Яблоки

Андрей Смолюк 3
Смолюк Андрей Леонидович


рассказ



Снежинск август 2005



*   *   *

Что-то в этом году с нашими яблонями приключилось.С ними происходило что-то невообразимое и такого количества яблок мы ещё не видели.  Нет, в прошлом году тоже яблок было много, но этот прошлый год не идёт ни в какое сравненье с нынешним. В прошлом году мы хоть знали, куда эти яблоки девать. А вот в этом не знаем.
Я уж в дым переругался, хотя этого совершенно делать было и не обязательно, со своей женой, которая когда-то мечтала, чтоб у нас яблок будет полным полно. И вот мы дождались этого «полно».
-Тебе, моя дорогая, по натуре твоей надо, чтобы всё было много и всё было моё, - говорил я в сердцах своей половинке. – Ну, вот дождалась ты этого «много и полно» и что-то я в твоих глазах энтузиазма не вижу. Ты ведь вымучилась вся, так как проблема заготовок в основном ложится на твои плечи. Утром тебя не разбудишь, поскольку вечером ты до двух ночи всё «жаришь, варишь, паришь» эти несчастные яблоки или бегаешь по подъезду, предлагая за просто так плоды нашего сада всем соседям.  Побереги ты хоть себя, ведь мне нужна жена в добром здравии, а неполусонное существо.
Но жена моя на мои словоизлияния лишь только кивала головой в знак согласия, что,дескать, ты прав, но продолжала свои ночные работы, после которых спешила на службу, где, как я понимаю, за своим рабочим столом мирно подрёмывала весь день. А иначе она бы просто не выдержала.
Не подумайте, что я просто сторонний наблюдатель. Нет, я тоже помогаю своей жене «жарить, варить, парить», но моя помощь сводится в основном к разрезанию яблок на части, чтоб в соковыжималку их можно было засунуть, и в закатывании банок. Я как могу помогаю свой половинке, но что поделаешь, если женская участь такая и все заготовки ложатся в основном на женские плечи.
Я один раз,было, попробовал заменить жену при изготовлении повидла, но кончилось это тем, что у меня сначала яблоки из кастрюли уплыли, затем эти яблоки в той же кастрюле подгорели, а, в конце концов, банка, в которую я заливал горячие повидло, у меня лопнула. В результате всё повидло оказалось на полу, табуретке и столе. Шуму по этому поводу было, естественно, много и весь он сводился к тому, что у меня «руки-крюки» и этими «руками-крюками» я могу только гвозди забивать, а на большее я ни на что не способен. Я, причём в сердцах, вынужден был согласиться со своей милой, а посему больше повидло не варил, а лишь наблюдал, как это делает жена. А что может быть прекраснее работающей женщины, когда сам просто сидишь и ничего не делаешь!
Я ещё, было, попробовал сынишку в это дело ввязать, заявив ему, что хватит виртуальным миром заниматься на компьютере, а пора вернуться в реальный мир. Но сынишка согласился, да и то со скрипом, лишь на то, чтобы помогать нам резать яблоки для соковыжималки.
В отсутствии жены, я, было, заставил его тоже «парить, варить и жарить», но в результате он паром обжог себе руку и всё на этом кончилось. Если учесть, что за это мне ещё и от жены влетело, дескать, учитель нашёлся, то всё моё стремление привлечь подрастающее поколение к заготовкам яблок на этом и окончилось. Сынишка опять погрузился в виртуальный мир, из которого вывести его могло только чувство голода и чувство сна.
Так что, ещё раз повторюсь, мы были совершенно не рады, что наши яблонидали нам в этом году небывалый урожай и что нам приходиться со скрипом каждый день заниматься заготовками до двух часов ночи и что вымотались совершенно до невозможного. Но яблони никак не успокаивались и, что самое интересное, успокаиваться не хотели!


