20. Филиппино Липпи. Портрет юноши

Владимир Морозов 5
ИЗ СБОРНИКА "РАССУЖДЕНИЯ О ЖИВОПИСИ".


            ГЛАВА - 20. ФИЛИППИНО ЛИППИ. "ПОРТРЕТ ЮНОШИ".


            Мне эта вещь интересна тем, что в ней очень наглядно виден рубеж между искусством средневековья и искусством последующих времён. И как всякий рубеж, как всякий переход, он несёт в себе и различие нового и старого, и их соединение.

     Искусству средневековья характерен религиозный символизм. В 15-ом веке начинает усиливаться внимание к мирской реальности. Посмотрите на этого юношу. Это уже реализм или ещё символизм? Безусловно, это переход к живому человеку, но исполненный ещё в манере строгого символизма.

     А что в этом плохого? Кто сказал, что это нельзя соединять? Наоборот, это соединение как раз и придаёт портрету впечатляющую особенность

     То ли художник ещё не окончательно ушёл от старой манеры, то ли он намеренно соединил высокую духовность символа с изображением обычного человека, но результат получился сильным.

     А почему бы и в самом деле не использовать такой приём в творчестве, - объединять достижения искусства разных эпох? Разумеется, при том условии, что это даст нужный художнику результат.

    

            Художник, по-моему, обязательно должен хорошо знать достижения всех эпох, а не замыкаться только в том, что модно в его время. Это справедливо для любого вида искусства. Но вот некоторые сегодняшние авторы осмеивают творческие манеры прошлого. Они любят козырять словом "современность". "В искусстве должна быть современность, а не старьё", - говорят они.

     Но ведь суть слова "современность" не в его грамматическом корне, как обычно бывает, а в приставке. Весь смысл - в приставке "СО". Совершенно не важно, насколько далеко отстоит от нас та или иная эпоха или художник. Если сохраняется это "СО", то сохраняется и СОвременность. А от чего зависит это "СО"? Интересный вопрос. Ну, уж во всяком случае не от количества прошедших лет.

     Смотрю на этот портрет. Ему более 500 лет. Но я никак не могу сказать, что он устарел как произведение искусства.


            Лучшие достижения средневекового символизма проявляются здесь в подборе цветов и в их простой чистоте, в возвышающем ракурсе, при котором изображаемый смотрит на нас как бы сверху вниз, в строгой раме за его спиной, придающей всему изображению суровую сдержанность, и наконец, в подчёркивании контура головы фоном далёкого и чистого неба. Такими приемами художники средних веков передавали величие и святость изображаемых ликов.

     Влияние же новой эпохи, - эпохи культа свободного, мыслящего и деятельного человека, - мы ясно видим во взгляде и чертах этого юноши. Смелый, гордый взор, - даже с некоторым вызовом, внимательный ум и тонкая развитость чувств, уверенная осанка, строгая воля.

     И становится совершенно ясно, что именно чистые краски, ракурс, прямые линии фоновой рамы и одухотворяющая даль синего неба помогают лучше передать внутренний мир этого человека. Так наработки прежних мастеров помогают решать новые задачи.

     Юноша красив. Но благодаря этим художественным приёмам нам прежде всего бросается в глаза не внешняя, а именно внутренняя его красота. Разве не так?

     Невольно вспоминается замечательный афоризм: "Человек тем красивее, чем красивее его цель."