Мир фото. Неписаные законы

Вален Гук
               

Автор  Валентин Гуков:   в  профессиональной фотографии более 50 лет,  автор  множества  фотоизданий,  25 лет руководил  международной школой фотоискусства (1989-2015  гг.), президент Лиги фотохудожников Рекламы, член Союза фотохудожников России, член Союза писателей. Автор оригинальной  книги "МИР ФОТО.Неписаные законы". Подробности www.fotoliga.ru
 

               Оглавление


             Предисловие
            ФОТО-АФОРИЗМЫ
1. Принципы и цели фотографии
2. Фотоискусство
3. Психология и мораль в фотографии
4. Политика и фотография
5.  Время и История
6.  Условия фотографии   (пространство и свет)
7.  Фотография  природы
8.  Портретная фотография
9.  Эротика и фотография
10. Фотограф
11. Фотоснимок
12. Советы по фотосъемке и безопасности
13. Зритель фотоснимка
14. Фотоэкономика
15. Фотоюморизмы


                ПРЕДИСЛОВИЕ

       Венцом мировоззренческой и художественной литературы  была и остается  афористика:  выражение  мудрой мысли  в неожиданной, парадоксальной и образной литературной форме. Афоризм  озадачивает спокойный  ум   и,   побуждая  к размышлению,  способствует  углубленному  познанию.
     Удивительный факт! Ряд классических афоризмов имеет прямое отношение  к фотографии.  Мир фотографии, как рукотворное «Зеркало Бытия»,  по праву стал  излюбленным объектом  афористики,   как серьезной, так и  ироничной. Каждый афоризм по фотографии фактически имеет отношение к  определенной закономерности или принципу фотографии.
     Появление данной рукописи  обязано повышенному  интересу   моих любимых учеников к афоризмам по фотографии  и,   прежде всего,   к мудрым  изречениям  классиков фотографии.      
     Проект книги   «Фото-афоризмы Нового Времени»  представляет   собрание      более  110    фото-афоризмов  на актуальные темы современной фотографии, созданных автором  настоящей книги  в процессе 25-летнего преподавания  в  Международной Школе Фотоискусства Fotoart-School  (Россия, Москва), а также на основе более чем полувекового личного опыта профессиональной фотографии.   
      Собранный  свод  афоризмов о фотографии  выступает в роли  современного универсального  наставника   для начинающего  фотографа.
      Для удобства  использования  массив    фото-афоризмов  подразделен на 15 тем,  востребованных  в практике  современной  фотографии.
   См. также сборник "Фото-эпиграммы" (21 стихотворная фотоэпиграмма) на сайте Стихи.ру. Вален Гук.
   

          ФОТО-АФОРИЗМЫ НОВОГО ВРЕМЕНИ

       1. ПРИНЦИПЫ И ЦЕЛИ ФОТОГРАФИИ
      
Принципы фотографии  - это основания законов жизни и природы,  преломленные в сознании фотографа  через личное «Я». 
                ***               
Фотография   осуществляется  в  масштабах  Человечества       и    в  интересах   каждого.
                ***
Один   снимок  способен   всколыхнуть   весь  Мир.
                ***
Фотография – средство для достижения трех непосредственных целей:  выразить правду сюжета,  показать красоту изображения   и  изумить    зрителя   личным  «Я»  фотографа.
                ***    
Фотография, едва родившись и  став сразу зеркалом всего мира, в первую очередь стремится влиять на судьбу каждого человека  и,  надо отдать должное, - не      безуспешно.
                ***
Общая цель фотографии и фотоискусства - изображать Мир  лучше и помочь  Миру стать еще лучше.
                ***
Фотографы-мыслители выражают концепции,  фотохудожники – смысл и красоту, фоторепортеры фиксируют события, а  щелкающие «фотки»   отражают  оболочки  предметов.
                ***

