Интервью журналу Литературный клуб

Александра Плохова
 
Это интервью Литературному клубу было опубликовано в ярком, красочном глянцевом журнале «Литературный клуб 2015» в слегка сокращённом варианте. Три полных страницы (текста и фотографий)! Благодарю редакцию журнала за щедрый подарок! Конечно, смущена таким вниманием к моей скромной персоне. Увы, такова доля лауреата любой премии.
   
   
1. Как повлияло публичное признание на Ваше творчество?

- Публичное признание – понятие хрупкое: сегодня оно есть, а завтра может исчезнуть.
Публичное признание очень приятно, но и ответственно. Им следует дорожить, чтобы не оказаться неблагодарным человеком по отношению к Высокому Жюри, экспертам, читателям, которые проявили к тебе внимание, заметили и отдали предпочтение.
Публичное признание – требовательно: оно требует постоянного подтверждения твоего нового статуса, статуса лауреата премии.
А так как мне выпало на долю принять бремя лауреата, я взялась за приведение моих произведений в порядок: небрежность, ошибки, опечатки не допустимы в работе.   
Отредактировав часть повестей и рассказов, объединённых единой темой, я составила книгу, продумала её композицию, представила, как должна выглядеть обложка и обратилась в издательство. 
Книга вышла в конце 2013 года в Москве, в издательстве «Авторская книга».
Книга называется «Свет незабываемых встреч». Она свидетельствует о том, что полученная мной премия (её денежная часть) не пропала втуне, что я не «зарыла её в землю». Исполнилась моя мечта поведать читателям о талантливых личностях, с кем мне посчастливилось в моей жизни встречаться, или дружить, и, что было особенно важно для моей души, отдать им мой долг благодарности и любви. Они озарили светом своей жизни и творчества сумрачный двадцатый век и сохранили честь и достоинство в весьма неласковые к ним времена.
Появились в мечтах моих и новые проекты.

2.        Ожидали ли Вы, что будете оценены Высоким жюри или получение премии стало для Вас неожиданностью?

Нет, не ожидала. Свою работу я отправила на конкурс в самые последние дни приёма, даже не помышляя о премии, уступив настойчивому совету моих близких и своему тайному желанию увидеть свое произведение в роскошно изданной книге НАСЛЕДИЕ. Такая редкость в наше время, и такое дорогое удовольствие прекрасно оформленная и отлично изданная книга! Решилась не сразу – сомневалась: достойно ли моё произведение быть облачённым в благородное тёмно-синее бархатистое одеяние с золотым гербом Дома Романовых?

3.        Что Вы чувствуете, получив высокую оценку Вашего творчества?

Удивление, смятение, смущение, огромную благодарность Высокому Жюри, экспертам, организаторам конкурса. И особую благодарность Е.И.В. Великой Княгине Марии Владимировне, под попечительством которой состоялся конкурс в ознаменование важного исторического события в жизни России - 400-летия преодоления Смуты, восстановления Российской Государственности и всенародного призвания на Царство Дома Романовых!

4.   Чем Вам запомнилась церемония?

Этот вечер запомнился торжественностью и одновременно - демократичностью. Присутствием Высоких гостей. Редкой атмосферой доброжелательности.
Особенностью этого замечательного вечера был порыв, душевный порыв единения зала, приветствующего почтившую наш Литературный клуб своим присутствием Е.И.В. Великую Княгиню Марию Владимировну. Тронула предваряющая церемонию награждения тёплая, проникновенная речь ЕЁ Высочества, обращённая к участникам конкурса. Затем последовали краткие выступления членов Высокого Жюри, рассказавших о трудностях выбора лучших произведений, - так много было прекрасных сочинений, стихотворных и прозаических. Шутливые сетования на эти трудности со стороны некоторых членов Жюри разрядили улыбками официальную обстановку.
И далее в атмосфере уюта и доброжелательности началась церемония вручения дипломов финалистам конкурса, завершившаяся вскрытием конвертов и оглашением имён лауреатов, и вручением им дипломов с автографом Её Высочества Великой Княгини Марии Владимировны.
Неожиданным подарком для лауреатов явилось награждение Императорской памятной медалью «Юбилей Всенародного Подвига. 1613-2013». Каждая медаль имеет номер и Свидетельство на право ношения с указанием имени награждённого. (Передаётся по наследству).
Я до сих пор нахожусь под впечатлением от моего краткого, выпавшего на мою долю, волнующего общения с ЕЁ Высочеством Государыней Марией Владимировной, от её обаяния, приветливости, улыбки. 
Я сердечно благодарю Е.И.В. Великую Княгиню Марию Владимировну за внимание к моей скромной персоне, за добрые слова, обращённые ко мне, за вручение мне диплома лауреата Конкурса «Наследие» и памятной медали!
Для меня лично и моего сына, сопровождавшего меня, исторический День 12 мая 2013 года останется в памяти навсегда, как соприкосновение с Историей России, как неожиданный подарок встречи с Главой Императорского Дома, которому исполнилось 400 лет.
Хотелось бы от души поблагодарить Литературный клуб, организаторов великолепной церемонии, приложивших немало усилий для достойной организации этого незабываемого праздника, во всех смыслах исторического события!
Огромное спасибо!
 
5.        Как Вы относитесь к самой идее премии?

Положительно. Тема конкурса – «Наследие» - многозначна и неисчерпаема, и для поэтов и писателей это большой простор для размышлений и творчества, для проявления своей личности. Мне кажется, что премия может стать стимулом развития писательской деятельности автора. Он обретёт уверенность в себе. У него появится желание творить лучше. Его жизнь станет ярче.

.6. Есть ли у Вас какие-то пожелания на будущее?

