Мир фото. Неписаные законы
Автор Валентин Гуков: в профессиональной фотографии более 50 лет, автор множества фотоизданий, 25 лет руководил международной школой фотоискусства (1989-2015 гг.), президент Лиги фотохудожников Рекламы, член Союза фотохудожников России, член Союза писателей. Автор оригинальной книги "МИР ФОТО.Неписаные законы". Подробности www.fotoliga.ru
Оглавление
Предисловие
ФОТО-АФОРИЗМЫ
1. Принципы и цели фотографии
2. Фотоискусство
3. Психология и мораль в фотографии
4. Политика и фотография
5. Время и История
6. Условия фотографии (пространство и свет)
7. Фотография природы
8. Портретная фотография
9. Эротика и фотография
10. Фотограф
11. Фотоснимок
12. Советы по фотосъемке и безопасности
13. Зритель фотоснимка
14. Фотоэкономика
15. Фотоюморизмы
ПРЕДИСЛОВИЕ
Венцом мировоззренческой и художественной литературы была и остается афористика: выражение мудрой мысли в неожиданной, парадоксальной и образной литературной форме. Афоризм озадачивает спокойный ум и, побуждая к размышлению, способствует углубленному познанию.
Удивительный факт! Ряд классических афоризмов имеет прямое отношение к фотографии. Мир фотографии, как рукотворное «Зеркало Бытия», по праву стал излюбленным объектом афористики, как серьезной, так и ироничной. Каждый афоризм по фотографии фактически имеет отношение к определенной закономерности или принципу фотографии.
Появление данной рукописи обязано повышенному интересу моих любимых учеников к афоризмам по фотографии и, прежде всего, к мудрым изречениям классиков фотографии.
Проект книги «Фото-афоризмы Нового Времени» представляет собрание более 110 фото-афоризмов на актуальные темы современной фотографии, созданных автором настоящей книги в процессе 25-летнего преподавания в Международной Школе Фотоискусства Fotoart-School (Россия, Москва), а также на основе более чем полувекового личного опыта профессиональной фотографии.
Собранный свод афоризмов о фотографии выступает в роли современного универсального наставника для начинающего фотографа.
Для удобства использования массив фото-афоризмов подразделен на 15 тем, востребованных в практике современной фотографии.
См. также сборник "Фото-эпиграммы" (21 стихотворная фотоэпиграмма) на сайте Стихи.ру. Вален Гук.
ФОТО-АФОРИЗМЫ НОВОГО ВРЕМЕНИ
1. ПРИНЦИПЫ И ЦЕЛИ ФОТОГРАФИИ
Принципы фотографии - это основания законов жизни и природы, преломленные в сознании фотографа через личное «Я».
***
Фотография осуществляется в масштабах Человечества и в интересах каждого.
***
Один снимок способен всколыхнуть весь Мир.
***
Фотография – средство для достижения трех непосредственных целей: выразить правду сюжета, показать красоту изображения и изумить зрителя личным «Я» фотографа.
***
Фотография, едва родившись и став сразу зеркалом всего мира, в первую очередь стремится влиять на судьбу каждого человека и, надо отдать должное, - не безуспешно.
***
Общая цель фотографии и фотоискусства - изображать Мир лучше и помочь Миру стать еще лучше.
***
Фотографы-мыслители выражают концепции, фотохудожники – смысл и красоту, фоторепортеры фиксируют события, а щелкающие «фотки» отражают оболочки предметов.
***
2. ФОТОИСКУССТВО
Отличие фотоискусства от фотографии: обычная фотография отображает исключительно видимое явление, а произведение фотоискусства выражает сущность этого явления.
***
Если сравнивать рядовую фотосъемку с выпечкой блинов на одной и той же сковородке, то произведение фотоискусства «выпекается» исключительно на одноразовой художественной сковородке. Секрет «гениальной фотографии» - в самой «сковородке». (ремейк от К.Паустовского «О писательском труде»).
***
Оригинальность фотографии обязана, прежде всего, своему источнику – личной свободе автора.
***
Нет ничего сладостнее, чем свобода самовыражения личного «Я» посредством фотографии.
***
«Стратегия чуда» - так военная наука называет «неправильную» стратегию победителя, избежавшего поражение. Фотоискусство - единственная гражданская сфера «Стратегии Чуда», в которой возможно добиться успеха, действуя не по правилам.
***
Художественная фотография – дважды эстетична: как эстетичность объекта съемки и как художественность всех использованных средств фотоискусства, включая личную эстетику самого автора.
***
Оригинальность снимка, приглашающая зрителя в пространство фотоизображения, играет роль презентации.
***
Когда вдохновение фотохудожника иссякает, пустоту охотно заполняет формальная мишура: декор и фотоколлаж.