                2. ФОТОИСКУССТВО   
Отличие  фотоискусства  от фотографии:  обычная фотография отображает исключительно видимое явление, а произведение  фотоискусства  выражает    сущность  этого явления. 
                ***
Если сравнивать рядовую фотосъемку с выпечкой блинов на одной и той же                сковородке,  то произведение фотоискусства  «выпекается» исключительно  на одноразовой  художественной  сковородке.  Секрет «гениальной  фотографии»  - в самой «сковородке». (ремейк   от  К.Паустовского «О писательском труде»).
                ***
Оригинальность  фотографии  обязана, прежде всего,  своему  источнику – личной  свободе  автора.
                ***
 Нет  ничего  сладостнее,  чем  свобода самовыражения личного «Я» посредством  фотографии.
                ***
«Стратегия чуда» - так военная наука называет «неправильную» стратегию победителя, избежавшего поражение. Фотоискусство -  единственная гражданская  сфера «Стратегии Чуда»,   в которой  возможно   добиться  успеха,    действуя  не  по  правилам.
                ***               
Художественная фотография – дважды эстетична:   как  эстетичность  объекта съемки и как  художественность всех  использованных  средств фотоискусства,  включая личную  эстетику  самого автора.
                ***
Оригинальность   снимка, приглашающая   зрителя  в  пространство фотоизображения,   играет  роль презентации.
                ***
Когда вдохновение фотохудожника  иссякает,  пустоту  охотно заполняет  формальная   мишура:  декор  и  фотоколлаж.
                ***
В тумане  фотоискусства  нужны маяки;  их роль выполняют  законы фотоэстетики - законы  выразительности,  красоты, оригинальности, лаконизма.
                ***
Успешные  фотографы,  не признавая   законов фотоискусства, тем не менее,               подсознательно  следуют  их рекомендациям. 
                ***       
 
             3. ПСИХОЛОГИЯ И МОРАЛЬ В ФОТОГРАФИИ
Фотоискусство    начинается    с момента  острого  сопереживания  совместно  с объектом  съемки.
                ***
Фотография - зеркало  гендерной  психологии. Серия снимков автора  всегда   выдает его  пол:  «мужчина» или «женщина».               
                ***
 «Быть или не быть?» - этот гамлетовский вопрос каждый фотограф относит к любому предполагаемому снимку. Начинающие  фотографы единогласно  полагают: «Быть!».  Профи  чаще  склоны   к альтернативе.               
                ***
Из всех   обманщиков   самым   непревзойденным  оказывается  фотограф с его  правдоподобными  снимками.
                ***
Фотовуайеризм  (фотоподглядывание)  интимной жизни других –  удел корыстных  папарацци и  фотографов,  ущербных   в личной жизни.    
                ***
Снимок  человека  без его разрешения – это информационное  насилие: похищение образа человека  с нарушением исключительного авторского права   личности  на владение собственным имиджем.               
                ***
 Любовь  в фотоискусстве – это наслаждение творить фотоизображение, более совершенное, чем оригинал, а также, эстетическое наслаждение воспринимать  фотопроизведение как художественное совершенство.
                ***
Дитя  фотоискусства - с любовью  рожденный снимок.
                ***
Вопрос:  морально  демонстрировать фотографии нищеты    и бед, состояний горя и   страданий,    художественно  приукрашивая   сами  фотоизображения?
                ***
Вопрос:  морально ли во время катастрофы (бедствия, пожара, наводнения, кораблекрушения) фотодокументировать событие вместо  оказания  помощи   нуждающимся?
                ***
Вопрос: моральна ли  фотореклама, которую мир  бизнеса  рассматривает  как самое эффективное средство  продажи т.н. «потребительского  счастья»   ради  собственной  корысти?
                ***   
Вопрос: неужели фотография,  также  как    любовь   и   война, обладает   неограни-ченной  вседозволенностью?

                *** 
   
          4.  ПОЛИТИКА И ФОТОГРАФИЯ 
               
Всемирный коллектив авторов суждений    о фотографии    раскрыл  её  главный «секрет»:   фотография  стала  «наглядной властью», управляющей   жизнью  всех  и  каждого.
                ***
Сами по себе фотография и фотографы  - вне политики. Но располагаясь снаружи и снимая мир политики, фотография  способна  оказывать  информационное влияние на политиков:  сбрасывая президентов, приводя  к смене правительств и, таким образом,  творя саму политику.
                ***
Сердцами  народных масс на демонстрациях  владеют  харизматические фотопортреты.               
                ***
  VIP-фотопортреты   поднимают  рейтинг политиков.
                ***
По эффекту политического разрушения  «фоторужье»  сравнимо  с  атомной  бомбой.
                ***
Сколько президентов, министров и  генералов  лишились своих политических должностей  из-за какой-то  невзрачной   интимной   фотографии!   
                ***