*   *  *

В тот августовский день мы пошли в сад с утра, причём без энтузиазма. Что касается меня, то отсутствие энтузиазма это было для меня нормально. У меня он пропадает сразу, лишь только  начинаются разговоры о саде. А вот, что касается моей жены, то было даже удивительно, что радости в её душе по поводу посещения «восадули» нет. Обычно она в таких случаях энергична до невозможности, а вот сейчас, как я понял, желания что-то сотворять с баобабами, что росли в саду, у неё не было. Всё-таки хочешь, не хочешь, а яблоки и её доконали.
Сад нас встретил как всегда, открывая пред нами перспективы работать не покладая рук, причём в продолжение всего дня. Если дома по наивности нам казалось, что работ на сегодня немного, то не успели мы открыть калитку, как оказалось, что надо сделать и то, и это. Причём надо сделать срочно, иначе сад может зачахнуть и урожаи нам не дать. Самое главное, что на земле под яблонями лежала целая куча этих самых яблок, которые от ветра и от собственной спелости оторвались от веток. Куча эта, прямо скажем, не вдохновляла. Я сразу прикинул, что тут будет ведра пять-шесть яблок, а посему вечер весь пропал. Придётся опять мыть, резать, кромсать, а потом либо гнать сок, либо делать повидло. Последнее было совсем не кстати, поскольку с повидлом хлопот не оберёшься. Оно, конечно, это повидло очень вкусное, но делать его замаешься. Лучше и проще было гнать сок.
Кроме того, в саду после детального осмотра окружающего пространства было обнаружено, что в саду у нас побывали злопыхатели. В результате половина посаженной нами картошки была выкопана. Причём выкопана была самая крупная картошка, а вся мелочь, которая злопыхателям была не нужна, была аккуратно сложена в кучку.
-Чёрт, - сказал по этому поводу я, - нет, чтобы на яблоки позариться (а яблоки у нас, надо сказать вкусные и сладкие), так картошку выкопали.
-Яблоками не наешься, - ответила мне на это жена, - а картошка самый то.
-Хоть дежурство здесь ночное устанавливай, - продолжал я развивать свою мысль.
-Ну, увидишь ты злопыхателей с лопатой, - опять ответила мне жена, - и что с ними ты сделаешь? Ладно, если злопыхатель будет один, в чём я сомневаюсь, а вот будет их двое, трое и всё, ничегошеньки ты им не сделаешь.
-Это уж точно! А прибьешь, так тебя же и посадят! Да ладно прибьешь, а то просто в морду дашь, так всё равно тебе же и отвечать придётся. Законы у нас, прямо скажем, странноватые. Тут надо или с ружьём выходить или с овчаркой.
-С овчаркой ни с овчаркой, а картошку нам придётся выкапывать, иначе мы вообще так и не попробуем нашей картошечки, - сделала из всего выводы моя половинка.
Так что пришлось нам в тот день первым делом выкапывать оставшуюся картошку. На это у нас ушёл час. Картошка была хорошая, не зря на неё позарились злопыхатели.
После того, как картошка была выкопана, жена мне сказала:
-А теперь пойдём собирать яблоки. Если честно, то меня от них просто мутит!
Это было совсем уж что-то для меня неожиданное. Чтобы жену мутило от урожая, я слышал первый раз за всю нашу семейную жизнь.
-А может возьмём их и просто выкинем, яму выкопаем и в землю зароем, - высказал я своё пожелание.
Но это было выше сил моей жены. Не смотря на то, что от вида яблок её мутило, выкинуть их её рука не поднималась.
-Продать бы их, - сказала на мои слова жена, - пусть по дешевке, но хоть какая-то польза будет! Рублей так за восемь килограмм. Кстати, ты случайно не знаешь почём яблоки на рынке.
Если честно, то мысль моей жены относительно продажи яблок мне понравилась. Я даже пожалел, что подобная мысль не пришла ко мне раньше.
-Ты знаешь, а это мысль, - ответил я так жене. – Сейчас по дороге домой пройдём мимо бабулек, что торгуют дарами нашей уральской земли и прознаем почём нынче яблоки, и вообще в цене они или нет.
-Ну, а дальше что? – поинтересовалась жена. – Ты, что пойдёшь на рынок и будешь торговать?
-А почему бы и нет? – отреагировал я. – Дело не очень-то и хитрое.
Дело в том, что мысль мне эта о продаже яблок очень даже и понравилась. По крайней мере, это проще, чем гнать сок или варить повидло.
-Давай поинтересуемся у наших соседей по саду. Вдруг они знают почём яблоки на рынке, - сказал я.
-Давай, - согласилась со мной жена.
Соседи по саду у нас люди словоохотливые и хорошие, и отнеслись к нашей проблеме понимающе.
-Да вы сделайте лучше по-другому, - посоветовали нам они. – Вы на рынке с какой-нибудь бабуленькой договоритесь и продайте ей яблоки по семь рублей килограмм. А она эти яблоки продаст за десять. И вам хорошо: возиться не надо, и бабульке прибыль.
Так мы и сделаем, решили мы с женой. Правда, тут было одно «но»! Яблоки наши были не очень крупными и не имели особого товарного вида. Яблочки как яблочки, ничего такого особенного. Правда, они были вкусными. И сладкие, и сочные, и тем более прямо с дерева.
-Рискнём, - сказал я жене. - А если с бабулькой не сторгуемся, то сам встану, так сказать «на паперть». Пусть бизнесмен из меня хреновый, но что не сделаешь ради собственного удовольствия. А сама понимаешь, дорогая, удовольствия в том, что мы опять сегодня или завтра всё это будем перерабатывать, нет абсолютно никакого.
-Это уж точно, - ответила жена, показав этим ещё раз, что и ей изобилиеяблок порядком поднадоело. – Самое скверное, что вон на ветках этих яблок ещё полным полно.
-Да уж, - только и сказал я на это.
-Сделаем так, - продолжила жена, - сейчас мы с тобой два ведра утащим домой, а завтра ты сходишь за остальными и попытаешься либо с бабулькой договориться на рынке или в случае чего сам встанешь в стройный ряд этих самых бабулек.
-То есть всё-таки нам придётся сегодня варить, парить, - ответил на это я без особого энтузиазма.
-Увы, - так сказала жена, скорчив при этом страдальческоелицо.