***
В тумане фотоискусства нужны маяки; их роль выполняют законы фотоэстетики - законы выразительности, красоты, оригинальности, лаконизма.
***
Успешные фотографы, не признавая законов фотоискусства, тем не менее, подсознательно следуют их рекомендациям.
***
3. ПСИХОЛОГИЯ И МОРАЛЬ В ФОТОГРАФИИ
Фотоискусство начинается с момента острого сопереживания совместно с объектом съемки.
***
Фотография - зеркало гендерной психологии. Серия снимков автора всегда выдает его пол: «мужчина» или «женщина».
***
«Быть или не быть?» - этот гамлетовский вопрос каждый фотограф относит к любому предполагаемому снимку. Начинающие фотографы единогласно полагают: «Быть!». Профи чаще склоны к альтернативе.
***
Из всех обманщиков самым непревзойденным оказывается фотограф с его правдоподобными снимками.
***
Фотовуайеризм (фотоподглядывание) интимной жизни других – удел корыстных папарацци и фотографов, ущербных в личной жизни.
***
Снимок человека без его разрешения – это информационное насилие: похищение образа человека с нарушением исключительного авторского права личности на владение собственным имиджем.
***
Любовь в фотоискусстве – это наслаждение творить фотоизображение, более совершенное, чем оригинал, а также, эстетическое наслаждение воспринимать фотопроизведение как художественное совершенство.
***
Дитя фотоискусства - с любовью рожденный снимок.
***
Вопрос: морально демонстрировать фотографии нищеты и бед, состояний горя и страданий, художественно приукрашивая сами фотоизображения?
***
Вопрос: морально ли во время катастрофы (бедствия, пожара, наводнения, кораблекрушения) фотодокументировать событие вместо оказания помощи нуждающимся?
***
Вопрос: моральна ли фотореклама, которую мир бизнеса рассматривает как самое эффективное средство продажи т.н. «потребительского счастья» ради собственной корысти?
***
Вопрос: неужели фотография, также как любовь и война, обладает неограни-ченной вседозволенностью?
***
4. ПОЛИТИКА И ФОТОГРАФИЯ
Всемирный коллектив авторов суждений о фотографии раскрыл её главный «секрет»: фотография стала «наглядной властью», управляющей жизнью всех и каждого.
***
Сами по себе фотография и фотографы - вне политики. Но располагаясь снаружи и снимая мир политики, фотография способна оказывать информационное влияние на политиков: сбрасывая президентов, приводя к смене правительств и, таким образом, творя саму политику.
***
Сердцами народных масс на демонстрациях владеют харизматические фотопортреты.
***
VIP-фотопортреты поднимают рейтинг политиков.
***
По эффекту политического разрушения «фоторужье» сравнимо с атомной бомбой.
***
Сколько президентов, министров и генералов лишились своих политических должностей из-за какой-то невзрачной интимной фотографии!
***
5. ВРЕМЯ И ИСТОРИЯ В ФОТОГРАФИИ
Фотография безгранична в Будущем Времени и это её Чудо. Если сам Внешний Мир с каждым мигом уходит в субъективную иллюзорность Прошлого, то фотография превращает Внешний Мир в объективную реальность фотоснимка, сохраняющегося в бесконечном Будущем.
***
Как правило, в жизни то, чем изумлялся вчера, завтра теряет интерес. В фотографии зачастую наоборот: то, что вчера было неинтересным, завтра воспримется с восхищением.
***
Невозможно одну и ту же Жизнь сфотографировать дважды. В следующий момент перед фотографом будет уже другая Жизнь (ремейк Гераклита).
***
Фотография превращает Настоящее в Прошлое ради Будущего.
***
Явления Мира, в том числе все люди, во Времени приходят и уходят; единственное, что остается в Истории - их фотоизображения.
***
Фотоискусство – неиссякаемый источник исторического оптимизма. Каждый снимок с показом самого лучшего - позитивная ступенька в истории.
***
6. УСЛОВИЯ ФОТОГРАФИИ (ПРОСТРАНСТВО И СВЕТ)
Смысл фотоизображения передает линейно-пространственная структура, о которой начинающий фотограф даже не подозревает.
***
Искривление пространства под силу только двум силам: гравитации и законам фотооптики. Второй силой обладает каждый фотообъектив, а управляет им человек.
***
Сжатие-расширение и искривление пространства – «Сказка», ставшая в фотографии «оптическим фактом».
***
С появлением интернет «Photo-on-line» реальное физическое пространство получило конкурента - «виртуальное пространство», идеальное для телепортации фотоизображений от каждого и к каждому.
***
Свет в фотоискусстве, падая на форму предмета, трудится в двух «профессиях»: рисует светотени как «художник-график» и отображает цвет предмета как «живописец».
***
7. ФОТОГРАФИЯ ПРИРОДЫ
Пейзажной фотографией увлекаются миллионы, а профессиональных фотопейзажистов - единицы. Причина простая: пейзажная фотография – самая трудная.
