Алатырь

Геннадий Матюшин
     Практически у каждого взрослого человека, какой бы национальности он ни был и в какой бы стране он ни жил, есть своя  «малая» Родина,   это место, где он вырос и набрался сил, прежде чем отправиться в самостоятельную жизнь.   Моей малой Родиной  является город Алатырь, улицы которого привольно раскинулись на высоком левом берегу реки Сура, там, где в неё впадает река Алатырь, образуя рельеф в виде огромного утюгообразного вытянутого увала,  пригодного  для обороны и защиты. Не удивительно поэтому, что когда московский царь Иван Грозный в 1552 году шёл покорять Казанское ханство и оказался в этих  местах, то на мысу увала, круто обрывающегося к долинам обеих рек, он приказал поставить крепость, чтобы удерживать в покорности окрестное население, состоящее, в основном, из мордвы и чувашей. Крепость также должна была служить надёжным заслоном от набегов степняков-кочевников, которые, продвигаясь на север вдоль реки Волга, пытались выйти к центральной части Московских земель с юго-восточного направления. 
       В дальнейшем крепость стала одним из основных  элементов  Большой засечной  полосы пограничных укреплений, созданной для защиты Московского государства от беспокойных южных соседей и тянувшейся  от города Темников на Волге  до города Шацк в Рязанской области. Поэтому воеводами в крепость назначались выходцы из знатных родов, близких к царям московским, которые  подчинялись непосредственно Москве, Казанскому приказу.
        Возникший при заложенной царём Иваном Грозным  крепости  город получил наименование Алатырь.
        Поскольку подавляющее большинство окрестного населения в те далёкие времена были язычники, то с самого начала город являлся центром распространения христианства и русской культуры всего Присурского края, за исключением, пожалуй, самых верховий реки. В 1584 на отлогом склоне увала, обращённом к реке Алатырь, был воздвигнут Свято-Троицкий мужской монастырь, ставший впоследствии одним известных и богатых монастырей России. В 1639 году к югу от крепости появился Киево-Николаевский Новодевичий женский монастырь. Этот монастырь пользовался особым вниманием русских царей и цариц,   которые дарили ему ценные вещи, деньги, привилегии и земли. В 1767 году его посетила императрица Екатерина Вторая. В городе одна за другой строились  церкви, а также  русские образовательные и светские  учреждения.
      Процесс обращения мордвы и чувашей в христианскую веру шёл не только миссионерским  путём, но и путём прямого принуждения, поскольку за этими действиями  стояла мощь и политика московского государства, направленная на ассимиляцию приобретённых земель с центральными областями страны. Насильственная христианизация  приводила к неоднократным бунтам и волнениям среди  местного  населения,  а   передача  во  владение  появившимся монастырям богатых земельных наделов и рыбных ловов вызывало недовольство, как среди городских, так и сельских жителей, даже принявших православную веру. Неудивительно поэтому, что  монастыри неоднократно подвергались разгрому, а монахи  -  избиению и  казни.
      Тем не менее, спустя сравнительно небольшое время язычество ушло в прошлое, и христианство стало основной религией всех окрестных земель. Часть мордовского населения, в первую очередь мордва,  состоявшая на царской службе, приняв  христианство и русскую культуру, стала причислять себя к русской народности.  Некоторые  знаменитые русские государственные и церковные  деятели, как  и многие  жители Алатыря,  имеют мордовские корни. 
Несмотря на  то, что крепость была поставлена на месте мордовского поселения, город Алатырь с первых дней своего существования был русским городом. В крепости несли постоянную службу дети боярские, дворяне,  пушкари-стрельцы и казаки. Из города Брянска в Алатырь на постоянное место жительства было переведено 72 человека из дворянского служивого сословия. Первоначальная численность города, в основном, росла за счёт заселения его жителями русских городов из центральных областей московского государства. Русскими заселялись не только город и его ближайшие окрестности, но и новые сельские поселения, формировавшиеся на землях Алатырского уезда, которыми щедро наделялись  царские сановники и служилые дворяне.
