Слово об образовании в России

Татьяна Искоркина
Я преподаю техническую механику в Колледже. Более точное название здесь не привожу по понятным причинам.

Ребята учатся у меня просто замечательные - добрые, с чувством юмора, вполне воспитанные. В общем, мы с ними  ладим и испытываем взаимную симпатию. Но мой предмет для них - это из разряда чего-то фантастического и непостижимого. Нужно отдать им должное, они искренне стараются его постичь, хотя в их будущей профессии им вряд ли придется рассчитывать балки и определять прочность конструкций. Предмет сей в программе данной специальности проходит как общеобразовательный.

Упростив и сократив до предела учебный материал, и убедив ребят, что каждый уважающий себя молочник должен уметь рассчитывать координаты центра тяжести плоского сечения, начинаю разбирать задачу. Условия простые - найти центр тяжести сечения, составленного из швеллера, двутавра и уголков. Понятно, что прежде мы изучили, что из себя представляют эти железки и для чего они нужны. В нашем распоряжении ГОСТы и таблицы со всеми необходимыми данными.

Начинаем вычерчивать профиль. Ребята все стараются повторять за мной, таблица у каждого перед глазами. Объясняю: двутавр номер 22 имеет высоту 220 мм. Прошу взять двойной тетрадный лист, положить его вертикально и провести посередине листа осевую линию длиной 220 миллиметров. Реакцию "зала" можно описать словами из басни "Мартышка и очки".

Самые отважные начинают проводить линию. Я продолжаю объяснять, немного подождав:
- Ширина полок двутавра, в соответствии с таблицей, 110 мм...
В ответ возмущенные голоса:
- Подождите, мы еще линию не начертили!

Иду вдоль парт. Надо же посмотреть, в чем загвоздка. Оказывается, трудности подстерегают на каждом шагу. У одних студентов просто места не хватает - не поняли, что значит положить двойной тетрадный лист вертикально, поэтому 220 мм никак не убираются поперек. У других возник вопрос, как по линейке, на которой обозначены только сантиметры, отмерить 220 миллиметров...

Тут у меня возникает вопрос: как быть дальше? Ведь там еще придется чертить линию с уклоном... Но, для преподавателя с советской закалкой нет ничего невозможного. Разобравшись с вертикально расположенной осью и начертив линии для полок длиной 110 мм, объясняю, как начертить стенку, толщиной 5 мм. эту величину я как только не интерпретировала. Я и не предполагала, что для описания этого отрезка найду столько синонимов. Вот некоторые из них:
- пять миллиметров - это пол-сантиметра;
- это длина одной клетки тетрадного листа;
- это пять маленьких делений на вашей линейке;
- это примерно вот такое расстояние (показываю пальцами).

Ко всему перечисленному добавляю, что эти пять миллиметров должны быть распределены по обе стороны от осевой линии, то есть два с половиной миллиметра справа от нее и столько же слева от нее. В ответ на это заявление слышатся возмущенные возгласы, сопровождаемые широко раскрытыми глазами:
- А как мы это отмерим, здесь нет таких делений!..

Я про себя отмечаю, что аудитория осознала, что пол-миллиметра - это довольно малая величина. Хоть и на том спасибо! Объяснив, что это можно сделать приблизительно, и даже разрешив отмерить  три миллиметра вместо двух с половиной, снова иду по рядам. Разнообразие вариантов выполненного действия меня просто поражает. Кто-то отмерил по пол-сантиметра в обе стороны, в результате стенка получилась не пять, а десять миллиметров, кто-то отмерил правильно, но сидит, и не знает, что делать дальше, хотя на доске уже все начерчено. Кто-то отмерил только два с половиной миллиметра слева и спрашивает: "Я правильно делаю?". Кто-то, вместо того, чтобы мерить от осевой, меряет от уже начерченных поперек линий для полок. Но рекорд изобретательности побила девушка, которая отмерила и прочертила стенку толщиной десять сантиметров! Пять сантиметров с одной стороны осевой линии и пять сантиметров с другой. На мой немой вопрос, она ответила:
- Но ведь пять миллиметров - это так мало!..
Я ей говорю, что это уже не двутавр, а кнехт какой-то! На что тут же получаю вопрос:
- А что такое кнехт?...

Но, до конца учебной пары нам все же удалось начертить еще и швеллер и два уголка. Ребята очень устали и были возмущены трудностью поставленной перед ними задачи. А между тем у каждого за плечами аттестат зрелости и первый курс колледжа.

   В этот день по расписанию у меня должно было быть три таких пары в разных подгруппах. Скорректировав план занятия, исходя их предыдущего опыта, я готовилась встретить следующих студентов. Но тут подошла начальница курса и сообщила радостную весть, что за счет занятий ребята снят ы на викторину по химии. Что ж, преодолев возмущение, пошла "поболеть" за свою группу.

Печаль моя по поводу необремененности ребят знаниями разрослась в моей душе еще больше. Облаченные в мантии и шапки магистров, команды отвечали от силы на один вопрос из пяти, и то не всегда правильно... Даже я, далеко не химик по специальности, и окончившая школу более тридцати лет назад, гораздо чаще могла ответить на вопрос, чем избранные студенты колледжа, где химия - один из основных предметов. Впрочем, викторина все же состоялась, победители определились, фотографии для отчета были сделаны.

На третьей паре мы гораздо более успешно начали вычерчивать двутавр, поскольку я учла свои предыдущие ошибки и стала объяснять все более подробно, с демонстрацией того, что значит "положить лист вертикально". Дело пошло на лад, но тут снова появилась начальница курса и объявила, что всех студентов, проживающих в общежитии и достигших восемнадцатилетнего возраста, заместитель директора по воспитательной работе просит с вещами к нему в кабинет. Народ подорвался и в аудитории остались только две девушки.

Что тут добавить? На мой возмущенный вопрос: "А механику им преподавать тоже замдиректора будет?" последовало глубокомысленное молчание и пожимание плечами. Оставшиеся девчонки мне объяснили, что скорее всего, опять ребят повезут в милицию или куда-нибудь еще, и попросят быть понятыми. Их довольно часто для этого "приглашают". А общежитских берут для того, чтоб удобнее было обратно доставить.

Я все понимаю, но у меня есть два вопроса. Первый: Чему учат сейчас детей в школах? И второй: Почему общественные вопросы, такие как участие в митингах, обеспечение видимости присутствия на различных мероприятиях, помощь правоохранительным органам, нужно решать за счет будущих специалистов и учебного процесса? ЗАЧЕМ НУЖНО ТАКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ?


* "Все события вымышлены, а все герои не имеют ничего общего с реальными лицами")))