*   *   *

На следующий день я спозаранку отправился в сад, чтобы притащить все яблоки, которые мы вчера собрали. Яблок был много. Я забил ими рюкзак и два здоровенных ведра и, взвалив всё это на себя, отправился домой. Я не буду рассказывать, как я с этим урожаем ехал в автобусе, замечу лишь, что все от меня шарахались, так как на всех дорожных кочках и рытвинах вёдра мои громыхали, а рюкзак на спине болтался туда сюда, создавая помехи всем пассажирам. А я при этом ехал и боялся, что на повороте вёдра мои опрокинутся и все яблоки рассыпятся по салону автобуса. Но, слава богу, этого не произошло, и я благополучно добрался до своей остановки.
Я вылез из автобуса и пошёл по направлению к нашему уличному рынку, на котором бабульки торговали плодами нашей уральской земли. Я пошёл вдоль рядов этих торговок в надежде выбрать такую, которая бы не отказалась от моих яблок.
Надо сказать, что яблок на этом уличном рынке было много, и продавались они в зависимости от размеров от десяти до двадцати рублей за килограмм. Вид у этих продаваемых яблок был, конечно, великолепен. Они аж светились на солнце.
Я ради интереса даже попробовал одно на вкус. Оно оказалось кислющим. Это меня несколько приободрило, пусть вид у моих яблок не такой товарный, зато они значительно вкуснее.
И тут я заметил маму моего друга Евгения, которая сидела на стульчике, а перед ней были разложены всякие помидорчики, огурчики.
-Здравствуйте, Александра Петровна, - сказал я. – Сидите, значит?
-Да вот, Андрюша, сижу, авось чего-нибудь да и продам. Всё глядишь, а прибыль!
-Понятненько, - заметил я. – А чего-то я у вас яблочек не вижу. Неужели у вас в саду яблок нет.
-Да нет, есть, - ответила Александра Петровна, - только вот спрос на них мизерный, а поэтому сижу без яблок.
Эти слова Александры Петровны меня несколько озадачили.
-Александра Петровна, - сказал я, - а нельзя ли вам моих яблок подкинуть, по дешёвке?
-Да подкинуть-то можно, только вот какие они у тебя?
-А вот какие, - сказал я и приподнял тряпку, которая закрывала моё ведро с яблоками.
-М-да!? – произнесла Александра Петровна. – Вид у них прямо скажем не ахти!
-Зато вкусные и сладкие! – заметил я. – Попробуйте!
Александра Петровна с некоторым сомнением взяла одно яблочко и надкусила его. Надкусила и заулыбалась.
-Действительно вкусные, - произнесла она, - даже у меня в саду значительно кислее!
-Ну, а что я вам говорил! Возьмёте!
-А за сколько ты их хочешь продавать?
-Да рублей по семь-восемь, не больше.
-По семь возьму!
-Договорились, - обрадовался я. – Куда их высыпать?
-Высыпать их никуда не надо. Ты сейчас иди домой и развесь их по килограмму, а с этим приходи ко мне. Я тут сижу целый день, так что меня найдёшь!
То, что яблоки ещё надо развешивать, меня несколько смутило. У меня их было килограмм пятнадцать, а, следовательно, надо было иметь не менее пятнадцати полиэтиленовых мешков. А мешков, как раз у меня и не было. Все наши мешки пошли на заморозку цветной капусты, которой тоже в этом году было видимо невидимо.
-Александра Петровна, - спросил я, - а без мешков и фасования никак?
-Никак, голубчик, вёдрами здесь вряд ли что-то можно продать. Так что фасуй!!!
С этим я и отправился домой, думая по дороге, во что мне расфасовать яблоки. Никаких умных мыслей в голову не приходило, а посему я решил, что вот приду домой и что-нибудь придумаю!
Но дома мне ничего не придумалось. Я нашёл только два полиэтиленовых мешка, да и то один из них состоял из сплошных дырок. Я повертел эти мешки в руках так и сяк, и сказал сам себе:
-Ну, раз гора не идёт к Магомету, так значит, Магомет сам пойдёт к этой горе, а посему сейчас я пообедаю, часик посплю и пойду «на паперть» сам, собственной персоной.
Я взял большое пластмассовое ведро и положил в него яблочки поспелее, и по аппетитнее, чтобы товар мой понравился.
Я отобедал, часик поспал, а тут мне как раз позвонила с работы жена и спросила:
-Ну, как, ты ещё не продал?
-Нет, ещё не продал, - ответил я. – Сейчас вот проснусь окончательно и пойду «на паперть» собственной персоной, поскольку бабулькам надо яблоки фасованные, а у меня полтора полиэтиленовых мешка.
-Понятно, - сказала жена, - ты там полчасика поторчи, купят – хорошо, не купят - тоже хорошо. Возьми с собой газету или блокнотик свой заветный, в котором стихи пишешь. Так что не скучай!
-Хорошо, возьму, - снова ответил я, - хотя бизнесмен из меня хреновенький, как ты сама, моя хорошая, знаешь!
-Не прибедняйся, - заявила жена и, ещё раз пожелав мне удачи, повесила трубку.
Я взял всё, как говорила жена: и газету, и блокнотик, ну и, конечно же, яблоки. Не забыл я и маленький стульчик, чтобы мне не стоять как боевая лошадь всё время.