        Город постепенно рос и расширял свои границы, поглощая прилегающие к стенам слободы. Первые посадские улицы лучами расходились от стен крепости и пересекались большой  Поперечной  улицей. Это первоначальное построение старого города    не утратилось  и сегодня, хотя в дальнейшем Алатырь застраивался в соответствии с требованиями регулярной прямоугольной планировки. В городе проживали представители известных российских фамилий: князья Оболенские, Волконские, Телешевы, Баюшевы, стояли усадьбы знаменитого русского полководца, графа, генерал-фельдмаршала П. А. Румянцева-Задунайского и генерал-аншефа М. К. Скавронского. Функционировали городская дума, дворянское собрание, коммерческий клуб и  различные общественные организации. 
        Характер алатырцев, живших в городе в шестнадцатом и в начале семнадцатого веков, складывался в борьбе за своё существование в условиях освоения новой, «дикой» для них территории, постоянной угрозы нападения степняков и бунтующего коренного  населения, а также удаленности от центральных областей страна, где проживают их соплеменники и родные.  Как известно, таких людей отличает активная жизненная позиция, самостоятельность в принятии решений, отвага, вольнолюбие, мужество,  смекалка, взаимовыручка  и  завышенная  самооценка своей личности, даже если на это нет оснований.  Все эти черты характера в той или иной мере конечно  присущи и их потомкам!
       Так,  во время во время Великой Отечественной войны 1941-1945 годов этот небольшой по численности населения город дал стране четырнадцать Героев Советского Союза, двух полных кавалеров ордена Славы, шесть генералов, известного конструктора стрелкового оружия А. И. Судаева, а в мирное время – Героев России, космонавтов Н. М. Бударина и М. Х. Манарова. Из Алатыря и Алатырского уезда вышли: учёный с мировым именем, академик А. Н. Крылов, труды которого являются основополагающими в теории кораблестроения, известный физик, лауреат Нобелевской премии  академик П. Л. Капица, а также учёные: И.М. Сеченов, И.И. Мечников, В.П. Филатов, Н.И. Лобачевский.  Алатырь - родина одного из самых известных в мире скульпторов  -  С. Д. Эрзи,  за  работами которого и сегодня охотятся крупные художественные музеи и галереи разных стран!
      В общем, земля алатырская была и есть богата талантливыми людьми!
      После уничтожения крепости отрядами бунтовщиков под водительством Емельяна Пугачёва в 1774 году она уже больше не восстанавливалась, поскольку военная необходимость в ней отпала в связи с перемещением  южной границы государства далеко на юг,  по Кавказским горам.  На её месте возникла  торговая площадь, на которой стали устраивать базары, а потом и  ярмарки. Рядом были выстроены каменные торговые ряды для многочисленных частных продавцов, торговавших товарами, как местного кустарного производства, так и привезёнными из разных городов России и зарубежья. В начале прошлого века в городе располагались  116 магазинов и лавок, работали 2 лесопильных завода, железнодорожные мастерские, депо, чугунолитейный и маслобойный заводы, 9 мукомольных мельниц, пивной завод, винокуренное производство, 13 кирпичных заводов, несколько различных мастерских и казённый спиртовой склад. Конечно, по нашим понятиям,  это были небольшие предприятия местного значения, но для того времени такие заводики, мастерские и фабрички   составляли  структурное большинство в  промышленности России.    
        В сентябре в Алатыре проходила известная по всей стране   Кресто-Воздвиженская ярмарка, на которую съезжалось огромное количество людей из самых разных городов. Торговали зерном, мукой, лесом, рыбой, русскими рысаками, санями, тарантасами, текстильными платьями,  поясами ручной работы, ювелирными изделиями, а также  товарами народного промысла. 
        По мере накопления торгово-промышленного  капитала   у городских властей и местных меценатов стала появляться возможность изыскивать больше средств на его  благоустройство и развитие.
