Не как все

Ирина Поволоцкая
(Из автобиографической повести в миниатюрах «Ничего не вижу, ничего не слышу, ничего не говорю»)


— Почему тебя все боятся?

Дед Мазай молча продолжал собирать травинки, только губы его дрогнули от улыбки. Он молчал долго... И мне очень хотелось повторить вопрос, но я знала – он меня отлично слышал, а торопить его – только продлевать время молчания.

— Ты сама же сказала «все». Это ответ.
— Ты – не все? Поэтому боятся?

— Ну, почти так.
— Бабушка говорит, что ты «странный». Что это?

— А ты меня не боишься?
— Нет. Ты хороший!

— Я хороший для тебя, потому что тебе интересно. А «всем» не интересно то, что они понять не могут. И поэтому они боятся – того, что не похоже на них.
— Дед, но ведь ты похож на всех...

— Разве?

Дед выпрямился и засмеялся, раскинул руки, и поднял лицо к верхушкам деревьев. И в этот момент откуда-то подул ветер. До этого была тишина, только скрипели ветки, порой пищали птички, да где-то стучал дятел... А сейчас мир преобразился. Всё стучало, звенело, пищало, – сам мир словно смеялся вместе с Дедом.

Я замерла на секунду, ошеломленная – и затем запрыгала вокруг него, тоже начала смеяться и пробовать подражать звукам вокруг. Это было здорово…

…Когда мы вышли из деревни, было раннее утро, солнце вставало из тумана, и небо было затянуто облачками, день предстоял пасмурноватый, и солнца не предвиделось.

А тут – вдруг, – сквозь ветки и листья брызнул солнечный свет. Всё вокруг заиграло. И Дед – как бы в тоненькой паутинке пыльцы и чего-то ещё, весь светился и переливался: каждое движение словно шевелило некие струны, некие небесные кисточки – всё кругом играло и сияло.

— Тебе не страшно?
— Нет! Красиво!

— А твоей бабушке было бы страшно. Да и не только ей.
— Но почему?

— Люди потеряли связь с миром, в котором живут. И им страшно уже даже от мысли, что рядом есть кто-то, кто этой связи не потерял.
— Ты – не потерял?
— Я её и не терял. Я – укрепил.

Я с восторгом смотрела на Деда. Такой красивый, и так красиво было вокруг!

— Ты видишь то же, что и я. Это – Мир. Он живой.
— Значит, люди боятся жить?

— Они просто не знают, что это такое. Их – научили думать, и они живут головой. А жизнь – и в ногах и в руках.
— А почему ты не расскажешь?

Дед снова рассмеялся. Но на этот раз я ощутила в его смехе печаль.
— Люди слышат только то, что хотят слышать, всё другое – их пугает. Это тебе ещё придется понять – самой.

— Значит «как все» – плохо?
— Нет. Это – безопасно для тех, кто «как все».

Я молча смотрела на Деда:
— Никогда не бойся быть собой. Но щади тех, кто этого – боится.

...Последняя эта фраза Деда Мазая стала ключевой для моей жизни...


Октябрь 2014 г.