Последний

Всеволод Васнецов
- Что ты решил подарить Джейн на день рождения, Майкл? – спросивший заинтересованно смотрел на Майкла. – Опять что-нибудь старинное?
- Нет, Пол, в этот раз будет подарок другого значения.
- И какой же?
- Я решил сделать ей предложение. – с улыбкой выдохнул Майкл, подтягиваясь к доске приборов.
   Команда отреагировала по-разному – Пол присвистнул и хлопнул в ладоши, Джереми, штурман лунного модуля, заулюлюкал, а Нил, командир корабля, сдержанно улыбнулся, неотрывно смотря в иллюминатор.
 - Кэп, у нас тут по возвращении на Землю намечается не слабая такая пьянка. – Джереми, которому за неугомонное веселье дали кличку «Малыш», решил расшевелить Нила.
 - Эх, молодёжь, вам только повод дай для пьянки и для радости. – Капитан все так же смотрел в иллюминатор.
- Кэп, да бросьте вы! Наши ученые ведь доказали, что она пройдет мимо Земли. Нечего переживать! – не успокаивался Джереми.
- Да, Нил, сам подумай. Все расчеты на Земле говорят о том, что она пройдет мимо на расстоянии 100 тысяч миль. – поддержал Пол.
   Речь шла о комете, траектория полета которой проходила очень близко от Земли. СМИ решили сделать деньги на этом, продавая газеты с громкими заголовками. Сотни и тысячи ученых спорили в прямых эфирах. Не отказались от лакомого кусочка и лжеученые, предсказатели и колдуны, кричавшие вразнобой о конце света, о всяких предсказаниях Нострадамуса, индейцев Майя. Даже Вангу, советскую колдунью, вспомнили.
    Нил наблюдал за кометой в иллюминатор с того самого момента, как третья ступень ракеты вывела их с орбиты Земли. Он и раньше не был весельчаком, в силу своего возраста и звания, а сейчас и вовсе превратился в молчуна. В отличии от своих подопечных, Нил был женат, имел пятеро детей, и даже готовился в скором времени стать дедушкой. Это была последняя его экспедиция, после которой он уходил на пенсию. Его ждал дом, семья и любимая рыбалка на знакомом с детства озере. Он мечтал о том покое и простом семейном счастье, которое ждало его после возвращения с Луны.
- Все будет хорошо, кэп, – Майкл чувствовал тревогу своего командира и друга. – ученые из НАСА вряд ли могут ошибаться. Это все эти сектанты и пройдохи нагоняют страхи. Так всегда было, вспомните как было в начале 20 века – точно такая же комета проходила рядом.
- Да, и тогда же упал Тунгусский метеорит. – мрачно усмехнулся капитан.
- Ну и что? Русские ведь пережили падение метеорита в 2014? Чего нам опасаться?
- Ладно, не будем о грустном. Ты проверил показания приборов?
- Да, все в порядке. Через двадцать минут выходим на связь с ЦУПом.
- Это хорошо.
   Нил отвлекся наконец-то от окна и приблизился к приборной доске. Остальные члены экспедиции тоже зашевелились. Предстояло проверить стыковку и расстыковку лунного и командного модулей, перед выходом на орбиту Луны. Если что-то вдруг пойдет не так, то придется возвращаться домой, сделав лишь облет вокруг спутника.
   Луна занимала больше половины обзора. Невооруженным глазом можно было разглядеть многочисленные маленькие кратеры. Столь желанная и недоступная для всех, спутница одиноких и влюбленных была не такой привлекательной вблизи. Она скорее напоминала лицо старого пьяницы, испещрённое расширенными грязными порами. Это хороший пример, что многое из того, что мы считаем прекрасным и чарующе-волшебным, должно находиться вне нашей досягаемости, иначе можно разочароваться и потерять веру в прекрасное.
   Разговор с ЦУПом прошёл без помех. Получив указания и последние данные, экипаж принялся за тренировки. Все действовали слаженно, уверенно, как в тренажерах на Земле. Каждый понимал ответственность за свои действия. К счастью техника не подвела. Все испытания прошли успешно. Оставалось ждать выхода на орбиту спутника.
   Оставались считанные часы до отстыковки лунного модуля. Каждый был занят своим делом. Джереми и Майкл проводили последнюю проверку. Им предстояло провести на Луне 26 часов по времени корабля. В их задачу входили фотосъемка кометы, исследование кратеров и замена вышедших из строя приборов на автономных исследовательских станциях. Нил давал последние указания, касательно места посадки, полученные от ЦУПа. Пол занимался расчетами выхода на орбиту.
- Через час начинаем отстыковку лунного модуля, всем занять свои места. – Нил, казалось, забыл о своих тревогах, и теперь деловито щелкал переключателями.