*   *   *

Бабулек было много, причём значительно больше, чем покупателей. Просто эта была середина рабочего дня, и многие находились на работе. Я даже подумал, что может выйти сюда вечером, но всё равно расположился в самом конце ряда торгующих. Бабульки мои весело переговаривались друг с другом. Александра Петровна тоже была здесь и, увидевменя, поинтересовалась -не расфасовал ли я яблоки.
-Не расфасовал, - ответил я, - просто мешков у меня нет. А поэтому вот вышел с ведром, авось, чего-нибудь да и получится.
-Навряд ли, - ответила Александра Петровна, - хотя попробуй, попытка, как известно, не пытка. Можешь даже у меня тут рядышком расположиться.
Но располагаться рядом с мамой моего друга я не стал, поскольку знал, что если я это сделаю, то меня замучат разговорами на всевозможные темы, начиная от садов и кончая всеобщей дороговизной. А я этих разговоров не люблю, а посему поблагодарил Александру Петровну и пошёл, как уже говорил, располагаться в конце ряда торгующих бабулек.
То, что время для торговли я выбрал не совсем удачное, я понял сразу. Покупателей не было. Я от нечего делать достал газетку нашу городскую и принялся её изучать. Я прочитал её от корки до корки, и на это у меня ушло минут двадцать.
-Хоть бы одна «сволочь» подошла, - подумал я про себя, - хренов бизнесмен!
Конечно, я бы мог начать расхваливать свои яблочки на всю улицу, но улица была почти пуста и лишь только разговор моих соседок-бабулек скрашивал эту пустоту.
-И как этим бабулькам, - снова подумал я, - не лень здесь сидеть целый день, так как не думаю, что навар денежный у них был велик. Да вечером покупателей больше, но не настолько, чтобы всё они пораскупали. Посижу ещё часик и пойду домой!
Я достал свой заветный блокнотик для стихотворений и попробовал что-нибудь написать. Но в голове была одна пустота, и музы не было. Видно моё сознание было полностью поглощено процессом купли-продажи и не желало, чтобы там какая-то муза всё это портила.
Одним словом, проторчал я на уличном рынке полтора часа, и никто у меня даже не поинтересовался,почём же я продаю эти свои яблочки. Это меня расстроило по двум причинам: во-первых, я понял, что зря старался, а во-вторых, что товарный вид у моих фруктов прямо скажем не вдохновлял. Нет, они, яблочки были хорошими, без точек и трещин на кожице, но на солнце они не сверкали, а это сверкание для товарного вида, как я понимаю, главное. И ещё я подумал, что вечером опять придётся эти яблоки «жарить, парить, варить», а это хорошего настроения не прибавляло.
Таким образоммой бизнес окончился одним крахом.
Я поднял ведро и потащил домой.
-Ну, что, удачно? – спросила меня Александра Петровна, когда я проходил мимо неё с ведром.
-Да куда там, - ответил я, - ничего не продал!
-Я ж тебе говорила, что это сложно.
Я уже и сам понял, что это сложно, а посему с понурой головой отправился домой. Надо было хоть помыть эти яблоки до прихода жены.
Дома я позвонил своей ненаглядной и сказал:
-Хреновый из меня бизнесмен! Расхваливать свой товар я не умею, а без этого ничего у меня не получилось. Да и народу было мало, если уж идти, так надо идти вечером или в выходные дни, когда народ не работает. Но мне этого уже неохота.
-Ну, и ладненько, - ответила жена, - вечером соку очередную банку нагоним!
-Да просто времени жалко, - пожаловался я, - а то я там целых полтора часа проторчал!
-А зачем, я ведь говорила, полчасика посидел бы да шёл домой.
-Так я хотел наверняка, вдруг всё-таки кто-нибудь и позариться на наши плоды.
-В общем, помой яблоки и начинай их разрезать на две половинки. Я приду, соку нагоним и покончим с этим яблочным вопросом на сегодня, - сказала мне жена на прощание и повесила трубку.
Ну, а я в душе усмехнулся своему «бизнесменству» и пришёл к выводу, что «бизнесменить» тоже надо уметь, и не каждому это дано.
После этого я помыл яблоки и потихонечку, потому что энтузиазма не было, стал их резать пополам, подготавливая тем самым к соковыжималке.



