Хлеб всему голова. Глава 31

Владимир Галин
                ХЛЕБ — ВСЕМУ ГОЛОВА,  Глава 31.



                В начале сентября состоялся очередной выпуск курсантов  трактористов-комбайнёров. Все они были представлены на суд для условно досрочного освобождения. Из них была сформирована группа, желающих поехать в совхоз «Советский Казахстан» на уборку урожая 1963 года.

           Я оформил очередной трудовой отпуск для того, чтобы возглавить эту группу и лично принять участие в уборке урожая.

           8 сентября согласно моей договорённости за нами заехала совхозная автомашина и я повёз группу в совхоз.

             Дорога от Павлодара пустынная , длинная ,за 200 км. , и утомительна своей примитивность . Это просто накатанная колея по голой степи между пригорками и косогорами.

             Прислана за нами полуторка, оборудована скамейками для перевозки людей, ( с автобусами была проблема) сначала в городе на базе госснаба загрузилась зап частями ,а потом заехала за нами. Я в кабину к шофёру, а ново испечённые механизаторы в кузов, на половину завалено железяками. В первом часу мы от штаба колонии тронулись в путь.

            Сразу за окраиной города начинаются бескрайние степи, испещрённые в разных направлениях накатанными дорогами .  Во время нашей много часовой езды я давался диву, как шофёр угадывал нужное направление и на безликих перекрёстках , которые были не различимы как близнецы братья и сворачивал именно туда , где была усадьба совхоза. В  степи нет никаких ориентиров кроме изредка встречающихся  берёзовых околков.

           По пути к совхозу изредка попадались небольшие посёлки , где пассажиры в кузове начинали стучать по кабине и просили остановиться у магазина сельпо, куда они заходили гурьбой и «отоваривались». После каждой такой остановки находились желающие остаться на этом месте, заверяя мня, что  вот  здесь он более нужен, чем там , куда я их везу.

           Группа была сборная. Ни что их между собой не связывало, каждый был сам по себе. У них всех было одно обязательство передо мной в своих заявлениях они выражали желание поехать именно в совхоз «Советский Казахстан» на уборку урожая.

          После выхода за вахту зоны и получив на руки паспорта, они осознали себя вольными птицами , которые теперь могут лететь , куда захотят. Это у меня было обязательство доставить их именно в совхоз «Советский Казахстан»

         В результате всех этих остановок я не досчитался в своей команде четверых , которые , очевидно, слазили с кузова, когда машина начинала движение. Когда я обнаруживал , что кого-то нет , все оставшиеся молчали или отвечали , что не видели и не знают. Но в целом до совхоза мы доехали благополучно и в 3 часа ночи были на месте.

         Утром мы встретились с директором совхоза  Цымлянским  Петром Ивановичем. Всех приехавших распределили по полеводческим бригадам в присутствии бригадиров и сразу включили в работу. Всех повели на машинный двор, за каждым закрепили комбайн, который надо было привести в рабочее состояние: подключить аккумуляторы, заправить соляркой, залить масло, проверить все узлы , провести необходимые регулировки  и выехать в поле по бригадным станам.

           Осень без проволочек вступала в свои права,с каждым днём удлиняла ночь и всё чаще стала  проливала дожди, словно слёзы по ушедшему лету.

          Посевная компания  всегда происходит при благоприятной погоде, когда с каждым днём становится всё теплее, а уборочная страда всегда сопряжена с ухудшением погоды в преддверие прихода зимы. В проведении сельхоз работ всегда важны сроки , так как годовые изменения погоды не остановишь и не изменишь, а поэтому упустишь сроки , не наверстаешь. А урожай , который кормит всех, получают лишь раз в году.А как известно, что только конец всему делу венец.Пока не осыпалось зерно и не разыгралась осенняя непогода, один день год кормит.

        Во всех целинных совхоза, образованных под бравурные фанфары комсомольских энтузиастов , уже после первой зимы отшутилось не хватка рабочей силы. Бытовая не обустрояность , временные жилищные условия, оторванность от привычной цивилизации, проза рабочих будний, быстро сожгла порох в пороховницах новосёлов и многие из них вернулись в города.Остались лишь самоотверженные и трудолюбивые, которые с детства были знакомы с тяжёлым сельским трудом.

