Дунайские байки часть первая

Алена Лазебная
Школу я закончила в шестнадцать. В институт не поступила, ремеслами не овладела , на заводы меня  не брали  и, как сделать из меня человека  родители не знали. Днем  я сидела дома, слушала Фредди Меркьюри   и «Юнону и авось» и  ждала, когда придет с работы  мама и выдаст арестованные накануне джинсы. Любимые  левайсы  у меня отбирали всякий раз, когда я возвращалась домой позже десяти вечера. Как только мама вручала  мне штаны, я переоблачалась  и неслась к Оксанке.  У Оксаны  мы учились красиво курить, плевали  в коробочку с прессованной ленинградской тушью и густо мазали ею ресницы.   
По выходным папа закрывался на балконе и писал стихи, мама  роняла слезы в кастрюлю с кипящими  варениками, а я включала пылесос, усаживалась на пол  и  рассматривала семейные  фотографии. Старый  пылесос визжал, как  поросенок в преддверии смерти.  Творческий  папа, не выдерживал,  врывался в  комнату,  давал мне три рубля и советовал  посетить  музей, выставку  или просто исчезнуть.  Я опять-таки мчалась к Оксанке. Родители Ксюши «плавали», дома бывали редко, и мы безбоязненно  курили,  красились, крутили челки,  дегустировали родительские ликеры  и отправлялись  на дискотеку.  На дискотеке мы были лучшими! Отплясав  шесть лет в ансамбле народного танца, наш дуэт  выделывал  под  Майкла Джексона  такие аутентичные лунные дорожки, что афроамериканцу  даже  не снились. К десяти я домой не поспевала. Снимала босоножки  и неслась напрямик  через темный, лающий, гулкий  пустырь.  Ну, а дома меня ждала беспокойная мама и экспроприация штанов.
В один из таких выходных я  врубила пылесос и терпеливо  пялилась на черно-белую  фотографию папиной мамы.  На фото юная женщина смотрела чуть  в сторону.  Узкое худое лицо обрамляли туго заплетенные косы, полные губы слегка  улыбались. Солнечные блики расплескались светлыми пятнышками  по  выпирающим  ключицам  и  темному платью  женщины. Мне всегда   казалось, что платье это зеленого цвета и что там дальше за зубчатым  краем фотографии  носится   мой  маленький счастливый  папа. Бабушка  умерла,  когда отцу было восемь лет. Я  никогда ее не видела, но папа  утверждал, что я  красивая, как его мама и мне нравилось  разглядывать эту  приветливую,  похожую на меня  женщину.
На фотографии  маминой мамы я старалась даже не смотреть. Ничего хорошего эти рассматривания не предвещали. Вот и в тот день, не успела я пролистнуть  страницу с фотокарточками  моей второй бабушки, как в комнату вошла мама. Без лишних слов она выдернула из  розетки  шнур пылесоса и вручила мне ведро.
- Оденься по-человечески и езжай на дачу собирать виноград, - приказала  мама и села на пол рядом со мной. С лоджии доносился яростный стрекот  папиной печатной машинки. Мы молчали. Выражение «оденься по-человечески» означало  одно:  к нам едет  бабушка и  я должна надеть   синее с белым воротником платье.
- Ладно, не переживай. Обойдется. – Понимающе ткнулась я  в мамино плечо.
- Мы должны обсудить твое будущее, - честно предупредила   мама, бросила в ведро три рубля и ушла на балкон радовать папу.
Идти к Оксанке с ведром и в «приличном»  платье было невозможно. Подобного позора  и унижения курящая  девушка  допустить не могла. Я села в  автобус, забилась в угол задней площадки  и поехала на дачу.
По семейным преданиям,  за то, что моя молодая мама ослушалась бабушку и вместо воскресного баптистского собрания уехала в город и поступила в университет, бабка отдала ее в рабство соседским болгарам. Все лето мама собирала  лук и копала картошку на бескрайних бессарабских  плантациях, а  жадные фракийцы морили ее голодом и  жалели глотка  воды. От голодной смерти  маму спас папа, который ходил пешком на дальнюю станцию, покупал там  хлеб и кормил им маму. По вечерам папа играл  на баяне, читал стихи  и вскоре мама  забеременела. Затем мои будущие родители   удрали  из болгарского рабства в университет. Бабка с мамой не разговаривала  лет десять, а когда папа наконец-то «выбился в люди» и ему дали орден и кусок глинистой земли в придунайских плавнях,  бабуля приехала к нам  в гости. Первым делом она  содрала со стен моей комнаты плакат группы «Кисс», устлала  постель белоснежным  покрывалом, нарядила меня в синее  платье  и повела к баптистам.  У баптистов я показала свое истинное лицо, завладела чужим велосипедом, затащила его на горку и с разгона въехала  между ног выходящего из церкви пресвитера. Раскоряченный  священник  орал , что «яблоко от яблони…, что «судим  каждый по делам своим», и что «блаженны только чистые сердцем».  Опозоренная  бабушка упаковала мою голову в белый платок,  и вернула родителям на перевоспитание.