***
Съемка природы совмещает в фотографе три души: путешественника, искателя пейзажного чуда и художника. Таких профессиональных фотографов – единицы и все они всемирно известны.
***
Изобретение фотографии сохранило для человечества исчезающие популяции экзотических животных. Фотоохота на них и фототрофеи оказались безмерно привлекательнее как для славы, так и для заработка.
***
Фотография – верный друг экологии. Если загрязнение среды портит сюжет, то любой фотограф-пейзажист, не раздумывая, засучивает рукава и облагораживает объекты съемки, а, значит, и среду в целом.
***
8. ПОРТРЕТНАЯ ФОТОГРФИЯ
В облике каждого человека скрывается закодированная тайна его личного «Я». Фотограф ставит своей целью расшифровать таинственную суть оригинала в его фотопортрете.
***
Фотопортрет способен стать льстецом внешности человека и большинство фотографов потакает вкусу заказчика. А в шедеврах портретного фотоискусства лесть исключена.
***
Взгляд персонажа с портрета приглашает зрителя к диалогу «тет-а-тет».
***
9. ФОТОЭРОТИКА
Разница между фотоэротикой и фотопорнографией - прежде всего в силе студийного освещения.
***
Любить снимать женщин в образе «ню» - это еще недостаточно, чтобы называть себя мастером фотоискусства.
***
Искусству съемки «Nude» посредством интима в фотостудии не обучишься.
***
Удивительный факт: сама фотоаппаратура – «сексуальна» и «семейственна». Соединение объектива с камерой аналогично популярному конструктивному контакту «папа + мама» в технике. «Объектив-папа» оплодотворяет матрицу камеры фотонами света и в ней «зарождается» электронный плод. А затем «камера-мама» рождает на свет сформировавшееся «дите-изображение». Всё происходит формально как в парах живых существ.
***
Фотосвет аналогичен энергичному мужскому началу – «Янь». Появление женственных теней «Инь» превращает светопись в искусство. Поэтому фотоискусство заслуживает подлинного супружеского названия «Свето-Тенепись».
***
Эстетический уровень качества эротической фотографии обратно пропорционален сексуальной привлекательности Модели.
***
10. ФОТОГРАФ
Подлинный фотограф мысленно «снимает» в любом месте и в каждый момент.
***
Проблема многих – апатия и равнодушие к окружающим; проблема фотографа – неуемная энергия и пристрастный интерес ко всему.
***
Какова духовность фотографа, такова и духовность его снимков.
***
Самый ужасный враг фотографии – сам фотограф; количество изуродованных им прекраснейших фотосюжетов не счесть.
***
Одержимый фотографией человек способен стать "self made man" и добиться все-мирной известности.
***
Если фотограф сказал «Я снял», значит, он – не фотохудожник. Фотопроизведения «делают», «создают», «творят», «исполняют», но только не «снимают».
***
Ценную фотографию сцены человеческой жизни способен создать только тот фотограф, который познал цену жизни сам.
***
У начинающих любителей, бездумно «щелкающих» камерой, явления снимков подобны бездушным манекенам. Суть таких снимков - «пустышки».
***
Фотограф-любитель – курьезный субъект, испытывающий удовольствие от того, что не умеет делать профессионально.
***
Всякий раз, когда фотолюбитель берет в руки фотоаппарат, весь мир кажется ему одним большим снимком.
***
Начинающему фотографу мысль приходит в голову только после съемки. И, как правило, не всегда.
***
Начинающий фотограф удовлетворяется видимостью объекта съемки, а не тем, что есть на самом деле.
***
Большинство фотолюбителей подражают друг другу, не замечая этого.
***
11. ФОТОСНИМОК
Каждый фотоснимок привязывает к себе его автора, как ребенок своего родителя.
***
Ценность фотографии формируется дважды: фотографом – по своему индивидуальному вкусу, зрителем – в сравнении со вкусами других.
***
Немножко таинственности, как туманность уголков губ у Джоконды, не испортит ни одной фотографии.
***
Фотоснимок, как человек, нуждается в имени. Как снимок именовать, «Таким» ему существовать.
***
Если впечатление от фотоснимка сильнее, чем от самого объекта съемки, значит, этот снимок - прекрасный.
***
Полезный информационно-содержательный снимок зачастую бывает эстетически некрасивым, а вот бесполезный и бессмысленный – бывает.
***
Качество фотоснимков обратно пропорционально их количеству.
***
12. СОВЕТЫ ПО СЪЕМКЕ И БЕЗОПАСНОСТИ
Человек всегда нуждается в верном друге. Протяни руку фотоаппарату!
***
Не приступай к съемке, о последствиях не подумав.
