. Оперный певец поёт под аккомпанемент флейты. Их слушают двое джентльменов, один из них ещё не вышел из состояния сонливости и подносит к губам чашку с горячим шоколадом, а другой делает вид, будто слушает певца и пытается дирижировать.

       За ними сидит тучный джентльмен, похрапывающий открытым ртом. Он не выдержал скуки, царящей на этом приёме. Судя по стеку, который он держит в руках, это сельский сквайр.

        На картине мы видим корону на кровати и зеркале: значит, старый граф умер, и дочь  стала графиней. Она откинулась на спинку стула, на которой висит детский коралловый крестик.

       Ребенка, однако, нигде не видно, что говорит о нехватке материнского интереса. Адвокат Силвертанг раскинулся на диване. Чувствующий себя непринужденно в спальне графини он держит билет в одной руке, а другой указывает на ширму со сценой маскарада. Там, очевидно, будет назначено свидание.

     Картины старых мастеров на стенах изображают мифологические и библейские сцены соблазнения, аллегорически передают нравы, принятые в этом обществе. На стенах репродукции «Дочери Лота, заставляющие отца пить вино», «Юпитер и Ио» Корреджо и «Похищение Ганимеда». Над последней висит портрет любовника графини Силвертанга.

          Итальянский певец поет собравшейся публике. Рыхлая кожа, жемчужные подвески и серьга в ухе – все это типичные черты итальянских певцов-кастратов, очаровавших лондонскую публику в 1730-х годах.

    Маленький арапченок в тюрбане вынимает из корзины различные вещицы. Он держит в руках фигурку рогатого Актеона, символизирующего супружескую измену.
На полу недалеко от графини лежат вещицы, купленные ей на аукционе.

     В корзинке рядом со статуэткой лежит поднос, на котором видны совокупляющиеся Леда и лебедь. Этот эротический сюжет выбран Хогартом неслучайно. Он намекает на запретные удовольствия и неверность в браке.

       У ног адвоката художник поместил книгу, на которой можно увидеть название «Le Sopha». Это скандальный роман «Софа» французского писателя Клода Кребийона, написанный в начале 1740-х гг. и вскоре переведённый на английский язык. В нём рассказывается о человеке, наказанном Брахмой и ставшего софой в следующей жизни. Так главный герой стал свидетелем любовных связей, происходивших скорее не из страсти, а от скуки.
      Хогарт всеми живописными средствами подчеркивает, что на его картине изображены определенные типажи, подсмотренные в обществе, а не заимствованные из более низкого жанра - карикатуры.
 
Все признаки надвигающейся беды,которую мы рассмотрим в следующих картинах.