   Корабль вышел на орбиту Луны и теперь предстояло выйти на нужную высоту. В случае ошибки, лунный модуль может разбиться или сесть так, что потом не сможет взлететь. Теперь все зависело от точности автоматики и от мастерства пилотов. Точка посадки уже была в зоне видимости – это было ровное плато между трех крупных кратеров, изучение которых и входило в миссию экспедиции.
 - Расстыковка через три…Два… Один… Пуск! –голос Пола в наушниках звучал механически. Лунный модуль тряхнуло – это включились передние двигатели, выводящие аппарат на низкую орбиту.
- Удачи, ребята, ждем вас обратно. – напутствие Нила немного приободрило немногочисленный экипаж модуля. Их трясло как телегу на ухабах деревенских дорог. Приборы показывали быстро уменьшающееся расстояние до поверхности.
- Включение тормозных двигателей через десять секунд. – даже Джереми был серьезен. От правильных расчетов и безотказности двигателей зависела жизнь посадочного модуля.
   Аппарат снова тряхнуло, на этот раз сильнее. Это включились нижние двигатели, гасящие падение. Расстояние стало уменьшаться медленнее. Прошло еще несколько минут и еще один толчок – модуль коснулся опорами поверхности спутника. Тряска прекратилась. В иллюминаторах ничего не было видно – кругом витала пыль, поднятая падением.
- «Аполлон 19», как слышите меня, прием, совершили посадку. Показания приборов в норме. Нил, мы сели, но пока обзора нет из-за пыли, ничего не видим. Что видно сверху, кэп?
- Вас понял, прием. Вижу аппарат. Посадка совершена в заданной точке. Ждите, когда осядет. Молодцы, ребята. – голос Нила был немного взволнован.
- Кажется, капитан чем-то обеспокоен. – задумчиво произнес Майкл.
- Брось, старичка опять грызет излишняя тревога. – Джереми снова был на своей волне. – Он в туалет-то не сходит без лишних опасений.
- Джереми, ох и получишь ты у меня! – связь с командным модулем была открытой.
- Понял кэп, исправлюсь.
   Пыль вокруг аппарата осела, и астронавты смогли рассмотреть место посадки. Унылый пейзаж, вздымающиеся откосы кратеров – словно холмы со срезанной вершиной и черное небо – открывшаяся картина не вызвала ожидаемой радости. Они начали готовиться к выходу. Им предстояло подготовить вездеход и загрузить его деталями. Работа заняла несколько часов. После этого были установлены фотоприборы, направленные на комету, которая отсюда казалась теннисным мячиком с белым хвостом. Земля же была похожа на футбольный мяч и переливалась светло-голубым.
  Получив разрешение от командного модуля, Майкл и Джереми отправились на вездеходе к ближайшей станции, чтоб забрать записи и поменять блоки. Движение по Луне было непривычным. Вес почти не ощущался, и поэтому нужно было аккуратно вести машину, которая все так и норовила взлететь с любой кочки. Однотонность и однообразие окружающего быстро утомили Джереми, и он продолжил отпускать шуточки на разные темы. Майкл сидел молча, слушая Джереми и думая о грядущей свадьбе. Кольцо, которое досталось ему от бабушки, должно было стать тем самым подарком. Хлынувшие воспоминания о Джейн отвлекли его от действительности, поэтому он был несколько удивлен, когда вдруг понял, что они остановились.
- Майкл, взгляни… - голос Джереми был взволнован. Заинтересовавшись тем, что так переменило весельчака, Майкл посмотрел куда указывал Джереми – комета была близко с Землей.
- Луна 15! Прием, как слышите меня! – раздавшийся в наушниках голос Пола заставил вздрогнуть обоих. – Срочное сообщение с ЦУПа! Комета изменила траекторию под действием гравитационного поля Земли, и теперь направляется прямо к планете!
- Твою мать… - ошалело промолвил Джереми. У Майкла же не было даже слов. В голове вихрем проносились обрывки воспоминаний прогулок с Джейн, детство, знакомые лица. В наушниках что-то кричал Нил, но он его не слышал. Майкл и Джереми просто стояли и смотрели на разворачивающуюся величайшую трагедию всего человечества, которая отсюда виделась чем-то нереальным, игрушечным. Все происходило как в дешёвом кино, и масштаб творившегося был тысячекратно уменьшен расстоянием. Комета неумолимо сокращала расстояние, секунды стали казаться вечностью… Вспышка. Удар кометы расколол планету на неравные части, которые стали удаляться друг от друга в разные стороны. Происходящее казалось сном, страшным и фантастичным. Майкл потерял счет времени. Они стояли и смотрели на то, что когда-то было их домом. Что считалось незыблемым, вечным и неразрушимым. Что еще недавно было голубым шаром, теперь стало огромным количеством серо-бурых мерцающих кусков.
   Нависшую тишину нарушал лишь звук дыхания. В душе каждого образовалась пустота, неверие происходящему и боль потери. Необратимость произошедшего легла тяжелым грузом на сердце астронавтов, начинающих вновь осознавать окружающую действительность, - теперь они, их модули – это все что осталось от человечества. Воспоминания, несколько фотографий – все что осталось от родных, от любимых, от прошлого.
