Метро - как много в этом звуке

Лайонел Тресиллиан
Как в жизни-то бывает! Написал я сей реферат ещё до 25 мая 2005 г. А в сей день произошло глобальное отключение электричества, если помните… Вот вам первый абзац реферата…
Можете ли Вы представить современную Москву без метро? Думаю, без всяких натяжек, это напоминало бы сюжет фильма ужасов… Представьте: все москвичи пересели бы, в лучшем случае, на трамваи, в худшем… Представили?..
Уж не думал я, что эти слова окажутся пророческими, что многим из нас придётся испытать на себе справедливость вышесказанного…
Так что строительство и развитие метрополитена в России по праву можно считать одной из важнейших страниц в отечественной истории… И в московской истории - в первую очередь…
…Первая очередь… Она была открыта для пассажиров 15 мая 1935 г., и первые месяцы работы в метрополитен ходили, как в музей… Распевали "От Сокольников до Парка на метро"… Что представляло оно собой тогда, в день открытия? 13 станций, из которых 3 располагались на ответвлении, которое сейчас образует начало Филёвской линии - но об этом позже. Примечательный исторический факт - 7 из них меняли свои названия, некоторые - не раз…
Но были изменения и большего масштаба - проектные… По моим подсчётам, количество станций, которые никогда не будут построены, примерно равно количеству вополотившихся в жизнь.. Я не буду брать сейчас проект инженера Балинского при Царской России - хотя он представлял собой огромный интерес: большей частью на эстакадах, подземная же - лишь под центральными площадями ("на Красной, Трубной, Воскресенской площадях и ряде других мест")… Как известно, резолюцией Царского правительства стало: "Г-ну Балинскому в его домогательствах отказать" Вопрос о строительстве метро в Москве встал и через 10 лет, в 1912 году… Но помешала война…
К 1918 г возведение метрополитена приобрело и политический смысл - ещё бы, Москва стала столицей! Более 10-ти лет проект разрабатывался, и вот, в 1931 году наконец-то приступили к строительству опытного участка (к слову, метрополитен в Лондоне к тому времени отметил своё 68-летие)… Но! Претенциозность И.В.Сталина тут неожиданно сыграла положительную роль: "Советское метро должно быть лучшим в мире!" Именно этим разъясняется разница нашего и зарубежных метрополитенов: у них это транспорт для беднейших классов, у нас - для "передового рабочего"…
…С 1931 по 1935 г. было отвергнуто 4 проекта… Если бы тогда был принят какой-нибудь из них (например, где Кольцевая линия предполагалась на 1-2 перегона дальше от центра, чем сейчас - кто знает, как бы выглядела современная схема? История не терпит сослагательных наклонений…
 


…В 1941 году метро могли взорвать… Чуть было не взорвали: "Первый налет гитлеровской авиации оказался особенно сильным. Он нанес повреждения некоторым объектам метрополитена.
Утром 16 октября поступил приказ Л.М. Кагановича "...Метрополитен закрыть. Подготовить за три часа предложения по его уничтожению, разрушить объекты любым способом...".
Днем приказ отменили, метро было разминировано, и в 18 часов 45 минут началось движение от "Сокольников" до "Парка культуры".
Горьковско-Замоскворецкая линия была открыта только следующим утром, так как там уже успели частично демонтировать эскалаторы."

Роль метро в военную эпоху была очень велика: в частности, на станции "Кировская" (с ноября 1992 - "Чистые Пруды") разместились неоторые отделения Генштаба (и, соответственно, станция была закрыта для пассажиров)… А другие станции стали работать в режиме бомбоубежища: с 18:00  движение поездов прекращалось, и москвичи укрывались на ночь (есть фотография - к сожалению, не удалось найти, - станции "Маяковская", выполнявшей в числе прочих такую роль)…
Ну и, естественно, война помешала осуществиться ряду планов, проектов; часть из них была осуществлена позже, другая - в усечённом и видоизменённом виде… А есть проекты,  которые не сбудутся нмкогда…

После войны у "Отца Народов" наступает пик гигантомании - проекты "самого большого стадиона в мире" - им. Сталина; МГУ должен венчать памятник Выссарионовичу… Метрополитену это оказывапется только на пользу…  Начинает создаваться проект самой величественной и пышной линии московского метро - Кольцевой: . Были приглашены лучшие архитекторы того времени, среди которых надо выделить Душкина - именно он проектировал любимые многими Комсомольскую и Новослободскую (да и много других интересных станций)… Проект кольца 1947 г. , как я упомянул выше, отличался от прежнего проекта, 1938 г. (вот и пример несбывшихся вследствие войны планов) - и трудно сказать, какой из них был бы сейчас более полезен… С одной стороны, современное кольцо соединяет все вокзалы, кроме Рижского и Савёловского - самых маленьких вокзалов столицы… Именно через них ранее планировалось провести Кольцевую линию…
С другой стороны, были бы они сейчас такими незначительными, или именно на них бы и сместился пригородный и дальний пассажирооборот? Кто знает… Несомненный плюс прежнего проекта - не пришлось бы, чтоб попасть с какой-то линии на соседнюю, так далеко углубляться в центр - но тогда, в 1947, и конечные были в 1,5 - 2 раза ближе… Эх, кто знает…