***
Начинающий фотограф ведет себя как безрассудно влюбленный. И тому, и другому – «море по колено».
***
Никогда не фотографируй подозрительные объекты и подозрительные личности «в лоб». Может пострадать собственный.
***
Решив сделать с высоты пейзажный снимок, предварительно трижды просмотри и продумай обратный путь.
***
Самое надежное средство безопасности – штатив, превращаемый в опору или дубинку.
***
Фотограф! Если случилось чрезвычайное положение (пожар, катастрофа, цунами), кидайся к фотокамере! Твоя съемка воодушевит и придаст силы всем другим.
***
Никогда не доверяй свою камеру постороннему: объектив обязательно запечатлеет дактилоскопию его пальцев.
***
Испытываешь депрессию? ...Нуждаешься в энергетической подпитке? ... Попробуй выйти в Мир и взглянуть на него через видоискатель.
***
Хочешь успешно фотографировать «в нужном месте и в «нужный момент»?..
Будь бдительным: в каждом месте и в любой момент!
***
13. ЗРИТЕЛЬ ФОТОГРАФИИ
Главное в процессе фотографии – её финал: зритель.
***
Подлинные учителя фотографа - зрители его снимков.
***
Рядовая фотография ориентирована на «зрителя-созерцателя», художественная фотография - на «зрителя-сопереживателя».
***
Созерцатель фотоснимка ограничивается его познавательным содержанием. Про-свещенный зритель обнаруживает фотокомпозицию и посредством её эстетического языка проникает в сущность и красоту фотоизображения. Он может испытать даже эстетический катарсис.
***
Только эстетически подготовленный зритель способен уяснить для себя изобразительный язык художественной фотографии.
***
Зритель, впавший в состояние "eye stopper» - подлинная награда фотографу за ценность и качество его снимка.
***
Интересная фотография, представляя собой загадку, предполагает домысливание со стороны зрителя.
***
Нечестно оставаться только зрителем-потребителем чужих изображений. Нужно попробовать и самому сотворить снимок и порадовать других зрителей.
***
От зрителя до фотографа всего лишь один акт: достаточно взять в руки камеру.
***
14. ФОТОЭКОНОМИКА
Фотозаработки – самая непрозрачная сфера экономики.
***
Нажимая кнопку спуска камеры, не помышляй о заработке, в противном случае твой снимок не будет стоить и гроша ломаного.
***
Как правило, фотограф всегда без лишних денег. Однако в своих планах каждый фотограф ощущает себя Ротшильдом.
***
Профессия фотографа не славится денежным успехом. Тем не менее, в современ-ном мире эта профессия - одна из самых привлекательных.
***
Получить гонорар за фотоснимок не считается недостойным ни у принцев крови, ни у президентов государств мира (в Великобритании, России и др.).
***
15. ФОТОЮМОРИЗМЫ
Это надо же: за фотографию, снятую за долю секунды, дают целый миллион долларов!
***
Хочешь с помощью фотографии получить много денег?.. Сфотографируй одну ку-пюру и размножь на принтере - для себя «любимого». А если отпечатки использовать для других, МАЛО НЕ ПОКАЖЕТСЯ ! ! !
***
Талант фотолюбителя обнаруживается на каждом показе его снимков, если со-провождается щедрым застольем.
***
Даже в шутку сделанный через «Фиш-ай» портрет женского лица (тещи, невесты, жены, любовницы и т.д.) обернется пожизненным апокалипсисом.
***
«Быть?» или «Не быть?» снимку зависит непосредственно от указательного пальца фотографа. У начинающих – это главный творческий орган.
***
Фотограф-любитель – это человек, у которого мысль не поспевает за указательным пальцем.
***
Указательный палец фотографа, подобно волшебной палочке, способен одним движением превращать красоту в уродство. О противоположном эффекте пока не известно.
***
У профи-фотографа мысль проявляется до момента съемки, у фотолюбителя – не успевает.
***
Фотограф - это человек, который мысленно фотографирует всё, даже не покидая дивана.
***
Профессионализм в фотографии не всегда приходит с возрастом; бывает, что возраст приходит один.
***
О чём поешь?» - спросили непрерывно поющего чукчу. «А что вижу, - о том и пою...» - ответил чукча. Большинство фотолюбителей снимает также.
***
Фото-подглядывание за животными – единственный благородный вид шпионажа.
***
Если сравнить действия и усилия фотографа для достижения «нужного места съемки» - с альпинизмом, поиск выгодной точки съемки – с аналогичным действием нападающего игрока в футбол, хоккей или баскетбол, выбор «нужного момента съемки» - с моментом спортивной стрельбы по движущимся мишеням, то фотографическая деятельность представляется как спортивное многоборье - фототриатлон. Даешь Лигу Фототриатлона!
***
© Copyright:
Вален Гук, 2015
Свидетельство о публикации №215033101738