О загадочности русской души-2

Николай Боев
***

В наши дни, по мере обострения ситуации на Украине, а в связи с этим и отношений между Россией с одной стороны и США и Европейским Союзом - с другой,  рассматриваемый нами вопрос снова начал активно муссироваться в средствах массовой информации многих зарубежных стран.
 
С учётом этого обстоятельства мне хотелось бы кратко вспомнить о том, как относились к  понятию «Загадочности русской души» отечественные,  известные и признанные во всём мире,  корифеи-философы  Н.А. Бердяев,  Н.О. Лосский  и другие российские мыслители.

Будучи  сами верующими людьми, они на первое место ставили религиозность русского человека,  считая её внутренне ему присущей; по их мнению, именно, из  неё закономерно вытекали все частные нравственные свойства русской души, прежде всего перманентное - постоянное и непрерывное - поиски абсолютного добра.

Выдающийся русский философ Николай Александрович Бердяев  в качестве общих основных признаков русского характера отмечал его противоречивость - двойственность,  антиномичность - и ярко выраженную аполитичность,  негосударственность.
Именно первый из этих признаков обусловливает сложность понимания особенностей русской души и именно в понимании этой противоречивости находится разгадка загадки русской души.

Бердяев определённо говорит: «Подойти к разгадке скрытой в душе России тайны можно,  признав сразу же антиномичность России, жуткую её противоречивость».
Противоречивость  скорее есть главное, приводящее к тому, что Россия живёт «неорганической жизнью», в  которой отсутствует целостность и единство.

В этой же связи Бердяев замечает:
«Чужд русскому народу империализм в западном и буржуазном смысле слова, но он покорно отдавал свои силы на создание империализма, в котором сердце его не было заинтересовано.
Здесь скрыта тайна русской истории и русской души.
 
Никакая философия, в т.ч. славянофильская или западническая, не разгадала ещё, почему самый безгосударственный народ создал такую огромную и могущественную государственность,  почему самый анархический народ так покорен бюрократии, почему свободный духом народ как будто бы не хочет свободной жизни?

Эта тайна связана с особенным соотношением женственного и мужественного начала в русском народном характере.
Та же антиномичность проходит через всё русское бытие»

По поводу второго основного признака русского характера Бердяев говорит: «Россия - самая безгосударственная, самая анархическая страна в мире. И русский народ - самый аполитический народ, никогда не умевший устраивать свою землю…»

И в то же время, по Бердяеву: «Россия - самая государственная и самая бюрократическая страна в мире; всё в России превращается в орудие политики.
Русский народ создал могущественнейшее в мире государство, величайшую империю.»
 
С Ивана Калиты последовательно и упорно собиралась Россия и достигла размеров, потрясающих воображение всех народов мира.

Силы народа, о котором не без основания думают, что он устремлён к внутренней духовной жизни, отдаются колоссу государственности, превращающему всё в своё орудие».

Впрочем, в процитированном не содержится противоречия по существу, ибо в первом случае имеется в виду механика управления (и в этом отношении  - всё верно: мы никогда не стремились к качественному управлению страной, призывая для этого дела разного рода иностранцев, в начальный период становления русского государства - варягов, в петровскую и послепетровскую эпоху - всяких «немцев»), а во втором - реальная практика создания государства, которая характеризовалась успешной экспансией в разные стороны света, прежде всего - на восток.

Важнейшее свойство характера русского народа - терпимость к инородцам, что Бердяев отмечает следующими словами: «Россия - самая не шовинистическая страна в мире. Национализм у нас всегда производит впечатление чего-то нерусского, наносного, какой-то неметчины. Немцы, англичане, французы - шовинисты и националисты в массе, они полны национальной самоуверенности и самодовольства.

Русские почти стыдятся того, что они русские; им чужда национальная гордость и часто даже - увы! - чуждо национальное достоинство.

Русскому народу совсем не свойственен агрессивный национализм, наклонности насильственной русификации.

Русский не выдвигается, не выставляется, не презирает других.

В русской стихии поистине есть какое-то национальное бескорыстие, жертвенность, неведомая западным народам.