         Рабочих рук не хватало и в совхозе «Советский Казахстан» Поэтому  и меня приняли на работу комбайнёром с одобрением.  На маш дворе и закрепили за мной комбайн СК-3 , который  был на ходу и я без проволочек выехал на полевой стан бригады. Я ещё в 61 году через курсы ДОСАФ получил права водителя авто, но разумеется, практики вождения у меня было кот наплакал.а что касается вождения комбайна, то вообще никакой. Но не зря говорится, что мужество города  берёт.
          Дрожу, но фасон держу. По лесенке в первый раз взобрался на рулевой мостик комбайна, у комбайнов тогда не было кабин как таковых,  Вот тебе руль, педали тормоза и сцепления, рычаги переключения передач и  управления жаткой и железное сидение. Включил  двигатель , мотор взревел, комбайн ожил , передовая свою вибрацию  мне. Сел на сведение, выжал сцепление, включил скорость , отпустил сцепление ,да резко так, что комбайн рванулся с места, жатка за пружинила , раскачивая корпус «степного корабля».

       Пока доехал до полевого стана, освоился. Робость ушла в выхлопную трубу. Бог не выдаст , свинья не съест. Вперёд и с песнями! Нет таких крепостей, которые бы большевики не брали. Доехал благополучно и после обеда начал  косить первую загонку.

         Сидя высоко над землёй за штурвалом комбайна , я чувствовал себя
, мягко говоря,  не в своей тарелке.Мотор ревёт прямо за спиной, всё крутится ремнями передач, гудит и скрежет, дрожит и трясётся. Если идёшь по ветру, то вся пыль  от соломы из копнителя  со спины , обгоняя движение машины, завихряется , застилает глаза , затрудняет дыхание , засоряет уши.

         Не проработал и часа, как начались первые  поломки, устраняя которые я сразу в кровь посбивал пальцы, которые в руках кроме карандаша и пера не держали ни какого другого рабочего инструмента, типа гаечного ключа, зубила, молотка.

         На период уборки была плановым отделом совхоза установлена норма скосить 270 га, а намолотить , сколько Бог даст. А год оказался неурожайным.

       Так начались мои целинные будни , о которых я мечтал ещё школьником, и растянулись на весь мой трудовой отпуск.

        Первый день , 9 сентября я скосил 3 гектара и у моего комбайна на жатке обломался удлинитель, который специально изготовляется из дерева, чтобы при перегрузки сохранить весь остальной механизм жатки. То есть такая поломка предусмотрена заранее и устраняется легко, если под рукой есть в запасе эта «палка»

       На устранение этой поломки мне пришлось затратить пол следующего дня , а когда выехал в поле  лопнул,(порвался) ремень молотилки, а сам барабан стал биться о края.  Не солоно нахлебавшись пришлось возвращаться с поля на полевой стан и вновь заниматься ремонтом.

   Хорошо когда хорошо, а когда плохо, настроение портится, досада и разочарования тяжёлым камнем ложатся на сердце. И мозг сверлит вопрос: «Кому и зачем это всё  нужно?»

           Однако, нет худа без добра. Если бы не было сегодняшнего дня, я бы не осознавал на собственной шкуре, как тяжело достаётся хлеб  прежде, чем он появится на прилавках магазина.

            Частые поломки и трудности их устранения, выматывают силы и портят нервы, а в поле то жара, то холод, то дождь, то пыль, что дышать нечем.

            За три дня физической работы я расклеился по всем швам. У меня болели руки от постоянных ссадин. Почему-то , когда производишь ремонт, то срывается ключ и ударяешься одним и тем же местом. разбиваясь в кровь.Заболели зубы и голова.  От постоянной тряски и физических усилий  стало ломить всё тело . С трудом поднимаются руки  передвигаются ноги. Губы обветрились и запеклись. Голова зудит от грязи из за постоянной пыли и не возможности её вымыть.

          От полевого стана до до села километров 20 . Я не стал возвращаться в село , а остался жить в сторожевом вагончике на полевом стане.

        Свои записи в блокноте делаю при свете самодельной коптилка, какими пользовались в годы войны.В левом  углу от входа в вагончик  приветливо пылает жаром «буржуйка», сделана из железной бочки ,в которых хранится солярка. За огнём в оаге наблюдает сторож старик -казах, который больше спит , чем сторожит. Да и от кого что тут сторожить , если вокруг глухая бескрайняя степь, темень,хоть глаз выколи, и ни души , кроме меня и старика.

         А вчера, когда я ездил в центральную усадьбу за зап частями, ночевать пришлось у бригадира  немца Якова , который сам меня любезно пригласил, так как в общежитии у меня не было места.  На ужин хозяйка подала «диковинный» для меня суп картофельный на молоке и сдобренный дольками круто сваренных яиц. Суп не обычный для меня оказался вкусным и я его уплёл с большим удовольствием.