      В Алатыре появились мощёные булыжником мостовые, водопровод, электрическое освещение, городской парк, женская гимназия, мужская прогимназия, реальное училище, хозяйственное училище для дочерей крестьян, малое народное училище, духовное училище при Троицком монастыре, школа живописи и публичная библиотека. Выпускалась местная  газета и работала типография. В городе существовала своя труппа актёров, ставившая спектакли в театральном зале, располагавшемся в особняке купцов  и промышленников Поповых, а в здании земской управы ставила спектакли дворянская опера. В Рождественском переулке стояло большое красивое деревянное здание летнего театра вместимостью более тысячи человек, на сцене которого  гастролировали театры крупных городов России. Действовали коммерческий клуб, дворянское собрание, кружок сценического искусства, городская богадельня, сиротское убежище, комитет общества попечения  раненых и больных воинов и добровольное пожарное общество.  И, конечно же, в начале двадцатого века появились синематограф и павильоны для фотографических работ. Город жил полнокровной  общественной, религиозной и культурной жизнью!
          Революция 1917 года в корне изменила в стране ситуацию с собственностью,  способом   распределения  материальных ценностей и  финансовых потоков.
        Все  заводы и фабрики, богатства недр и земля стали принадлежать государству. Была установлена государственная монополия на все виды торговли и производственной деятельности. Частная собственность была полностью  исключена из товарно-денежных отношений. Всё это губительно сказалось на большинстве небольших российских городов, включая Алатырь, так как основой их экономического развития в то время    была частная торговля товарами, производимыми мелкими собственниками, а также продукцией  крестьянских и  помещичьих хозяйств. Как правило, доля крупного или среднего промышленного производства в таких городах была достаточно небольшой или просто отсутствовала. 
      Одновременно с преобразованиями социально-экономическими советская власть взялась искоренять религию и насаждать вместо неё атеистическую веру в безбожие и во всё объясняющий материализм. Стали закрывать церкви,  монастыри, часто вместе с монахами, уничтожать, а святые для народа  места и религиозные праздники так же, как и память о многих выдающихся людях  непролетарского происхождения, предавать забвению.
     Культурная и экономическая жизнь Алатыря оказалась отброшенной на много десятилетий   назад, но не остановилась. В городе продолжал работать кинотеатр, библиотека, действовала одна церковь, функционировали дом культуры, дом пионеров, два ведомственных клуба, фотоателье, парикмахерская, аэроклуб и различные учебные заведения. К нескольким оставшимся после революции заводикам и мастерским во время войны добавились эвакуированные из других городов лыжная и махорочная фабрики, а также военный завод. В Алатыре, кроме, пожалуй, нового кинотеатра, до середины шестидесятых годов прошлого столетия, не было построено ни одного сколько-нибудь значимого здания и не проложено ни метра дорог с твёрдым покрытием. В городе постоянно ощущалась нехватка рабочих мест. 
Алатырь словно застыл в своём облике, потеряв многое из того, что было  достигнутого в прошлом созидательным трудом целых поколений его жителей. 
        Вот  этот утопающий в зелени садов маленький южный провинциальный   город с богатой историей был городом моего босоногого  детства!
       В нём было всего четыре улицы с булыжными мостовыми. Вдоль домов проходили деревянные тротуары, и только кое-где по ночам тускло светились фонари уличного освещения. Большинство улиц    были покрыты травой, а между пешеходной и проезжей частью   росли деревья. В палисадниках   домов красовались прекрасные  цветы, а на середину улицы или в придорожные канавы многие хозяйки выносили помои и воду после мойки полов. 
       Весной, когда природа оживала,  воздух буквально насыщался нежным ароматов цветущих вишен и яблонь, и вся земля вокруг них покрывалась бело-розовым ковром  опавших лепестков. Летом же город  утопал в зелени фруктовых садов, а ветер кружил по его улицам лёгкие столбики серебристой пыли, которая ложилась тонким слоем на листья деревьев и травы. Приходила осень:   чёрная жирная грязь буквально сковывала движение всего живого, и город словно замирал под струями мелкого, холодного дождя. Зато зима убирала город пушистыми белоснежными сугробами, сверкающими алмазами  в морозный солнечный день, и всё вокруг становилось чистым и праздничным.