Русская интеллигенция всегда с отвращением относилась к национализму и гнушалась им, как нечистью…
Национален в России именно её сверхнационализм, её свобода от национализма; в этом самобытна Россия и не похожа ни на одну страну мира.

Россия призвана быть освободительницей народов. Эта миссия заложена в её особенном духе»

Русский народ плохо поддаётся политической организации.
Это происходит по причине того, что «Россия - страна безграничной свободы духа, страна странничества и искания Божьей правды.
 
Россия - самая не буржуазная страна в мире; в ней нет того крепкого мещанства, которое так отталкивает и отвращает русских на Западе» .

И в то же время: «Россию почти невозможно сдвинуть с места, так она отяжелела, так инертна, так ленива, так погружена в материю, так покорно мирится со своей жизнью.

Все наши сословия, наши почвенные слои: дворянство, купечество, крестьянство, духовенство, чиновничество, - все не хотят и не любят восхождения; все предпочитают оставаться в низинах, на равнине, быть «как все».
 
Такого рода свойство русского человека приводит к тому, что в нашей стране до сих пор отсутствуют хорошо развитые политические институты, которые создавали бы эффективно функционирующее гражданское общество.
 
Впрочем, отдельные элементы гражданского общества, хоть и с большим трудом,  довольно медленно, но начали зарождаться в России в последние годы царского правления, то есть в эпоху конституционной монархии, но всё это было полностью загублено большевистским переворотом, в результате которого бразды правления в стране взяла политическая элита, в то время как основная масса населения оставалась сугубо индифферентной в части проявления социальной инициативы (последнее чётко отразилось в хорошо известном правиле советского человека, а именно: «не высовываться»).

Обратной стороной русского смирения является необычайное русское самомнение.
Самый смиренный и есть самый великий, самый могущественный, единственный призванный.
«Русское» и есть праведное, доброе, истинное, божественное.
Россия - «святая Русь».
Россия грешна, но и в грехе своём она остаётся святой страной - страной святых, живущих идеалами святости…
Россия почитает себя не только самой христианской, но и единственной христианской страной в мире…
Церковный национализм - характерное русское явление. Им насквозь пропитано наше старообрядчество».
Русской душе не сидится на месте, это не мещанская душа, не местная душа.
В России, в душе народной есть какое-то бесконечное искание, искание невидимого града Китежа, незримого дома.
Перед русской душой открываются дали, и нет очерченного горизонта перед духовными её очами.
Русская душа сгорает в пламенном искании правды, абсолютной, божественной правды и спасения для всего мира и всеобщего воскресения к новой жизни.
Она вечно печалуется о горе и страдании народа и всего мира, и мука её не знает утоления.
Душа эта поглощена решением конечных, проклятых вопросов о смысле жизни.
Есть мятежность, непокорность в русской душе, неутолимость и неудовлетворённость ничем временным, относительным и условным.
Все дальше и дальше должно идти, к концу, к пределу, к выходу из этого «мира», из этой земли, из всего местного, мещанского, прикреплённого…
 
Героически настроенная интеллигенция шла на смерть во имя материалистических идей. Это странное противоречие будет понято, если увидеть, что под материалистическим обличием она стремилась к абсолютному. Славянский бунт - пламенная, огненная стихия, неведомая другим расам».

Отмеченные гениальным философом свойства русского характера, думается, не могли не привести к идее русского космизма и также вполне закономерно была подхвачена русскими рождённая в вольнодумной Франции такая же «сумасбродная» - трудно пока понимаемая - идея солидаризма.

В России нет чрезмерной замены индивидуальных отношений социальными, нет личного и семейного изоляционизма.
Пожалуй, именно эти свойства есть главный источник признания обаятельности русского народа, столь часто высказываемого иностранцами, хорошо знающими Россию».

С отмеченным свойством тесно связан феномен открытости русской души, которым, в свою очередь, обусловлена искренность русского человека.
 