Я ехала на тот самый заросший бурьянами  и виноградом   дачный участок  и понимала, что с воспитанием моим  родители  не справились. В голове вращались страшные картины галдящих болгар, луковых  полей,  картофельных гор,   мозолистых рук и белых платков. Спасти меня от баптистского возмездия могла разве что давно почившая папина мама.
- Эх! Была бы жива моя красивая молодая бабуля. Она-то уж точно не отдала бы меня в рабство или просто спрятала  от всех праведников мира, - думала я и цеплялась взглядом за наклеенные на столбах, уличные  объявления.
- Уж не знаю, услышала ли мои стенания бабуля, или  наконец-то  простил ушибленный велосипедом пресвитер, но автобус  остановился и, перед моим расплющенным о стекло лицом возникло объявление. Я рванула  из  автобуса  и с трудом выдернула застрявшее между дверок ведро.
Объявление гласило:
« Учебно-производственный комбинат Дунайского речного пароходства производит набор слушателей на курсы официантов заграничного плавания».
 Никаких сомнений и размышлений не было. Это был мой единственный шанс избежать тяжкого   труда за кусок хлеба и глоток воды. Я сорвала объявление и, не раздумывая, понеслась по указанному адресу.
В двухэтажном особняке  отдела кадров пароходства  толпились  ярко накрашенные, облаченные в джинсы  и сверкающий люрекс девушки. Гоготали и бесцеремонно разглядывали женщин молодые моряки. Деловито сновали осанистые  мужчины в погонах. Удушливо  пахло коврами, кожей, комиссионкой, пудрой  и французским одеколоном. Пристально  рассматривать столь роскошное общество я не решалась, поэтому быстро  протопала по коридору,  распахнула дверь приемной комиссии, пристроила в угол злополучное ведро и пригладила складки синего платья.
В центре просторного  кабинета стоял стол,  за столом восседали две чопорных женщины в белых блузах  и лощеный пожилой франт. При виде меня представители комиссии  заулыбались  и спросили, чего деточка желает.
Деточка хотела трудиться на благо страны. Немедленно.  Лучше всего за границей и клялась не позорить честь и достоинство советского человека.
- А какими талантами Вы, барышня,  обладаете? - Вдруг поинтересовался мужчина в галстуке с пёстрыми бабочками. Умеете ли Вы петь, плясать или, возможно, Вы  музицируете?
Мне вопрос странным не показался. Это был мой день! И только мой!
- Я умею танцевать! - гордо сообщила я комиссии. Встала в угол, вздернула подбородок  и  стремительно закружила  фуэте. Я пересекла комнату по диагонали, застыла, приложила руку к груди и медленно склонила голову перед восхищенными зрителями.
Комиссию я сразила. Никто не интересовался моими школьными успехами, а зачем им нужны мои танцевальные способности я не спрашивала. Меня внесли в списки курсантов и дали перечень документов, которые я должна принести в отдел кадров пароходства. Это была победа! По дороге домой  я купила винограда, наелась теплых пыльных  ягод и вытерла липкие пальцы о ненавистное синее платье.
- Папа, я записалась во флот!- Не глядя на женскую половину рода, оповестила я.- Я буду официанткой заграничного плавания!
Бабушку откачивали часа два. Меня закрыли в комнате и сообщили, что лишат фамилии.
 Всю ночь родители говорили о вечном,  и  выясняли, кто виноват? и что делать?  А на следующий день папа повел меня на экскурсию в ресторан. Там он  показал мне падших женщин, и сообщил, что  когда-то они служили  официантками.
За столиком у эстрады сидели эффектные  девушки в длинных вечерних платьях. Играла музыка, сверкали разноцветные лампочки. Красавицы  изящно стряхивали пепел   с черных длинных сигарет, тонкими струйками выдыхали дым и пили вино. Мое желание быть  официанткой стало невыносимым.
Отец  заверил меня, что если когда-нибудь, я стану похожа на этих женщин, то он таки  лишит меня фамилии,   заказал  кофе  и  отправился целовать  ручки «падшим девушкам». К моему удивлению папу в ресторане  знали все. Официант называл его по отчеству, музыканты жали руку, а дамы призывно дрожали ресницами.
 От  запаха кофе меня тошнило с шестилетнего возраста. С того самого вечера когда  заботливые родители решили поднять мой гемоглобин и влили в меня пол-литра дефицитного растворимого напитка. Ничто не могло  отвлечь предков  от моего чахлого здоровья, и рвало меня после  бесконечной  кофейной церемонии до  утра. Превозмогая тошноту и детские воспоминания,   я  хлебанула кофе,  и, как взрослая,   побежала на улицу удобрять клумбу рвотными массами.
Папа пришел домой под утро и сообщил маме, что замаскированные под югославских моряков агенты иностранной разведки, спаивали его заграничным пойлом и  пытались  завербовать. Но наш патриотичный отец  ушел от врагов, спрятался  в подвале ресторана и спал там до рассвета, чем напрочь  разрушил коварные  планы шпионов.
Пока папа реанимировал уставший от борьбы с иностранной разведкой организм, я отправилась наниматься в услужение к капиталистам…