Чтобы продолжались конкурсы «Наследие» и впредь!

7. Что Вы можете пожелать будущим конкурсантам?

От всего сердца желаю успеха и удачи! 
А ещё: чтобы произведения, посылаемые на конкурс, были в русле исторической темы «Наследие», связаны теснее с Историей России.

8.        Кто или что повлияло на Ваше творчество?

Родители, конечно. Окружение семьи, моё личное окружение, мои друзья. Отдельно надо сказать спасибо моему двоюродному брату Александру, который был старше меня. Он был моим первым учителем.
 Чтение вслух с раннего детства в кругу семьи, в кругу друзей.  Это очень объединяет, помогает взаимопониманию, укрепляет семейные и дружеские отношения. И эта традиция нашего дома передаётся из поколения в поколение. Продолжается и сегодня. Надеюсь, не прекратится и впредь.
Книги меня очень влекли. И когда случалось, я простужалась в школьные годы, домашняя библиотека была к моим услугам. В девять лет я прочла Гюго «Собор Парижской Богоматери, дореволюционное двухтомное издание Шекспира в переводе Щепкиной - Куперник. В 12 лет открыла для себя Диккенса: смеялась, читая «Записки Пиквикского клуба», плакала, читая «Домби и сын». Пересказывала прочитанное своим подружкам – так хотелось поделиться! Зачитывалась Бажовым, Пришвиным, Паустовским.
 
9.        Почему Вы начали писать?

Я задумалась о том, как пишутся книги очень-очень рано, когда обнаружила с удивлением и радостью великой, что я САМА (!), и не вслух по слогам, а про себя, прочитала сразу две тоненькие книжечки, подаренные мне в День рождения папой. А исполнилось мне 4 года.  Это был рассказ Льва Толстого «Бишка» и украинская сказка «Тарасик-Телесик». Я не просто читала, я оказалась внутри этих книжечек: я была Бишкой, я была Тарасиком, я боялась Бабы Яги и одновременно жалела её.
Я выдумывала ужастики, когда меня укладывали спать, и сама же пугалась выдуманных персонажей – летучих мышей, ворон, страшной Буки - Дюдюки, живущей в вытяжной трубе белоснежной изразцовой печи за золотой заслонкой, которая время от времени открывалась золотой цепью для проветривания комнаты. И тогда там внутри чернотой зияло отверстие вытяжной трубы.
Когда не стало моего отца, в одном из ящиков его письменного стола я обнаружила свои первые «произведения» - стихи, рассказы, кроссворды и рисунки.  Это был самодельный журнал, который «издавали» две маленькие девчонки (я - 9-ти летняя и сестра, полутора годами младше меня. Назвали его «Светлячок», не постеснявшись «слямзили» название детского журнала времён детства нашей бабушки. Это было первое моё творение.  И папа хранил «самиздат» своих детей много лет.
 Писать хотелось всегда, но учёба, работа и домашние заботы не давали такой возможности.
В институтские годы помогала папе: считывала гранки его книг по бурению и корректировала, выявляя опечатки и ошибки. Однажды, будучи в Библиотеке имени Ленина, я заглянула в картотеку, чтобы убедиться, что папины труды ТАМ хранятся, и обнаружила не только папины книги, но и книги разной научной тематики, авторы которых носили фамилию Плохов.
Но, самое интересное, что меня взволновало, - мистическое открытие моей однофамилицы - Александры Плохово (с древним окончанием фамилии на «о»)! Я сделала заказ и получила до бахромы зачитанный, сентиментальный роман начала девятнадцатого века.
Интересно и другое: занимаясь позже исследованием своей фамилии, я найду сведения о родословной этой девушки - писательницы, которая в замужестве получит фамилию Стромилова.
Мысль о не случайности совпадения имени и фамилии будет преследовать меня подсознательно и приведёт к тому, к чему я всё-таки пришла: я стала писать!               
Преподобный Нектарий: “Прежде чем начинать писать, обмакните перо семь раз в чернильницу”.
 
10.      Кто из писателей (поэтов) является для Вас авторитетом?
 
Вопрос очень трудный. На каждом этапе жизни я открывала новые имена писателей, как прозаиков, так и поэтов, которые долгое время занимали моё воображение. Они по сей день со мной, в моём сердце.  Это в основном классики, русские и иностранные. Список достаточно велик.

12.      Как их творчество повлияло на Ваше?

И на этот вопрос трудно ответить. Надо подумать!
Конечно, творчество классиков оставляет след в душе и в сердце, который бессознательно для автора, проникает в произведение, преображаясь, испытывая метаморфозы, в зависимости от характера произведения, стиля, его композиции, сюжета, характера его персонажей, а ещё, я думаю, в немалой степени от душевного состояния в процессе работы самого автора.
Возможно, в какой-то степени, моему душевному настрою близок Алексей Николаевич Толстой. Люблю Толстого Алексея Константиновича. Восхищает Лев Николаевич Толстой и одновременно подавляет своей мощью, своим авторитетом, от которого опускаются руки.
 
11.      Вы по профессии… Как Ваша писательская деятельность взаимодействует с  другими сферами Вашей жизни?

Я окончила в своё время Московский институт химического машиностроения по специальности «Приборы управления и контроля химических производств». Работала в НПО «Химавтоматика». Мои заслуги: авторское свидетельство за разработку прибора - Термохимического анализатора водорода и авторское свидетельство за усовершенствование узла в системе автоматического регулирования, предназначенной для оборонной промышленности.
 
Моя писательская деятельность вполне согласуется с домашней сферой жизни благодаря поддержке членов моей семьи, их заботе и помощи.  Дети – мои читатели, слушатели и насмешники. Им – моя любовь и благодарность!