При всех временах года Алатырь, в то время, был каким-то удивительно добрым и казался неотъемлемой гармоничной  частью самой природы!
       В шестидесятые годы прошлого столетия усилиями руководителей города в него пришла «большая» промышленность.  Начали строить Алатырский релейный завод, завод Электроавтомат  и ряд менее крупных предприятий. Вмести с ними стали возводить жилые дома, школы, детские сады,   асфальтировать дороги, строить объекты социального обслуживания и культуры. Город достаточно быстро  развивался, модернизировал свою коммунальную инфраструктуру. Была полностью решена проблема  с безработицей, рос материальный достаток и профессиональный уровень мастерства алатырских жителей. Город понемногу хорошел и благоустраивался! 
      При всём этом, к сожалению, новое строительство сопровождалось бездумным уничтожением старинной застройки и памятников культурного наследия. Были снесены торговые ряды, сгорел летний театр,  были повреждены Софийская и Казанская  церкви, нарушен веками сложившийся исторический облик города с его малоэтажной архитектурой и усадебными подворьями.
      Однако экономическое и социальное развитие города на базе роста промышленного производства  было, в очередной раз, остановлено развалом СССР и  бескровной  революцией 1991-1993 годов, которые практически уничтожили набравшую силу промышленность города, обрекая его жителей на безработицу и нужду, а власти города - на финансовую несостоятельность. Социальная сфера и коммунальное хозяйство Алатыря начали стремительно деградировать.
В этих  непростых условиях разгосударствления и приватизации собственности   опять требовалось найти правильные пути  развития   экономики     города  с целью обеспечения его жителей работой и  возможностью нормального, цивилизованного проживания. В истории  известно немало цветущих городов, которые  в силу изменившегося климата, стихийных бедствий, экономических эволюций, войн или политических потрясений превратились в захолустные поселения или вообще исчезли, так и не определив своего места в новой ситуации.   
     Приезжая в Алатырь, я с горечью наблюдал, как меняется в худшую сторону город. Разрушались дороги, ветшал жилищный фонд, не ремонтировались и исчезали объекты социальной сферы и культуры. Закрывались или сокращали свою численность в десятки раз заводы и фабрики, уходили в небытие школы, детские сады и ясли. Люди теряли работу, а вместе с ней надежды на обеспеченную жизнь и достойную старость. Пьянство, наркомания, воровство и бесцельное существование становились обыденным явлением! Многие жители  стали уезжать в Москву и другие города, чтобы устроиться на временную или вахтовою  работу.  При этом на многие месяцы жёны оставались и остаются  без мужей, а дети без отцов!  Условия жизни и быта алатырцев явно не способствовали расцвету талантов и подъёму нравственности, так как людям нужно было просто  выживать и сохранять свои семьи. Численность жителей города начала стремительно уменьшаться!
         И как же мне хотелось, гуляя по улицам города, увидеть хоть что-то свидетельствующее о начале процесса возрождения города, а не просто строительство отдельных апартаментов некоторых разбогатевших алатырских нуворишей!
       Прошло несколько   лет, прежде чем я обнаружил первый общественно-значимый  объект, который начал восстанавливаться. К моему удивлению это был Свято-Троицкий монастырь, полуразрушенные корпуса  и стены   которого стояли заброшенными после пребывания в них разорившихся лыжной и табачной  фабрик. На моих глазах  человек, облачённый в чёрную монашескую одежду, в одиночку,  не обращая ни на кого внимания, старательно укладывал кирпич за кирпичом, возрождая древнюю обитель!
        На следующий год над восстановлением монастыря  трудилось уже несколько монахов. Начал благоустраиваться почти утративший свой первоначальный облик женский Киевско-Николаевский монастырь, стали  приводиться в порядок уцелевшие церкви, ранее приспособленные под различные хозяйственные нужды.  Постепенно город начал как бы всё больше и больше оживать: вновь начали асфальтировать дороги, строить муниципальное жильё, возводить и реконструировать объекты социального и культурного назначения. Особенно эти перемены стали заметны в последние пять-шесть лет. Были построены:  автомобильный мост через реку Сура, новый железнодорожный вокзал, физкультурно-спортивный  комплекс, Дом правосудия,  детский парк «Сказка» и детские игровые городки. Город неоднократно становился победителем конкурса «Самый благоустроенный город Чувашской республики». 