                5. ВРЕМЯ И ИСТОРИЯ В ФОТОГРАФИИ

Фотография безгранична в Будущем Времени и это её Чудо. Если  сам Внешний Мир с каждым мигом уходит в субъективную   иллюзорность  Прошлого, то  фотография  превращает Внешний Мир в объективную реальность  фотоснимка, сохраняющегося в  бесконечном   Будущем.
                ***
Как правило, в жизни  то,  чем изумлялся вчера, завтра теряет  интерес. В фотографии зачастую  наоборот: то, что вчера было неинтересным,  завтра  воспримется  с восхищением.
                ***
Невозможно одну и ту же Жизнь сфотографировать дважды.  В следующий  момент перед фотографом   будет уже другая  Жизнь    (ремейк  Гераклита).
                ***

Фотография превращает  Настоящее  в Прошлое  ради  Будущего.
                ***

Явления Мира, в том числе все люди, во Времени приходят и уходят;  единственное, что остается  в Истории  - их фотоизображения.
                ***
Фотоискусство – неиссякаемый  источник  исторического  оптимизма. Каждый снимок с показом самого лучшего  - позитивная  ступенька   в истории.
                ***

          6. УСЛОВИЯ ФОТОГРАФИИ (ПРОСТРАНСТВО И СВЕТ)

Смысл фотоизображения передает линейно-пространственная структура,  о которой начинающий фотограф  даже  не  подозревает. 

                ***   
Искривление  пространства   под силу только двум  силам: гравитации  и  законам  фотооптики. Второй силой обладает  каждый   фотообъектив, а  управляет им человек.
                ***
Сжатие-расширение и искривление пространства – «Сказка»,  ставшая   в фотографии   «оптическим  фактом».
                ***
С появлением интернет  «Photo-on-line»   реальное физическое пространство получило   конкурента  - «виртуальное  пространство»,    идеальное   для   телепортации   фотоизображений   от  каждого  и   к каждому.               
                ***               
Свет в фотоискусстве, падая на форму предмета,  трудится в двух «профессиях»:   рисует светотени как «художник-график» и  отображает  цвет  предмета  как «живописец».
                ***
 
                7.  ФОТОГРАФИЯ ПРИРОДЫ
Пейзажной фотографией увлекаются  миллионы, а профессиональных  фотопейзажистов  -  единицы.  Причина простая:   пейзажная  фотография – самая трудная.
                ***               
Съемка  природы совмещает  в фотографе  три души: путешественника,  искателя  пейзажного чуда  и художника.  Таких профессиональных   фотографов – единицы и  все они  всемирно  известны.
                ***
Изобретение фотографии сохранило для человечества исчезающие  популяции  экзотических животных.  Фотоохота на них   и   фототрофеи   оказались  безмерно  привлекательнее  как  для  славы,  так и для   заработка.

                ***
Фотография – верный   друг экологии. Если загрязнение среды портит  сюжет, то любой фотограф-пейзажист,  не раздумывая,  засучивает рукава и  облагораживает объекты съемки, а,   значит,  и среду в целом.
                ***

                8.   ПОРТРЕТНАЯ  ФОТОГРФИЯ
В облике  каждого человека  скрывается  закодированная тайна  его личного «Я».   Фотограф   ставит  своей целью  расшифровать    таинственную  суть  оригинала  в  его  фотопортрете. 
                ***
Фотопортрет способен стать льстецом внешности человека     и  большинство  фотографов  потакает  вкусу заказчика.    А в шедеврах  портретного фотоискусства  лесть  исключена.
                ***
Взгляд персонажа с портрета приглашает зрителя  к  диалогу «тет-а-тет».
                ***
         
