Прекрасное время весна!

Александр Бочаров 3
ПРЕКРАСНОЕ ВРЕМЯ ВЕСНА.
(Из книги «О людях и о людей)

– Ну,что Костя,выздоровел,пора и госпиталь покидать?!Списали тебя из армии, езжай домой!– сказал тихо,устало улыбнувшись,начальник госпиталя. А вот ехать-то Константину Несторовичу Гиричу было собственно и некуда.
Шёл 1943 год.И родные места двадцативосьмилетнего инвалида были ещё заняты врагом.Родился он и вырос в Херсонской области,в небольшом городке Береславль, что на Днепре.И вот последняя ночь в госпитале.Прикрыв глаза,вспоминал Константин свой город, дом и родную улицу.Когда началась война,он только что ушёл в отпуск,собирался жениться,а вместо этого на третий же день войны оказался не в костюме жениха с галстуком,  в военной форме.
Как и многие его ровесники,он закончил в этом городе ШУМП(разновидность нашего ФЗО)и начал работать слесарем на механическом заводе.Срочную службу закончил в 1938 году и домой вернулся уже сержантом. В этом солдатском звании и начал он воевать,и сразу же в составе своего пехотного подразделения был брошен в Бессарабию,где в то время шли очень жестокие бои.
– То есть,в Приднестровье!– уточнил сам себя мой собеседник,– в те самые места, где и в наше время совсем недавно шли бои.Сражались мы тогда в тех местах вместе с пограничниками,сдерживая напор фашистов…
Но тогда,в самом начале войны,силы были слишком не равны,и с боями его воинская часть отступала к Котовску,что под Одессой.Здесь Константин Несторович получил лёгкое ранение в руку.Пуля прошла её насквозь чуть выше локтя,не задев кости, можно сказать,лёгкое,но всё же,Гирич был направлен в госпиталь,причём в Сочи.
– Мы тогда были там,на этом курорте,первыми ранеными,– вспоминает он сегодня,– пробыл я там месяц и восемнадцать дней.А после выписки на пересыльном пункте был направлен на двухмесячные курсы танкистов,что располагались в Сталинграде…
Шёл 1942 год.Вскоре главный удар фашисткой военной машины будет направлен именно на этот город.К этому времени курсанты училища,будущие механики-водители и башенные стрелки-радисты,ждали из ремонта танки,ремонтируемые на Сталинградском тракторном заводе.«И вот на завтра получать танки нашему 21-му только-только сформированному танковому батальону,а в ночь в этот же день фашистские танки с пехотой оказались перед самым тракторным заводом.Хотя по сведениям разведки они должны быть километров за семьдесят от Сталинграда,под Калачом!..».
Все кто был в это время на тракторном заводе,в том числе и танкисты,среди которых был и Гирич,восемь суток отражали натиск врага.«Было нас около тысячи, – удивляется сейчас Константин Несторович,– не пойму до сих пор,как мы устояли против такого натиска?!».Затем на этой позиции их сменили сибиряки в форме войск НКВД.
– А свою первую машину,– вздыхает Гирич,– я получил уже в городе Горьком.
Немного нас из курсантов осталось в живых после того боя в Сталинграде на тракторном заводе.Тех,кто уцелел,отправили на другой берег Волги,на переформирование.Затем мы оказались в районе средней Ахтубы,потом – и в Подмосковье.А вот потом и в Горьком.Получив танки,мы вновь направились в Сталинград,но уже запирать немцев в котёл…
Бой под Котельниковым.Перед немцами небольшой калмыцкий посёлок,его наши танки заняли ещё ночью.Под утро немцы,сосредоточив внушительные силы,выбили из посёлка танкистов.А вечером нашим танкистам опять поступил приказ:«Выбить немцев и занять посёлок!».И вновь:«Впе- е - рё – ё- ё –д !..».
Удара в ногу через левый борт танка Гирич не почувствовал,так как сразу потерял сознание.Заменил его в танке,как механика-водителя,стрелок- радист.Именно он продолжил бой.А очнулся Константин Гирич,когда его уже после боя вытаскивали из люка танка.Пуля,попавшая ему в ногу,была бронебойной.И вот в городе Энгельс,что возле Саратова,он опять в госпитале.Именно здесь ему вынесли вердикт – инвалид! И в голове у него была одна мысль:«Куда мне теперь ехать?!».
– Поедим ко мне в Азербайджан?!– видя его мучения,предложил ему товарищ по госпиталю,– ой,как у нас там хорошо!..
Поехали! Но дома у его товарища никто не только Константина,но и самого его  никто не ждал – у его жены был уже другой муж!Поехал тогда Гирич назад в Россию, а в поезде он встретил такого же «путешественника»,который ехал в незнакомую ему деревню,что находилась в районе Минеральных Вод.Сманил он его:«Сёла там богатые!..».
Действительно,колхозы оказались здесь большими.Стал работать мельником на примитивной мельнице:«Движок небольшой,да камень,вот и вся мельница!Муку молол, поля поливал…».Когда же была освобождена Украина,решился он вернуться в свой родной город.Приехал,устроился работать на маслокомбинат.Здесь и случился крутой поворот в судьбе Гирича.Сюда же приехала в это время после окончания техникума работать молодой специалист из Тулы,а точнее жившая тогда на Косой Горе его будущая супруга.Познакомились,поженились,и переехали жить на Косую Гору.
Много лет после войны отработал Константин Несторович в доменном цехе Косогорского металлургического завода.Знают его здесь как великолепного моториста.Жил,трудился,растил детей.Сейчас у него восемь внучат.И встречая свой солдатский праздник – День Победы,он с удовольствием копается на своём приусадебном участке.Здесь я его и встретил.
– Прекрасное время – весна!– радуется он солнцу,глубоко вдыхает опьяняющий от цветения деревьев воздух и,улыбнувшись мне,добавляет,– время надежды и мира, тепла и радости.И пусть никогда не будет войны!..
А.Бочаров.      
1993.