Все в памяти... Гл. 46. Беда не приходит одна

Светлана Компаниец
   Зима,  а   вернее,  январь   нового,  девяносто   третьего  года,  запомнился  сильными  морозами,  холодом  в  квартире  и  на  работе, безденежьем,  тоскливой  серостью  и  промозглой  будничностью.
 
   Четвертого  февраля  рано  утром  раздался  телефонный  звонок.   Звонил  Лев,  брат,  из  Новомиргорода: у  мамы  инсульт...

-  Срочно  приезжай! Ухаживать  за ней  некому.  Все  работают. А  я...  мне  она  не  разрешит...  ты  ее  знаешь.  И  денег  нет  совсем...
 
   Я понимала: он  надеялся,  что  я  заберу  ее  к  себе, - живу  одна,  Виктора  уже  нет... Думала  об  этом  и  я  и  тоже  надеялась  ее  забрать.
   
   Срочно…   Прежде  всего  нужно  срочно  раздобыть  денег, а  затем уже  срочно  ехать!   Путь   неблизкий,   только  самолетом...    Единственный,   приемлемый,  вариант:    проситься  в  командировку.
 
   Иду  в  отдел  снабжения,  там  сейчас   начальник – мой  старый  соратник  по  многим  проектам,  он  моложе  меня  и  я  по-привычке  зову   его  Сашей,  хотя  сама  для  него  всегда  была  и  есть  -  Светлана  Михайловна.   Это  с  его   «подачи»   осенью   разыгралась   драма  с  моим   сокращением.    В   то   время   завод  приступил  к  выпуску  плоских  радиаторов  отопления,  и   при  очередном  утреннем  обходе,  когда   в   свите   директора  завода  шествуют  все  главные  специалисты,  главный  инженер  обратился  к  моему  шефу   (я  узнала  все  это  уже  позже  от  самого  Саши):
 
-  Слушай,  а  как  перевести  метры  квадратные  поверхности  нагревателей  в  киловаттчасы?  Все  заказывают  в  киловаттах!
 
   Тому  бы  ответить:   я  спрошу   у  своих  в  отделе,  или  что-то   в  этом  роде,  а  он,  как  обычно, (как  же, самый  умный!), поднял  главного  на  смех,  при  всех:

-  Ты  что,  совсем  уже?…  Как  это:  метры – в  киловатты?
   
   Главный  обратился  к  другу,  Саше.  А  тот  ему:
 
-  Ты  спроси  у  Светланы  Михайловны.  Она  пересчитает, - и  дал  мой  номер.  -Вот,  звони. 

   И  вот  у меня  на  столе  звонит  телефон и главный инженер,  представившись,  просит  сделать  пересчет.
 
-  Сколько  времени  это  займет? – спрашивает.
 
-  Минут  двадцать-тридцать, - отвечаю  я.
   
   Нахожу  нужные формулы  и перевожу поверхность  нагревателей  в  киловаттчасы.  И  через  полчаса  секретарь  главного  забирает  мой   расчет…  А  на  следующее  утро…
 
-  Михална!  Тебя  искал  Ковалев (шеф!), - едва я захожу в отдел,  предупреждает  Наташа.
 
   Иду  к  нему  в  кабинет.  Там,  кроме  самого, -   его   зам,  Володя,   и  начальник  нашего  цеха  -  Толик.   Я   их  с   самого   начала  зову  так,  они  совсем  молодые  ребята,   начинали   у   нас   в  отделе,  и,  похоже,  они  не  против.
 
-  Вызывали?
 
-  Да! Вызывал!  Что  это  за  галиматью  вы  несете?   Как   это:  метры  -  в  киловатты?  Вы  что,  совсем  уже,  как  инженер,  ничего  не  стоите?! Кто  вам  разрешил  делать  эти  расчеты?  –  (Ого!  Ничего  себе!  Понесло  его…), -  он  еще  что-то  орал,  но  я  уже  не  слушала,  ждала,  когда  закончит.   

-  Почему  «галиматью»? – стараюсь  быть  спокойной. -   Я  могу  показать  вам  все  формулы,  весь  расчет…   Это  школьная  программа… - не  удержалась,  чтобы  не  отомстить  за  «галиматью».
   