Заключение.

Яблочная эпопея окончилась у нас только к середине сентября. Вы спросите, почему так поздно, а дело в том, что кроме яблонь, на которых было изобилие плодов, у нас есть яблони, которые от изобилия нас освободили, но, тем не менее, яблок дали целую кучу. А яблоки от этих яблонь хранятся почти всю зиму, а поэтому, хоть и компоты и соки мы из них не делали.Но всё равно эти яблоки надо было собрать, завернуть каждое в газетку, чтобы при лёжке в случае чего они друг друга гнилью не заражали, положить в ящики, а потом эти ящики спустить в яму в гараже.
Ну, а что касается соков, так длинный ряд банок с этими соками впечатлял. Я не знаю сумеем ли мы за зиму всё это выпить, но по всей видимости надо будет поднатужиться. Хорошо, что сок очень вкусен, сладок и не кисл. Правда, если учесть, что все эти банки мне лично пришлось на своих двоих отвозить в гараж, а это не близкий свет, то радость от такого изобилия сока как-то пропадает.
-Да выпьем мы всё, не волнуйся, и труды твои по тасканию даром не пропадут, - так мне говорит жена, когда я начинаю жаловаться на мужскую учесть, поскольку таскание банок из дома в гараж, а потом зимой из гаража домой, это чисто моё занятие. Сами посудите, жена даже сумку, в которой я ношу эти банки, от пола оторвать не может. Хотя, впрочем, я тут особо не жалуюсь, потому что такова участь всех мужиков. Единственно тут то, что я предаюсь голубым мечтам, что вот, может быть, когда-нибудь у нас будет машина, пусть и захудаленькая и тогда моё таскание прекратится.
Но это, как я уже сказал, голубая мечта, а значит, вряд ли когда осуществимая. Хотя поживем, увидим. Вдруг у нас за границей родственник богатый объявится (дайте помечтать), а посему машина у нас будет.
Единственно, что мне здесь очень хочется, так это то, чтобы на будущий год яблони нас от своего изобилия освободили. По крайней мере, я с топором походил вокруг этих яблонь и попугал их, приговаривая, примерно следующее:
-Если ещё чего-нибудь нам подобное устроите, то срублю вас к чёртовой матери.
Не знаю, подействует это или нет, но надежда она умирает последней. Так что я даже с радостью смотрю вперёд, да не только я один, а вся моя небольшая семья, состоящая из трех человек: меня, жены и сынишки нашего Серёжи. И просим мы сад, чтобы давал он нам урожая, но в умеренных количествах, поскольку слишком много и слишком хорошо – это, как известно, совсем нехорошо!!!
24.08.2005 8:49
Смолюк А. Л.




Снежинск август 2005