5. Самодельная полу акустическая гитара. Корнев Ил

Илья Корнев
Я намерен теперь дать полное, с мое точки зрения описание того, что происходит с звуком внутри как полу акустики, так и любого инструмента с полым корпусом. Так вот рейки, а их два типа и, как правило, поперечные это рипы, а более тонкие это пружины. Последние располагаются как пальцы на растопыренной руке, и они тоньше рип. Пора дать средние размеры и рип и пружин, тем более, что  я узнал, из Интернет, что аналогичное сечение они имели и у старинных гитар, как и у скрипок. Нашел в Интернет чертежи корпусов скрипок Паганини например.
1. поперечные рейки- рипы, что идут поперек корпуса имеют в среднем сечение у большинства гитар 10х15 мм!
2. Короткие рейки- пружины, что идут на систему веер под струнодержателем имеют сечение поменьше и они в два раза примерно ниже. В среднем их сечение 8х8 мм.
Систем расположения пружин множество. И они довольно сильно разняться. Но три, четыре рипы, расположенные параллельно друг другу и сейчас ставятся на большинство гитар. Но так как вы почувствуете сам, как построите свою первую, не важно акустику или полу акустику, что струны между собой как- то не дружно ведут. Может одна или несколько струн выбиваться из общего строя. Может например, какая то струна не заводиться, звучать глуше или тише остальных! Значит на том месте под струной этой нужно дать свободу верхней деке, а для этого и существуют отработанные за века расположения рип и пружин. У каждого мастера или производителя гитар свои секреты!

А теперь мое соображение.

Помните, я высказал предположение, что звуковая волна выталкивается как вода из зажатого шланга, с силой. Так вот для этой цели  у гитар в корпусе служит форма пружин и рип. У некоторых гитар рипы имеют постоянное сечение 10х15 мм по всей длине, но все качественные гитары на рипах имеют срез, что идет примерно с четверти длины рипы и переходит на краю рип в сечение 10х5 мм. А это мое личное соображение. Этот срез рип влияет на отдачу толстых струн или по простому на громкость звучания 4, 5, 6 струн. Но такая же рипа, с небольшим смещением относительно рипы на дне приклеивается к верхней деке. То есть воздух более разряжен к стенкам корпуса и за счет большей высоты в центре он сжимается, компрессируется и естественным, за счет более узкого прохода между рипами в центре, выходит в С СИЛОЙ в голосник! Полная аналогия с поливочным шлангом. Если посмотреть на рипы при частично оторванном дне это бросается в глаза! Сечение, просвет между рипами у дна напоминает бублик,  большего диаметра, чем просвет между рипами в центре. Кроме того, звуковая волна, проходя между тремя, четырьмя рядами рип, и удлиняет таким образом свой путь к голоснику. Что должно дать более длительное звучание инструмента в целом. Его певучесть. Так что расположение рип, чем то напоминает батон колбасы, пережатый в нескольких местах бечевкой!

Второй вопрос, что меня занимал, как расположены рипы в гитарах, когда перед глазами есть несколько расклеенных гитарных корпусов дома и достаточно гитар с фотографий на процессе реставрации с сайтов в Интернет. Как то я посмотрел на первую Шиховскую гитару и пришел к убеждению, что вроде бы рипы сдвинуты на верхней деке относительно дна примерно на 1-2 см.  Но после того, как я посмотрел и зарисовал расположение рип на других гитарах, тех же Шиховках, то понял, что системы нет!  А это просто разброс при склейке копрусов. Но возможно, и это, скорее всего,так и есть, что  каждый мастер клеит рипы по своему разумению, исходя из своих представлений о конечном результате, а точнее о звуке готовой гитары, а после по месту в контр обечайках делает вырезы для кончиков рип. Так что при массовом производстве, уверен в этом, пружины и рипы приклеиваются довольно хаотично.

На разобранных мной акустиках конкретная верхняя рипа относительно  соответствующей на дне были приклеены как со смещением до 2 см, при чем как в сторону дна гитары, та и в сторону грифа. А большинство приклеено просто относительно крест на крест под небольшим смещением примерно в те же 2-3 см. Кроме того из того же Интернета мне стало известно, что  существовало до 10 типов приклейки рип и пружин.

Но все же на сборочных чертежах современных акустических гитар, рипы приклеиваются со смещением примерно в 2-3 см и параллельно, а разброс у Шиховских гитар в приклеенных рипах это нестабильность производства. Это мое мнение. Я там не работал, но Шиховская фабрика с год, как заработала вновь и выпускает те же модели гитар. Легендарные 12.5 рублевки…. И то ладненько. Все- таки старинная технология, хоть и по ГОСТ.