Конец-всему делу венец. Глава 32

Владимир Галин
               
                КОНЕЦ — ВСЕМУ ДЕЛУ ВЕНЕЦ.


                «Будет хлеб, будет и песня»
                (Из школьного  альбома)



            Посетил нашу бригаду и главный агроном совхоза, которому  комбайнёры и трактористы задали  перца , заявив ему, что кормильцев не плохо бы лучше кормить. Он пообещал, что для приготовления обедов обеспечит столовую своей свежей картошкой, капустой, луком и морковкой.

         Наряду с повседневными практическими заботами о уборке урожая , меня всё больше стала беспокоить мысль: « А в самом деле, назначат меня начальником колонии или нет? Что-то я на него не похож...» Начальник ОМЗ  Руднев , конечно, на комбайн не сядет, и не будет спать вместе с бывшими и есть с ними из одного котла. Однако, чему быть, того не миновать . « Не рвусь я грудью в капитаны, и не стремлюсь в асессора..»-как написал Пушкин.

            Ну что же, прежде чем командовать , надо научится подчинятся. И для меня сейчас самый большой начальник-бригадир  бригады Шнайдер Яков. Все комбайнёры со мной держатся запросто на ты, говорят только с матом через каждое слово на любые темы и особенно поясняя ,как устранить ту или иную поломку.  Да, все мы люди, все человек, но все мы разные и каждый прежде всего за себя.  Не зря приговаривают: «Умри ты сегодня, а я завтра!»

          Утро нового дня началось красной зарёй, что снова предвещало  мало хорошего. . Не зря говорится: «Если красно по утру, рыбаку не по нутру! Если красно с вечера, рыбаку бояться нечего!» И правда, северо-западный ветер снова пригнал из за горизонта тёмные тучи и снова припустил ни кому не нужный дождь.Тучи опустились так низко , что задевали за выхлопные трубы двигателей комбайнов. К этому времени успел на место поставить новое решето, заменить удлинитель и провезти смазку.

          Но мои старания были напрасны. Дождь всё усиливался и перешел в настоящий ливень  такой, когда говорят: «Льёт ,как из ведра!» До следующего дня в поле делать было нечего и я после обеда уехал в Антошенку., намереваясь в клубе прочитать лекцию , порученную мне перед отъездом городским обществом «Знание».Однако на центральной усадьбе совхоза не было ни директора Цимлянского, ни парторга Утебаева, и организовать слушателей было некому. И лекция на тему «Беречь социалистическую собственность-долг каждого» не состоялась.
            
  Над Антошинкой клубились тёмные тучи. Казалось , что они наплывают на село со всех полей, окружающих центральную усадьбу совхоза.  В центре села на площади у конторы стоит памятник В. И. Ленину с поднятой рукой с беззвучном призыве: «Вперёд, к победе коммунизма!» Вокруг этого памятника молодой тракторист , пьяный в дупель, на тракторе «Беларусь»на большой скорости нарезая круг за кругом на потеху зевакам, сгрудившимся на крыльце конторы. На крутом вираже  он едва не грохнулся на бок. Я встал у него на пути, и он вынужден был резко остановиться. Я его вытащил из кабины и заглушил двигатель, и гневно выразил ему своё возмущение. Присутствующий  здесь в толпе Тасуев сказал мне наставительно: «С пьяным ругаться нельзя. И  обижаться на него тоже». И он был прав, внушать пьяному прописные истины, всё равно, что метать бисер перед свиньями.

        Тут же у конторы я встретил своего выпускника Авитесяна, который был на бюллетене. Он работал в другой бригаде и попал под комбайн, но остался живым, успел выскочить ,но поранился. Сам по себе весьма положительный.

          Не успел я с ним переговорить, что да как, на площадь из проулка выскочили на мотоцикле с коляской «Урал» двое молодцов , сделали вокруг памятника  «круг почёта» и укатили по центральной улице искать на свою задницу новых приключений. Потом он может попасть в колонию и будит  рассказывать , что сидит не за что, просто выехал покататься ,да перевернулся, а напарник  разбился. И запоёт «Зачем мать ты меня родила?..»

           Повидался я и с Меркуловым. Он скосил уже 200 гектар! Трудолюбив, но внешне какой -то как  был расхлёстан, таким и остался, семь одёжки и все без застёжки.