        Спать уложились рано, потому что и вставать надо с восходом солнца. Закрыл глаза, с хрустом в суставах потянулся в мягкой пастели и с наслаждением замер, а в глазах крутится готовило , расчёсывая и прижимая к косе чахлые стебли пшеницы, которые по наклонной исчезают в молотильном барабане ...И не заметил , как заснул крепким и сладким сном после нервно волнительного дня...

             Когда на утро я уезжал на полевой стан, увиделся с Тасуевым и Винником, которые всё ещё на машинном дворе занимались наладкой своих комбайнов. А энергичный и взбалмошный Кулик уже успешно косил третий день подряд без поломок. Видно, не зря говорят , что везёт тому, кто сам везёт..

            В Павлодаре казалось всё так просто : сел за руль, включил двигатель и поехал! А на деле  оказалось не так всё просто, как казалось., особенно если не имеешь навыков. И вообще работа  есть труд, вернее постоянное преодоление трудностей.

          Если бы я раньше знал в натуре , что такое работа комбайнёра и уборка урожая такого низкого как в этом году. Приходится  в буквальном смысле по зёрнышку подбирать его у самой земли...Не урожай,а слёзы. То ещё не один раз подумал бы , ехать или не ехать. Вот тебе и Гамлет с его -быть или не быть? Вот тебе и романтика — комедия и трагедия , всё в одном флаконе. Вот тебе и , бабушка, Юрьев день!

         Теперь мне более понятно стало ,  как происходило поднятие целины, её радости обретения и горечь потерь. Так « тяжкий млат, дробя стекло , куёт булат».  Первые годы освоение целины  особенно требовали присутствия человеческого духа и устремлённости к намеченной цели. Целина не только закаляла характеры и рождала героев трудовых буден, но и ломала малодушных и корёжила их судьбы. Не мало молодых людей оказалось за колючей проволокой и некоторых из них вот сейчас я возвращал снова целине.

       Весь этот день у мня выдался удачливым. Я весь день без поломок находился в поле и косил с раннего утра до 9 часов вечера. Вернулся на полевой стан уже по темноте с включёнными фарами. Двигатель работал чётко, все агрегаты были исправны, но замучила земля . Из за того , что стебли с чахлыми колосьями были низкорослыми и от земли едва достигали и пол аршина,приходилось опускать жатку до соприкосновения башмаков с землёй, от чего коса срезала вместе с кольями и неровности земли и забивало хедер и требовалось делать остановку, выключать работу всех агрегатов, спускаться по трапу в низ и голыми руками выгребать землю. За 10 часов непрерывной работы мне удалось намолотить полтора бункера зерна. Это где-то около 2 тонн. , что конечно мало, но по нынешнему урожаю даже неплохо.

       Всё познается на практике. И конкретный опыт — лучший учитель  любого дела. К концу рабочего дня я уже наловчился своевременно поднимать жатку и пропускать земляные кочки , чтобы жатка не заглатывала землю . Да и старый комбайнёр во время подсказал, что в таких случаях лучше делать.

          На четвёртый день к  жатве подключились Тасуев и Винник, которые тоже  оставались на ночь на полевом стане и мы все спали в одном вагончике. Между нами установились равноправные, рабочие , товарищеские отношения. Но они ко мне по прежнему обращались на вы и по имени и отчеству. Я для них был уже не  «гражданин  начальник» , а просто  Владимир Анатольевич.

           За длинный рабочий день вне натренированном теле накапливалась  синильная кислота и не ведомая доселе усталость просто валила с ног. И до чего же было приятно наконец оказаться в вагончике, где в углу жаром пылала бочка
 вытянуться на своём плацкарте и блаженно закрыть глаза, прислушиваясь к тишине. Тепло размаривает. Клонит ко сну и ты погружаешься в ночное небытие, а на утро , как новенький, поднимаешься вместе с солнцем, которое вытесняет с полей холод осенней ночи.

           Восход солнца был лучезарный. Его до  серебряного блеска разогретый  диск сиял на голубом небе  не долго. Приплывшие с запада тёмные тучи поглотили солнце и поля померкли.

          С самого утра до  обеда мне пришлось заниматься текущим ремонтом и регулировками. Снова пришлось заменить удлинитель , который приводит из вращательного в поступательное движение косу.

           После замены удлинителя произвёл необходимые смазки всех вращающихся деталей , выправил шнеки и после обеда  я выехал в поле. Едва намолотил пол бункера, как пошёл  ни кому не нужный дождь. И мы все вынуждены были покинуть поле и вернуться на полевой стан не солоно нахлебавшись , с досадой и разочарованием.