      Руководство города взяло курс на развитие Алатыря, как культурно-исторического  православного центра, в котором  должна найти себе место и современная промышленность. Это означает, что в качестве локомотива, способного двинуть экономику города вперёд, выбрана в  первую очередь сфера  услуг, которая должна будет базироваться на обслуживании паломников, посещающих местные христианские святыни, церкви и монастыри, а также туристов, приехавших в Алатырь с целью  ознакомиться с его достопримечательностями, просто отдохнуть  или принять участие в каких-либо праздничных, спортивных и развлекательных мероприятиях. 
      Что же касается «большой» промышленности, то, учитывая ситуацию в России, вряд ли можно будет ожидать   её достаточно скорого появления в городе, да и современные технологии и производства становятся всё более и более компьютеризированными и безлюдными.  Поэтому в промышленно-развитых странах всё меньше и меньше рабочих рук становятся занятыми непосредственно в создании  материальной продукции, включая сельскохозяйственную.   Людские ресурсы, в основном, перетекают в сферу услуг, которая далеко не всегда может обеспечить всех желающих   достойной работой,  что вызывает социальную напряжённость, бунты и беспорядки на улицах городов. В деле создания рабочих мест мелкое производство, в том числе занимающееся переработкой сельскохозяйственной продукции и изготовлением различных  сувениров, явно имеет преимущество, хотя, конечно, от привлечения инвестиций в создание крупных предприятий с современными технологиями отказываться не следует. 
       Старанием руководства Русской православной  церкви и радением её выдающихся служителей восстановлены большинство алатырских церквей, началась духовная жизнь в Киево-Николаевском женском монастыре, устремилась к небу 83-метровая колокольня Свято-Троицкого монастыря, который, фактически отстроен заново и  имеет все шансы стать выдающимся творением человеческой мысли. В монастыре находятся две чудотворные иконы и чудодейственный источник, проводятся все церковные службы и принимаются паломники со всей России и из-за рубежа, поток которых увеличивается год от года. В 2001 году его посетил      Патриарх Московский и всея Руси Алексий.
     Религиозная значимость Алатыря  стала явно выходить за пределы республики Чувашия, Поволжья и даже России! 
     Надо сказать, что в городе немало достопримечательностей, которые могут  заинтересовать  и обычных туристов! В Алатыре имеются около 90 памятников, представляющих  историческую и культурную  ценность: большой дендрологический парк, где растут более 500 видов деревьев и кустарников; художественный и краеведческий музеи; ещё можно отыскать старинные деревянные дома с резными наличниками и побродить по улочкам, которые сохранили вид пятидесятых годов прошлого столетия. В окрестностях города шумят дубравы, гордо высятся корабельные сосновые боры, волнуется степное  разнотравье,  мерцают таинственной гладью задумчивые лесные озёра.  А зимой любителей лыж  порадуют своим разнообразием рельефа  склоны и косогоры  сурской поймы. Ежегодно в городе проводится Всероссийский фестиваль народного творчества «Звучи российская глубинка» и Православный фестиваль рождественских ледяных фигур. Однако этого мало для массового привлечения туристов.  Нужно иметь хорошие гостиницы, дороги, освещённые лыжные трассы, подъёмники и другие объекты инфраструктуры туристического бизнеса, которые в наше время без привлечения частного капитала и федеральных бюджетных средств построить очень сложно.
       Одним словом, требуется приложить много усилий, чтобы первый автобус с туристами прошуршал шинами по улицам города!
      Надо сказать, что алатырцам не привыкать принимать  исторические вызовы и находить силы и способы правильно отвечать на них! Я верю, что и в этот раз нужные решения будут ими найдены! 
             
               
                Сентябрь  2011 года.