         Подошёл ко мне  заметно подвыпивший Сурин с вопросом: « Что  ты ко мне не заходишь?»  Смотри какой господин сковородин, подумал я про себя и в свою очередь спросил: «По какому случаю гуляешь в рабочий день?»  « Да у меня коробка передач на тракторе мандой накрылась. В колонии я думал о жизни, а здесь сейчас нет»,-ответил он.

      Я не стал с ним говорить. Решил продолжить с ним разговор завтра, когда он будет трезвым. Если будет.

          Живи не так как хочется, а так , как можится , наставляет народная мудрость. Но сказать это одно, а поступить так, как советуют, это совсем другое.  Вот и погода по сезону,да не к месту. Небо беспрестанно плачет о прошедшем лете, поливая раскисшую землю своими холодными слезами.  Из-за непогоды вынужденное безделье утомительно . Ни себе, ни людям, как собака на сене, сама не гам, ни другому не дам. Не знаешь, чем себя занять, куда себя деть. А душа рвётся домой....Скорей бы ночь, да ясное утро, а там- кончил дело и гуляй смело.
            
 Возвращаться на полевой стан не на чем ,да и резона ни какого нет. , а здесь у меня нет своего ночлега. Выручил Тасуев, пригласил с собой переночевать в общежитии, где он обосновался в комнате «подружек»из Белоруссии Любы и Таи.

             В комнате,  не больше чем три на четыре метра, установлено три кровати. Одна у стенки поперёк комнаты, две по ходу по краям. Пришли мы с Тосуевым после позднего ужина в столовой  в  сумерках. Девчата уже лежали в кроватях. Тая лежала на кровати у задней стенки. Люба слева под окном. Третья кровать была свободна.  Мы без лишних разговоров разделись ,не зажигая света , и Тасуев нырнул под одеяло к Любе ,как себе домой и затих,только засопел. Я лёг на свободную кровать  головой к ногам Таи , до кровати, который было рукой достать, если бы мне захотелось.

             Все притихли. В комнате воцарилась неловкая тишина тёмной ночи.  Потом послышался тревожно радостный шёпот Любы: «погоди, погоди... Потерпи ещё немножко... ой!... Осторожно....!»- скрипнула сетка кровати....

             Таисия затаилась , как мышонок , под своим одеялом в одиночестве...И замерла. Я не знаю , какие мысли были у неё в голове и были ли вообще. Всё покрыто мраком...И хорошо , и плохо, что люди не могу читать мысли друг у друга. Разумная природа наделила людей инстинктами и наделив сознанием , не дала ему телепатии. В каждой строчки,только точки, догадайся , мол , сама...

          В голове у меня мелькнула мысль: «Протяни руку...Дотронься до её ноги... И возможно, она  ждёт ...»Но моя душа была в Павлодаре, а тело было спокойно , как кирпич.  И я, утомлённый дневными событиями и переживаниями , незаметно погрузился в безмятежный сон, и проснулся только утром от сдержанного смеха и шуток в мой адрес : « Что, товарищ лейтенант, ( я как приехал в форме, так и оставался в ней, переодевался в рабочий комбинезон только во время косьбы) ...проспали царство небесное?!»  « Да,да! Доброе утро! «, - с радостью отвечал я им. И я проснулся непорочным, каким и ложился.  Мне было хорошо. Я был свободен . У меня за ночь не возникло ни каких обязательств. И моя Галя ,как всегда была во мне,  а значит всегда рядом со мной во всех моих помыслах и делах.

               А дождь между тем лил всю ночь, не переставая. Утром тучи по прежнему закрывали всё небо. Дороги совершенно раскисли , и машины с трудом двигались по непролазной грязи. Было ветрено и холодно. Я пошёл к директору Цымлянскому с заявлением, что мне надо возвращаться в Павлодар.

  Он не стал возражать и дал распоряжение главбуху произвести со мной полный расчёт , а инженеру поручил найти на мой комбайн замену. К 3 часам мой расчёт был готов. Скосил я 89 га и намолотил 94 центнера  пшеницы и заработал 65 рублей 28 копеек. Я договорился, что завтра попутная машина довезёт меня до Павлодара. Осталось сдать комбайн и в кассе получить деньги

            Но... Но, человек предполагает, а Бог располагает. Ветер угнал тучи на восток. Небо посинело Солнце засияло и начало энергично высушивать лужи на дорогах и поля не скошенной пшеницы.