                9.   ФОТОЭРОТИКА
Разница  между  фотоэротикой   и  фотопорнографией  - прежде всего  в   силе     студийного  освещения.
                ***
Любить снимать женщин в образе «ню» - это еще недостаточно,  чтобы называть  себя мастером фотоискусства.
                ***
Искусству  съемки  «Nude»    посредством  интима  в фотостудии  не  обучишься.
                ***
Удивительный факт: сама  фотоаппаратура – «сексуальна» и «семейственна».                Соединение объектива  с камерой   аналогично  популярному    конструктивному  контакту  «папа + мама»  в технике. «Объектив-папа»  оплодотворяет  матрицу камеры фотонами света  и в ней «зарождается»   электронный плод. А затем  «камера-мама»    рождает на свет  сформировавшееся   «дите-изображение».   Всё происходит   формально как    в  парах   живых существ.
                ***
Фотосвет  аналогичен  энергичному мужскому началу – «Янь».  Появление                женственных  теней «Инь» превращает  светопись  в  искусство. Поэтому фотоискусство заслуживает  подлинного  супружеского  названия                «Свето-Тенепись».               
                *** 
Эстетический уровень качества эротической фотографии обратно пропорционален  сексуальной привлекательности  Модели.
                ***               
                10. ФОТОГРАФ
Подлинный  фотограф  мысленно  «снимает» в любом месте  и   в каждый момент.
                ***
Проблема многих – апатия и  равнодушие к окружающим;  проблема  фотографа – неуемная энергия и  пристрастный интерес   ко всему. 
                ***
Какова  духовность фотографа, такова и  духовность  его снимков.
                ***
 Самый ужасный  враг фотографии – сам фотограф;  количество изуродованных   им   прекраснейших    фотосюжетов    не  счесть.
                ***
Одержимый фотографией человек способен стать "self made man"  и добиться  все-мирной  известности.
                ***
Если фотограф сказал  «Я снял»,  значит,  он – не фотохудожник.    Фотопроизведения   «делают», «создают»,  «творят»,  «исполняют»,  но  только   не «снимают».
                ***
Ценную фотографию сцены человеческой жизни  способен создать только тот фотограф,  который познал цену жизни сам.
                ***
У начинающих  любителей, бездумно  «щелкающих» камерой, явления снимков подобны бездушным манекенам.  Суть  таких   снимков  - «пустышки».   
                ***
Фотограф-любитель – курьезный субъект, испытывающий удовольствие  от   того,  что не умеет делать профессионально.   
                ***
Всякий раз, когда фотолюбитель  берет в руки   фотоаппарат, весь мир кажется   ему  одним большим  снимком.
                ***
Начинающему фотографу  мысль приходит в голову только после  съемки.  И, как  правило,    не всегда.
                ***
Начинающий фотограф  удовлетворяется  видимостью       объекта съемки,   а не тем,   что  есть   на самом деле.
                ***
Большинство фотолюбителей  подражают  друг другу,    не  замечая этого.       
                ***

                11.  ФОТОСНИМОК
Каждый фотоснимок  привязывает к себе его автора, как ребенок  своего  родителя.
                ***
Ценность фотографии  формируется дважды:  фотографом – по своему индивидуальному вкусу,  зрителем – в сравнении  со вкусами  других.
                ***
Немножко   таинственности,   как туманность  уголков губ  у Джоконды,  не испортит  ни одной фотографии.
                ***               
 Фотоснимок, как человек,  нуждается в имени. Как  снимок  именовать,  «Таким»  ему  существовать. 
                ***
Если впечатление от фотоснимка сильнее, чем от самого объекта съемки, значит, этот  снимок  - прекрасный.
                ***
Полезный информационно-содержательный снимок зачастую бывает эстетически  некрасивым, а вот бесполезный и бессмысленный – бывает.
                ***
Качество  фотоснимков  обратно пропорционально  их количеству.
                ***

      12.  СОВЕТЫ ПО  СЪЕМКЕ И БЕЗОПАСНОСТИ
Человек   всегда нуждается в  верном друге. Протяни руку     фотоаппарату!
                ***
Не  приступай  к  съемке,  о  последствиях  не подумав.
                ***
Начинающий фотограф ведет себя  как  безрассудно  влюбленный.   И тому,  и другому – «море  по  колено».   
                ***
Никогда не фотографируй подозрительные  объекты и подозрительные личности «в лоб».  Может пострадать собственный.
                ***
Решив сделать с высоты пейзажный снимок, предварительно  трижды  просмотри и продумай  обратный путь. 
                ***
Самое надежное средство безопасности – штатив, превращаемый  в  опору  или  дубинку.
                ***
Фотограф! Если случилось  чрезвычайное положение (пожар,  катастрофа, цунами), кидайся к фотокамере!  Твоя съемка воодушевит   и   придаст  силы  всем  другим.
                ***
Никогда не доверяй свою камеру постороннему:   объектив  обязательно   запечатлеет   дактилоскопию    его пальцев.
                ***
Испытываешь депрессию? ...Нуждаешься в  энергетической подпитке? ... Попробуй   выйти в Мир и взглянуть на него  через   видоискатель.
                ***
Хочешь успешно  фотографировать  «в  нужном месте     и  в  «нужный момент»?..             
Будь  бдительным:  в каждом  месте и в любой  момент!
                ***

                13.  ЗРИТЕЛЬ ФОТОГРАФИИ 
Главное  в  процессе  фотографии – её финал:   зритель.
                ***
Подлинные  учителя  фотографа  - зрители его снимков.