           На следующий день работа шла беспрерывно. Я ловчее управлял машиной. Достаточно сказать , что мне ни разу не пришлось останавливаться и выцарапывать землю из жатки. Труд тяжёл пока не овладеешь им, пока не станешь его хозяин , а не слугой.

          Сидя за штурвалом комбайна и думаешь только об одном : «Не подведи, будь умницей, работой исправно, ну что тебе стоит быть хорошей» И проникаешься к машине, к этой куче железа, тёплым чувством  надежды и уважения , как к человеку.

             А за ночь снова над полями собрались тёмные тучи .которые вскоре прослезились и снова зарядил дождик. По всему было видно, что он становится обложным и не собирается скоро покинуть наши поля.

           Воспользовшись непогодой и тем ,что все механизаторы собрались вместе, главный инженер  провёл занятие по технике безопасности. Все комбайнёры, кроме нас, уже вполне зрелые мужики. Крупные , упитанные в теле. По акценту речи видно, что большинство немцы. Ни минуты не могут говорить без отборного русского мата и без добродушных шуток-прибауток: «Наша Эльса борщ  варить не может, а кувыркаться- золотые руки!» Ха-ха-ха!

              Вечером , перед возвращением на центральную усадьбу по домам , учётчик бригады после короткой речи по итогам пяти днёвки  лучшему комбайнёру вручил переходящий Красный вымпел. Все похлопали победителю соцсоревнования.  Сели в кузов полуторки и уехали по домам, а мы остались на полевом стане
           В очередной день , едва за оконцем вагончика забрезжил утренний рассвет . Мы все проснулись разом, но продолжали лежать. Вчерашний дождь шёл всю ночь, мерно барабаня по железной крыши вагончика, а сейчас он превращается в туман, так низко опустились тучи и поползли по земле.

          Тасуев и Винник натянув на головы одеяла , снова заснули, а мне не спится. Одолевают мысли о доме и работе, где, я знаю, ждут меня , да я и сам испытываю жажду встречи.
 
         Такая досада, ни Богу свечка, ни чёрту кочерга! Кто знает, когда наладится погода прекратится этот ни кому не нужный дождь, когда проветрится нива и просохнет земля  и можно будет возобновить работу , а не лежать вот так, отдавливая себе бока на жёстких полках. Хорошо, что в вагончиках есть радиоприёмники на батареях и можно слушать и последние известия и музыкальные передачи.

       А как там дома мои родные малыши, по которым  я стал скучать сразу после расставания. Да к тому же в день моего отъезда Саша жаловался на боль в горле. А тут этот постоянный дождь . Сегодня даже стало капать мне на подушку, видно проржавела давно не крашенная крыша.

         Небо посветлело к 10 часам утра. Сильный ветер и яркие лучи солнца к полудню просушили ниву . Из центральной усадьбы приехали комбайнёры и после обеда все комбайны загудели , как трудолюбивые пчёлы и ринулись в поле и айда косить, кто больше!

           Мой комбайн шёл хорошо , без поломок и запинок. Глаза и руки стали опытнее . Жатка даже начала выстукивать плясовую мелодию: «Тата, тата, та-та-та!» За полдня успел намолотить 2 полных бункера зерна пшеницы. В 8 часов вечера уже становиться темно и продолжать косить становится затруднительно, поэтому решили, что лучше завтра начать  спозаранку.

          Даже маленький трудовой успех окрыляет и радует. Если дело пойдёт и дальше так, как сегодня , то я смогу даже кое-что подзаработать , что весьма будет к стати. И я смогу своим макарятам привезти подарки.  В жизни каждого человека важно быть классным специалистом, быть успешным на работе, занимать активную гражданскую позицию и иметь заслуженный авторитет в обществе.  Всё это так, но самое главное — быть достойным мужем, хорошим отцом. Ибо через детей ты передаёшь бесценную эстафету жизни , эстафету бессмертия рода человеческого, которая в свою очередь досталась тебе по великой счастливой случайности.

        Слава богу, природа народила меня здоровым родительским инстинктом , который заставляет меня ради благополучия своей семьи преодолевать все трудности на жизненном пути.
             Когда мы вернулись с поля, на полевом стане , кроме нас  уже никого не было.  Дружба и товарищество в совместном труде  креп нит с каждым днём. Вчера ещё разделяла не видимая стена отчуждения, а сегодня мы вместе работаем, вместе моемся от пота и пыли, вместе едим из одного котла, вмести спим в одном жарко натопленном вагончике. Всё у нас вместе , только мысли и устремления разные. Мои теперь уже -напарники, быстро засыпают, а я ещё делаю записи , размышляю, как там Галя управляется с детьми без меня , и молю небо, чтобы завтра была хорошая погода.