           В это время на парткоме совхоза постановили завершить уборку урожая за 5 дней,то есть к 25 сентября  ожидаются морозы.   Парторг Утебаев обратился ко мне с просьбой остаться до окончание жатвы и я , скрипя сердцем, согласился остаться ещё на 5 дней и незамедлительно выехал в бригаду, где уже с утра был Тосуев. Мы  дозаправили комбайны горючим в надежде косить всю ночь и с последними лучами заходящего солнца выехали в поле.  Колосья уже проветрились и хорошо обмолачивались , в бункер сыпалось вполне сухое зерно. Но почва была по прежнему сырая и постоянно грязью забивала жатку и косить становилось невозможным.  Час назад мы были полны радужных надежд, что будим косить всю ночь , и снова облом. А мне так необходимо быть в Павлодаре, но и хочется достойно завершить  начатое и довести дело до конца .Только конец всему делу венец.

                Нам пришлось вернуться на полевой стан, как говорится, не солоно нахлебавшись, с растревоженной душой.С запада снова наплывают беременные дождём тучи, закрывая звёзды на небосводе. Какой завтра выдастся день, будет ли исправно работать комбайн, ни чего нельзя загадывать наперёд. Знаю одно, что действительность проще и труднее, чем предположение о ней. Так всегда- человек предполагает ,а Бог располагает.

                Мои комбайнёры , не дождавшись официального завершения жатвы, стали разъезжаться кто куда. Позавчера уехало сразу пятеро , не получив окончательного расчёта. Петрень и Искаков вертелись у магазина и сказали, что они скосили по 300 гектаров. С ними был и Котелевич , о котором Петрень сказал, что он «бухает» постоянно, где только деньги берёт..Всё это огорчительно. За то радует трудолюбие, дисциплина и выдержка Тасуева , который у меня всё время на глазах.

              Всю ночь за стенами вагончика гулял ветер и разогнал дождевые тучи Бог весть куда. Утром мы без помех выехали в поле и косили весь день. День выдался удачным. Работали  до глубокой ночи и вернулись на полевой стан только к 12 часам ночи. Я без остановок скосил 12 гектар и намолотил 70 центе ров. Курочка по зерну клюёт и сыта бывает, а тут сразу 7 тонн! Загонка была далеко от полевого стана , и я возвращаясь по темноте наступившей ночи едва не заплутал, пока нашёл свою бригаду. В раздольной степи, как в открытом море, кроме солнца да звёзд других ориентиров нет. Всё хорошо, что хорошо кончается.

                Когда я зашел в вагончик, Тасуев и Кулик крепко спали и даже не пошевелились, когда я со скрипом железной двери лез в вагончик. Я их не стал будить и сам  рухнул на свою пастель, едва сбросив с ног ботинки стащив с себя комбинезон.

        У Тасуева заболела правая рука  и затроил двигатель совсем не ко времени. Надо ремонтировать, а рука не работает. Одно к одному и всё не к стати. Не предвиденные морозы наступают на пятки.

            Я каждый день неотступно думаю о доме, о том, как там Галя сама справляется с детками ,с тем ,что Саша с ангиной лежит в больницы. Меня же здесь кроме долга держит желание подзаработать. Так за прошедший день я заработал  12 рублей ! Смешные на сегодняшний день  2015 года деньги, кода один батон хлеба весом в 400 грамм стоит 23 современных рубля. Нынче и копейка перестала существовать как денежная единица и выведена из обращения.

         Наступивший день был погожим, но не таким удачным, как прошедший. Целый день у меня случались мелкие поломки и мне приходилось делать частые остановки для их устранения Поэтому за день я намолотил только 40 центнеров , что почти на половину меньше вчерашнего.

