Непонятное

Андрей Погребной
 Непонятное
               
                Те, кому посчастливилось работать в «пятом океане», не устают восхищаться его мощью, безбрежностью и неописуемой красотой. Невозможно передать чувства, охватывающие летчика, прорвавшегося через облачную хмарь к ослепительному солнцу от заливаемой дождем грешной земли. С годами разнообразные небесные пейзажи становятся для «пахарей неба» привычными, но при этом всегда остаются притягательными. Иногда в воздухе встречаются явления, которые, на первый взгляд, кажутся непонятными, но при внимательном рассмотрении оказываются вполне земными объектами или причудливыми облаками.
                Однажды, взлетев по тревоге, мы выполняли  полет особой важности на забор воздуха после испытания атомного оружия в Китае. Бомбу они взорвали на своем полигоне недалеко от границы СССР, и ветер стал сносить радиоактивное облако на нашу территорию. Необходимо было его поймать. Поставленная задача была решена успешно, и ведомая мной пара возвращалась на базу.
                Что интересно – на наших самолетах, привлекаемых для специфических специальных заданий и предназначенных для использования исключительно в ядерном варианте, не было радиометрических дозиметров, в то время как на «Ту-16», которые готовились к активному применению, в том числе и обычных средств поражения, такие приборы устанавливались.  Правда, нам выдавали маленькие индивидуальные ренгенометры, но пользоваться ими никто не умел, и эти приборчики валялись у кого в гаражах, а у кого в детских игрушках. И еще, экипажи, которые выполняли аналогичные задания, но связанные с испытаниями советских ядерных зарядов, впоследствии пользовались определенными льготами, которые на нас, при выполнении необычной «разведывательной» миссии не распространялись. Странно как-то.
                Так вот, при полете вдоль границы с Китайской Народной Республикой слева под нашим самолетом в течение нескольких минут летел какой-то неопознанный объект  неопределенной формы. Мы с любопытством рассматривали его и долго по этому поводу переговаривались с членами экипажа, но понять, что это за преследователь, не могли. И только когда «оно» стало отворачивать от нас на обратный курс, мы все разочарованно увидели обычный «Миг-21». Он так удачно был закамуфлирован, что на фоне земли был практически неразличим.
                Случалось видеть и нечто необычное, необъяснимое до сих пор. Мы возвращались с дневного маршрута  из района Байкала. После подхода к восточному берегу Каспийского моря выше и слева по полету все члены нашего экипажа увидели и долго с любопытством разглядывали огромный хрустальный куб, висящий в небе недалеко от нас. Ребята с ведомого самолета рассмотрели в этом объекте цилиндр невообразимых размеров. Так мы по-разному в течение получаса и любовались этим НЛО. Естественно, по всем наземным инстанциям прошел наш доклад о странном воздушном явлении. Были подняты высотные перехватчики «Миг-25», которые видели необычный тетраэдр, но не могли его достать, уж больно высоко он находился, а нам-то казалось – рядом. Впоследствии полковой разведчик пытался на полковом разборе объяснить это явление как полет высотного аэростата с метеорологической или разведывательной аппаратурой, который забирается на немыслимую высоту и при взгляде на него под различными ракурсами воспринимается по-разному.
                Странное и непонятное видение в ночной Арктике однажды пришлось обсуждать в воздухе членам экипажей двух ведомых мной самолетов. Находясь за Землей Франца Иосифа с курсом на «шапку глобуса», мы увидели далеко впереди бьющие откуда-то с вечных льдов три мощных луча, которые, почти не рассеиваясь, уходили выше нашей высоты – около 12000 метров. Предположения насчет загадочных «прожекторов» были разные: от всплывших подводных лодок до передвижных ледовых научных экспедиций,
т. к. земли до Полюса уже не было. Но уж слишком  могучий свет, исходящий снизу, не позволял принять ни одну из наших разнообразных версий.
                Иногда в популярных телепередачах про всякие там небылицы закадровый голос, почти по секрету, говорит о каком-то приказе, обязывающем военных летчиков сообщать о всех не подлежащих объяснению явлениях наблюдаемых в небе.  Не знаю. Я такого приказа не слышал, а доклады о всех встреченных в полете странностях, были обычным делом, особенно после того, когда к ним перестали относиться как к бреду сумасшедшего. 
                Между прочим, первый раз мне посчастливилось стать свидетелем необъяснимого небесного события еще, будучи курсантом. Стоя в ночном карауле, я испуганно и жадно рассматривал в течение нескольких секунд пламенное свечение необыкновенной яркости. Тогда оно представлялось мне как второе солнце, быстро и бесшумно пролетающее по небу и осветившее в мгновение ока всю окрестность почти дневным светом. Я онемел и оцепенел, а позже написал об этом загадочном явлении своему отцу – бывшему летчику,   и по его совету никому об увиденном не рассказывал, чтобы не списали как дурачка.