По этому поводу Лосский пишет: ««Жизнь по сердцу» создаёт открытость души русского человека и лёгкость общения с людьми, простоту общения, без условностей, без внешней привитой вежливости, но с теми достоинствами вежливости, которые вытекают из чуткой естественной деликатности»
 
Как видно из цитированного, русскому человеку совершенно чуждо повседневное, бытовое лицемерие, наличие маски вежливости (как у тех же американцев, у которых всегда - «рот до ушей», но при этом зачастую - «камень за пазухой», или, если и не камень, то элементарная холодность, сплошное равнодушие).
 
У русского человека всё «на роже» написано. Вот откуда та, почти всеми - и отечественными наблюдателями, и иностранцами - отмечаемая угрюмость советского - да и постсоветского - человека: чему основной массе советских людей, а сегодня большинству россиян, было и есть радоваться-то?

К числу первичных основных свойств русского народа, как считает Лосский, принадлежит могучая сила воли, производной которой является страсть как сочетание сильного чувства и напряжения воли, направленная на любимую или ненавидимую ценность.
Естественно, чем выше ценность, тем более сильные чувства и энергичную активность вызывает она у людей, обладающих сильной волей.
Отсюда понятна страстность русских людей, проявляемая в политической жизни, и ещё большая страстность в жизни религиозной.
 
Максимализм, экстремизм и фанатическая нетерпимость суть порождения этой страстности.
В качестве примера, подтверждающего наличие у русских людей последнего свойства, учэный напоминает факт самосожжения многих тысяч старообрядцев во времена реформаций патриарха Никона, наиболее известным среди которых был протопоп Аввакум.

Таким же было, по мнению философа Н.О. Лосского, и русское революционное движение, которое также изобилует примерами политической страстности и могучей силы воли.
 
Начиная с народовольцев, которые были одержимы в своей идее о необходимости установления в обществе социальной справедливости - создания на земле Царства Божьего, но без Бога (!?), и заканчивая большевиками-ленинцами.
При этом Лосский также отмечает, что в русском народе имеет место и противоположное сильной воле и целеустремлённости свойство, а именно всем знакомая «обломовщина», та леность и пассивность, которая превосходно изображена И.А. Гончаровым в романе «Обломов».
 
К числу первичных свойств русского народа, вместе с религиозностью, исканием абсолютного добра и силой воли,  Лосский относит любовь к свободе и высшее выражение её - свободу духа.
 
А тот, кто обладает свободой духа, склонен проявлять сомнение во всякой истине и подвергать испытанию всякую ценность, причём, не только мыслью, но и опытом.
 
Вследствие свободного искания правды русским людям бывает трудно столковаться друг с другом.
Поэтому в общественной жизни свободолюбие русских выражается в склонности к анархии, в отталкивании от государства.
Одна из причин, по убеждению Лосского, почему в России выработалась абсолютная монархия, иногда граничащая с деспотизмом, заключается в том, что трудно управлять народом с анархическими наклонностями, ибо такой народ предъявляет чрезмерные требования к государству.

Все исследователи рассматриваемого вопроса отмечают в качестве непременного свойства души русского человека - его доброту, в связи с чем они говорят, будто русская душа имеет женскую природу, по выражению Бердяева, вечно-бабью.
Однако Лосский с этим не согласен, он говорит о сочетании в русском характере доброты и мужества, что представляется абсолютно верным.
По этому поводу он пишет, что «русский народ, особенно великоросская ветвь его, народ, создавший в суровых исторических условиях великое государство, в высшей степени мужественен; но в нём особенно примечательно сочетание мужественной природы с женственной мягкостью».

Со свойством доброты этот выдающийся философ связывает наличие в характере русского человека ещё одного замечательного человеческого качества - отсутствия злопамятности, которое имеет место во всех слоях общества.

В полном соответствии с присущей русскому человеку противоречивостью свойство доброты в его характере сопровождается наличием отрицательного свойства - необходимостью лгать во имя добра.
Лосский это объясняет так: «Доброта русского человека побуждает его иногда лгать вследствие нежелания обидеть собеседника, вследствие желания мира и добрых отношений с людьми во что бы то ни стало».