         Всех бывших заключённых, которые работают в совхозе называют  МОИМИ.Так сегодня бригадир Шнайдер сказал мне: «ВАШИ люди в пятой бригаде подрались!» Новость не из приятных . Но хорошо, что подрались между собой,а не с местными, и поэтому может обойдётся без новых уголовных дел.  Казалось бы ,что нужно больше для дружбы ,как не перенесённые вместе трудности жизни. Жили в одной зоне, хлебали «баланду» из одного бачка, испытывали одни и те же прелести тюремной жизни, поэтому должны быть дружны и терпимы по отношению друг к другу, а они что -то не поделили, как одну кость собаки.Не зря в зоне бытует поговорка : «Хорошо, когда собака друг, но плохо, когда друг, собака!»

         Со всей очевидностью , что в тюрьму попадают случайно не случайно. Многое и зависит от характера самого человека , от его мировоззрения и морали,  впитанной, что называется, с молоком матери. Но не все, конечно , «пропащие» Среди них есть и такие «случайные» ,как Тасуев, Кулик, Аветисян, Войнич и другие.

         Местные комбайнёры не верят, что я добровольно сам приехал на уборку урожая, Они уверены , что меня прислали специально для охраны урожая и предотвратить хищения зерна. Все знают, что во время уборки урожая  везде появляются любители лёгкой наживы за счёт государства и слетаются, как вороны на лёгкую добычу. Особенно этим грешат шофера на перевозке зерна от комбайнов до зерно хранилищ. Так .как пути Господни неисповедимы. Теперь мне будет легче разговаривать с теми, кто из них окажется в зоне.
   
 Чем ближе конец страды,тем больше усталость. Физические силы на исходе.Особенно изматывают постоянные поломки, на устранение которых  затрачивается львиная доля рабочего времени, а оплата производится только за намолоченный центр зерна, не зависимо от фактической урожайности в текущем году. Не оплачиваются и вынужденные простои из за погодных условий. Всё это я считаю не справедливым и вредным , которые не способствуют трудовому энтузиазмом..

              Наконец за весь период уборочной страды на полевой стан привезли целую кипу газет. Хватилась кума, когда ночь прошла!  Но за то будет сторожу, чем печь разжигать .

              Последняя ночь на полевом стане прошла спокойно. Вот, вот  и строчки из Пушкина: «...Октябрь наступил... и осень отряхивает последние листы с нагих своих ветвей...» И  «Осеняя пора . очей очарования... приятно мне твоя прощальная краса ..» уйдут в безвозвратное прошлое..

            Ночью небо на горизонте смыкается с землёй . Небо зажигает звёзды, а трактористы и комбайнёры включают фары.И под натруженный рокот дизелей  по всей округе видны их движущие огни. Не успеет комбайн покинуть загонку, как её перепахивают под посевы для нового урожая. В ночном  говоре тракторов есть что-то завораживающее и зовущее в даль , как курлыкивания журавлей. На душе светло, хорошо и грустно, как при расставании с тем ,что тебе стало близким и дорогим.

          Перед последним трудовом днём на полевом стане остался я один со сторожем. Он уже сделал своё дело-растопил «буржуйку» и беззаботно посапывает в своём тёплом уголке.

        У меня почерневшие,как у негра, руки от въевшейся пыли и мазута, в ссадинах и ущибах, дрожат от усталости и боли. Но не смотря на общую усталость, боль в руках и пояснице, у меня приподнятое настроение. Я  прошёл чистилище от затхлой атмосферы зоны с её не заживающими ранами души.Я словно очистился от липкой грязи человеческих пороков и страданий,  среди которых я изо дня в день вращаюсь вот уже 4 года подряд. Под рёв мотора и стук молотилки  я о многом передумал и на многое у меня открылись глаза. ..

       Как велик и как мал и жалок человек , и прежде, сам перед собой, когда обстоятельства становятся выше его. Не зря кто-то сказал, что жизнь -это бурное море, так будь же хорошим пловцом.Но сказать легко,да сделать трудно. Иного , как щепку, носит по волнам, «нынче здесь, завтра там»...

    За время работы я скосил 140 га  и намолотил 249  центнеров зерна, получил в окончательный расчёт 108 рублей , которые стали добавкой к моим отпускным. По дороге домой я купил сыну калейдоскоп, а дочери куклу негритёнка , с  которой она  играла до самой школы и нежно назвала , мой Беби !

 Всё хорошо, что хорошо кончается.  И благополучный конец-всему делу венец.
     25 сентября я вернулся  домой.