Проклятые экзамены на разряд проходчика

Олег Сёмкин
               
                В память Серёге Коту.
               
                В жизни радость обретая,
                В штольне ты бурил забой.
                Там, на пятки наступая,
                Смерть следила за тобой.

       Пока мой бывший учитель казах Коля ездил по больницам г. Якутска и неубедительно требовал у светил якутской медицины признать его инвалидом, а так же настойчивым, но безуспешным образом пытаясь выбить регресс в кабинетах высокопоставленных чиновников «Сахазолото», мне дали в напарники нового наставника – Серёгу Кота.
       Серёга классный был малый, брат того, который при первом моём знакомстве с Якутией выдвинул теорию «пьянства против замерзания на севере», такой же весёлый и задорный. Только с отпуска вернулся, полон жизненной энергии и желания работать за талоны. Мне с ним удалось проработать всего две смены, но за столь короткое время мы успели с ним подружиться. Он научил меня кое-каким тонкостям в нашей работе, а главное - беречь коронки для буров. Помню, когда мы с ним последний раз шли вместе в «подсечной», он по дороге засунул связку новых победитовых коронок в расщелину, спросив меня:
          - У тебя память не  девичья, запомнишь? До сих пор помню,где они лежат…
       На следующий день нам, ученикам, назначили экзамен для сдачи на разряд проходчика. Я уже переодевался для работы на смену, когда зашёл бригадир и сказал:
         - Переодевайся назад, на экзамен.
         - А как же там Кот будет один? - спросил я. В блоке нельзя было работать по одному.
         - Кот со звеньевым Лёхой отбурит свою сторону и всё,- ответил мне бригадир.
      Неспокойно было мне как-то. Двое на горе: один – в блоке, другой – на восстающем… Но начальству видней. Пошёл я на экзамен. Отвечать стал первый, неся иногда в технических вопросах всякую околесицу. Встал главный инженер Милентий и молвил:
         - А сколько шпуров по имеющемуся у нас паспорту нужно бурить в блоке?
Сколько в подсечном по паспорту я знал, а в блоке - как получится. Вот я честно и ответил:
        - А хрен его знает!
     За что был отправлен искать паспорта для бурения в блоке и расписаться в них. Подошёл к нашему бригадиру, сидевшему в отдельной комнате и говорю ему:
        - Инженер главный просит найти и расписаться в паспорте от блока.
        - Он что, обалдел совсем - у нас их отродясь не было, да и буришь ты у меня на ровне со всеми.
     Я только недоуменно пожал плечами.
     Стали искать, нашли, новенькие за 1976 г. Я горжусь, что в столь секретном документе первой стала стоять моя роспись. Принёс, сдал его инженеру, который сам увидел его впервые и молвил:
        - Учитывая героическое поведение при спасении своего напарника и успешную сдачу экзамена, предлагаю присвоить товарищу Сёмкину IV разряд проходчика.       Бурные, непродолжительные аплодисменты.
      После успешной сдачи экзаменов, мы дружною толпой пошли ко мне в балок - отмечать столь значимое событие. Веселье было в разгаре, и тут вошёл бригадир.
        -  Заходи, Володь, корочки обмоем!-заорали мы.
        -  А может не надо – Кота завалило…
      Твою мать! Все бегом в вахту, переоделись и в блок. Кот лежал полностью заваленный породой, сквозь которую пробивался лучик его фонарика. Лежал на стороне, которую должен был бурить я. Чего он туда пошёл? Покурить на свежую струю, отбурить ещё и мою сторону? Но там же никто заколы не обирал! Вытаскивали мы Кота, как куклу без костей – переломано было всё, что можно. Отнесли мы его в ледник, брат потом "цинк" домой повёз.
      Работы были остановлены, назначены были комиссии. Но руководство, которое работало ранее, осталось работать и дальше, пока не случилось ещё одно ЧП со смертельным исходом. «Царство Кощея» требовало  жертв, взамен презренного металла. А весёлого Кота не стало… Пухом тебе земля, братишка. Иногда думаю, что он мою смерть забрал.