Кольцевая линия была завершена в 1954 г. А годом раньше, в 1953 г., умирает И.В.Джугашвили… И к власти приходит Хрущёв. Для архитектуры московского метро наступают чёрные годы… Были отвергнуты прежние проекты станций Рижского радиуса и построены значительно менее роскошные. Впрочем, ещё сохранившие - в особенности ВДНХ - в себе отзвук былой роскоши. В отличие от южного - Калужского - радиуса, где мы видим одни из самых, не побоюсь этого слова, отвратительных станций...
Но преступление Хрущёва не в этом. Под маркой борьбы с излишествами были сняты и отданы на переплавку многие сокровища московского метро… Пример? Пожалуйста. Вот фотография ст. "Измайловский парк"…
 
Видите эту роскошную люстру? Нет её ныне… А жаль…
В московском метро начинается повальное строительство станций-"сороконожек" (у таких станции, как "Войковская", "Преображенская площадь", "Профсоюзная" по соседству - станции-близнецы)…
Проекты рождаются и гибнут один за другим: перспективная схема в этот период изменяется чуть ли не каждый месяц. Один из них - строительство между станциями Сокол и Водный Стадион не одной, а двух станций - Окружная и Посёлок Войкова - не реализовался потому, что было издано неизвестно кому нужное распоряжение - перегоны между станциями не должны быть короче 2,5 (?) км. Пришлось в планы срочно вносить корректировку…

При Брежневе ситуация потихоньку начала выправляться… Хоть большинство станций Ждановско-Краснопресненской (ныне - Таганско-Краснопресненская) линии - по-прежнему, "сороконожки", но они уже не "две капли воды" - немного больше узоров на стенах - и уже есть на чём остановить глаз!..

Но и без архитектурных ляпов не обошлось…
При строительстве станции "Кузнецкий Мост" была проведена в 1973-75 г.г. реконструкция станции (архитекторы Н.А. Алешина, А.Ф. Стрелков). Для сооружения перехода на станцию "Кузнецкий мост и увеличения пропускной способности станции был построен центральный зал, ранее отсутствовавший.
Фрагмент первоначальной отделки сохранился в юго-западном торце станции: Два прохода в центральный зал, отделанные темным мрамором. После реконструкции станция превратилась в невзрачную пилонныю станцию, причем достаточно неудобную из-за значительной длинны пилонов. Остается только сожалеть, что архитекторы не стали сохранять первоначальную стилистику станции, как поступили при аналогичной реконструкции на "Чистых Прудах".

…1980-1990 г.  Это "Серебряный век" русского метростроения… Предвкушение свободы, витающее в воздухе, не могло не отразиться на архитектурном стиле станций… Находятся новые интересные решения (одна "Боровицкая" с её отделкой из красного кирпича - дорогого стоит!) Появляются проекты Хорд (например, Митинско-Бутовской), Большого Кольца, Люблинско-Дмитровской линии, и др… Вместе с тем, это десятилетие знаменуют и печальные события: необходимое закрытие построенных на скорую руку "Ленинских Гор", авария эскалатора на "Авиамоторной", затопление только-только построенного участка "Каширская-Орехово"… И всё же, в этот период станции строятся быстро, они красивы и удобны…

А вот и 1991 наступает. Приносит развал не только Союза и экономики, но и планов, мечтаний… Станции почти не строятся… Бибирево и Алтуфьево в 1991-1995 г., причём Алтуфьево - на редкость безобразно, с недоделками, с лифтом для инвалидов, который вовсе, как оказалось, не призван обслуживать оных, а призван "показать, как будет смотреться подобный лифт в интерьере станций метро" (из официального ответа руководства метрополитена одной моей хорошей подруге)…
С 1995 по 2000 была введена только Люблинская линия, вернее, её южный радиус… И это при том, что ещё по плану 1992 г. к этому времени должен был быть готов и центральный, и ещё много км линий по другим направлениям… Более того! Станцию первоочередного участка Люблинской линии "Дубровка" ждали 3 года, из-за грунтовых вод…
Прошли уже и 5 лет XXI века. Что дают они? Несколько удачных замыслов: принятие решения о пошаговом строительство метро, которое дало нам станции от Пражской до Бульвара Дмитрия Донского… Замена облицовки на "Академической" и "Щёлковской", сразу давшее этим "сорконожкам" вполне симпатичный вид… Открытие станции "Воробьёвы Горы" - и станция сделана на совесть, пол не асфальтовый, а мраморный…
Очень много заманчивых планов… которые, однако, реализуются настолько непрофессионально, что берёт отторопь… Самый главный из них - первоочередная, никому не нужная, прокладка Арбатско-Покровской линии вдоль Филёвской! И это вместо того, чтобы довести метро до Марьиной Рощи, или, тем паче, до Солнцева! Да ещё и, как выяснилось, с умерщвлением проекта станции "Славянский бульвар" и передачи земли супермаркету… Мини-метро в Южном Бутово, все станции которой похожи друг на друга намного больше, чем "сороконожки" - между собой… Строительство монорельса, которое обошлось во столько, сколько хватило бы на 10 линий скоростного трамвая - и работающего сейчас в "экскурсионном режиме" (промежуточные станции до сих пор работают только на выход)…
…И всё же… Какое-никакое, но метро у Москвы есть… И это - величайшее благословение! Так что в следующий раз, спускаясь по надоевшей "лестнице-чудеснице" - оглянитесь! И подумайте - какое же чудо - метро!