 - Луна 15, ответьте, Луна 15… - голос Нила доносился словно сквозь пелену тумана.
- Вас слышу, Аполлон 19... – Джереми первый пришел в себя.
- Сворачивайте миссию, возвращайтесь к модулю. – голос капитана звучал безжизненно.
- Вас понял… - Джереми неуверенно начал разворачивать вездеход.
   Обратный путь прошел в тишине. Отчаяние задавило все мысли. Все то, что до этого казалось важным, стало пустым, как детские мечты.
- Нам… надо вернуться на орбиту… - в Джереми нельзя было узнать прежнего весельчака. Его взгляд потух. Они забрались в модуль и долго сидели, глядя в пустоту. Раздавшийся спустя некоторое время голос капитана вернул их из забытья.
- Ребята, вы как? Через четырнадцать минут мы будем над вами. Стартуйте. Нам надо держаться вместе…
- Вас понял. Начинаем предстартовую подготовку модуля. – Майкл не узнал свой голос. В нем словно все разделилось. Тело действовало по своим приказам, а сам Майкл безучастно смотрел на все это. Толчок. Поднявшаяся пыль от работающих двигателей и аппарат летит. Но куда. Спустя несколько минут они вышли на орбиту модуля. Все действовали на автомате, не отдавая себе отчет. Стыковка прошла успешно, но никто не обратил внимание на это. Собравшись все вместе в командном модуле, каждый думал о своем. Первым нарушил молчание Нил.
- Джентльмены, произошла ужасающая трагедия. На наших глазах в истории человечества была поставлена точка. Каждый из нас потерял не только родной дом, но и близких. Нам некуда возвращаться, нас никто не ждет. Мы обречены. Но не стоит поддаваться панике. С этого момента мы начинаем экономию ресурсов. Пол, сделай расчеты и уведи нас на обратную сторону Луны, чтоб не попасть под удары метеоритов от разрушенной планеты. – Нил старался говорить твердо, но в его голосе то и дело проскальзывала дрожь.
- Кэп, согласно данным, есть три крупные части планеты, на которых может быть осталось что-то. – взволнованно произнес Пол.
- Может быть... Но сейчас нам надо спастись от ударной волны осколков, через несколько часов тут будет твориться ад. Уведи нас, а потом посмотрим.
   Через три часа аппарат был за Луной. Оставалось надеяться, что Луна выдержит столь массированную бомбардировку. В модулях вновь повисло молчание, нарушаемое лишь попискиванием приборов. Время перестало существовать. Каждый думал о своем.
- Эх, жаль у нас нет женщины в команде, так бы смогли восстановить расу. – к Джереми вернулся юмор.
   Вдруг, Пол резко схватил Джереми за горло. Нил и Майкл бросились разнимать, но в условиях невесомости — это сделать куда сложнее. От сильного удара Майкла отбросило в лунный модуль.
- Я хочу жить! Меньше людей – больше ресурсов! Что вам так жалко этого клоуна?! – кричал Пол сжимая шею Джереми. Тот хрипел и дергался, стараясь вырваться. Нил безуспешно старался оттащить Пола. Майкл, придя в себя, пытался пролезть обратно, но нога запуталась в чем-то.
- Пол! Нет! – закричал Нил, но было поздно: Пол случайно нажал кнопку открытия внешнего шлюза. Водоворот высасываемого космосом воздуха отбросил всех в открытый космос. Майкл из последних сил метнулся к приборам и нажал кнопку герметизации лунного модуля. Ему оставалось только наблюдать, как умирают его товарищи. Вакуум быстро заполнил модуль. Тела трех астронавтов безвольно болтались в космосе, став страшными спутниками космического аппарата.
  «Вот и все…» - промелькнуло в голове Майкла. Он безвольно опустился на пол модуля. Он остался один. Спустя какое-то время он бездумно передвигался по модулю. Тут его взгляд выловил странный предмет. Это оказалась бутылка виски, которую кто-то тайком протащил сквозь контроль. Скорее всего, это тот самый подарок, о котором намекал Пол, в случае успешной миссии на Луне. «Пол… Что же ты наделал, сукин ты сын… Ведь все равно всем умирать». - с этими мыслями Майкл открыл бутылку и сделал глоток. – «За вас, ребята…».
   После третьего глотка, Майкл подтянулся к панели приборов. Он отстыковался от безжизненного командного модуля. Последний раз, взглянув на тела друзей, он нажал на кнопку пуска двигателя. Модуль тряхнуло и направило вперед. «Вперед,» - подумал Майкл. – «Вперед, к вечности». Модуль стал ускоряться, удаляясь от того, что осталось от родной планеты. Майкл сделал еще один глоток…
   Спустя несколько часов двигатели выработали все топливо. Модуль летел сквозь пространство в вечность в полной тишине, которую нарушал только храп спящего человека. Последнего человека.