В трудах другого русского философа Б.П. Вышеславцева отмечается, что  «мы (русские) интересны, но непонятны для Запада и, может быть, поэтому особенно интересны, что непонятны; мы и сами себя не вполне понимаем, и, пожалуй, даже непонятность, иррациональность поступков и решений составляют некоторую черту нашего характера».

Философ, говорит, что характер народа проявляется на бессознательном уровне, в подсознании людей, составляющих тот или иной народ, особенно, русских, в душе которых «область подсознательного занимает исключительное место», обращает внимание на возможность проникновения в это подсознание, так сказать подсмотреть, о чём реально, без умалчивания о негативном и излишнего приукрашивания позитива, думает в массе своей народ.
 
Это можно сделать, по мнению Вышеславцева, через анализ содержания народного эпоса, через сказки и былины, придуманные народом (в том числе используемые им в целях воспитания подрастающего поколения, что особенно социально-политически важно), в которых, как во сне у человека, непроизвольно выражаются сокровенные мысли, глубоко запрятанные, внутренние чаяния-мечтания народа. Притом, как положительные в нравственном отношении, так и не очень.

Приводя примеры из русских сказок, Вышеславцев определяет наиболее свойственные черты характера русского народа, которые выступают в виде его страхов и заветной мечты.

О характере русского народа хорошо сказал ещё один великий русский философ-государствовед Иван А.Ильин:
«Родина не есть то место на земле, где я родился, произошёл на свет от отца и матери, или где я “привык жить”; но то духовное место, где я родился духом и откуда я исхожу в моём жизненном творчестве.

И если я считаю моей родиной - Россию, то это означает, что я по-русски люблю, созерцаю и думаю, по-русски пою и говорю; что я верю в духовные силы русского народа и принимаю его историческую судьбу своим инстинктом и своею волею.
Его дух - мой дух; его судьба - моя судьба; его страдания - мое горе; его расцвет - моя радость.»

Вот что думает и чувствует настоящий патриот, говоря о своей родине:
«Народ мой! Я рождён из твоих недр плотью и духом. Во мне горит тот самый дух, который горел в моих предках.
Во мне живёт и меня водит тот инстинкт народного самосохранения, который вел тебя через дебри и муки твоей истории”…
 
“Вздох моего народа есть мой вздох; и стон моего народа есть мой стон.
Я силён его силою и эту силу я отдаю ему и за него.
Я связан с ним в единое мы.
Я верую в его духовную мощь и в его творческие пути.
Я сам творю так, как он; с ним молюсь и работаю, с ним созерцаю и мыслю; мечтаю иметь все его достоинства и болею о его слабостях и несовершенствах.
Его национальный интерес есть мой, личный.

Я радостно приобщаюсь к его славе, и терзаюсь в дни его крушения и позора.
Его друзья - мои друзья.
Его враги - мои враги.
Ему принадлежит моя жизнь.
Его язык есть мой язык.
Его земная территория - есть моя территория, и армия, верная ему - есть моя родная армия.
Я не избирал его, ибо это он сам родил меня из недр своих. Но, будучи рождён им, я избрал его и принял его в последнюю глубину моего сердца. И потому я верен ему; и верен именно ему - во всех положениях, трудностях и опасностях жизни.

Этого чувства я не могу питать сразу к двум народам.
Нельзя человеку иметь двух матерей, или исповедовать две различные веры.

И если народ мой велик и многообразен и принял в себя струи многих кровей, - то всякая из этих кровей может и должна найти своё крещение в его духе; и всякая из них призвана связать свою судьбу с его судьбой, и мыслить, и чувствовать себя в духовном тождестве с ним»…» (И. Ильин. За национальную Россию. Манифест русского движения, п. 15 - Любовь к Родине).

С этим багажом - набором классических, искони присущих русским людям положительных и отрицательных свойств характера души, мы встретили XX век.

Именно наличие данных свойств обусловило происхождение тех событий и дел, которые сопутствовали русскому народу на протяжении  истекшего периода.
 
Они оказали существенное влияние на его последующий выбор, подтолкнув Россию на глобальный социальный эксперимент - строительство нового социально-политического общества, а затем и к неожиданному резкому развороту в обратном направлении.