                ***
Рядовая фотография   ориентирована  на  «зрителя-созерцателя»,     художественная фотография  - на  «зрителя-сопереживателя». 
                ***
Созерцатель  фотоснимка ограничивается  его познавательным содержанием. Про-свещенный  зритель обнаруживает фотокомпозицию и посредством её эстетического языка  проникает в сущность и красоту фотоизображения. Он может  испытать  даже  эстетический   катарсис.
                ***
Только эстетически  подготовленный  зритель способен  уяснить для себя изобразительный  язык  художественной фотографии.
                ***    
Зритель, впавший в состояние "eye  stopper» - подлинная  награда   фотографу  за ценность и качество  его снимка. 
                ***
Интересная фотография, представляя собой загадку,  предполагает  домысливание   со стороны зрителя.
                ***
Нечестно  оставаться  только зрителем-потребителем чужих изображений. Нужно   попробовать и самому  сотворить  снимок и порадовать  других зрителей.

                ***
От зрителя до фотографа  всего лишь один акт:  достаточно взять  в руки  камеру.

                ***

                14.  ФОТОЭКОНОМИКА
Фотозаработки – самая непрозрачная  сфера экономики. 
                ***
 Нажимая кнопку спуска камеры,  не помышляй  о заработке,   в противном случае твой снимок  не будет стоить и гроша  ломаного.               
                ***
Как правило,  фотограф  всегда без лишних денег.  Однако в своих  планах  каждый  фотограф ощущает себя  Ротшильдом. 
                ***
Профессия фотографа  не славится  денежным успехом. Тем не менее,  в современ-ном мире эта профессия -  одна из самых  привлекательных. 
                ***
Получить   гонорар за фотоснимок   не считается    недостойным  ни у принцев  крови,  ни у  президентов    государств  мира  (в Великобритании,  России  и  др.). 
                ***

               
                15.   ФОТОЮМОРИЗМЫ      
 Это надо же: за фотографию, снятую за долю секунды, дают   целый  миллион  долларов!
                ***
Хочешь с помощью фотографии получить много денег?.. Сфотографируй одну ку-пюру и  размножь  на принтере - для себя «любимого». А если отпечатки использовать  для  других,   МАЛО   НЕ    ПОКАЖЕТСЯ  ! ! ! 
                ***
Талант фотолюбителя  обнаруживается на каждом показе  его  снимков,  если   со-провождается  щедрым  застольем.               
                ***
Даже в шутку сделанный через «Фиш-ай» портрет женского лица (тещи, невесты, жены, любовницы  и т.д.)  обернется   пожизненным   апокалипсисом.               
                ***
«Быть?» или «Не быть?» снимку  зависит  непосредственно от  указательного  пальца  фотографа. У начинающих – это главный творческий  орган.               
                ***
Фотограф-любитель – это  человек, у которого мысль  не поспевает  за  указательным  пальцем.
                ***
Указательный  палец  фотографа, подобно волшебной палочке,  способен одним  движением  превращать  красоту  в уродство.    О противоположном эффекте  пока  не известно.         
                ***   
У профи-фотографа мысль проявляется до момента съемки, у  фотолюбителя – не успевает.            
                ***
Фотограф - это человек, который мысленно фотографирует всё,  даже  не  покидая  дивана.   
                ***
Профессионализм в фотографии не всегда приходит  с возрастом;  бывает, что  возраст  приходит   один.
                ***
О чём поешь?» - спросили непрерывно поющего  чукчу. «А что вижу, - о том   и пою...» - ответил чукча. Большинство фотолюбителей снимает также.               
                ***
Фото-подглядывание за  животными – единственный благородный  вид  шпионажа.
                ***               
Если  сравнить  действия  и усилия фотографа  для достижения «нужного места  съемки» - с альпинизмом,   поиск     выгодной точки  съемки – с  аналогичным  действием    нападающего игрока  в  футбол, хоккей  или баскетбол,  выбор «нужного момента съемки» - с моментом  спортивной стрельбы  по  движущимся мишеням, то  фотографическая деятельность представляется  как спортивное  многоборье -  фототриатлон.      Даешь     Лигу   Фототриатлона!
                ***