1. Пролог

Александр Антоненко
               
               
                Моим друзьям – соскитальцам по
                бескрайним просторам Арктики посвящается.
                А. Антоненко.
               
                А ДАЛЬНЯЯ ДОРОГА ДАНА ТЕБЕ СУДЬБОЙ
             
                Визбор великолепен,
                но писал и пел он о жизни,
                которой мы ЖИЛИ.
                А.Рюсс.      

          «Не совершайте никогда героических поступков, человечество не нуждается в вашем геройстве, выполняйте свою работу хотя бы потому, что вам платят за это деньги»

       Эту надпись на стене балка АРМСа Яронго специально для меня сделал мой коллега, напарник в экспедициях, и мой тёзка Сашка Мельниченко.
 
        Наши отношения с ним были весьма своеобразными. Мы не только тёзки, одногодки, но и однодневки. Он старше меня всего лишь на четыре часа. Мельниченко успешно окончил радиотехнический факультет ЛАУ (Ленинградского арктического училища) и связывал свою дальнейшую профессиональную деятельность с морем. Но во время практики, он был уличён в мелкой контрабанде (подставили, как утверждал он) и опалы ради по распределению был направлен на Север. Апломба он, однако, не потерял.

       В ту пору я был старшим инженером, а он старшим техником и при выездах в паре на полевые работы, в рабочее время субординацию он соблюдал беспрекословно. Но лишь заканчивалось время официального общения, он нередко наполовину в шутку, наполовину всерьез становился в позу.
 
   – Да кто ты такой, – пацан?!

      Право же заявлять такое, он мотивировал не только пресловутыми четырьмя часами, но и тем, что был уже женат, а, следовательно, как он полагал, уже достаточно умудрён жизненным опытом, по сравнению с нами, неженатыми. В те времена Арктика была «молодая» – средний возраст едва ли превышал тридцать лет. От нас – своих романтически настроенных коллег, он, несмотря на свой молодой возраст, отличался хваткой и ушлостью.

       Проработал он у нас, правда, не долго. Едва представилась вакансия более денежного места, он тут же написал заявление о переводе. У нас тогда была напряжёнка с кадрами, но он заявил:
 
   – Надо делать деньги!

     Возражение нашего начальника партии Крутихина, что, мол, не таким же образом, его не остановило. Он ушёл..., надпись на балке осталась.



Продолжение в http://www.proza.ru/2016/01/03/397


   
   Фото автора, на котором он с верным другом Фрамом. Новая Земля, Маточкин Шар, июль, 1980г.