Встречи земляков с известными людьми

История Малой Родины
   В рассказе о своей семье жительница города Электроугли Алла Павловна Бобынина поведала о том, как её мама спела с солистом Большого театра.

***
   Моя мама, Капитолина Николаевна, родилась 1909 году в Каменке, в семье Акулины и Николая Семёновых. Мой дедушка служил управляющим имения Бруновых, а бабушка занималась домашним хозяйством. Дом Семёновых стоял на улице Маяковского, недалеко от Центральной. Теперь на этом месте находится четырёхэтажный многоквартирный дом с кафе на первом этаже. Николай Михайлович и Акулина Тимофеевна вырастили четырёх дочерей: Антонину, Александру, Елизавету и Капитолину. Все девочки пели в церковном хоре, а две младшие, Елизавета и Капитолина, были солистками.

   Мама рассказала однажды, что в 1925 году на праздничную службу в храм Святой Троицы в Каменке приехал из Москвы протодиакон Максим Михайлов. Он обладал голосом удивительной красоты, а сам был человеком статным, высоким. Мама знала заранее, что будет петь вместе с ним, но когда увидела такого богатыря, она, худенькая как росточек, оробела и затрепетала. По рассказу мамы, регент увидел смятение молодой солистки, показал ей кулак и тихо сказал: «Крепись и пой!». И мама спела, преодолев волнение. Все прошло хорошо.

   В 1930 году протодиакон Максим Михайлов оставил служение, не снимая сана, и поступил в оперную труппу. Через два года Максим Дормидонтович стал солистом Большого театра, в 1940-м ему присвоили звание народного артиста СССР. А мама к тому времени вышла замуж, работала бухгалтером. Когда от производства организовывали поездки в Большой театр, старалась послушать оперы с участием знаменитого баса: «Иван Сусанин» Глинки, «Борис Годунов» Мусоргского, «Черевички» Чайковского и другие. Увидев Михайлова на сцене, мама с улыбкой говорила: «Теперь я по одну сторону рампы, а он – по другую».   


***   
   Говорковы приехали в наш город в 1945 году. Но как увлекательно читать рассказ Юрия Николаевича Говоркова о жизни главы семейства, Николая Говоркова, которого до сих пор помнят и уважают электроуглинцы. В 1930-х годах Николай Алексеевич был в командировке на автозаводе Форда в Детройте, а по пути на другой континент познакомился с известными писателями Ильфом и Петровым.

***
   Мой отец, Николай Алексеевич Говорков, родился 3 января 1907 года и был четвёртым, младшим ребёнком в семье. В 1921 году по окончании церковно-приходской школы Николай поступил в Макарьевскую профессионально-техни¬ческую школу, получил среднее образование и квалификацию слесаря и чертёжника. Стремление к дальнейшему образованию привело его в Москву. Полгода, не имея средств к существованию, он стоял безработным на бирже труда, ночевал в ночлежках. Обитатели спали на деревянных топчанах, документы и деньги клали под рубаху, всю одежду надевали на себя, а обувь для сохранности ставили под ножки топчана. Но воровской люд был изобретателен. Среди ночи раздавался истошный крик: облава! Посетители испуганно вскакивали и бросались к выходу. Однажды и Николай проснулся от такого крика. Побежал к дверям, но на середине пути опомнился: документы в порядке и паспорт имеется. Вернулся, а ботинок под топчаном не оказалось. Пришлось на рынке покупать другую обувку.

   В конце 1920-х годов мой отец, работал чертёжником в Металлотресте, окончил рабфак при заводе «АМО». Для поступления в вузы отдавали предпочтение абитуриентам рабоче-крестьянского происхождения. Николаю рекомендовали техникум. Заступился профессор математики, заявив, что не даст рекомендации для поступления в институт никому из выпускников, если Николая не допустят к вступительным экзаменам в вуз. И Говоркова допустили к экзаменам, которые он успешно сдал.

   Мой отец, работая техником на автозаводе «АМО», окончил Московский автомеханический институт им. Ломоносова. В 1935 году с группой специалистов поехал в загранкомандировку в США. Советские инженеры наблюдали за выполнением заказа на оборудование для Московского автозавода и изучали специфические вопросы машиностроения на заводе Форда в Детройте. До Нью-Йорка делегация добиралась из Гавра на трансатлантическом лайнере «Нормандия», где Николай познакомился с писателями Ильфом и Петровым (в одном из рассказов они упоминают о молодом инженере Говоркове). В 1936 году после загранкомандировки Николая Алексеевича назначили руководителем группы по переводу выпуска автомобилей на конвейерные линии и проектированию подъёмно-транспортных машин.

   В 1937 году отец женился на Елене Антоновне Шевелёвой, моей матери. В 1938-м у них появился первенец, который вскоре умер. В 1939-м у них снова родился мальчик, и его в честь дедушки нарекли Алексеем. Когда в мае 1941 года родился сын Юрий, по личному указанию директора автозавода И.А. Лихачёва семье Говорковых выделили квартиру в доме-новостройке на Велозаводской улице, неподалёку от метро «Автозаводская», что было большой удачей и наградой за производственные успехи.

   В первые дни Великой Отечественной войны отец вступил в народное ополчение, участвовал в создании заградительных сооружений на подступах к Москве. Одновременно он готовил завод к эвакуации, а на освобождающихся площадях налаживал выпуск миномётов, автоматов ППШ, мин и реактивных снарядов для легендарных «Катюш». В декабре 1941 года семья вместе с заводом эвакуировалась на Урал. В Миассе строили новый автозавод «Урал-ЗИС».

   В апреле 1945 года Говорковы возвратились в Москву. Но их квартиру заняли другие жильцы, и Николай Алексеевич принял решение переехать в посёлок Электроугли, где ему предложили работу в Кудиновском машиностроительном техникуме, а, главное, жильё. По инициативе Н. А. Говоркова в техникуме получила большое развитие специальность «Подъёмно-транспортное машиностроение». Умер Николай Алексеевич 25 января 1956 года в день св. Татьяны, покровительницы студенчества.