Размышления 2 апреля 2015

Николай Москвитин
2 апреля 2015

В библиотеке исторической.

        Пустота или тоска?
      
     Как определить, пустота ли в душе или тоска? Если в глубине души есть какое-либо желания, от недостижимости которого и возникает тоска, а не пустота; если есть видение своих грехов и душа крайне не удовлетворена своим состоянием; если человек хочет поразмыслить, осознать, расчилить, что ему нужно делать, всё это тоска.
      Если же  в душе очень мало мыслей, так что она какая-то неживая; если она не ищет никакого выхода из трудной проблемы, оставаясь «прозябающей в земле»; если человек чрезмерно увлечён напрасной болтовнёй, в душе пустота.

       Появление нового вида греха в жизни отдельной личности.

    Сначала рассмотрим, почему человек допускает новый вид греха в своей жизни. Вроде ведь этот грех должен быть ему вдвойне чужеродным: и потому, что душа—христианка, и потому, что человек не имеет привычки к нему. Вот отрицание этих двух вещей и приводит к совершению нового вида греха.
     Рассмотрим первое основание. Здесь христианин, боясь «великих страданий», из самого же христианства выводит допустимость совершения того или иного греха. Но это только необходимое условие. Чтобы оно стало достаточным, нужно ещё указать на следующее: гордыня. То есть человек уже уверен, что он всё преодолел в себе, всё своё «отрицательное Я». И поэтому иногда враг наносит двойной удар: новый грех не трактуется как сколько-нибудь значительный, а старые грехи не совершаются.
      Рассмотрим теперь второе основание. Новая плохая привычка не выводится из уже имеющихся. Значит, для неё есть иные источники. Такими источниками являются страсть лени (поскольку лень есть мать всех пороков) и страсть осуждения (поскольку другой человек не индентичен с тобой, осудив его плохое, мы очень часто заражаемся новой для нас болезнью)
 Итак, были выявлены основные причины, по которым мы допускаем новый вид греха: трусость, гордыня, лень, осуждение. Как мы видим, в некоторых из случаев общие страсти принимают специфический оттенок. Это потому что не все страсти равным образом влияют на духовно-нравственное развитие человека.

       Жестокосердие и усталость.
      
       Часто, когда мы устаём, мы выражаем часто невнимание к страданиям другого. Это может проявиться или в равнодушии, или в жестокосердии. В последнем случае человеку или лень думать, или он не хочет думать о зле. Второе более исправимо, так как наличествуют и добрые силы в душе.
        А равнодушие часто даже хуже жестокосердия, так как здесь меньше добра, хоть меньше и зла, и к тому же злые силы просто не борются с целовеком. Когда человек в равнодушии, ему не лень думать, и ему тем более не лень думать о зле. Он просто живёт проще, и только сильно запутанная ситуация может побудить его обратить внимание на чужих страданиях.
    Таким образом, не надо расстраиваться, если мы в усталости согрешаем жестокосердием, не хотя думать о зле. Хуже—если мы не хотим думать. И самое плохое—когда нет ни того, ни другого.

    Дома.

    Зависть счастью.

    Зависть счастью—это желание лишить других блаженства. Оно может быть как в форме прямого мысленного противостояния счастью другого, либо (чаще) только какой-то конкретной стороне его личности. По Николаю Серому, «личность каждого человека – это совокупность его интеллектуальных, волевых и нравственных качеств, за которые он уважает и любит самого себя». Поэтому важно проанализировать эти стороны вопроса.  Мы хотим, чтобы человек ошибся и через ошибку лишился или предмета завидовызвающего счастья, или просто радости. Мы хотим, чтобы его воля была такая же слабая, как у нас (ведь всякий завидующий ощущает себя лишённым способности приобретения какого-либо духовного богатства).  На третий уровень, как показывает мой опыт, зависть счастью всё-таки распространяется довольно редко. Но тем не менее, иногда возможно и желание, чтобы другой человек был плохим. Теперь почувствовали, как страшна зависть счастью?!  Не завидуйте счастью!!! Ведь предмет, которого мы хотим лишить, прекрасно мог дать нам хотя бы надежду, что в этом мире не так уж мало добра.