           Всю ночь за тонкими стенками вагончика  неистовствовал холодный ветер. Его злобные порывы время от времени перевернуть вагончик вместе с нами. Мне приснился тревожный сон. Здание Беловодской школы , в которой в своё  время мы оба с Галей учились , заражено ядовитым газом и поэтому все его покинули.  Когда я прибежал домой, Гали на месте не оказалось. Она ,якобы, рожала второго сына. Потом с директором Цымлянским поехали с ним на его тарантасе в поле, а оказались на водяной мельнице Беловодска, около БЧК-(Бльшой Чуйский Канал), выкопанный в ручную во время войны.  На мельнице были родители Гали. Потом чья та квартира с выбитыми стёклами в окне.   А дальше разная каша каких-то событий, которых не возможно вспомнить после пробуждения.

           Утром всё тот же северный ветер нёс над степным раздольем рваные волы чёрных туч.

            Мы втроём выехали в поле раньше всех и уже к обеду я и Тасуев закончили косить на старой загонке и переехали на другую .Здесь посевы пшеницы оказались более рослыми с большим колосом, а само поле выравнено. Машины работали чётко, без сбоя. Каждый из нас скосил не меньше гектар по 15-18 и намолотили по два с половиной бункера зерна.

         В 3 часа дня повариха Эльза привезла обед прямо на пашню. Мы заглушили комбайны и уселись под ними. Горячие щи и гречневая каша со свиными шкварками  были как никогда к стати! От много часового физического труда и напряженного внимания за работой всех узлов и агрегатов тело наливалось свинцовой тяжестью всё тело. Передохнув не более полчаса , мы продолжили косовицу.

         По возвращению на полевой стан сторож сообщил мне, что приезжал зам директора и передал для меня телеграмму, в которой Галя сообщала , что к нам  в Павлодар приехал отец Иван Николаевич и просила приехать повидаться.  Мне пришлось на 3 дня прервать работу и съездить на встречу с отцом.

        Наша встреча прошла тепло и радостно. Отец был очень доволен тем, что я всё бросил и приехал повидаться с ним.  А Галя -мой друг , товарищ и жена  была просто счастлива,как и я. Сашик ещё был в больнице , но уже шёл на поправку.

       Дома меня ждала и волнующая новость . Галя рассказала, что на второй день после моего узда меня искали из управления с намерением назначить начальником колонии по рекомендации Аничкина , который оформляется на пенсию. Я дал своё согласие, но не стал ждать окончательного решения и вернулся в совхоз для завершения своего трудового отпуска.

        И вот 17 сентября я снова на полевом стане , который стал страничкой  моей биографии , моим новым долгом, который мне хочется довести до конца, до завершения  жатвы. Назвался груздем, полезай в кузов.

          За время моего отсутствия Тасуев скосил ещё 60 гектар , а неутомимый Кулик идёт в передовиках бригады. А вот у Винника дело не заладилось с первых дней. Ему попался такой комбайн ,который постоянно выходит из строя.  Или же он сам такой невезучий. На него жалко и неприятно смотреть.

          Утро нового дня я начал с мелкого ремонта: переставил палец на жатке и заменил фартук. До обеда скосил 8 га , а намолотил только 11 центнеров .Это не урожай, а слёзы . При посеве  семян на гектар затрачивается вдвое больше, чем собираемый урожай.

             После обеда я ещё скосил 7 гектар и разбилось решето. На следующий день с ремонтом решета провозился до обеда.и это ещё спасибо бригадиру Яше, который привёз новое. Я поставил себе цель обязательно скосит не меньше, чем 100 га. И тогда вернуться домой.

             Во время обеденного перерыва на полевой стан приезжал главный инженер совхоза мельник Иван Степанович . Был он в стельку пьян. Ни стыда, ни совести. Залил глаза и «тары бары растабары» вместо того , чтобы улучшить снабжение запасными частями .И ещё взялся рассусоливать о важности работы по спасению урожая.Вот она оборотная сторона медали. Человеческие пороки неистребимы.

              Комбайнёры в свою очередь  при каждом удобном случае не прочь похалтурить и о  потерях урожая мало беспокоятся. А впрочем,это их руками сеются и убираются хлеба.

             С заходом солнца комбайны возвращаются на полевой стан, а на полях продолжают рокотать трактора, повинуясь правилу- комбайн с поля, плуг в борозду. Так начинается новая страда за будущий урожай.

          В ночном рокоте гусеничных тракторов есть что-то задушевное, поэтическое, приятное, волнующее душу , вселяющее уверенность в завтрашнем дне. Будет хлеб, будет и пенсня!