    Быстро  ушла  из  кабинета, забрала  со  своего  стола  учебник  с  формулами  и  черновик  расчета,  так  же  быстро  вернулась   и,  почти   бросив  все  это  перед  ним  на  стол,   молча  вышла.  Молодежь  только  хлопала  глазами…
 
    В  общем,  потом   день  прошел  спокойно,  если  не  учесть,  что  я  узнала  от  Саши, начальника отдела снабжения, откуда  ветер  дует. Оказывается,  сегодня  утром,  снова  при  обходе,  главный     инженер,  решив  взять  реванш,  громко,  при  всей  свите,  сказал   моему  шефу:
 
-  Что  ж  ты,  Геннадий  Михалыч? Вот, у  меня  уже  есть  метры  в  киловаттах!  Твои  пересчитали!
 
-  Кто?!

-  Светлана  Михайловна!  У  тебя  работает?
 
   Вот  уж  точно:  паны  дерутся,  а  у  холопов  чубы  трещат!

   И  снова  утро.  И  снова  меня  вызывает  к  себе  шеф…   И   опять  у  него  сидят  те  же, - Володя  и  Толик, смотрят  на  него  преданными  глазами. А  сам  словно  учит  их  на  собственном  примере, «натаскивает», как следует  поступать  со  «слишком    умными».
 
-  Вот,  прочтите  и  подпишите, - подает  мне  лист  бумаги.

   Читаю: «…сократить должность ст. инженера  Кулинич  С.М. согласно  приказу..."     Великолепный  ход! Сократить  за  полтора  года  до  выхода  на  пенсию…  А  ведь  тогда  еще  досрочно  пенсию  не  оформляли.  Надо  было  искать  работу…
 
   Выдержки  хватило. Молча  взяла  со  стола  ручку,  подписала,  положила  лист  перед  ним  и  вышла.

   Конечно,  было  больно.   Ведь  проработала  на  этом  месте  более  тридцати  лет!
 
   Следом  за  мной  выбежал  Володя,  его  зам:
 
-  Светлана  Михайловна!  Зачем  вы  подписали?
 
-  А  что  я  должна  была  делать?

   Уже  нашла  работу, - друзья  помогли, -  в  основном  цехе.  Собирала  вещи,  книги.   Все  в  этот  же  день.   А   к  вечеру   в   отделе   появился   шеф  с  «перевернутым»  лицом  и  с  порога  громко  сказал:

-  Светлана  Михайловна!  Никуда  не  собирайтесь.  Вас  удалось  отстоять…

   Надо  же!  Отстоял! А  я  уже  знала, кто  меня  «отстоял»:  вмешался  главный  инженер…
   
   К  чему  я  об  этом  написала?  Даже  не  знаю.  Как-то  вспомнилось…   Вот  сколько  же  бывает  в  человеке  всего,  и  хорошего,  и,  мягко  говоря,  не  очень.  Я  ведь,  честно  говоря,  многим  обязана  была  ему.   Он  всегда  шел  мне  навстречу  во  многих   жизненных  ситуациях, -  когда  надо  было  помочь  детям  с  маленьким  ребенком,  организовать  командировку,  чтобы  я  могла  встретиться  с  Сергеем  или  мамой.   А  тут,  сама  «отличилась»,   и  он  по   глупости  попался…
 
   И  вот  опять  мне  нужно  проситься  у  него  в  командировку:   мама…

   Правда,  он  не  отказал,  но  сказал,  что  искать  командировку  не  будет:
 
-  Ищите  сами.
 
   Нашла. У Саши, в отделе  снабжения.  Сумасшедшую  командировку  в  сумасшедшее  время:  «выбить»  и  привезти  из  Херсона  и  Харькова   комплектующие   изделия  с  драгметаллами…    Зато  на  целый  месяц!  Украина!  И  куча  денег!
   
   Я   немного   писала   уже  об  этой  поездке  в  самом  начале,  но  сейчас  самой  интересно  остановиться  на  ней  подробнее.  Она,    как  нельзя  лучше,  отражает  то  время  и  обстановку, в  которой  мы  все оказались  после  развала  нашего  «нерушимого  и  непобедимого».